Программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Учимся проектировать"
рабочая программа по теме
Программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Учимся проектировать"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10
УТВЕРЖДЕНО
И.А.Бражникова
Протокол педсовета № _1_ от «_28__» _августа_______2012 г.
Программа
по внеурочной деятельности
обще интеллектуального направления
«Учимся проектировать»
Для детей 7-8 лет
Срок реализации 1 год.
Составитель:
учитель высшей категории Токарева И.М.
город - курорт Кисловодск, 2012
Пояснительная записка
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного эмоционального отношения к миру важнейшие линии развития личности ученика средствами программы «Учимся проектировать»
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
Новизна курса «Учимся проектировать» заключается в развитии духовно-нравственной здоровой личности и носит развивающий характер.
Актуальность данной программы заключается в формировании обще-учебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включение учащихся в активный познавательный процесс.
Цель: - формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.
Задачи:
- обеспечить формирование информационной компетентности,
-научить анализировать отобранный материал;
-воспитание духовно-нравственного гражданина России.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Учимся проектировать» имеет отличительные особенности:
● имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей (от семи до восьми лет);
● в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
● проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, распределение обязанностей в группе, аргументировать свою точку зрения;
● в содержании проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
● создать условия для выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
Ожидаемые результаты по окончанию изучения курса « Мы исследователи»
Должны знать:
• основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
• способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
• источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета);
Должны уметь:
• вести наблюдения окружающего мира;
• использовать сравнения для установления общих и специфических свойств объекта, высказывать суждения по результатам сравнения;
• работать с информацией (сбор информации, систематизация и её использование);
• планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
• находить ошибки в своей и чужой работе, а также выбирать способы их устранения;
• работать в группе.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
Проявление устойчивого познавательного интереса к исследовательской деятельности при выборе темы проекта, сбора информации.
Проявление положительной мотивации и активности, умение прислушиваться к мнению одноклассников при наблюдениях, экспериментах
Проявление устойчивого познавательного интереса при решении задач на природоведческую тему
Нравственно – этические понятия при нахождении источника информации, нахождении ошибок в своей и чужой работе, выборе способов их устранения, работе в группах.
Межпредметные результаты
Регулятивные УУД:
Принимать и сохранять задачу учителя при прохождении основных этапов организации проектной деятельности (выборе темы, сборе информации, выборе проекта, работе над ним, презентации); при наблюдениях и экспериментах.
Определять план заданий под руководством учителя при общении с источниками информации (книгой, старшими товарищами и родственниками, видео курсами, ресурсами Интернета).
Умение определять алгоритм при решении поставленных задач, вносить необходимые дополнения, исправления своей работы сверяясь с эталоном образца учителя.
Познавательные УУД:
1.Общеучебные.
Выбирать тему и способ ее выполнения под руководством учителя при изучении проектов.
Осмысленное чтение познавательных текстов с выделением существенных признаков под руководством учителя при работе с информацией, ее систематизацией, при изучении тем «Школа почемучек», «Удивительный вопрос».
2. Логические:
Классифицировать информацию, анализировать рисунки, изображения, последовательность объектов, выделять главное совместно с учителем.
Устанавливать закономерности при изучении темы «Любимое число», «Алфавит»
Развитие этических чувств-стыда, вины, совести в теме «Устное народное творчество.
Коммуникативные УУД:
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме при работе с текстами под руководством учителя.
Слушать и понимать речь других при работе в группах и парах.
Уметь договариваться о правилах поведения.
Выполнять различные роли в группах
Проводить групповые наблюдения на экскурсиях, доносить свою позицию до других.
Совместно договариваться о правилах поведения на экскурсии.
Участие в диалогах, беседах.
Допускать существование различных точек зрения, используя правила вежливости.
Умение задавать четко выстроенные вопросы, соблюдать нормы речевого этикета.
Выполнение правил техники безопасности при изготовлении творческих работ.
Установка на здоровый образ жизни: физминутки, минутки релаксации, аэробика, экскурсии.
Формы проведения итогов реализации программы:
Проекты. Презентации. Диалоги. Практические работы.
Тематические выставки книг. Экскурсии. Утренники.
Творческие мастерские. Игры, конкурсы. Соревнования.
Викторины.
Учебно-тематическое планирование
№ п\п | Разделы темы | Кол-во часов | Теоретич час | Практич час | Сроки реализации |
I (1) | Вводное занятие | 1 ч. | 1 ч. | - | сентябрь |
Учимся делать проекты 8 ч. | |||||
1 (2) | Что такое проект | 1 ч. | 1 | - | сентябрь |
2 (3) | Что такое проблема | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | сентябрь |
3 (4) | Как мы познаём мир | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | сентябрь |
4 (5) | Школа "почемучек" | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | октябрь |
5-6 (6-7) | Удивительный вопрос | 2 ч. | 1 | 1 | октябрь |
7 (8) | Источники информации | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | октябрь |
8 (9) | Экскурсия в школьную библиотеку | 1 ч. | - | 1 | ноябрь |
Мы исследователи 23 ч. | |||||
9 (10) | Любимое число | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | ноябрь |
10(11) | Алфавит | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | ноябрь |
11(12) | Устное народное творчество (небылицы, потешки, загадки) | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | декабрь |
12(13) | Книжки - малышки (проект) | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | декабрь |
13(14) | Экскурсия в типографию | 1 ч. | - | 1 | декабрь |
14(15) | Почему мы любим встречать Новый год | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | декабрь |
15(16) | Выставка рисунков | 1 ч. | - | 1 | январь |
16(17) | Проект "Масленица" | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | январь |
17(18) | Игры наших дедушек и бабушек | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | январь |
18(19) | Моя любимая игра | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | февраль |
19-21 (20-22) | Растения | 3 ч. | 1 | 2 | февраль |
22 (23) | Растения нашего парка | 1 ч. | - | 1 | март |
23-24 (24-25) | Симметрия | 2 ч. | 1 | 1 | март |
25 (26) | Сказки | 1 ч. | 1 | - | апрель |
26 (27) | Сказки народов Кавказа | 1 ч. | 1 | - | апрель |
27-28 (28-29) | Мы сочиняем сказки | 2 ч. | 1 | 1 | апрель |
29-30 (30-31) | Театрализованная сказка | 2 ч. | - | 2 | май |
Заключение 2 ч. | |||||
31 (32) | Что мы узнали и чему научились за год | 1 ч. | 0,5 | 0,5 | май |
32 (33) | Моя лучшая работа | 1 ч. | - | 1 | май |
Итого: 33ч 14,5ч 18,5ч
Содержание образовательной программы
«Учимся проектировать»
Вводное занятие.
Знакомство детей с содержанием программы «Учимся проектировать».
Понятия о проектах и проектной деятельности.
Что такое проекты.
Знакомство с понятием «проект». Развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.
Итог занятия: проект, проблема, информация
Что такое проблема.
Знакомство с понятием проблема.
Формирование умения видеть проблему.
Развитие умения изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон. Понятие о проблеме.
Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Итог занятия: проблема, объект исследования.
Как мы познаём мир.
Знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами.
Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты.
Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание.
Итог занятия: наблюдение, эксперимент, опыт.
Школа почемучек.
Знакомство с понятием «гипотеза».
Развитие исследовательского и творческого мышления
Развитие умения прогнозировать.
Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ.
Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».
Итог занятия: гипотеза, вопрос, ответ.
Удивительный вопрос.
Развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.
Вопрос. Виды вопросов. Ответ.
Игры «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово».
Правила совместной работы в парах.
Итог занятия: вопрос, ответ.
Источники информации.
Знакомство с понятием « источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета).
Информация. Источники информации.
Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями.
Беседа. Правила общения.
Итог занятия: источник информации.
Экскурсия в школьную библиотеку.
Знакомство со школьной библиотекой, с работой библиотекаря.
Формирование умения выбирать нужную книгу. Ролевая игра «Библиотекарь».
Любимое число. Игры с числами.
Обобщить знания учащихся о числах первого десятка.
Формировать умения применять полученные знания в практической деятельности, презентовать свою работу.
История числа. Натуральный ряд чисел.
Занимательная математика. Игры с числами.
Итог занятия: число, нумерация чисел.
Проект «Алфавит».
Организация выставки книг в алфавитном порядке. Азбука в картинках.
Систематизация знаний о знакомых детям буквах.
Знакомство с практическим применением алфавита в жизни людей, развитие творческих способностей учащихся.
История русской азбуки. Алфавит. Азбука.
Каталог. Организация выставки книг.
Практическая работа «Живая азбука в картинках».
Итог занятия: буква, алфавит
Устное народное творчество
Знакомство с жанром УНТ. Привитие навыков творческой деятельности.
Развитие логического мышления.
Жанры УНТ (загадки, шутки, небылицы)
Проект «Книжки-малышки».
Знакомство с книжками-малышками и порядком их изготовления.
Творческая работа, выставка книжек.
Экскурсия в типографию
Знакомство с печатаньем книги, с профессиями работников типографии, наблюдение за процессом создания книги.
История создания книги.
Проект «Почему мы любим встречать Новый год».
Новогодние подарки. Привитие любви к традициям русского народа.
Формирование умения работать в группе и оценивать результат своего труда.
История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разных странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.
Итог занятия: традиция, сувенир, самооценка
Выставка рисунков
Развитие художественных способностей у детей.
Овладение практическими умениями и навыками при выполнении рисунка.
Итог занятия: рисунки, поздравительные открытки.
Проект «Масленица»
Знакомство с традиционным народным праздником.
Привитие любви к русским традициям.
Итог занятия: песни, хороводы, стихи.
Проект «Игры наших дедушек и бабушек».
Игры нашей семьи. Зимние забавы.
Знакомство с традиционными играми народов России.
Привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей.
Итог занятия: игра, товарищ, друг
Моя любимая игра
Знакомство одноклассников с правилами своей игры.
Формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека.
Развитие устной речи и умения общаться.
Итог занятия: подвижные игры, эстафеты.
Проект «Растения».
Обобщение знаний о растениях, о роли растений в жизни человека и животных. Воспитание бережного отношения к родной природе.
Формирование умения применять в практической деятельности полученные знания. Выбор темы школьного проекта «Дикорастущие и культурные растения». Растения родного края. Организация выставки « Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Охрана растений на Ставрополье.
Итог занятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений.
Растения нашего парка
Знакомство с видами растений уникального парка города-курорта Кисловодска. Формирование умения классифицировать виды растений. Растения парка.
Проект «Симметрия вокруг нас».
Знакомство с понятием симметрия.
Развитие логического и пространственного мышления.
Привитие навыков учебной деятельности: анализа и синтеза.
Развитие устной речи. Понятие о симметрии.
Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы.
Симметрия в жизни человека.
Итог занятия: симметрия.
Проект «Сказки».
Выбор темы школьного проекта «Моя любимая сказка».
Конкурс загадок про героев народных сказок о животных. Сочиняем сказку. Театрализация сказки. (2 часа)
Привитие интереса к устному народному творчеству.
Развитие творческих способностей учащихся.
Формирование умения различать добро и зло, реализовать полученные знания в практической деятельности.
Устное народное творчество. Народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка.
Итог занятия: добро, зло, театр, спектакль, герой.
Сказки народов Кавказа.
Знакомство с творчеством народов Кавказа. Сказки народов Кавказа.
Развитие толерантности, привитие любви к национальным традициям.
Мы сочиняем сказки.
Придумывание сказок на основе опорных слов.
Развитие речи, мышления, фантазии. Структура сказки. Игра на внимание. Герои сказок.
Театрализация сказки.
Развитие творческих способностей учащихся
Умение участвовать в коллективном решении проблем.
Сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Итог занятия: театр, спектакль, инсценировка, сценарий.
Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.
Систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Мы исследователи» Рефлексия изученного материала за год.
Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.
Методическое обеспечение программы: при осуществлении этой программы мы использовали формы занятий: Проекты. Выставки. Мини – проекты. Игры. Опыты. Экскурсии. Беседы. Работы в парах. Посещения библиотеки. Работы с энциклопедиями. Соревнования. Эстафеты. Викторины.
Для реализации этой программы нам необходимы: компьютер, интерактивная доска, проектор, гербарии, инструменты для черчения, Красная книга, инструменты для рисования и для творчества.
Список литературы:
- Аркадьева А.В. Исследовательская деятельность младших школьников
// «Начальная школа»: №2, 2005
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения – М: «ИНТОР» - 1996.
- Иванова О.В. Исследовательская деятельность младших школьников
// «Начальная школа»: № 7, 2007
- Ильиных Л. М. Развитие исследовательских способностей школьников
// «Начальная школа»: № 7, 2007
- Леонтович А.В. В чём отличие исследовательской деятельности
от других видов деятельности // «Завуч»: №1, 2001
6. Шаповалова Н.Г. Метод проектов: практика применения
// « Начальная школа»: № 7, 2007
Список литературы для чтения детям
- Золотая книга лучших сказок мира – М: « АСТ»-1997
- М.А. Калугин После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки
–Ярославль: «Академия развития»-1998
- Энциклопедия. История России. Мифы и предания русского народа
- М: «Белый город» -2006
4. Энциклопедия Тайны живой природы – М: «РОСМЭН» -1996
5. Энциклопедия Что такое. Кто такой - М: «Педагогика-Пресс» -1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса МОУ «Журавле...
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления
Рабочая программа для развития когнитивных способностей детей....
Образовательная программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Всезнайки»
Предлагаемая программа факультативного курса «Всезнайки» разработана в соответствии с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования»,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы»
Начинать работу по совершенствованию познавательных способностей никогда не рано и не поздно. Но лучше начать эту работу как можно раньше. В этом может помочь специальный курс «Юным умникам и умницам»...
ПРОГРАММА по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика»
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преиму...
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления ,,Умники и умницы\'\' 3 класс
Рабочая программа общеинтеллектуального направления ,,Умники и умницы\'\' составлена на основе авторской программы по развитию познавательных способностей Холодовой О. А. , содержит развёрнутое тематиче...
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Окно в компьютерный мир" 2 класс 2016 г
Изучение предмета проходит за счет компонента образовательного учреждения. Это позволяет реализовать непрерывный курс информатики.Обучение информатики в начальной школе – это объективная необход...