Программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Учимся проектировать"
рабочая программа по теме
Программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Учимся проектировать"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10
УТВЕРЖДЕНО
И.А.Бражникова
Протокол педсовета № _1_ от «_28__» _августа_______2012 г.
Программа
по внеурочной деятельности
обще интеллектуального направления
«Учимся проектировать»
Для детей 7-8 лет
Срок реализации 1 год.
Составитель:
учитель высшей категории Токарева И.М.
город - курорт Кисловодск, 2012
Пояснительная записка
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного эмоционального отношения к миру важнейшие линии развития личности ученика средствами программы «Учимся проектировать»
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
Новизна курса «Учимся проектировать» заключается в развитии духовно-нравственной здоровой личности и носит развивающий характер.
Актуальность данной программы заключается в формировании обще-учебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включение учащихся в активный познавательный процесс.
Цель: - формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.
Задачи:
- обеспечить формирование информационной компетентности,
-научить анализировать отобранный материал;
-воспитание духовно-нравственного гражданина России.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Учимся проектировать» имеет отличительные особенности:
● имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей (от семи до восьми лет);
● в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
● проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, распределение обязанностей в группе, аргументировать свою точку зрения;
● в содержании проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
● создать условия для выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
Ожидаемые результаты по окончанию изучения курса « Мы исследователи»
Должны знать:
• основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
• способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
• источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета);
Должны уметь:
• вести наблюдения окружающего мира;
• использовать сравнения для установления общих и специфических свойств объекта, высказывать суждения по результатам сравнения;
• работать с информацией (сбор информации, систематизация и её использование);
• планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
• находить ошибки в своей и чужой работе, а также выбирать способы их устранения;
• работать в группе.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
Проявление устойчивого познавательного интереса к исследовательской деятельности при выборе темы проекта, сбора информации.
Проявление положительной мотивации и активности, умение прислушиваться к мнению одноклассников при наблюдениях, экспериментах
Проявление устойчивого познавательного интереса при решении задач на природоведческую тему
Нравственно – этические понятия при нахождении источника информации, нахождении ошибок в своей и чужой работе, выборе способов их устранения, работе в группах.
Межпредметные результаты
Регулятивные УУД:
Принимать и сохранять задачу учителя при прохождении основных этапов организации проектной деятельности (выборе темы, сборе информации, выборе проекта, работе над ним, презентации); при наблюдениях и экспериментах.
Определять план заданий под руководством учителя при общении с источниками информации (книгой, старшими товарищами и родственниками, видео курсами, ресурсами Интернета).
Умение определять алгоритм при решении поставленных задач, вносить необходимые дополнения, исправления своей работы сверяясь с эталоном образца учителя.
Познавательные УУД:
1.Общеучебные.
Выбирать тему и способ ее выполнения под руководством учителя при изучении проектов.
Осмысленное чтение познавательных текстов с выделением существенных признаков под руководством учителя при работе с информацией, ее систематизацией, при изучении тем «Школа почемучек», «Удивительный вопрос».
2. Логические:
Классифицировать информацию, анализировать рисунки, изображения, последовательность объектов, выделять главное совместно с учителем.
Устанавливать закономерности при изучении темы «Любимое число», «Алфавит»
Развитие этических чувств-стыда, вины, совести в теме «Устное народное творчество.
Коммуникативные УУД:
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме при работе с текстами под руководством учителя.
Слушать и понимать речь других при работе в группах и парах.
Уметь договариваться о правилах поведения.
Выполнять различные роли в группах
Проводить групповые наблюдения на экскурсиях, доносить свою позицию до других.
Совместно договариваться о правилах поведения на экскурсии.
Участие в диалогах, беседах.
Допускать существование различных точек зрения, используя правила вежливости.
Умение задавать четко выстроенные вопросы, соблюдать нормы речевого этикета.
Выполнение правил техники безопасности при изготовлении творческих работ.
Установка на здоровый образ жизни: физминутки, минутки релаксации, аэробика, экскурсии.
Формы проведения итогов реализации программы:
Проекты. Презентации. Диалоги. Практические работы.
Тематические выставки книг. Экскурсии. Утренники.
Творческие мастерские. Игры, конкурсы. Соревнования.
Викторины.
Учебно-тематическое планирование
№ п\п | Разделы темы | Кол-во часов | Теоретич час | Практич час | Сроки реализации |
I (1) | Вводное занятие | 1 ч. | 1 ч. | - | сентябрь |
Учимся делать проекты 8 ч. | |||||
1 (2) | Что такое проект | 1 ч. | 1 | - | сентябрь |
2 (3) | Что такое проблема | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | сентябрь |
3 (4) | Как мы познаём мир | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | сентябрь |
4 (5) | Школа "почемучек" | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | октябрь |
5-6 (6-7) | Удивительный вопрос | 2 ч. | 1 | 1 | октябрь |
7 (8) | Источники информации | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | октябрь |
8 (9) | Экскурсия в школьную библиотеку | 1 ч. | - | 1 | ноябрь |
Мы исследователи 23 ч. | |||||
9 (10) | Любимое число | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | ноябрь |
10(11) | Алфавит | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | ноябрь |
11(12) | Устное народное творчество (небылицы, потешки, загадки) | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | декабрь |
12(13) | Книжки - малышки (проект) | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | декабрь |
13(14) | Экскурсия в типографию | 1 ч. | - | 1 | декабрь |
14(15) | Почему мы любим встречать Новый год | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | декабрь |
15(16) | Выставка рисунков | 1 ч. | - | 1 | январь |
16(17) | Проект "Масленица" | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | январь |
17(18) | Игры наших дедушек и бабушек | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | январь |
18(19) | Моя любимая игра | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | февраль |
19-21 (20-22) | Растения | 3 ч. | 1 | 2 | февраль |
22 (23) | Растения нашего парка | 1 ч. | - | 1 | март |
23-24 (24-25) | Симметрия | 2 ч. | 1 | 1 | март |
25 (26) | Сказки | 1 ч. | 1 | - | апрель |
26 (27) | Сказки народов Кавказа | 1 ч. | 1 | - | апрель |
27-28 (28-29) | Мы сочиняем сказки | 2 ч. | 1 | 1 | апрель |
29-30 (30-31) | Театрализованная сказка | 2 ч. | - | 2 | май |
Заключение 2 ч. | |||||
31 (32) | Что мы узнали и чему научились за год | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | май |
32 (33) | Моя лучшая работа | 1 ч. | - | 1 | май |
Итого: 33ч 14,5ч 18,5ч
Содержание образовательной программы
«Учимся проектировать»
Вводное занятие.
Знакомство детей с содержанием программы «Учимся проектировать».
Понятия о проектах и проектной деятельности.
Что такое проекты.
Знакомство с понятием «проект». Развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.
Итог занятия: проект, проблема, информация
Что такое проблема.
Знакомство с понятием проблема.
Формирование умения видеть проблему.
Развитие умения изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон. Понятие о проблеме.
Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Итог занятия: проблема, объект исследования.
Как мы познаём мир.
Знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами.
Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты.
Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание.
Итог занятия: наблюдение, эксперимент, опыт.
Школа почемучек.
Знакомство с понятием «гипотеза».
Развитие исследовательского и творческого мышления
Развитие умения прогнозировать.
Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ.
Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».
Итог занятия: гипотеза, вопрос, ответ.
Удивительный вопрос.
Развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.
Вопрос. Виды вопросов. Ответ.
Игры «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово».
Правила совместной работы в парах.
Итог занятия: вопрос, ответ.
Источники информации.
Знакомство с понятием « источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета).
Информация. Источники информации.
Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями.
Беседа. Правила общения.
Итог занятия: источник информации.
Экскурсия в школьную библиотеку.
Знакомство со школьной библиотекой, с работой библиотекаря.
Формирование умения выбирать нужную книгу. Ролевая игра «Библиотекарь».
Любимое число. Игры с числами.
Обобщить знания учащихся о числах первого десятка.
Формировать умения применять полученные знания в практической деятельности, презентовать свою работу.
История числа. Натуральный ряд чисел.
Занимательная математика. Игры с числами.
Итог занятия: число, нумерация чисел.
Проект «Алфавит».
Организация выставки книг в алфавитном порядке. Азбука в картинках.
Систематизация знаний о знакомых детям буквах.
Знакомство с практическим применением алфавита в жизни людей, развитие творческих способностей учащихся.
История русской азбуки. Алфавит. Азбука.
Каталог. Организация выставки книг.
Практическая работа «Живая азбука в картинках».
Итог занятия: буква, алфавит
Устное народное творчество
Знакомство с жанром УНТ. Привитие навыков творческой деятельности.
Развитие логического мышления.
Жанры УНТ (загадки, шутки, небылицы)
Проект «Книжки-малышки».
Знакомство с книжками-малышками и порядком их изготовления.
Творческая работа, выставка книжек.
Экскурсия в типографию
Знакомство с печатаньем книги, с профессиями работников типографии, наблюдение за процессом создания книги.
История создания книги.
Проект «Почему мы любим встречать Новый год».
Новогодние подарки. Привитие любви к традициям русского народа.
Формирование умения работать в группе и оценивать результат своего труда.
История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разных странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.
Итог занятия: традиция, сувенир, самооценка
Выставка рисунков
Развитие художественных способностей у детей.
Овладение практическими умениями и навыками при выполнении рисунка.
Итог занятия: рисунки, поздравительные открытки.
Проект «Масленица»
Знакомство с традиционным народным праздником.
Привитие любви к русским традициям.
Итог занятия: песни, хороводы, стихи.
Проект «Игры наших дедушек и бабушек».
Игры нашей семьи. Зимние забавы.
Знакомство с традиционными играми народов России.
Привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей.
Итог занятия: игра, товарищ, друг
Моя любимая игра
Знакомство одноклассников с правилами своей игры.
Формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека.
Развитие устной речи и умения общаться.
Итог занятия: подвижные игры, эстафеты.
Проект «Растения».
Обобщение знаний о растениях, о роли растений в жизни человека и животных. Воспитание бережного отношения к родной природе.
Формирование умения применять в практической деятельности полученные знания. Выбор темы школьного проекта «Дикорастущие и культурные растения». Растения родного края. Организация выставки « Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Охрана растений на Ставрополье.
Итог занятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений.
Растения нашего парка
Знакомство с видами растений уникального парка города-курорта Кисловодска. Формирование умения классифицировать виды растений. Растения парка.
Проект «Симметрия вокруг нас».
Знакомство с понятием симметрия.
Развитие логического и пространственного мышления.
Привитие навыков учебной деятельности: анализа и синтеза.
Развитие устной речи. Понятие о симметрии.
Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы.
Симметрия в жизни человека.
Итог занятия: симметрия.
Проект «Сказки».
Выбор темы школьного проекта «Моя любимая сказка».
Конкурс загадок про героев народных сказок о животных. Сочиняем сказку. Театрализация сказки. (2 часа)
Привитие интереса к устному народному творчеству.
Развитие творческих способностей учащихся.
Формирование умения различать добро и зло, реализовать полученные знания в практической деятельности.
Устное народное творчество. Народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка.
Итог занятия: добро, зло, театр, спектакль, герой.
Сказки народов Кавказа.
Знакомство с творчеством народов Кавказа. Сказки народов Кавказа.
Развитие толерантности, привитие любви к национальным традициям.
Мы сочиняем сказки.
Придумывание сказок на основе опорных слов.
Развитие речи, мышления, фантазии. Структура сказки. Игра на внимание. Герои сказок.
Театрализация сказки.
Развитие творческих способностей учащихся
Умение участвовать в коллективном решении проблем.
Сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Итог занятия: театр, спектакль, инсценировка, сценарий.
Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.
Систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Мы исследователи» Рефлексия изученного материала за год.
Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.
Методическое обеспечение программы: при осуществлении этой программы мы использовали формы занятий: Проекты. Выставки. Мини – проекты. Игры. Опыты. Экскурсии. Беседы. Работы в парах. Посещения библиотеки. Работы с энциклопедиями. Соревнования. Эстафеты. Викторины.
Для реализации этой программы нам необходимы: компьютер, интерактивная доска, проектор, гербарии, инструменты для черчения, Красная книга, инструменты для рисования и для творчества.
Список литературы:
- Аркадьева А.В. Исследовательская деятельность младших школьников
// «Начальная школа»: №2, 2005
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения – М: «ИНТОР» - 1996.
- Иванова О.В. Исследовательская деятельность младших школьников
// «Начальная школа»: № 7, 2007
- Ильиных Л. М. Развитие исследовательских способностей школьников
// «Начальная школа»: № 7, 2007
- Леонтович А.В. В чём отличие исследовательской деятельности
от других видов деятельности // «Завуч»: №1, 2001
6. Шаповалова Н.Г. Метод проектов: практика применения
// « Начальная школа»: № 7, 2007
Список литературы для чтения детям
- Золотая книга лучших сказок мира – М: « АСТ»-1997
- М.А. Калугин После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки
–Ярославль: «Академия развития»-1998
- Энциклопедия. История России. Мифы и предания русского народа
- М: «Белый город» -2006
4. Энциклопедия Тайны живой природы – М: «РОСМЭН» -1996
5. Энциклопедия Что такое. Кто такой - М: «Педагогика-Пресс» -1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса МОУ «Журавле...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/08/picture-153731-1617869000.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления
Рабочая программа для развития когнитивных способностей детей....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/13/picture-50309-1352823320.jpg)
Образовательная программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Всезнайки»
Предлагаемая программа факультативного курса «Всезнайки» разработана в соответствии с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования»,...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/20/picture-447504-1400595679.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы»
Начинать работу по совершенствованию познавательных способностей никогда не рано и не поздно. Но лучше начать эту работу как можно раньше. В этом может помочь специальный курс «Юным умникам и умницам»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/09/picture-521343-1415547255.jpg)
ПРОГРАММА по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика»
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преиму...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/14/picture-638070-1436876095.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления ,,Умники и умницы\'\' 3 класс
Рабочая программа общеинтеллектуального направления ,,Умники и умницы\'\' составлена на основе авторской программы по развитию познавательных способностей Холодовой О. А. , содержит развёрнутое тематиче...
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/30/picture-104100.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Окно в компьютерный мир" 2 класс 2016 г
Изучение предмета проходит за счет компонента образовательного учреждения. Это позволяет реализовать непрерывный курс информатики.Обучение информатики в начальной школе – это объективная необход...