Внеурочная деятельность. общеинтеллектуальное направление "Развивайка"
рабочая программа (1 класс)

Ольховикова Елена Владимировна

Данная программа  рассчитана на учащихся  7-10 лет и предусматривает 33- 34 часа, 1 раз в неделю. Программа не только обеспечивает развитие учащихся, но и помогает им преодолевать трудности обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayka.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно – тематическое планирование

По внеурочной деятельности «Развивайка».

Пояснительная записка.

      В последнее время появилось много публикаций, в которых разработаны  упражнения для развития познавательных процессов на отвлеченном, т.е. оторванном от школьной программы материале. Действительно развивать ребёнка можно на чём угодно. Но, думается, что учителю выгоднее всего вырабатывать познавательные процессы именно на учебном материале. Цель программы – показать, что любой учебный материал может стать средством  развития познавательных процессов, в том числе и памяти. В качестве учебного материала  используется традиционная учебная программа по русскому языку для начальных классов. Уроки разработаны на основе практического материала для развития памяти и навыков грамотного письма в ходе учебной деятельности.

    Данная программа  рассчитана на учащихся  7-10 лет и предусматривает 33- 34 часа, 1 раз в неделю. Программа не только обеспечивает развитие учащихся, но и помогает им преодолевать трудности обучения.

     Работа по развитию начинается с диагностики, чтобы  получить общую характеристику того или иного качества памяти у учащихся и выявить индивидуальные различия.

     Эти необычные уроки имеют определённую тему и цель, которые направляются как на развитие, так и на углубление знаний по русскому языку, на повышение грамотности учащихся.  

     На каждом занятии предусматриваются задания для самостоятельной работы, чтобы проверить у учащихся качество выработки того или иного приёма по развитию.

     При направленности на развитие учебный процесс приобретает для школьника личностный смысл. Неуспевающему ученику становится ясна причина его неуспеваемости, он узнаёт о способах его преодоления – это заставляет его действовать, устранять недостатки.

     Хорошо успевающий стремится к совершенству, которому, как известно, нет границ. На творчество и поиск бывает нацелена вся активная сущность ребёнка. Он приходит в школу, чтобы работать, узнавать и учить себя, достигать поставленной цели, преодолевать трудности.

 

Задачи:

 - повышать обучаемость, улучшать внимание, память; научить детей «видеть», «слышать», «рассуждать»

- развивать способность к переносу полученных  интеллектуальных навыков на незнакомый материал

- формировать стремление учащихся самостоятельно добывать знания

 Цель программы:

  -показать, что любой учебный материал может стать средством  развития   познавательных процессов, в том числе и памяти


Планируемые результаты.

Личностные результаты:

   - осознавать роль языка и речи в жизни людей;

 - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  - обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других        людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметне результаты

Регулятивные УУД:

 -определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя; 

  - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

Познавательные УУД:

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

 - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

 - преобразовывать информацию из одной формы в другую:   подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

 - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

-выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им.

             

                 Тематическое  планирование (33 ч)        

№ п.п

Тема занятия

Кол-во

часов

Универсальные учебные действия.

Методические приемы, формы работы

План

Факт

1.

Диагностика дифференцированности восприятия.

1

Познавательные:: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую

Получать общую характеристику объёма слуховой и зрительной памяти Письмо по памяти

2.

Понятия «восприятие», «уроки развития».

1

Коммуникативные :

оформлять свои мысли в устной и письменной форме 

Получать общую характеристику объёма слуховой и зрительной памяти Письмо по памяти

3.

Различение скорости движений для экономии  времени на уроке.

1

Регулятивные : возмож-ность учиться: осущест-влять самоконтроль и самопроверку усвоения материала

На основе матери-ала разной яркости проверить объём зрительной памяти

4.

Сила голоса и степень его чёткости. Жесты необходимые для общения на уроке.

1

Познавательные :

 находить ответы на вопросы в тексте, иллюстра-циях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Работа на запоминание словарных слов с установкой на запоминание (карточки)

5.

Элементы из которых состоят буквы. Классификация букв алфавита  по количеству элементов.

1

Коммуникативные :

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Познакомить уча-щихся с новыми видами работ –зри-тельными и слухо-выми диктантами

6.

Классификация алфавита  по разным основаниям.

1

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Использование приёмов для запо-минания. Алгоритм записи звуков по памяти. Тестирование.

7.

Классификация алфавита  по разным основаниям.

1

Регулятивные: возмож-ность учиться, осущест-влять самоконтроль и самопроверку  усвоения материала.

Зрительный диктант. Слуховой диктант.

8.

Классификация алфавита  направленная на поиск общего в «построении» букв.

1

Коммуникативные:слу-шать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова

Использование приёмов для запоминания. Алгоритм записи звуков по памяти. Тестирование.

9.

Классификация алфавита  направленная на поиск различного в «построении» букв.

1

Регулятивные: возмож-ность учиться, осущест-влять самоконтроль и самопроверку  усвоения материала

Использовать при-ём попарного запо-минания слов Тре-нировка по установ-лению ассоциаций.

10.

Самостоятельная работа по проверке дифференцированности восприятия.

1

Коммуникативные:

корректировать дейст-вия участников коллек-тивной творческой деятельности,

Использование приёма объедине-ния слов в группы по общим призна-кам

11.

Анализ самостоятельных работ. Выполнение упражнений, развивающих  дифференцированность восприятия.

1

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Письмо слов по памяти. Деление слов на группы.

12.

Аналитичность восприятия.

1

Коммуникативные:

корректировать дейст-вия участников коллек-тивной творческой деятельности,

Использование приёма системати-зации материала.

Игры со словами. Самостоятельная работа.

13.

Анализ предмета в системе.

1

Регулятивные: возмож-ность учиться, осущест-влять самоконтроль и самопроверку  усвоения материала

Проверить объём зрительной и слуховой памяти

14.

Главное (существенное) и неглавное (несущественное) в предмете.

1

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Помочь учащимся понять разницу между запомина-нием на короткое время и навсегда

15.

Анализ буквы в системе. Выделение в букве существенного и несущественного.

1

Познавательные: де-лать выводы в резуль-тате совместной рабо-ты класса и учителя

Разучить игры для лучшего запомина-ния словарных слов и правил правопи-сания Игра «В бук-ву» «В слово»

16.

Выделение в букве существенного. (продолжение)

1

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Приём «уярчения» словарных слов Самостоятельная работа Диктант

17.

Выделение в букве существенного и несущественного (продолжение).

1

Коммуникативные:

корректировать дейст-вия участников коллек-тивной творческой деятельности

Знакомство с

термином «пиктограмма» Самостоятельная работа

18.

19.

20.

Проверочная работа по проверке аналитического восприятия.

Диагностика конкретности восприятия.

Изменение предмета от добавления деталей.

1

1

1

Коммуникативные :

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Составление пикто-грамм использова-ние приёма укруп-нения Игра «В букву»

21.

Изменение предмета от добавления деталей.

1

Познавательные: де-лать выводы в резуль-тате совместной рабо-ты класса и учителя

Разъяснение о выборе опорного слова Построение незамысловатого сюжета Игра

22.

Изменение предмета от добавления деталей.

1

Коммуникативные:

корректировать дейст-      вия участников коллек-тивной творческой деятельности

Приём «уярчения» словарных слов Самостоятельная

23.

Изменения в предмете  в результате  убавления деталей.

1

24.

Изменение предмета в результате  перестановки деталей.

1

25.

26.

27.

Самостоятельная  работа по проверке конкретности восприятия.

Анализ самостоятельных работ.

Диагностика прогностичности восприятия.

1

1

1

Познавательные: де-лать выводы в резуль-тате совместной рабо-ты класса и учителя

Приём «уярчения» словарных слов Самостоятельная работа

28.

Прогноз слова, предложения, текста по имеющимся частям.

1

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Првлечение вни-мания к трудной орфограмме (анек-дот») Самостоятель-ный поиск решения проблемы

29.

Прогноз слова, предложения, текста по имеющимся частям.

1

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Выбор приёма на запоминание Игры со словами

30.

31

32.

33.

Проверка сформированности  всех качеств восприятия.

Закрепление.

1

3

Коммуникативные:

корректировать дейст-вия участников коллек-тивной творческой деятельности

Выбор приёма на запоминание Игры со словами

Литература

Аксёнова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры М., 1987г

Грановская Р. М. Элементы практической психологии. Л. 1988г

Красило А. И. Энциклопедия практического самопознания. М.1994г.

Тикунова Л. И., Канакина В. П. Сборник диктантов и творческих работ. М. 1992г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления по теме: «Занимательная информатика. Юный художник» 2012 г (1 класс)

Опоздание с развитием мышления — это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, спо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса

Настоящая  рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса МОУ «Журавле...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления

Рабочая программа для развития когнитивных способностей детей....

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «В мире книг»

Данная рабочая программа по кружку «В мире книг» в 1 классе составлена на основе: Сборника программ внеурочной деятельности» Н.Ф. Виноградовой. М.: «Вента-Граф» 2011...

Программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Учимся проектировать"

Программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Учимся проектировать"...

Образовательная программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Всезнайки»

Предлагаемая программа факультативного курса «Всезнайки» разработана в соответствии с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования»,...