Рабочая программа по ОРКСЭ 4 КЛАСС
рабочая программа (4 класс)

Пешехонова  Людмила  Борисовна

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 КЛАСС УМК Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_po_orkse_moyo.docx37.24 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Основная школа г. Лысково

Рабочая программа по предмету

«Основы религиозных культур и светской этики»

(ОРКСЭ)

модуля «Основы православной культуры»

4 класс

на 2021-2022 учебный год

                                                                                                                     

Составитель: Пешехонова  Людмила  Борисовна,

учитель начальных  классов первой категории

           

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) на основе авторской программы Кураева А.В. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики», 2012 года.

Программа адресована обучающимся четвёртых классов общеобразовательных школ.

В соответствии с Федеральным базисным учебным образовательным планом на изучение курса «ОРКСЭ (основы православной культуры)» в 4 классе начальной школы отводится 1 час в неделю.  Рабочая программа рассчитана на 34 учебных  часа – 34 учебных недели.        

Цели курса:

  • развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для    достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Задачи учебного курса:

  • знакомство учащихся с основами православной культуры и светской этики;
  • развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЕЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты:

  • готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  • первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  • осознание ценности человеческой жизни.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

 Раздел I. Введение в православную духовную традицию (17 ч).

Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чём говорит религия.

Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

Православная молитва, её происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.

Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.

Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.

Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.

Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.

Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.

Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.

Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.

Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.

Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.

Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.

Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.

Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.

Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.

 Раздел II. Православие в России (17 ч.)

Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.

Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.

Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.

Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.

Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.

Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.

Таинство причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое причастие. Что такое церковное таинство.

Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.

Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы.

Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.

Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.

Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ

«ОРКСЭ (ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ)»

 

п/п

Наименования

 разделов и тем

Характеристика основных видов

деятельности обучающихся

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Введение в православную духовную традицию (17 ч)

1

Россия – наша Родина.

Стр.  4 - 6

- понимать учебную задачу урока и стараться  её выполнить;

- пользоваться условными обозначениями учебника;

- различать способы и средства познания окружающего мира;

- составлять монологическое высказывание о малой родине, с использованием конкретных примеров;

- вступать в учебный диалог;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

2

Культура и религия.

Стр.  7 - 9

-  понимать учебную задачу урока и стараться  её выполнить;

- сформулировать понятия культура и  религия.

- сравнивать и различать  понятия культура и  религия;

- составлять монологическое высказывание;

- задавать вопросы;

- пользоваться условными обозначениями учебника;

- работать в паре;

- вступать в учебный диалог.

3

Человек и Бог в православии.

Стр. 10 - 14

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- рассматривать иллюстрации учебника и извлекать из них полезную информацию;

- работать с разными источниками информации;

- работать в паре, высказывать  свое мнение;

- проследить воплощение божества в человеке;

- осмыслить связь веры в Бога с понятиями совесть, доброта, любовь.

- рассуждать на заданную тему (монолог, диалог);

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

4

Православная молитва.

Стр. 15 - 20

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- работать с учебником и другими источниками информации;

- различать виды молитв;

- выполнять творческие задания по заданной теме;

- проследить изменение в образе жизни человека под влиянием божественной благодати на примере святых;

- понять значение молитвы «Отче наш» для каждого верующего;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

5

Библия и Евангелие.

Стр. 21 - 26

- понимать учебную задачу урока и стараться  её выполнить;

- сформулировать понятия христианин, Библия, Евангелие;

- работать со словарем;

- работать с разными источниками информации (притчи);

- выступать с сообщением о жизни Иисуса Христа;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

6

Проповедь Христа.

Стр. 27 - 32

- понимать учебную задачу урока и стараться  её выполнить.

- работать с разными источниками информации (притчами, текстами);

- работать со словарем;

- различать материальные и духовные богатства;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения;

- вступать в диалог, вести дискуссию, находить компромисс, приходить к общему решению.

7

Христос и Его крест.

Стр. 33 - 38

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- понимать символику креста;

- осознать причины Боговоплощения;

- работать со словарем;

- работать с учебником, иллюстрациями, извлекать полезную информацию;

- вступать в диалог со взрослыми;

- высказывать свои предположения и доводы о том, почему Иисус Христос не уклонился от казни;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

8

Пасха.

Стр. 39- 44

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- рассказывать о семейных традициях празднования Пасхи;

- раскрыть смысл пасхальных атрибутов (кулич, яйца);

- высказывать свои суждения;

- отвечать и задавать вопросы;

- вступать в диалог;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

9

Православное учение о человеке.

Стр. 45 - 50

- понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- сформулировать понятие о душе;

- понимать смысл пословиц, поговорок, фразеологических оборотов о душе;

- определять эмоциональное состояние души по художественному образу;

- работать с разными источниками информации;

- высказывать свое мнение;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

10

Совесть и раскаяние.

Стр. 51 - 57

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- оценивать поступки героев;

- работать в парах над проблемными ситуациями;

- работать с учебником, иллюстрациями;

- понять структуру и значение раскаяния;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

11

Заповеди.

Стр. 58 - 60

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- понять значение заповедей;

- сравнивать понятия убийство и воровство;

- работать в группах;

- проанализировать понятие «зависть» на примере сказки «О рыбаке и рыбке»;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

12

Милосердие и сострадание.

Стр. 61 - 66

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- сравнивать понятия «милосердие» и «дружба».

- проанализировать различные виды текстов;

- работать в мини группах;

- работать с разными источниками информации (притчами);

- вступать в диалог; высказывать свое мнение;

- составлять синквейн  к слову «ближний»;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

13

Золотое правило этики.

Стр. 67 - 69

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- сформулировать главное правило человеческих отношений;

- сравнивать понятия «осуждение» и «не осуждение»;

- вступать в дискуссию;

- работать с дополнительной информацией;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

14

Храм.

Стр.70 - 75

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- понять, как устроен православный храм;

- раскрыть смысл посещения храма;

- составить правила поведения в храме;

- высказывать свои суждения;

- находить противоречия в иллюстрациях;

- работать в парах, группах;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

15

Икона.

Стр. 76 - 81

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- сформулировать понятие об иконе;

- понять значение элементов, изображенных на иконе;

- сравнивать и различать иконы;

- различать понятия «молиться иконе» и «молиться перед иконой»;

- высказывать свое мнение;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

16

Творческие работы учащихся.

Стр. 82

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- распределить обязанности;

- составить план работы;

- подбирать текстовый и иллюстративный материал;

- подготовить проект, оформить презентации.

17

Подведение итогов праздничного проекта.

Стр. 83

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- уметь  представлять конкретное содержание и сообщать его в  устной форме;

- адекватно использовать  речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Православие в России (17 ч)

18

Как христианство пришло на Русь.

Стр. 84 - 89

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- познакомиться с историей крещения Руси;

- понять значение новой веры;

- различать понятия «храм» и «церковь»;

- понять смысл крещения;

- работать с различными видами информации;

- устанавливать связь между крещением Руси и изменением жизни населения;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

19

Подвиг.

Стр. 90 - 92

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- обсудить понятие «подвиг»;

- различать виды подвига;

- работать с понятием «подвижник».

- высказывать свое мнение;

- работать с учебником, дополнительной литературой;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

20

Заповеди блаженств.

Стр.93 - 98

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- рассуждать на заданную тему;

- работать со словарем;

- понять смысл заповедей блаженств;

- работать с учебником, иллюстрациями;

- вступать в диалог;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

21

Зачем творить добро?

Стр. 99 - 102

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- понимать причины, по которым человек не стал эгоистом;

- работать со словарем;

- отразить в рисунке виды крестов: Христов, Петров, Андреевский;

- рассуждать и высказывать свое суждение;

- работать с различными видами информации;

- работать в парах над притчей «О дикаре и царе»;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

22

Чудо в жизни христианина.

Стр. 103 - 105

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- осмыслить понятие Св. Троицы;

- сформулировать понятие добродетели  «вера, надежда, любовь»;

- работать с текстом учебника, иллюстрациями;

- выполнить творческую работу и ее обсудить;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

23

Православие о Божием суде.

Стр. 106 - 111

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- рассуждать на заданную тему;

- понимать ответственность за свои поступки;

- осознать, что любой человек - посланник Бога на земле;

- работать с различными литературными жанрами (притчи, легенды);

- работать в мини группах (парах);

- работать с иллюстрациями, извлекать из них нужную информацию;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

24

Таинство причастия.

Стр.112 - 118

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- усвоить, что в таинстве Причастия, Христос дал людям Своё тело и кровь;

- понять смысл и значение Причастия;

- рассуждать на заданную тему, вступать в диалог;

- устанавливать связь между Причастием и Литургией;

- работать с учебником, иллюстрациями;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

25

Монастырь.

Стр. 119 - 124

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- сформулировать понятие «монах» и «монастырь»;

- сравнивать образ жизни мирянина и монаха;

- выяснить причины принятия пострига;

- выяснить призвание монаха;

- рассмотреть стадии становления монашества;

- работать с учебником, иллюстрациями;

- задавать вопросы  и отвечать на них;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

26

Отношение христианина к природе.

Стр. 125 - 128

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- понять, что природа – это дом для человека и Божий храм;

- осознать ответственность за сохранение природы и мира;

- сформулировать понятие «христианское милосердие»;

- работать с разными видами текстов, дополнительной литературой;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

27

Христианская семья.

Стр.129 - 132

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- рассмотреть основы создания христианской семьи;

- изучить атрибуты  содержание венчания;

- понять смысл обручального кольца и венца;

- осознать роль традиций в семейной жизни;

- задавать  и отвечать на вопросы;

- работать с разными видами источниками информации;

- работать в парах, группах с иллюстрациями;

- рассуждать, высказывать свое мнение;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

28

Защита Отечества.

Стр.133 - 138

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- понять в чем состоит первостепенная миссия православного человека (христианина);

- составить синквейн к слову «родина»;

- работать с разными источниками информации (пословицы, иллюстрации);

- участвовать в викторине «Святые защитники Родины»;

- работать с учебником;

-приводить исторические примеры героизма при защите Отечества;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

29

Христианин в труде.

Стр.139 - 141

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- осознать первые грехи в истории человечества;

- работать с учебником, словарем, дополнительной литературой (Библией);

- работать в парах;

- выяснить какой труд вреден, а какой радует Бога;

- рассуждать, высказывать свое мнение о понятии «работать на совесть»;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

30

Любовь и уважение к Отечеству.

 Стр. 142 - 144

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах;

- производить поиск и отбор необходимой информации;

- участвовать в диалоге, высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека, выражать свои мысли; 

- воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

31

Святыня православия, ислама, буддизма, иудаизма.

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- производить поиск необходимой информации для выполнения заданий;

- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства, сотрудничать в совместном решении задачи;

- воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

32

Основные нравственные заповеди православия, ислама, буддизма, иудаизма, светской этики.

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- производить поиск необходимой информации для выполнения заданий;

- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства, участвовать в диспутах и уметь слушать собеседника;

- воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

33

Российские православные, исламские, буддийские, иудейские, светские семьи.

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- производить поиск необходимой информации для выполнения заданий;

- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства, участвовать в диспутах и уметь слушать собеседника;

- воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

34

Отношение к труду и природе в православии, исламе, буддизме, иудаизме, светской этики.

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- производить поиск необходимой информации для выполнения заданий;

- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства, участвовать в диспутах и умение слушать собеседника;

- воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Итого: 34 часа

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Данилюк А.Я., Емельянова Т.В., Марченко О.Н., Мацыяка Е.В., Обернихина Г.А., Савченко К.В.  Основы религиозных культур и светской этики. Рабочие программы. 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2014.
  2. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Учебник для общеобразовательных организаций.  4  класс. – М.: Просвещение, 2016.
  3. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Учебное пособие для учащихся.  4-5  классы. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Обернихина Г.А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Методическое пособие.  4  класс. – М.: Просвещение, 2014.
  5. Электронное приложение к учебнику «Основы православной культуры», 4 класс.
  6. Интернет ресурсы -  http://www.pravoslavnoe-obrazovanie.ru/doc-archiv/func-startdown/54/

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

рабочая программа по орксэ 4 класс+ 5 класс

Рабочая программа для 4\5 класса по ОРКиСЭ  модуль ОПК  с календарно тематическим планированием, по учебнику Кураева А.В. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы правосл...

рабочая программа по ОРКСЭ класс школа России

рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС на 2014 2014 уч. год...

Рабочая программа по ОРКСЭ класс "Школа России"

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта на основе авторско...

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа  по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...

Рабочая программа по ОРКСЭ (программа "Школа России" для 4 класса (для детей с ОВЗ)

Данная рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Программа предназначена для детей с ЗПР (7.2)....