«Проблемы преемственности обучения в начальной и основной школе »
статья
Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом сохранения самоценности каждого возрастного периода развития учащегося; сформированности умения учиться как фундаментального новообразования; направленности на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого учащегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet-_problemy_priemstvennosti_1.docx | 33.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа №588
ПЕДСОВЕТ
«Проблемы преемственности обучения в начальной и основной школе »
Подготовила:Прохорова Е.А., заместитель директора по УВР
2019 г.
«Наша школа должна быть открыта для всего нового, должна идти в ногу со временем и при этом сохранять свое уникальное лицо, свои корни, те ценности, которые веками закладывались в обществе, должна не только учить, но и воспитывать человека и гражданина».
В.В. Путин
ЦЕЛЬ:
- выработать основные направления дальнейшего обучения учащихся
5 классов на основе анализа вопросов преемственности в обучении при переходе из начальной школы в основную.
ЗАДАЧИ:
1. Проанализировать и обсудить теоретические аспекты проблемы преемственности в обучении учащихся.
2. Познакомиться с результатами психологической диагностики детей.
3. Выявить факторы, влияющие на адаптацию учащихся в 5 классах.
4. Проанализировать единство требований работающих в 5 классах учителей.
5. Разработать рекомендации в помощь учителям начальных классов и среднего звена по осуществлению преемственности.
ХОД ПЕДСОВЕТА.
1. Вступление.
Сообщение целей и задач педсовета.
Выбор экспертной группы для выработки рекомендаций и проекта решения педсовета.
2. Выступление заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе с информационно-теоретическим блоком по вопросам преемственности, результатами и анализом мероприятий, проведенного подготовительного этапа, сопровождаемое презентацией.
3. Выступление психолога школы.
4. Экспресс-выступления по ключевым фразам:
Классные руководители 5-х классов: Особенность моего класса состоит в …
Прошу обратить внимание на …
Учителя начальных классов, обучающие Из посещенных уроков в 5-м классе я сделала
этих детей: вывод,,
Что порадовало… Что огорчило …
Учителя-предметники, работающие Несоответствие требований программы начальной
в 5-х классах. школы и 5 класса….
Учителям 4-х классов я даю совет ….
5. « Открытый микрофон»: обмен мнениями по проблеме. Создание «Памяток»
6. Выступление экспертной группы с проектом решения педсовета и перечнем рекомендаций учителям, работающим в основной школе.
1. Вступление
Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования”.
Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. Особенно в условиях реализации новых Федеральных государственных образовательных стандартов.
Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом сохранения самоценности каждого возрастного периода развития учащегося; сформированности умения учиться как фундаментального новообразования; направленности на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого учащегося.
Переход от начального образования ко второй ступени считается очень важным и болезненным не только для учеников, но и для педагогов.
Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.
Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, характерами и разным стилем отношений является зримым внешним показателем их взросления.
Некоторые педагоги считают, что преемственность касается лишь содержания обучения. На самом деле ученикам переход в пятый класс дается тяжело, поэтому необходимо выстраивать преемственность не только на уровне содержания, но и на дидактическом, психологическом и методическом уровнях. Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально типологическими особенностями детей, их работоспособностью,спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.
Препятствием созданию благоприятных условий для обеспечения преемственности является непонимание того, что образовательную систему должна выбирать вся школа — от первого до выпускного класса - и работать в ее контексте над созданием единой образовательной среды, что учителя математики и словесники, биологи и историки, физики и географы — все должны действовать, опираясь на общие психолого-педагогические принципы, общие методические приемы и в рамках общего психологического пространства — ведь у них общие ученики.
Даже в том случае, когда начальная школа полностью и успешно решает свои задачи, это не означает, что ребёнок сможет без проблем продолжать учиться в средней школе. Фактически так и случается, когда отличники начальной школы постепенно становятся троечниками, несмотря на все их старания.
2. Выступление заместителя директора школы по УВР
Рассмотрим основные трудности, которые испытывают дети при переходе из 4-го в 5-й класс и пути их решения.
Причины снижения успеваемости
- Увеличение объёма учебной нагрузки
- Несоответствие оценок выпускников начальной школы реальным результатам обучения
- Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста;
- Неадаптивность методики преподавания к возможностям детей данного возраста;
- Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения;
- Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе;
- Рассогласование в сложности содержания образовательных программ;
- Неподготовленность к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5-м классе;
- Неспособность учеников справиться с возросшим объёмом домашнего задания;
- Неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников
- Невладение методикой активизации учебно-познавательной деятельности пятиклассников;
- Недостаток дифференцированного дидактического материала для организации самостоятельной работы учащихся;
- Недостаток самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях в начальной школе;
- Низкая сформированность общеучебных умений и навыков учащихся выпускных классов начальной школы.
существенное изменение родительского отношения к школе.
Приоритетное направление развития образования - переход на новые образовательные стандарты, главная задача которых - создать социально-педагогическую среду, способствующую формированию и развитию человеческого потенциала России, реализовать социально-образовательные проекты, культурно-образовательные инициативы.
В связи, с чем возникает необходимость четкого планирования работы по преемственности.
Решая проблему преемственности, работа должна вестись по трем направлениям:
- совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене;
- работа с учащимися;
- работа с родителями.
Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:
- образовательные программы;
- организация учебного процесса;
- единые требования к учащимся;
- структура уроков.
Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации, на знаниях и опыте, полученных в начальной школе.
Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы.
«… главная задача начальных классов – это научить ребёнка учиться. Научить пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом всё труднее и труднее овладевать знаниями, без которого становится неуспевающим и неспособным. Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения. В начальных классах мы очень робко и не смело даём в руки ребёнку инструмент, без совершенного овладения которым невозможно представить его интеллектуальную жизнь, его всестороннее развитие. А потом учителя в средних классах требуют, чтобы инструмент этот в руках ребёнка действовал быстро и безотказно. Учитель даже не интерисуется в каком состоянии это инструмент, забывает, что его постоянно надо налаживать, не видит, что зачастую индивидуальный инструмент в руках ребёнка сломался и только поэтому ребёнок не может дальше учиться».
3. Выступление психолога школы.
Любые переходные периоды выдвигают специфические проблемы, которые требуют особого внимания. Не составляет исключения и переход учащихся из начальной школы в основную. Этот период относится к подростковому возрасту (10-11 – 15 лет), иногда его называют переходным, так как в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к более взрослому состоянию и связан с перестройкой психических процессов. Данный возраст считается более трудным для обучения и воспитания, чем младший возраст. Характерным для подросткового возраста новообразованием является чувство взрослости, а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям.
В это время наступает пубертатный кризис, то есть биологическое и физиологическое изменение, связанное с развитием соматических и половых функций.
Меняется его социальная значимость, характерным для этого возраста является имитация чьего - либо поведения. В отношении со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Если подросток попадает в группу с достаточно высоким уровнем социального развития, это благотворно отражается на развитии его личности. Но часто встречаются неуверенные в себе, замкнутые и излишне агрессивные, заносчивые дети, требующие к себе особого внимания. Социальная зрелость возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого. Интеллектуальная взрослость выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности.
В данный период изменяются условия учения. В отношении детей предъявляются более высокие требования к их интеллектуальному и социальному развитию, к степени сформированности определенных учебных знаний и действий, к уровню развития и саморегуляции.
Меняется развитие познавательных процессов.
Память в подростковом возрасте перестраивается, переходя от механического запоминания к смысловому. Смысловая память приобретает опосредованность, логический характер, становиться более доступным запоминание абстрактного материала.
Внимание подростка превращается в хорошо управляемый, контролируемый процесс. Если у младших школьников преобладает произвольное внимание, то внимание подростка становится сосредоточенным, устойчивым, формируется непроизвольное внимание. Происходит изменение внимания от наглядно-действенного к наглядно-образному и словесно-логическому.
Воображение подростка может превратиться в самостоятельную внутреннюю деятельность. Реальность воображаемого мира – это его реальность. Подросток уже владеет непроизвольным и произвольным воображением. В данный период формируется воссоздающее воображение. Развитие творческого воображения связано с интеллектуальным развитием. Воображение подростка менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии ребенка. Таким образом, воображение подростков может оказать влияние на познавательную деятельность, эмоционально – волевую сферу и личность ребенка.
Подростковый возраст относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальным преобразованием в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений ребенка.
На современном этапе для успешного решения проблемы преемственности необходимо помнить о ней и начинать работу как можно раньше. Переход от младшей ступени образования к основной в современной школе сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьников. К ним относятся повышение требований к самостоятельности ответственности учащихся, возрастающая сложность предметного содержания обучения. При переходе из начальной школы в среднюю учащиеся преодолевают сложный психологический барьер. Это связано со многими причинами: вместо одного учителя – сразу много, больше предметов, кабинетная система и другие. Сократить переходный период и смягчить связанные с ним факторы негативного характера вот основная наша задача. Чтобы помочь ученику, пришедшему из начальной школы, чувствовать себя комфортно и в основной школе, организация деятельности педагогического коллектива в нашей школе проходит в три этапа:
1. Подготовительный.
2. Адаптационный.
3. Стабилизационный.
Каждый этап включает систему учебно - педагогических действий, позволяющих обеспечить единство образования и воспитания в начальной и основной школе с соблюдением требований, что в конечном итоге создает в переходный период психологическую комфортность для детей и педагогов.
Основные задачи на подготовительном этапе:
Выработка согласованных действий педагогов начальной школы и II ступени.
Эмоциональная подготовка педагогов II ступени к работе с детьми младшего подросткового возраста.
Подготовка учащихся и родителей выпускных классов к продолжению образования в школе II ступени.
Психологическое сопровождение.
Одним из эффективных мероприятий мы считаем проведение совместных диагностических работ по определению уровня готовности выпускников начальной школы к продолжению образования.
Адаптационный период.
Решение проблемы преемственности находится в сфере более широкой, чем образование, – сфере социализации личности. А это значит, что, обеспечивая эффективное психолого - педагогическое сопровождение учащихся в период адаптации, мы создаём условия для успешной социализации ребенка в обществе.
В 5 классе перенимающие учителя стараются не разрушить, а сохранить всё то, положительное, что заложено в начальной школе.
Задачи:
Формирование адаптационно - развивающей среды в параллели 5 - х классов.
Организация психолого - педагогического сопровождения учащихся в период адаптации.
Формирование системы дифференцированной и индивидуальной работы учителей - предметников, классных руководителей (по устранению факторов, препятствующих успешной адаптации).
Координация действий педагогического коллектива по формированию общеучебных навыков, использованию технологий в образовательном процессе.
Осуществление промежуточного анализа успешности учащихся в адаптационный период.
В целом внедрение данной модели в учебный процесс способствовало стабилизации качественных показателей при переходе учащихся в основную школу и как следствие – рост уровня удовлетворённости школьной жизнью и успешной адаптации выпускников начальной школы в пятых классах.
Чтобы ученикам было легче адаптироваться к новым условиям, очень важно учителю начать обучение предмету с использованием тех методических приёмов, которыми пользуются учителя начальной школы. Ведь если посмотреть на материал, который изучается в пятом классе, то видно, что он большей частью является обобщением тех знаний, с которыми учащиеся пришли из начальной школы. Постепенно расширяются знания о числах: дети знакомятся с новыми классами, затем получают понятия об обыкновенных и десятичных дробях, а затем, в шестом классе, знакомятся с отрицательными числами. При этом те знания, умения и навыки, которыми они овладели при работе с числами, являются базовыми и находят своё дальнейшее применение.
5. « Открытый микрофон»: обмен мнениями по проблеме. Создание «Памяток» для учителей, работающих в начальной школе
- Уменьшить долю фундаментальных бесед и других малоэффективных методов работы на уроках, использовать раздаточный материал, уменьшить паузы в работе с учениками.
- Приучать школьников начинать работать на уроке по звонку, быстро включатся в выполнение заданий, не давать отдельным ученикам дополнительного времени на выполнение контрольных и проверочных работ, заканчивать урок также со звонком.
- Использовать формы и методы организации занятий, требующие от каждого ученика активного и осознанного участия, в том числе парной и групповой работы.
- постоянно предлагать учащимся задания на проверку знаний и понимание смысла математических терминов, вести словарики терминов, читать вслух и анализировать условия задач.
- Предлагать учащимся задания по работе со справочниками и словарями, поручать готовить сообщения, рассказы, сочинения по дополнительным материалам.
- Уделить особое внимание формированию навыка табличного сложения и умножения, систематически проводить содержательный и напряженный устный счет.
- Регулярно повторять все этапы алгоритма выполнения деления, систематически включать в устную работу задания на табличное умножение и деление, сложение и вычитание.
- После записи примера в несколько действий начинать с выделения отдельных блоков, из которых он состоит. Обращать внимание на знаки арифметических действий. А затем на порядок выполнения арифметических действий.
- Предлагать сначала представить себе ситуацию, о которой идет речь в задаче, а затем попробовать изобразить её на рисунке или схеме. При обсуждении решения задавать вопросы вида: как догадались, что первое (второе и т.д.) действие именно такое?
- Регулярно выполнять чертежи как на бумаге в клетку с подсчетом числа клеток(например: начертить отрезок длиной 6 клеток, от выбранной точки отступить вниз на 4 клетки), так и на нелинованной бумаге.
- Выступление экспертной группы с проектом решения педсовета и перечнем рекомендаций учителям, работающим в основной школе.
Проект решения.
С целью решения вопросов преемственности необходимо:
1. Изучить психологические возможности детей младшего подросткового возраста.
2. Сравнить содержание изучаемых предметов и согласовать основные программные темы, обеспечить условия для повторения учебного материала. Отразить эти вопросы в рабочих программах.
3 Соблюдать преемственность форм и методов организации учебной деятельности ( учителя начальной школы и учителя-предметники основной школы.
4. Провести анализ адаптационного периода, выявить трудности, возникающие у пятиклассников, и разработать мероприятия для их преодоления. Рассмотреть эти вопросы на методическом совещании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность в обучении между начальной и основной школой
Выступление на педагогическом консилиуме по теме "Преемственность в обучении между начальной и основной школой"...
Выступление на педагогическом совете по теме "Проблемы преемственности обучения в начальной школе по новым ФГОС"
Выступление на педагогическом совете по теме "Проблемы преемственности обучения в начлаьной школе по новым ФГОС" Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие ...
Родительское собрание в 4 классе "Проблемы преемственности обучения в начальной и средней школе: пути и способы решения.»
Цель: психологическое просвещение родителей по вопросу адаптации ребенка к средней школе.Задачи: формировать у родителей представление о роли и путях преемственности между начальным и средни...
Выступление на педагогическом совете: "Проблемы преемственности обучения между начальным и основным общим уровнями образования", тема выступления: « Причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в период адаптации»
В своём выступлении я остановилась на том, как предотвратить причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в адаптационный период....
Преемственность в обучении между начальной и основной школой в свете реализации программ ФГОС.
Данная статья посвящена проблеме преемственности между начальной и основной школой при перехде к ФГОС при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья....
Преемственность обучения в начальной и основной школе по новым ФГОС
Единые требования к осуществлению преемственности в обучении учащихся младшего и среднего звеньев1. Учителям начальной школы знать программу средней школы, а учителям среднего звена - программу началь...
Проблемы преемственности обучения в начальной и средней школе: пути и способы решения.
Цель: психологическое просвещение родителей по вопросу адаптации ребенка к средней школе.Задачи: формировать у родителей представление о роли и путях преемственности между начальным и средним звеньями...