Формирование у учащихся начальных классов читательской компетенции на уроках литературного чтения.
статья (4 класс)

Уметь читать-это видеть, слышать, то, что читаешь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у учащихся начальных классов читательской компетенции на уроках литературного чтения.

Уметь читать – это видеть,

     слышать,  то, что читаешь.

        Читательская компетенция это совокупность знаний, умений и навыков , позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях. Так определяют читательскую компетентность новые Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС).

        Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется  уровнем  овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности  и повседневной жизни для:

       -   самостоятельного чтения книг;

  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).

В моём 4А классе всего 24 ученика. Если анализировать по скорости чтения то, 15% детей читают выше нормы (120-135 слов), 55%  читают 80-90 слов в минуту и 30% -ниже нормы. Но проблема в том, что смысл прочитанного понимают далеко не все дети. Многие не могут охарактеризовать героя прочитанного произведения, выразить своё отношение к поступку героя, найти ответ на вопрос по содержанию произведения, самостоятельно задавать вопросы по прочитанному тексту. Исходя из этих результатов    появилась потребность работать над данной  темой. Особенно часто дети затрудняются понимать смысл заданий в  проверочных и комплексных работах  по другим предметам, когда задания прочитывают самостоятельно.

Этим объясняется АКТУАЛЬНОСТЬ проблемы формирования у учащихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться. 

             Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

           В качестве механизмов, посредством которых происходит приобщение к чтению выступают

 -образовательные  технологии:

-личностно ориентированные

-развивающие

-деятельностно- ориентированные

-развивающие технологии критического мышления

-игровые технологии

-проблемного обучения

-дифференцированного обучения

          На уроках литературного чтения стараюсь создавать  проблемно-поисковые ситуации, настраивающие всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов.  

         Беседы-дискуссии  учат  детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. Было замечено, что вдумчивость чтения у детей повышалась после того, как они получали задание самим задавать вопросы по содержанию прочитанного. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращались к тексту, постепенно накапливая материал для пересказа.

        Например, совместно с работниками детской библиотеки было проведено внеклассное мероприятие по творчеству Д.Хармса. Дети читали нестандартные стихотворения(т.е. те, в которых нет рифмы), в ходе просмотра презентации шла дискуссия по содержанию увиденного материала.

        Достижению положительных результатов работы способствует  и личный пример учителя, который выразительно читает  художественный текст.

       Большое внимание на уроках уделяем  словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Здесь используем  разнообразные приёмы толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками.

     В своей  работе использую орфографические словари

       Современная школа вынуждена выдвигать требование научить ребёнка читать целенаправленно, осмысленно, творчески. На мой взгляд, только творческий подход и нетрадиционные приемы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие читательских компетенций на уроках литературного чтения

Статья о приёмах совершенствования читательских умений...

Формирование читательских компетенций на уроках литературного чтения в начальной школе

Формирование читательских компетенций на уроках литературного чтения в начальной школе...

Исследовательская работа на тему "Формирование читательской компетенции на уроках литературного чтения в начальной школе"

Читательская компетенция –это система умений, отражающих приоритет понятия текстанад его воспроизведением.(учебно-методическом комплекте «Школа России»)...

Тема: «Формирование читательской компетенции на уроках литературного чтения»

Формировать, организовывать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помогать представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства авт...

"Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальных классах"

Что такое читательская грамотность? На этот вопрос можно найти ответ в данной презентации....

Презентация "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе" мастер - класс из опыта работы.

В презентации рассказывается о методах и приемах формирования читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения....

Формирование читательских компетенций на уроках литературного чтения через использование технологии продуктивного чтения

Методическая разработка содержит теоретическое обоснование выбора темы по формированию читательских компетенций и использованию технологии продуктивного чтения, а так же фрагменты уроков с использован...