Выступление на ШМО начальной школы по теме: "Интеллектуальные игры для школьников"
учебно-методический материал (4 класс)

Ерофеева Наталья Станиславовна

 С  помощью интеллектуальных игр можно сделать  обучение школьников не только полезным, но еще и интересным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnye_igry.docx16.28 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальные игры для школьников.

Повышению качества образования сегодня уделяется много внимания. Каждый день разрабатываются новые программы и проекты. Большую роль при этом играют интеллектуальные игры для школьников. С их помощью можно сделать обучение школьников не только полезным, но еще и интересным.

Проводятся интеллектуальные игры в школе с целью развития у детей любознательности, эрудиции, формирования правильного мировоззрения. Дети больше увлекаются изучением какого-либо предмета и учатся работать над собой. Часто интеллектуальные игры помогают закрепить пройденный материал и лучше его запомнить. К таким играм относятся всевозможные викторины. Они могут быть различной направленности. Вводятся они на любом этапе изучения материала.

Проводятся интеллектуальные игры для старшеклассников и для ребят младших классов. Они различаются в зависимости от возраста. У маленьких ребят только начинает развиваться память, внимание и мышление, поэтому так важно проводить с ними интересные уроки, которые будут проходить с пользой и развивать в них интерес в той или иной области. Такие игры хорошо развивают умственные способности, память, мышление, воображение и т.д.

Существует большое количество различных игр и приемов, каждый из которых направлен на определенный результат. Ребенок учится анализировать, сравнивать и классифицировать многие вещи. Есть некоторые названия интеллектуальных игр для школьников, по которым уже можно понять, что нужно будет делать.

Маленькие дети наивные и открытые. Их не трудно обмануть, ведь они всему верят. Чтобы научить их самостоятельно мыслить и рассуждать, можно проводить направленные на это мероприятия. Сценарии интеллектуальных игр для школьников может продумать и составить их учитель в школе. Одним из хороших вариантов будет игра «правда-неправда». Суть ее в том, что детям на уроке будут называться несложные фразы, часть которых содержит правду, а часть нет. Дети должны различить, где ложь. Например, это могут быть такие фразы, как: «зимой холодно» и «ночью светит солнце». Сначала следует задавать легкие вопросы, на которые дети легко ответят. Постепенно вопросы можно усложнять. При этом у детей нужно спрашивать, почему именно так. Постепенно они смогут сами рассуждать даже на сложные темы. Проводить такие занятия можно и дома.

Полезно проводить интеллектуальные игры для школьников младшего возраста на ассоциации. Для этого ребенку нужно называть какое-либо общее слово, а он должен будет назвать все, что к нему может относиться. Например, общим словом может выступать «дом». Детям нужно четко объяснить, что именно от них требуется. Как вариант, можно нарисовать дом и сказать детям, они должны назвать, с чем он ассоциируется, и какие предметы в нем есть.

Существует множество интеллектуальных игр в школе. Так, для развития памяти и внимания можно предложить детям дорисовать рисунок, запомнив предварительно, что на нем должно быть обозначено. Еще одним хорошим вариантом будет предложение придумать рассказ по какой-либо картинке. Этот прием позволит развивать воображение и узнавать много нового. В дальнейшем такие игры помогут детям лучше справляться с поставленными задачами, а также быстрее научат справляться с многими жизненными ситуациями.

Почему же играть в интеллектуальные игры здорово?

  1. Мало где можно получить опыт командной работы, когда твою случайную идею кто-то услышал и дополнил, а потом кто-то достроил логическую цепочку, а кто-то вспомнил нужный факт и вдруг родилась правильная версия. И трудно сказать, от чего больше радости – от полученного ответа или от того, что тебя услышали, поняли, поддержали. Делать что-то вместе очень здорово и этот опыт переносится потом с развлечений на серьезные дела.
  2. По интенсивности положительных эмоций мало что сравнится с радостью озарения. А за час игры озарение приходит не один раз.
  3. Вам гарантированно будет что вспомнить о вечере, проведенном за игрой. Много событий, много впечатлений и ярких переживаний.
  4. Одна из самых замечательных вещей в таких играх – вы узнаете ответы сразу. Нерешенные вопросы не будут зудеть у вас в голове и отвлекать потом неделю. Сыграли и мгновенно узнали где были правы, схватились за голову, как все было просто, а вы не догадались, обсудили свою версию, которая не хуже авторской, похвалили одни вопросы и покритиковали другие. И все, игра завершилась.
  5. Это не так важно, но безусловно интеллектуальные игры дают разминку уму. Поначалу это отразится только на том, что вы станете лучше играть в интеллектуальные игры. Но со временем вы почувствуете, что и вне игры думается легче, легче вспоминаются факты, вы стали больше доверять интуиции.
  6. Многие начинают играть с комплексом отличника, чувствуя себя неудачниками если не решат все задания. Но как определить победителя, если все команды ответят на все вопросы? Мы стараемся так подбирать задания, чтобы команды отгадавали только 70-80% заданий. Игра учит радоваться каждому ответу. Даже если вы участвуете в соревновании – не стоит пытаться изо всех сил обойти другие команды, лучше сосредоточиться на том, что происходит в вашей.
  7. Это не единственный, но безусловно действенный способ перезагрузки, причем и интеллектуальной, и душевной.

Конечно, увлеченные игроки не подсчитывают все эти бонусы. Обычно начинаешь играть из любопытства, а потом уже просто не можешь не играть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании начальной школы по теме "Как помочь младшему школьнику овладеть своим поведением"

Младший школьный возраст – от 7 до 11 лет, связан со значительными изменениями в психологическом облике ребенка.Важнейшим этапом этих преобразований является  появление новых форм осознанного пов...

Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

Олимпиады и интеллектуальные игры в начальной школе как условия социального становления младшего школьника

Влияние олимпиад, интеллектуальных игр на развитие памяти, внимания ,социальной адаптации младшего школьника...

Выступление на ШМО учителей начальной школы и воспитателей гпд. "Игра - важное средство воспитания и всестороннего развития детей младшего школьного возраста".

В игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребёнка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер....

Внеурочная программа игровой деятельности. Тема: Интеллектуально - познавательные игры. Экологическая игра «Крестики-нолики»

Знакомство с интеллектуально-познавательными играми в 1 классе  прошло на примере экологической игры "Крестики-нолики"...