Педагогическая статья "Формирование экологической культуры в инклюзивном классе"
статья (1, 2, 3, 4 класс)
В настоящее время экологическое образование и воспитание в школе становится все более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Экологическое воспитание — проблема актуальная. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на Земле. Поэтому, одной из задач экологического образования детей с ОВЗ является развитие эмоциональной сферы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_statya.docx | 23.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование экологической культуры в инклюзивном классе
В настоящее время экологическое образование и воспитание в школе становится все более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Экологическое воспитание — проблема актуальная. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на Земле. Поэтому, одной из задач экологического образования детей с ОВЗ является развитие эмоциональной сферы.
Дети с ограниченными возможностями здоровья познают мир с открытой душой и сердцем. И то, как они будут относиться к этому миру, научатся ли быть рачительным хозяевами, любящими и понимающими природу, воспринимающими себя, как часть единой экологической системы, во многом зависит от педагогов, участвующих в их обучении. Экологическое образование способствует воспитанию у детей с ОВЗ правильного отношения к окружающему, отношения к людям, к природе и к самому себе, что впоследствии становится стержнем и показателем нравственного воспитания ребенка.
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием следует понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического мировоззрения оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на тематических занятиях, праздниках, беседах, творческой и трудовой деятельности. Эти экологические знания на протяжении определенного времени переводят в убеждения, доказывая ребятам на интересных примерах необходимость жить в гармонии с природой. Знания, переведённые в убеждения, формируют экологическое мировоззрение.
Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию, тем раньше мы увидим ее результативность.
Блок опорных экологических знаний изучается младшими школьниками в курсе Окружающий мир. Одной из форм работы является беседа. Беседа должна быть короткой, достаточно содержательной, интересной, разнообразной. Иначе, ежедневные нравоучения быстро наскучат воспитанникам, не принесут никакой пользы. Во время проведения беседы необходимо вызвать эмоциональный отклик в душе воспитанника. Дети должны высказать своё отношение к увиденному – сломанному дереву, разбросанному мусору, сорванному и брошенному букету цветов, подожжённой траве, красивому пейзажу, распустившемуся цветку, пению птиц.
Актуально убрать из формулировок правил поведения в природе частицу «не», чтобы присутствовала положительная мотивация. Вместо «не ломай ветви деревьев и кустарников» - «береги ветки деревьев и кустарников»; «не разоряй гнёзда птиц» - «береги гнёзда птиц от разорения».
Большое внимание уделяется наблюдениям за изменениями в природе. Чтобы дети видели очевидные изменения и радовались первому дождю, снегу, первому листочку.
Покажем, какие используем мы приёмы и методы в процессе обучения учащихся начальных классов математике, русскому языку, чтению, технологии.
Например, на уроках математики можно использовать задачи, содержащие экологическую информацию:
- Все знают, какую большую роль птицы играют в охране леса от вредных насекомых. Подсчитано, что одна пара поползней приносит птенцам за день около 300 гусениц; дятлы - в 3 раза больше, чем поползни, а скворцы в 5 раз больше поползней. На сколько больше гусениц приносят своим птенцам скворцы, чем дятлы? Что будет с лесом, если погибнет большая часть птиц?
- В путешествие отправились 26 человек. Сколько погибнет цветочков, если каждый сорвет по 3 цветочка?
Элементы экологического образования могут иметь место на любом этапе урока русского языка, например:
- Многие словарные слова обозначают названия растений, животных (медведь, ворона, воробей, желудь, заяц) Можно предложить учащимся рассказать все, что они знают о том или другом представителе природы, установить природные связи между объектами, обозначенными этими словами. Например, как связаны между собой в лесу желудь, мышь, сова?
- При изучении русского языка в начальных классах проводится работа по развитию речи. Учитель может предложить учащимся следующие задания экологического содержания: объяснить значение пословиц («Много снега - много хлеба», «Много леса – береги, мало леса - посади», «Лес и вода - брат и сестра»).
Большими возможностями для осуществления экологического образования обладают уроки чтения и учебники по чтению, в частности «Книга для чтения» (составитель В. Г. Горецкий). В этих учебниках содержится большое количество произведений писателей-натуралистов Г. Скребицкого, Б. Чарушина, И. Соколова-Микитова, М. Пришвина, В. Бианки и других.
Практика показывает, что учащиеся с ограниченными возможностями здоровья положительно относятся к урокам трудового обучения. На них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, но возможности. Например, во время работы над аппликацией «Полевые цветы», учащиеся дополнительно узнают: какие бывают полевые цветы, время их цветения, какой цветок какого цвета, формы, размера, какое имеют значение для человека. Все занятия нужно проводить в игровой форме. Игра вызывает эмоциональную и творческую активность даже у самых закомплексованных детей.
Экологическое образование и воспитание является одним из направлений работы нашей школы. Мы являемся активными участниками природоохранных операций разного уровня. Ежегодно проводим такие акции, как «Покормите птиц зимой». Развешиваем на территории школы кормушки и подкармливаем птиц в течение зимнего периода. Ребята понимают, что птицам зимой без нас не выжить. Школьники участвуют в ежегодных субботниках.
Традиционной экологической работой стало участие учащихся в проекте по оформлению территории школы газонами, цветочными клумбами. Работа начинается весной с подготовки, посадки и выращивания цветочной рассады учащимися. Летом ухаживаем за клумбами, наводим порядок. А с июля по август радуем себя и жителей села цветущими газонами.
В нашей школе проводятся такие экологические мероприятия как «Осень, осень, в гости просим», «День Земли», «День воды», «День птиц», "Мы учимся у природы". Ребята, с большим удовольствием, включаются в организацию праздников: разучивают стихи, рисуют рисунки, инсценируют сценки. Все это в конечном итоге содействует становлению личности ребёнка, развитию их способностей, определению жизненной перспективы и экологическому просвещению.
Организуются конкурсы рисунков, классные часы, экологические игры, викторины. Вновь начинает возрождаться такая весьма распространенная раньше форма работы, как сбор макулатуры.
Экологическое воспитание подрастающего поколения – одна из основных задач в данный момент. Это трудная, но интересная работа. Возможностей здесь много. Результат такой работы – благодарность родителей и желание детей сделать свою школу, улицу, город, Родину чистой и красивой. Решая задачи экологического образования детей с ООП, в первую очередь, формировать систему знаний о природе, научить понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями. Экологическое воспитание детей с ООП охватывает различные виды деятельности и если проводить в системе, работа даст положительный результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выступление на педагогическом совете "Формирование экологической культуры младшего школьника"
Данный материал раскрывает систему работы учителя по формированию экологической культуры младшего школьника при работе по УМК "Начальная школа XX Iвека"...
Базулина И.В, кандидат педагогических наук, ГОУ Школа №436 Санкт-Петербург Проблема развития основ экологической культуры учащихся начальной школы на современном этапе образования
Проблема развития основ экологической культуры учащихся начальной школы на современном этапе образованияВ данной статье изложены теоретические и методические аспекты проблемы развития основ экологичес...
Педагогический проект «Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности».
Обобщение педагогического опыта....
Педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников
Культура технократического общества привела человечество к кризису. Но к ней же мы обращаемся и в надежде изменить ситуацию. В наше время человечество постоянно сталкивается с тяжелыми последствиями н...
СТАТЬЯ В СБОРНИК МОРДОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА "Модель формирования экологической культуры младших школьников в условиях гуманитарной гимназии"
СТАТЬЯ В СБОРНИК МОРДОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА "Модель формирования экологической культуры младших школьников в условиях гуманитарной гимназии"...
Развитие экологической культуры учащихся начальных классов посредством экологических акций
Экологические акции являются эффективным средством решения задач экологического воспитания младших школьников...