Основные педагогические технологии инклюзивного образования
статья
данный материал поможет в работе дефектологам, психологам, учителям и педагогам дополнительного образования, которые работают с детьми с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_osnovnye_pedagogicheskie_tehnologii_inklyuzivnogo.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Вечерняя Ю.В., педагог дополнительного образования,
ГБУ ДО ДДТ Красносельского района Санкт-Петербурга
«Основные педагогические технологии инклюзивного образования»
Организация совместного обучения очень разных детей требует от учителя перестройки методов и тактики. Это и есть основа инклюзивного образования.
Цель деятельности учителя, реализующего инклюзивную практику, - создать оптимальные условия для развития потенциала каждого ребенка, обучающегося в инклюзивном классе. Для достижения этой цели учитель в своей профессиональной деятельности ставит и решает особые профессиональные задачи, в чем-то очень похожие на привычные, а в чем-то - совершенно новые:
- Определение категории детей в классе, которым необходимо создавать специальные образовательные условия.
- Организация в классе доступной среды в зависимости от потребностей конкретных детей класса, среди которых могут быть дети с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательной системы, когнитивной сферы.
- Создание в детском коллективе атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого из детей.
- Освоение современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы, а также их адекватное применение согласно возможностям и потребностям обучающихся.
- Адаптация имеющихся или разработка новых необходимых учебных и дидактических материалов
- Освоение и использование адекватных возможностям детей способов оценки учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.
- Организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.
Описанные выше задачи показывают, что работа учителя в инклюзивном классе специфична и требует освоения новых профессиональных умений.
Инклюзивное образование требует реализации индивидуального подхода к каждому ребенку. Педагогу легче подобрать форму и содержание работы, распределить свои силы и детей, если он будет конкретизировать цель и задачи деятельности для каждого ученика и всех вместе.
Подбирать материал по теме урока и наглядные средства к нему следует с учетом особенностей детей.
Проектирование образовательного процесса, построение индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ - достаточно сложная задача для одного учителя инклюзивного класса.
Привлечение к этой работе координатора по вопросам инклюзивного образования, специалистов психолого-педагогического сопровождения - педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, социального педагога, тьютора, учителей-предметников, воспитателей и, что очень важно, родителей - является необходимым для достижения поставленной цели.
Поддержка администрации, создание условий для инновационной деятельности - еще один ресурс учителя. Только при целенаправленной работе администрации школы по формированию инклюзивной культуры, выстраиванию инклюзивной политики может состояться инклюзивная практика, которую реализует педагог.
Немаловажную роль в качестве дополнительного ресурса для профессионального роста, методической и психологической поддержки учителя играет возможность тесно сотрудничать со специалистами ресурсного психолого-педагогического центра.
Разрабатывая индивидуальную образовательную программу для ребенка с ОВЗ, команда учителей и специалистов психолого-педагогического сопровождения определяет, какие показатели будут являться критериями его достижений. При этом используются уже разработанные показатели динамики развития и освоения образовательной программы для всех детей, обучающихся на той или иной ступени. Например, планируемые результаты начального общего образования. А исходя из возможностей обучающихся, формулируются критерии индивидуального продвижения каждого ребенка - как в освоении основной образовательной программы, так и в формировании навыков, необходимых для успешной социализации.
На помощь педагогу, осваивающему азы инклюзии, приходят специальные технологии.
- Технологии инклюзивного образования
- Технологии организации инклюзивного образовательного процесса
Особенностью инклюзивного образования является то, что учитель учитывает разнообразие детей в классе, их особенности, возможности, интересы. В связи с этим возникает необходимость менять формы, методы и технологии работы.
Учет индивидуальных особенностей можно осуществить, если объединить детей в группы по схожим признакам.
Основные формы занятий, зависящие от количества участников процесса:
- Индивидуальное обучение - индивидуальные задания на уроке, задания на дом.
- Парное взаимообучение (стабильные пары или пары сменного состава) — объясняют друг другу какой-либо вопрос, защищают свою тему, оценивают результаты работы товарища.
- Групповая работа - обучение внутри группы: объяснение материала, обсуждение, оценка работы, выступление.
- Фронтальное обучение всего класса.
Следуя общим правилам и способам организации учебной деятельности на уроке, учитель инклюзивного класса должен помнить и учитывать тонкости включения в работу ребенка, у которого отмечаются особенности познавательной деятельности, поведения, коммуникации.
Учитель, создающий сценарий урока, должен помнить и понимать следующее:
- При организации индивидуальной работы на уроке - выполнения задания на карточке, индивидуального задания в тетради - необходимо учитывать желание ребенка с ОВЗ «быть как все», выполнять задание вместе с одноклассниками.
- Взаимное (парное) обучение считается одним из ведущих технологий инклюзивного образования в школе. Это ситуация, когда один ученик учит другого под наблюдением учителя.
Включение ребенка с трудностями в обучении и поведении в парную работу должно происходить постепенно.
Включение ребенка с ОВЗ в групповую работу также носит постепенный и последовательный характер. Основными критериями эффективности групповой работы на уроке будет ориентация на согласованность, взаимовыручку, поддержку, совместное принятие решений, выработку компромиссных решений по выходу из ситуаций и т.д. Эти же критерии становятся ведущими не только на уроках, но и на внеклассных, общешкольных мероприятиях, постепенно приводя к изменению уклада в школьном коллективе.
При организации групповой работы на уроке очень важна позиция самого учителя и его помощников - тьютора, учителя-дефектолога. Для учителя и тьютора очень важно во время выполнения детьми групповых заданий на уроке включаться в работу групп, проверять, все ли идет как надо, предотвращать конфликтные ситуации. При подготовке к уроку ассистент учителя может помочь в выработке тактики организации взаимодействия между детьми, подготовить необходимый раздаточный и вспомогательный материал. Учитель-дефектолог на групповых коррекционно-развивающих занятиях также формирует у «особого» ребенка навыки работы в группе, помогает учителю адаптировать содержание учебного материала по теме, организовывает опережающее изучение учебного материала.
- Технологии, направленные на развитие социальной компетенции детей
Одним из основных результатов инклюзивного образования является формирование жизненных навыков или социальных компетенций (навыков взаимодействия, взаимопомощи, продуктивной деятельности и т. д.).
Среди технологий, направленных на повышение социальной компетенции, можно выделить три типа:
- Прямое обучение социальным навыкам;
- Организация групповых видов активности;
- Формирование социальных навыков через подражание.
При прямом обучении социальным навыкам учитель обучает детей правильному поведению через правила и примеры.
Перед тем как дети приступают к работе фронтально или по группам, учитель может обсудить в классе правила взаимодействия детей друг с другом.
Очень важно научить детей договариваться о правилах, если возникает конфликтная ситуация. Обсуждается, как вести себя каждому ребенку, что принять за основу. Учитель может регулировать этот процесс взаимодействия. Многие правила можно вводить при помощи символических знаков.
Учителям и специалистам, работающим в инклюзивном классе необходимо знать:
- Правила должны быть просты и понятны ребенку и не противоречить друг другу.
- Правила нельзя вводить длинным списком.
- Одновременно можно принять в классе одно-два правила. Следующие можно вводить только после того, как усвоены уже принятые правила.
- Ребенок лучше усваивает правило, когда контролирует другого человека, будь то взрослый или ребенок.
- Если правило нарушил взрослый человек, это следует отмечать так же, как если его нарушил ребенок.
- Надо хвалить учащихся за выполнение правил. Ребенок обязательно должен получать положительные подкрепления своей деятельности.
При организации групповых видов активности учитель:
- планирует групповую активность детей, способствующую их эффективному социальному взаимодействию;
- выбирает участников для группы (т.е. детей с ОВЗ и социально компетентных сверстников);
- контролирует и корректирует групповую активность.
Формирование социальных навыков через подражание предполагает взаимообучение детей: более компетентный в какой-то области ребенок становится примером для подражания другим детям.
Считается, что обучение не в однородных, а в гетерогенных группах более эффективно.
- Технологии оценки результатов учебной деятельности
Одним из ключевых вопросов при разработке и реализации адаптированной образовательной программы является проектирование методов и форм оценки результатов учебной деятельности особого ребенка в инклюзивном классе.
Важнейшими показателями эффективной работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения будет положительная динамика развития ребенка, прогресс в освоении образовательной программы, формирование социальной компетентности.
При этом содержание оценки «движения» ребенка в определенный период времени напрямую связано с теми задачами, которые поставили учитель, родители и специалисты сопровождения при разработке индивидуальной образовательной программы.
Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих принципов:
- Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. При этом итоговая отметка может быть выставлена как обобщенный результат накопленных за период обучения отметок.
- Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
В случае включения в образовательный процесс ребенка с нарушениями развития бывает необходимо разделить общие критерии оценки работы на более мелкие, локальные.
В каждом конкретном случае учитель сообщает ребенку, по какому критерию будет оцениваться работа, а также сообщает эти критерии тьютору и родителям.
- Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка.
- Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
В текущем оценивании используются субъективные, или экспертные, методы (наблюдения, анализ продуктов внеучебной деятельности, самооценка, мнение о продвижении ребенка со стороны его родителей, тьютора и др.) и объективизированные методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся.
Предметом оценки выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения, а также мера осознанности каждым обучающимся особенностей его собственного процесса обучения.
Наряду с интегральной оценкой (за всю работу в целом) используется дифференцированная оценка (вычленение в работе отдельных аспектов), а также самооценка и самоанализ обучающихся.
Выбор формы текущего оценивания определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, конкретными учебными задачами, целью получения информации.
- Технология взаимодействия учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения
Учитель является полноправным участником междисциплинарной команды специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, его семьи, других участников образовательного процесса. Основной формой взаимодействия всех специалистов является школьный психолого-педагогический консилиум.
Учитель обращается с запросом к специалистам, которые проводят углубленное обследование ребенка и составляют предварительные рекомендации для его эффективного обучения. После чего специалисты рекомендуют родителям обследовать ученика в рамках психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и получить рекомендации по организации для него специальных образовательных условий. Эти рекомендации - официальный документ для родителей и школы, на основе которого более детально будет планировать образовательный процесс.
Далее специалисты разрабатывают индивидуальную образовательную программу (ИОП), в основу которой может быть положена адаптированная образовательная программа, разработанная для обучения определенных категорий детей.
Плановые заседания консилиума, как правило, связаны с оценкой динамики развития, адаптации в социуме и продвижения ребенка в области освоения образовательной программы.
Таким образом, инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной социальной политики России.
В связи с тем, что инклюзивное образование гарантирует создание необходимых условий для получения качественного обучения и воспитания любого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, оно становится все более привлекательным для родителей детей с особыми возможностями здоровья.
Список использованных источников литературы и электронных ресурсов:
- Алёхина С.В. Инклюзивное образование: От образовательной политики к
образовательной практике // Психолого-педагогические основы
инклюзивного образования: коллективная монография / Отв. ред. С.В. Алёхина. М.: МГППУ, Буки Веди. С 5-19.
- Алёхина С.В. Подготовка педагогических кадров для инклюзивного образования // Педагогически журнал. 2013. № 1 (44). С. 26-32.
- Данилова Е.Н., Ядов В.А. Педагогика и психология инклюзивного
образования. СПб, 2002.
- Загумённов Ю.Л. Инклюзивное образование: путь в будущее. 2008.
- Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И. и др. Разработка
специального федерального государственного образовательного стандарта (СФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции //Вестник практической психологии образования. 2011. № 1 (26). С. 22-29
- Митчелл Дэвид. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. М.: Перспектива, 2011.
- Инклюзивное образование в России. Юнисеф: Перспектива: МГППУ, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические технологии начального образования
Педагогические технологии начального образования...
Семинар «Современные педагогические технологии начального образования в контексте ФГОС второго поколения».
Презентация к выступлению на семинаре "Современные педагогические технологии начального образования в контексте ФГОС второго поколения"...
Основные педагогические технологии инклюзивного образования в рамках реализации ФГОС
Одно из требований к современному образованию заключается в том, что оно должно стать гуманистически ориентированным, рассматривать человека как основную ценность, быть направленным на развитие личнос...
Востребованные технологии инклюзивного образования
Данная работа может являться методической помощью для учителя в организации индивидуальной и групповой учебно-познавательной деятельности в процессе обучения. Целью является формирование компете...
Тест «Современные технологии инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» (с ответами)
Тест «Современные технологии инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» (с ответами)...
«Использование современных педагогических технологии в образовании детей с ОВЗ»
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).Определение «педагогическая технология» - множество, но мы о...
Технологии инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях ФГОС
С каждым годом неуклонно увеличивается число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов. В настоящее время одной из основных проблем ...