Интерактивные технологии
материал
Предварительный просмотр:
Доклад
"Интерактивные технологии обучения
в рамках ФГОС"
«Содержание образования – это король, а технологии образования – это Бог.»
В.П. Тихомиров
Задачи и проблемы современного образования постоянно обсуждаются в нашей стране на самом высоком уровне. И это неудивительно, ведь сегодняшние школьники и студенты завтра будут строить будущее своей страны, укреплять ее престиж, повышать уровень жизни ее граждан. В настоящее время, когда образовательные стандарты постоянно повышаются, очевидно, что требуемые результаты не могут быть достигнуты с применением традиционных методов обучения. На помощь и педагогам, и ученикам приходят современные интерактивные образовательные технологии, реализация которых требует применения специально разработанного с этой целью оборудования.
В настоящее время понятие «интерактивные технологии в школе» наполнилось новым смыслом. Это не просто процесс взаимодействия учителя и ученика – это новая ступень организации учебного процесса, неотъемлемым элементом которого выступают специальные интерактивные доски, приставки, проекторы, и т.д. Путь, которым шли отечественные образовательные учреждения в течение многих лет – расширение объема знаний – в настоящее время не может считаться эффективным.
Необходимо увеличивать не количество знаний, а качество их усвоения и умение применять их на практике. Это подразумевает отказ от методов, требующих от ученика простого воспроизведения полученной информации. Сегодня от школьников и студентов вузов требуется еще и умение сразу же применять полученные знания и навыки на практике, а также создавать что-то новое на базе полученной информации. Этих целей практически невозможно достигнуть без использования методов обучения, которые делали бы учеников не пассивными слушателями, а активными участниками обучающего процесса. Именно такая возможность появилась с использованием современных интерактивных технологий обучения.
Наибольшую эффективность будет иметь такая система подачи знаний, которая предполагает не изложение готовой информации, а ее поиск, как организованный преподавателем, так и самостоятельный. Современные интерактивные технологии в образовании дают возможность применять с этой целью не только учебники, но и ресурсы Интернета. Кроме того, с их использованием может быть организовано взаимодействие как учителя и учеников, так и учеников друг с другом. А роль учителя, применяющего интерактивные технологии в преподавании, сводится не столько к простому изложению знаний, сколько к умению направить познавательные способности учащихся в нужное русло.
Применение интерактивных технологий в обучении практически не имеет ограничений. Отлично зарекомендовали себя интерактивные технологии в начальной школе, а преподаватели многих колледжей и вузов уже не мыслят организации эффективного учебного процесса без применения интерактивного оборудования.
Самой главной особенностью интерактивных технологий является инициатива учащихся. Мы не даём готовых знаний, а стимулируем их получение, побуждаем к самостоятельному поиску. В процессе такого обучения ребята перестают бояться высказывать свое мнение, даже если оно не совпадает с мнением класса, учатся дискутировать и мыслить критически, доказывать свою точку зрения.
Основными формами, методами, средствами реализации технологий интерактивного обучения могут выступать следующие:
- интерактивный урок
- групповое обучение
- обучение методом игры
- метод проектной деятельности
- метод дискуссий
- применение технических средств обучения
Сегодня перед учителем начальных классов ставится много вопросов:
- Как эффективно организовать обучение?
- При помощи каких форм и методов работы продуктивно подготовиться к проведению уроков?
- Как построить урок так, чтобы он, по словам В.Сухомлинского «вводил детей в окружающий мир, чтобы они открывали в нем что-то новое, чтобы каждый урок был путешествием к источнику мышления и речи, к чудесной красоте природы?»
Очевидно, нужно не только формировать в учащихся умения выражаться во всех доступных для них формах, типах и стилях речи, но и важно обучение в начальных классах фантазией, игрой, красотой природы, взаимоотношениями между людьми, творчеством ребенка.
Интерактивные технологии – это целеустремленная система, набор приемов, средств организации учебной деятельности, которая охватывает весь процесс обучения от определения цели к получению результатов.
Сегодня вряд ли нужно кого-то убеждать в том, что активные методы обучения являются необходимым условием развития творческих способностей, креативного мышления школьников.
На своих уроках я использую такие инновационные методы и технологии, направленные на развитие творческой личности учеников, как «Чтение и письмо для развития критического мышления», элементы программы «Шаг за шагом», формирование образного мышления, интерактивные методы обучения.
Мои уроки построены на принципах:
- Нестереотипности;
- Привлечения учеников к сопереживанию, созданию эмоционального настроя (использование игровых, сказочных моментов);
Для того, чтобы приучить учеников самостоятельно мыслить, вызвать в них веру в собственные силы, уверенность в своих возможностях, я не подаю все в готовом виде, а предлагаю детям преодолевать определенные трудности и препятствия на своем пути.
Важное значение для формирования творческих способностей имеет систематичность и последовательность работы. Частная работа, которая не имеет системы, не даст позитивного результата.
Каждый ребенок имеет определенные способности. Вовремя их заметить, привлечь и дать возможность им развиваться – главная задача учителя. Использование на уроках инновационных технологий дает возможность развивать у ребенка память, эстетически развитый вкус, образное мышление, интеллект.
Используя элементы программы «Шаг за шагом», пользуясь такими методами и технологиями:
- Дополнение предложений;
- Усвоение новых слов и оборотов речи, составление сравнений;
- Работа в группах (составление предложений, четверостиший по опорным словам и др.)
На уроках математики это:
- Магические квадраты;
- Лабиринты;
- Математические диктанты;
- Математические цепочки;
- Ребусы.
Кроме того, использую интерактивные методы обучения. Наиболее эффективных результатов можно достичь при организации работы малыми группами. Кроме того, такой работой должны быть охвачены все ученики. Поэтому групповые методы это:
- работа в парах;
- работа в группах.
Фронтальные методы:
- «Микрофон», когда ученики быстро выражают свои мысли, передавая друг другу условный «микрофон»;
- «Мозговой штурм», когда ученики по очереди выражают абсолютно все мысли по поводу проблемы;
- «Ролевая игра, имитация», цель которой определить собственное отношение к конкретной жизненной ситуации, событию.
Для эффективного использования интерактивного использования интерактивного обучения учитель должен тщательно планировать свою работу:
- дать задание ученикам для предварительной подготовки: прочитать, подумать, выполнить самостоятельно подготовленные задания;
- отобрать для урока такие интерактивные упражнения, которые дали бы ученикам «ключ» к усвоению темы;
- на одном занятии можно использовать одно (максимум два) интерактивных упражнения, а не их калейдоскоп;
- важно проводить глубокое обсуждение по итогам интерактивного упражнения, одновременно акцентируя внимание и на другом материале темы.
В своей работе учитель должен помнить, что когда ученик скромно сидит за партой, смотрит на тебя и слушает – он не учится. Поэтому очень важно, чтобы дети запомнили определенные правила и не стеснялись ими пользоваться. А правила для учеников такие:
- Каждый ребенок важен;
- Не бойся высказываться;
- Мы все – партнеры;
- Обсуждаем сказанное, а не человека;
- Обдумал, сформулировал, высказался, выслушал;
- Умей согласиться и не согласиться;
- Важна каждая роль.
Без доброжелательной атмосферы в коллективе интерактивное обучение невозможно. Поэтому нужно ее создавать и постоянно поддерживать. А это, по-моему, полностью ложиться на плечи учителя.
При учении с увлечением активность на уроке значительно возрастает. Учащиеся в этом случае охотно выполняют предложенные им задания, становятся помощниками преподавателя при проведении урока.
В заключении хочется добавить, что интерактивное обучение как форма образовательного процесса способно стать фактором, оптимизирующем сущность и структуру педагогических взаимодействий. Технологии могут эффективно работать для тех, кто хочет и готов учиться, кто открыт новому, они обладают рядом преимуществ, которые делают их максимально востребованы в современной системе образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Окружающего мира» с использованием интерактивных технологий 4 класс
Автор Изотова Н.К. ГБОУ "Школа здоровья и индивидуально развития"Урок окружающего мира 4 класс "Здоровый человек - здоровый сон" и презентация к уроку...
Урок «Окружающего мира» с использованием интерактивных технологий 4 класс
Автор Изотова Н.К. ГБОУ "Школа здоровья и индивидуально развития"Урок окружающего мира 4 класс "Здоровый человек - здоровый сон" и презентация к уроку...
Интерактивные технологии в обучении детей младшего школьного возраста
В материале представлены интерактивные методы, которые можно использовать в обучении детей начальной школы....
«Использование интерактивных технологий в работе школьного логопеда». / из опыта работы/
Взаимодействие человека с окружающим миром становится всё более сложным. Влияние социально-стрессогенных факторов наиболее ярко проявляется в городах. Переходный период в общественной и экономической ...
Проект «Внедрение интерактивных технологий со здоровьесберегающим потенциалом в образовательный процесс»
Статистические данные показывают, что за период обучения в школе показатели здоровья, и без того невысокие, еще снижаются в среднем на 10-12 %. Таким образом за время обучения в школе ребенок теряет с...
«ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА ПРИМЕРЕ ОС «ШКОЛА 2100"
В настоящее время цель обучения несколько изменилась и состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в подготовке школьника как субъекта своей образовательной траектории. Задачи ...
Новые подходы в организации педагогической деятельности. Интерактивные технологии. Как помогают интерактивные доски в образовании
Как эффективно использовать интерактивную доску в своей работе....