Русский язык в современном мире
статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Русский язык в современном мире
Русский язык является одним из славянских (а точнее говоря — восточнославянских) языков, принадлежащих наряду с германскими, романскими, балтийскими, индийскими и другими к индоевропейской языковой семье.
В 1992 г. приблизительно 285 млн. человек считали русский язык родным или вторым родным языком (такова была численность населения СССР к тому времени). Сегодня, по оценкам специалистов, их число за счет естественной убыли населения меньше на 35-40 млн. человек. В него входят: около 145,3 млн. жителей России; 19,2 млн. русских, проживающих, по данным последних переписей населения, в странах СНГ и Балтии; остальные — это бывшие советские граждане других национальностей и русская диаспора за рубежом. Еще приблизительно 180 млн. человек владеют или стремятся овладеть русским языком как иностранным. Таким образом, сегодня на русском языке в мире говорят 420-460 млн. человек (7,75% населения Земли). Что же представляет собой русский язык в настоящее время?
Русский язык в Российской Федерации
В соответствии со статьей 68 Конституции Российской Федерации русский язык является государственным языком Российской Федерации на всей ее территории. В Советском Союзе понятие "государственный язык" не использовалось, а русский язык имел статус языка межнационального общения. Закон РСФСР «О языках народов РСФСР», принятый в 1991 г., гласит: «Русский язык, являющийся основным средством межнационального общения народов РСФСР, в соответствии со сложившимися историко-культурными традициями, имеет статус государственного на всей территории РСФСР». За русским языком закреплены все необходимые для государственного языка социальные функции – в сфере делового общения, образования, науки, в средствах массовой коммуникации, в судопроизводстве и т.д.
Свой высокий статус русский язык получил не случайно. Современный русский язык – это, прежде всего, язык русского народа, составляющего 80,58% населения Российской Федерации. Это язык народа, имеющего более чем тысячелетнюю историю, культуру и письменность, многовековой опыт государственного и культурного строительства, освоения новых земель и хозяйствования, огромные достижения в области науки и техники.
На русском языке создавали свои произведения величайшие писатели и поэты – А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, A. П. Чехов, А. М. Горький, М. А. Булгаков, М. А. Шолохов, А. И. Солженицын; выдающиеся ученые – М. В. Ломоносов, К. А. Тимирязев, Д. И. Менделеев, И. П. Павлов, К. Э. Циолковский, И. В. Курчатов, B. И. Вернадский; крупнейшие философы – А. И. Герцен, Н. А. Бердяев, А. Ф. Лосев, П. А. Флоренский и многие другие.
Именно длительная и богатая событиями история русского народа оказала огромное влияние на развитие русского языка, определила его место среди других языков России в границах дореволюционного, советского и постсоветского периодов, а также среди языков других народов мира.
Поэтому русский язык изучается (наряду с родным) в начальных, средних и высших национальных школах — как средство общения с другими народами Российской Федерации, взаимного обмена опытом, приобщения к многонациональной российской и мировой культуре и науке.
В России русский язык выполняет следующие социальные функции:
1) является национальным языком русского народа, средством сохранения и передачи национальной культуры, мышления, поведения; очевидно, что сложение общей для народа системы смыслов, одинаковое понимание ключевых категорий культуры — добра, справедливости, правды — это основа национальной общности;
2) служит средством языкового единения многонационального государства, межнационального общения народов России;
3) является государственным языком, употребляемым в разных сферах общения (в науке, дипломатии, образовании).
Деятельность по поддержке, развитию, распространению и сохранению чистоты русского языка координирует, помимо законодательных актов, Совет по русскому языку при Правительстве Российской Федерации (в настоящем виде существует с 2000 г.). Он имеет статус совещательного органа, осуществляющего рассмотрение вопросов и подготовку предложений для правительства в области государственной языковой политики. В число задач Совета входят разработка предложений по улучшению подготовки специалистов, деятельность которых связана с профессиональным использованием русского языка; подготовка рекомендаций по развитию фундаментальных и прикладных исследований в области русского языка; содействие популяризации знаний о русском языке через средства массовой информации (СМИ).
Принципиально важным решением Министерства образования Российской Федерации является введение с 2000 г. как федерального компонента государственного образовательного стандарта для всех специальностей курса «Русский язык и культура речи». Этот курс предусматривает ознакомление студентов с особенностями всех стилей русского языка, с системой норм литературного языка в его устной и письменной форме. Большое внимание уделяется также этикету речевого поведения с учетом типичных ситуаций, в которых может оказаться выпускник в профессиональной сфере.
Для студентов, овладевающих специальностью «Связи с общественностью», государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования предусмотрены три объемных лингвистических курса: «Русский язык и культура речи», «Стилистика и литературное редактирование» и «Риторика и основы ораторского искусства» (последний курс является дисциплиной национально-регионального или элективного компонента стандарта).
Кроме того, в 2000 г. Министерством утверждены новые направления в обучении (в том числе и по русскому языку): «Филология» и «Лингвистика» (с двумя ступенями подготовки — бакалавра и магистра). Практическая и исследовательская деятельность магистра по направлению «Филология» сосредоточена в области гуманитарного знания, межъязыковой коммуникации, образования и культуры.
Предусматриваются углубленное изучение русского языка и особенностей его функционирования в синхроническом и диахроническом аспектах, освоение методологии, методики и практики научно-исследовательской работы в области русского языкознания, лингводидактических знаний и умений, необходимых для преподавания русского языка в высшей школе. Особо предусмотрена программа «Русский язык как иностранный», ориентированная на подготовку преподавателей русского языка для иностранных учащихся и студентов.
Магистр по специальности «Лингвистика» может осуществлять профессиональную деятельность в сфере лингвистического образования, межкультурной коммуникации и общественных связей; он готовится также к научно-исследовательской работе, а при усвоении соответствующей образовательной программы педагогического профиля – к педагогической деятельности. Программа, связанная с подготовкой по русскому языку, предусматривает углубленное изучение его истории и современного состояния.
В 1998 г. решением Министерства образования было восстановлено изучение русского языка в средних специальных (профессиональных) учебных заведениях. Задача курса состоит в том, чтобы помочь учащимся устранить пробелы в знаниях по русскому языку, закрепить практические навыки грамотного письма – и таким образом подготовить их к выполнению тех видов письменных работ, которые имеют место в этих учебных заведениях.
Несмотря на отмеченные выше позитивные моменты, связанные с положением русского языка в системе профессионального образования, остается еще много нерешенных вопросов в системе образования общего.
Среди проблем, особенно волнующих педагогов-русистов, можно отметить следующие:
- сокращение числа учебных часов, отведенных на изучение русского языка как родного в учебных планах средней школы, в частности отсутствие уроков по русскому языку в старших классах;
- преобладание в школьной программе регламентирующего аспекта (т.е. изучение только орфографических и пунктуационных правил) в ущерб творческим видам деятельности, работе над стилем, точностью изложения мыслей, что в крайней форме приводит к замене выпускного школьного сочинения исключительно тестовой формой контроля; введение курса риторики в школьную практику является одной из попыток исправить сложившуюся ситуацию;
- недоступность для нестоличных школьников, особенно учащихся малокомплектных школ (составляющих более половины школ России), современных справочников и словарей, в которых закреплена литературная норма, что может быть восполнено сегодня прежде всего развитием интернет-технологий в силу их большей финансовой доступности;
- перенос начального обучения письму из школы в дошкольные учреждения, а также в семью, что приводит к передаче этого важного момента в овладении письменной речью непрофессионалам, относит его на тот период, когда детская моторика еще не сформирована, и это влечет за собой развитие стойких форм дисграфии в широких масштабах;
- отсутствие современных учебных пособий по русскому языку, выполненных на том же полиграфическом уровне, что и по иностранным языкам.
Решать эти проблемы предстоит долгом – общими усилиями всех тех, кому дорог наш великий и могучий русский язык.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Активная познавательная деятельность учащихся на уроках русского языка средствами современных педагогических технологий
«Нет ничего такого в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком». ( К. Паустовский). Русский язык – один из самых трудных школьных предметов. Несмотря на то, что знани...
Научно-исследовательская работа на тему "Английский язык в современном мире"
Научно-исследовательская работа на тему "Английский язык в современном мире"...
Презентация "Английский язык в современном мире"
Презентация к научно-исследовательской работе на тему "Английский язык в современном мире"...
Роль английского языка в современном мире
В материале изложены основные причины изучения английского языка....
Доклад на тему: «Русский язык в современном мире»
Глава 4. Русский язык в странах дальнего зарубежьяРусский язык принадлежит к наиболее распространенным языкам мира. Согласно оценочным данным, русский язык по числу владеющих им занимает 3 место ...
Конспект занятия-лекции "Язык как средство общения. Язык как система. Русский язык в современном мире"
Лекционный материал по русскому языку для студентов 1 курса НПО....