Рабочая программа по ОРКСЭ 4 КЛАСС
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 КЛАСС УМК Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_po_orkse_moyo.docx | 37.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Основная школа г. Лысково
Рабочая программа по предмету
«Основы религиозных культур и светской этики»
(ОРКСЭ)
модуля «Основы православной культуры»
4 класс
на 2021-2022 учебный год
Составитель: Пешехонова Людмила Борисовна,
учитель начальных классов первой категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) на основе авторской программы Кураева А.В. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики», 2012 года.
Программа адресована обучающимся четвёртых классов общеобразовательных школ.
В соответствии с Федеральным базисным учебным образовательным планом на изучение курса «ОРКСЭ (основы православной культуры)» в 4 классе начальной школы отводится 1 час в неделю. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа – 34 учебных недели.
Цели курса:
- развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Задачи учебного курса:
- знакомство учащихся с основами православной культуры и светской этики;
- развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЕЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты:
- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
- осознание ценности человеческой жизни.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел I. Введение в православную духовную традицию (17 ч).
Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.
Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чём говорит религия.
Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.
Православная молитва, её происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.
Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.
Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.
Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.
Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.
Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.
Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.
Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.
Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.
Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.
Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.
Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.
Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.
Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.
Раздел II. Православие в России (17 ч.)
Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.
Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.
Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.
Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.
Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.
Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.
Таинство причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое причастие. Что такое церковное таинство.
Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.
Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы.
Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.
Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.
Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ
«ОРКСЭ (ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ)»
№ п/п | Наименования разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Введение в православную духовную традицию (17 ч) | ||||
1 | Россия – наша Родина. Стр. 4 - 6 | - понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - пользоваться условными обозначениями учебника; - различать способы и средства познания окружающего мира; - составлять монологическое высказывание о малой родине, с использованием конкретных примеров; - вступать в учебный диалог; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
2 | Культура и религия. Стр. 7 - 9 | - понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - сформулировать понятия культура и религия. - сравнивать и различать понятия культура и религия; - составлять монологическое высказывание; - задавать вопросы; - пользоваться условными обозначениями учебника; - работать в паре; - вступать в учебный диалог. | ||
3 | Человек и Бог в православии. Стр. 10 - 14 | - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - рассматривать иллюстрации учебника и извлекать из них полезную информацию; - работать с разными источниками информации; - работать в паре, высказывать свое мнение; - проследить воплощение божества в человеке; - осмыслить связь веры в Бога с понятиями совесть, доброта, любовь. - рассуждать на заданную тему (монолог, диалог); - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
4 | Православная молитва. Стр. 15 - 20 | - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - работать с учебником и другими источниками информации; - различать виды молитв; - выполнять творческие задания по заданной теме; - проследить изменение в образе жизни человека под влиянием божественной благодати на примере святых; - понять значение молитвы «Отче наш» для каждого верующего; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
5 | Библия и Евангелие. Стр. 21 - 26 | - понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - сформулировать понятия христианин, Библия, Евангелие; - работать со словарем; - работать с разными источниками информации (притчи); - выступать с сообщением о жизни Иисуса Христа; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
6 | Проповедь Христа. Стр. 27 - 32 | - понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить. - работать с разными источниками информации (притчами, текстами); - работать со словарем; - различать материальные и духовные богатства; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения; - вступать в диалог, вести дискуссию, находить компромисс, приходить к общему решению. | ||
7 | Христос и Его крест. Стр. 33 - 38 | - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - понимать символику креста; - осознать причины Боговоплощения; - работать со словарем; - работать с учебником, иллюстрациями, извлекать полезную информацию; - вступать в диалог со взрослыми; - высказывать свои предположения и доводы о том, почему Иисус Христос не уклонился от казни; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
8 | Пасха. Стр. 39- 44 | - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - рассказывать о семейных традициях празднования Пасхи; - раскрыть смысл пасхальных атрибутов (кулич, яйца); - высказывать свои суждения; - отвечать и задавать вопросы; - вступать в диалог; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
9 | Православное учение о человеке. Стр. 45 - 50 | - понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - сформулировать понятие о душе; - понимать смысл пословиц, поговорок, фразеологических оборотов о душе; - определять эмоциональное состояние души по художественному образу; - работать с разными источниками информации; - высказывать свое мнение; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
10 | Совесть и раскаяние. Стр. 51 - 57 | - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - оценивать поступки героев; - работать в парах над проблемными ситуациями; - работать с учебником, иллюстрациями; - понять структуру и значение раскаяния; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
11 | Заповеди. Стр. 58 - 60 | - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - понять значение заповедей; - сравнивать понятия убийство и воровство; - работать в группах; - проанализировать понятие «зависть» на примере сказки «О рыбаке и рыбке»; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
12 | Милосердие и сострадание. Стр. 61 - 66 | - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - сравнивать понятия «милосердие» и «дружба». - проанализировать различные виды текстов; - работать в мини группах; - работать с разными источниками информации (притчами); - вступать в диалог; высказывать свое мнение; - составлять синквейн к слову «ближний»; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
13 | Золотое правило этики. Стр. 67 - 69 | - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - сформулировать главное правило человеческих отношений; - сравнивать понятия «осуждение» и «не осуждение»; - вступать в дискуссию; - работать с дополнительной информацией; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
14 | Храм. Стр.70 - 75 | - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - понять, как устроен православный храм; - раскрыть смысл посещения храма; - составить правила поведения в храме; - высказывать свои суждения; - находить противоречия в иллюстрациях; - работать в парах, группах; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
15 | Икона. Стр. 76 - 81 | - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - сформулировать понятие об иконе; - понять значение элементов, изображенных на иконе; - сравнивать и различать иконы; - различать понятия «молиться иконе» и «молиться перед иконой»; - высказывать свое мнение; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
16 | Творческие работы учащихся. Стр. 82 | - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - распределить обязанности; - составить план работы; - подбирать текстовый и иллюстративный материал; - подготовить проект, оформить презентации. | ||
17 | Подведение итогов праздничного проекта. Стр. 83 | - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме; - адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | ||
Православие в России (17 ч) | ||||
18 | Как христианство пришло на Русь. Стр. 84 - 89 | - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - познакомиться с историей крещения Руси; - понять значение новой веры; - различать понятия «храм» и «церковь»; - понять смысл крещения; - работать с различными видами информации; - устанавливать связь между крещением Руси и изменением жизни населения; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
19 | Подвиг. Стр. 90 - 92 | - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - обсудить понятие «подвиг»; - различать виды подвига; - работать с понятием «подвижник». - высказывать свое мнение; - работать с учебником, дополнительной литературой; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
20 | Заповеди блаженств. Стр.93 - 98 | - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - рассуждать на заданную тему; - работать со словарем; - понять смысл заповедей блаженств; - работать с учебником, иллюстрациями; - вступать в диалог; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
21 | Зачем творить добро? Стр. 99 - 102 | - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - понимать причины, по которым человек не стал эгоистом; - работать со словарем; - отразить в рисунке виды крестов: Христов, Петров, Андреевский; - рассуждать и высказывать свое суждение; - работать с различными видами информации; - работать в парах над притчей «О дикаре и царе»; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
22 | Чудо в жизни христианина. Стр. 103 - 105 | - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - осмыслить понятие Св. Троицы; - сформулировать понятие добродетели «вера, надежда, любовь»; - работать с текстом учебника, иллюстрациями; - выполнить творческую работу и ее обсудить; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
23 | Православие о Божием суде. Стр. 106 - 111 | - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - рассуждать на заданную тему; - понимать ответственность за свои поступки; - осознать, что любой человек - посланник Бога на земле; - работать с различными литературными жанрами (притчи, легенды); - работать в мини группах (парах); - работать с иллюстрациями, извлекать из них нужную информацию; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
24 | Таинство причастия. Стр.112 - 118 | - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - усвоить, что в таинстве Причастия, Христос дал людям Своё тело и кровь; - понять смысл и значение Причастия; - рассуждать на заданную тему, вступать в диалог; - устанавливать связь между Причастием и Литургией; - работать с учебником, иллюстрациями; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
25 | Монастырь. Стр. 119 - 124 | - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - сформулировать понятие «монах» и «монастырь»; - сравнивать образ жизни мирянина и монаха; - выяснить причины принятия пострига; - выяснить призвание монаха; - рассмотреть стадии становления монашества; - работать с учебником, иллюстрациями; - задавать вопросы и отвечать на них; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
26 | Отношение христианина к природе. Стр. 125 - 128 | - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - понять, что природа – это дом для человека и Божий храм; - осознать ответственность за сохранение природы и мира; - сформулировать понятие «христианское милосердие»; - работать с разными видами текстов, дополнительной литературой; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
27 | Христианская семья. Стр.129 - 132 | - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - рассмотреть основы создания христианской семьи; - изучить атрибуты содержание венчания; - понять смысл обручального кольца и венца; - осознать роль традиций в семейной жизни; - задавать и отвечать на вопросы; - работать с разными видами источниками информации; - работать в парах, группах с иллюстрациями; - рассуждать, высказывать свое мнение; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
28 | Защита Отечества. Стр.133 - 138 | - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - понять в чем состоит первостепенная миссия православного человека (христианина); - составить синквейн к слову «родина»; - работать с разными источниками информации (пословицы, иллюстрации); - участвовать в викторине «Святые защитники Родины»; - работать с учебником; -приводить исторические примеры героизма при защите Отечества; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
29 | Христианин в труде. Стр.139 - 141 | - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - осознать первые грехи в истории человечества; - работать с учебником, словарем, дополнительной литературой (Библией); - работать в парах; - выяснить какой труд вреден, а какой радует Бога; - рассуждать, высказывать свое мнение о понятии «работать на совесть»; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
30 | Любовь и уважение к Отечеству. Стр. 142 - 144 | - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах; - производить поиск и отбор необходимой информации; - участвовать в диалоге, высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека, выражать свои мысли; - воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
31 | Святыня православия, ислама, буддизма, иудаизма. | - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - производить поиск необходимой информации для выполнения заданий; - участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства, сотрудничать в совместном решении задачи; - воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
32 | Основные нравственные заповеди православия, ислама, буддизма, иудаизма, светской этики. | - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - производить поиск необходимой информации для выполнения заданий; - участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства, участвовать в диспутах и уметь слушать собеседника; - воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
33 | Российские православные, исламские, буддийские, иудейские, светские семьи. | - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - производить поиск необходимой информации для выполнения заданий; - участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства, участвовать в диспутах и уметь слушать собеседника; - воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
34 | Отношение к труду и природе в православии, исламе, буддизме, иудаизме, светской этики. | - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - производить поиск необходимой информации для выполнения заданий; - участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства, участвовать в диспутах и умение слушать собеседника; - воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | ||
Итого: 34 часа |
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Данилюк А.Я., Емельянова Т.В., Марченко О.Н., Мацыяка Е.В., Обернихина Г.А., Савченко К.В. Основы религиозных культур и светской этики. Рабочие программы. 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2014.
- Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Учебник для общеобразовательных организаций. 4 класс. – М.: Просвещение, 2016.
- Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Учебное пособие для учащихся. 4-5 классы. – М.: Просвещение, 2010.
- Обернихина Г.А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Методическое пособие. 4 класс. – М.: Просвещение, 2014.
- Электронное приложение к учебнику «Основы православной культуры», 4 класс.
- Интернет ресурсы - http://www.pravoslavnoe-obrazovanie.ru/doc-archiv/func-startdown/54/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
рабочая программа по орксэ 4 класс+ 5 класс
Рабочая программа для 4\5 класса по ОРКиСЭ модуль ОПК с календарно тематическим планированием, по учебнику Кураева А.В. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы правосл...
рабочая программа по ОРКСЭ класс школа России
рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС на 2014 2014 уч. год...
Рабочая программа по ОРКСЭ класс "Школа России"
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта на основе авторско...
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...
Рабочая программа по ОРКСЭ (программа "Школа России" для 4 класса (для детей с ОВЗ)
Данная рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Программа предназначена для детей с ЗПР (7.2)....