Преемственность обучения в начальной и основной школе по новым ФГОС
материал
Единые требования к осуществлению преемственности в обучении учащихся младшего и среднего звеньев
1. Учителям начальной школы знать программу средней школы, а учителям среднего звена - программу начальной школы.
2. Учителям начальных классов ознакомиться с программой по технологии 5 класса, учителям-предметникам ознакомиться с основными требованиями к знаниям и умениям учащихся начальных классов.
3. Учителям 4 классов в I полугодии посещать уроки учителей-предметников в 5 классе с целью изучения организации учебной деятельности.
4. Учителям, принимающим 5 классы, посещать во II полугодии уроки учителей 4 классов с целью знакомства с коллективом учащихся и приемами, методами работы учителей с детьми этого возраста; практиковать проведение пробных уроков в этих классах.
5. При тематическом планировании учителям 4 классов включать элементы опережающего обучения.
6. Учителям, выпустившим 4 классы, постоянно поддерживать контакт с классными руководителями и учителями-предметниками с целью оказания помощи в изучении психологических, индивидуальных особенностей учащихся и микроклимата в семьях.
7. Проводить последнее родительское собрание в 4 классе, совместно с будущим учителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 19.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Преемственность обучения в начальной и основной школе по новым ФГОС
Я хочу рассказать вам историю про одного ученика.
Петя в начальных классах был отличником, а перейдя в 5-й класс, он стал получать 4 и даже 3. Мама спросила у Пети: « Почему ты не учишься так, как учился в 4 классе? На что мальчик ответил:
- Что ответил Петя?
И действительно, у многих родителей и учителей возникает такой вопрос «почему в начальных классах дети учаться лучше, чем в среднем и старших звеньях?» причин этому много.
В прошлом учебном году в нашей школе психологом проводился опрос среди учеников пятых классов
Причины снижения успеваемости
1. Увеличение объёма учебной нагрузки
2.Новые учебные дисциплины: история, обществознание, география, биология.
3.Большое количество учителей вместо одного
4.Отсутствие единства требований
5.Смена традиций классного коллектива, которые создавались в течение четырёх лет иСовпадает с переходным возрастом
6. Ослабление внешнего контроля
7.Неполнота данных о выпускниках начальной школы
8. Несоответствие оценок реальным результатам обучения
9. Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения
10. Рассогласование в содержании учебных курсов начальной и средней школы
- Рассогласование в нормах выставления оценок с начальной школой
Что же такое преемственность?
Преемственность — это двухсторонний процесс.
С одной стороны начальная ступень, которая формирует УУД, необходимые для дальнейшего обучения в основной школе.
С другой стороны — основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.
Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. Особенно в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов.
Переход от начального образования ко второй ступени считается очень важным и болезненным не только для учеников, но и для педагогов.
Я как учитель начальных клссов должна знать какого ученика ждет основная школа.
Портрет ученика начальной школы:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Основная школа должна опираясь на сформированные качества развивать и формировать ууд необходимые для старшего звена.
Портрет ученика основной школы:
- любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
- уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
- осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;
- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.
Итак, основанием преемственности является – формирование умения учиться.
Цель НОО – учить ученика учиться.
Цель ООО – учить ученика учиться в общении.
Овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться. Поэтому приоритетной целью обучения становится формирование (начальная школа), а затем развитие личностных и метапредметных УУД в основной школе.
Преемственность предполагает плавный переход на среднюю ступень обучения. Такой, чтобы под натиском новых впечатлений, непривычных приемов работы не растерять все хорошие приобретения начальной школы, не утратить интерес к обучению.
Какие же задачи должен решать педагогический коллектив по обеспечению благополучного бесконфликтного протекания адаптационного периода в 5 классах?
В нашей школе педагогический коллектив работает над проблемой преемственности между начальной и основной школой. Существуют определенные требования, которые предъявляются учителям I и II звена, во избежание низкого уровня адаптации и высокого стресса у учащихся 5 классов.
В первую очередь, учителя-предметники и учителя начальной школы выдвигают единые требования к оформлению письменных работ и устных ответов к выпускникам начальной школы. Особое внимание учителя обращают на выставление отметок.
Также коллектив учителей среднего звена и начальной школы закомят друг друга со своими программами обучения.
Учителя начальной школы должны знать программу средней школы, а учителя среднего звена должны знать программу начального звена. Учителя-предметники изучают методику обучения конкретного учителя начальной школы, от которого класс переходит в основную школу.
Для этого учителя-предметники в течение II полугодия посещают уроки учителя начального звена. В свою очередь учителя начальных классов узнают требования учителя — предметника.
Учителя начальной школы знакомятся с требованиями, предъявляемыми к учащимся 5 классов, и выстраивают свою программу «на опережение» изучаемого материала. Посещают уроки учителей–предметников с целью изучения организации учебной деятельности.
Также, на первых порах регулярно проводятся мини педсоветы (консилиумы), на которых учителя-предметники и учителя начальных классов находят пути решения для преодоления дезадаптации пятиклассников.
Переход из начальной школы в основную волнует не только учителей, но и родителей. За 4 года обучения в начальной школе родители привыкают к методам работы учителя, к его требованиям, для них все ясно и понятно.
При переходе в основную школу у родителей возникают вопросы: как их ребенок будет адаптироваться к новым учителям, к их требованиям, к методам оценивания, да и в целом, к системе классный руководитель — учителя-предметники, какие трудности будут возникать.
Для решения этих проблем учителя-предметники посещают праздники учащихся начальной школы, на которых присутствуют родители детей. Учителя и родители принимают непосредственное участие в организованных праздниках, что способствует постепенному знакомству двух сторон. Последнее родительское собрание в 4 классе проводится совместно с будущим классным руководителем и учителями-предметниками, где родителей знакомят с требованиями, предъявляемыми в основной школе, с психологическими особенностями подросткового возраста, даются рекомендации.
Подведем итог: пути решения
1. Изучение программ как начальной, так и средней школы
2.Адаптация технологий начального обучения к технологиям основной школы
3. Согласование требования всех учителей – предметников
4. Частая смена видов деятельности, включая физминутки
5. Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями
6. Единые требования к системе оценивания различных видов деятельности
7. Уделение особого внимания организации учебного процесса школьника:
-готовность к уроку (наличие необходимых учебно -письменных принадлежностей, порядок на парте);
-правильность оформления тетради, различных видов работ; требования к ведению дневника.
Для создания эффективной работы в данном направлении развивать обмен опытом учителей школы в рамках работы методических объединений, педсоветов, семинаров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность в обучении между начальной и основной школой
Выступление на педагогическом консилиуме по теме "Преемственность в обучении между начальной и основной школой"...
Преемственность между начальным и основным общим образованием (ФГОС НОО - ФГОС ООО)
Проблемы преемственности начального и среднего звеньев....
Выступление на педагогическом совете по теме "Проблемы преемственности обучения в начальной школе по новым ФГОС"
Выступление на педагогическом совете по теме "Проблемы преемственности обучения в начлаьной школе по новым ФГОС" Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие ...
Выступление на педагогическом совете: "Проблемы преемственности обучения между начальным и основным общим уровнями образования", тема выступления: « Причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в период адаптации»
В своём выступлении я остановилась на том, как предотвратить причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в адаптационный период....
Рабочая программа "Преемственность между начальным и основным общим образованием" (ФГОС НОО - ФГОС ООО)
Преемственность ФГОС начального общего и образования и ФГОС основного общего образования предусматривает преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требований...
«Проблемы преемственности обучения в начальной и основной школе »
Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом сохранения самоценности каждого возрастн...
Преемственность в обучении между начальной и основной школой в свете реализации программ ФГОС.
Данная статья посвящена проблеме преемственности между начальной и основной школой при перехде к ФГОС при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья....