Работа по выявлению и развитию способностей учащихся в начальной школе
методическая разработка

Работа по выявлению и развитию способностей определяется понятиями, используемыми при характеристике познавательных потенциалов учащихся: способности, талант, одаренность, гениальность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся в начальной школе

Работа по выявлению и развитию способностей определяется понятиями, используемыми при характеристике познавательных потенциалов учащихся: способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности.

Гениальность - высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Одаренность - системное, созревающее в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Раскрытие талантливых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования.

У каждого нормального ребёнка – огромные возможности развития. Но это не означает, что при равных условиях можно ожидать одних и тех же способностей у всех детей. Действительно, есть такие дети, которые явно или неявно выделяются среди своих ровесников способностью учиться. И эти дети действительно требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от сверстников, тем богаче перспективы их личностного развития.

Для развития определенных стремлений очень важным является предоставление  ребятам постоянной возможности для осуществления нужной деятельности, а также мотивация к ней.

Работу по выявлению и развитию способностей выстраиваю с помощью:

- инструментальной диагностики;

-педагогического наблюдения;

-изучения результатов деятельности (работ учащихся);

-диагностики познавательных интересов;

-«пробы сил» в том или ином виде деятельности;

-наблюдения за проектной деятельностью учащихся и анализ продуктов деятельности;

-индивидуальных бесед с детьми и родителями;

-анкетирования, диагностической методики для выявления способностей обучающихся, заданий творческого характера.

Для определения способности к научной (интеллектуальной), творческой деятельности применяю методики, созданные А.И. Савенковым:

  • «Оценка общей одаренности»;
  • «Характеристика ученика»;
  • «Карта одаренности»;
  • Анкета одаренности (предлагаю заполнить родителям);
  • Оценка одаренности самими учащимися (заполнение «Карты интересов для младших школьников»);
  • «Интеллектуальный портрет»;
  • -выявление творческих способностей через анализ продуктов деятельности ( рисунков, поделок, творческих работ) учащихся;
  • диагностика способностей к обучению (тесты «Способность к обучению в школе» Г.Вицлака);
  • «Оценка уровня школьной мотивации» по методике Н.Г. Лускановой;
  • анализ результатов контрольных работ, тестов в течение учебного года;
  • анализ портфолио учащихся, отражающий творческие способности ребенка.

Главной задачей  в образовательном процессе является развитие у ученика способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком. 

Основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности строится по двум направлениям: выявление и развитие.

1 - выявление способностейпсихолого-педагогические диагностики, педагогическое наблюдение; изучение результатов деятельности учащихся;

2 - развитие способностей: проведение предметных недель, факультативных курсов, кружков, участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах различного уровня, участие в научно-практических конференциях.

Включаю в учебный процесс решения задач повышенной сложности, побуждение к прочному усвоению изучаемого материала, углубленному изучению предмета, обучаю детей самооценке результатов своей работы, формированию навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов решения различных задач повышенной сложности. 

Начинаю с исследования по выявлению способностей, провожу диагностику учебной мотивации учащихся, для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в обучении. В своей работе использую диагностические карты, листы достижений, комплексные работы по выявлению способностей обучающихся. А далее идёт активная работа по включению каждого ребёнка в учебно-воспитательный процесс, развивая его индивидуальные способности.

Одной из форм диагностических работ в начальной школе является :

  1. Комплексная проверочная работа.

Цель: оценка  достижения планируемых результатов учеников начальной школы по междисциплинарной программе формирования  универсальных учебных  действий, что  позволяет  проанализировать выполненные учениками задания.

2. Олимпиада является формой внеклассной работы.

Она позволяет улучшить качество знаний, выявить проблемные зоны в усвоении учебного материала. Результаты выступления школьников на олимпиадах являются важной составляющей портфеля учебных достижений учащихся (портфолио).

Одним из способов развития способностей обучающихся считаю применение индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися на уроках и во внеурочное время с учетом возрастных особенностей детей, с созданием условий для включения детей в активную познавательную деятельность; включаю в образовательный процесс современные инновационные технологии, формирую навыки исследовательской (проектной) деятельности (учу детей планировать свою деятельность, использовать метод исследования, записывать результаты наблюдений.

3. Как «обучение через работу», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, выступает перед аудиторией, отстаивает свою точку зрения. Проектная и исследовательская деятельность развивает ребёнка в целом.

Применяю активные формы уроков: уроки-конкурсы, уроки - викторины, урок-игра, урок-проект. Использую в своей практике такой способ развития способностей, как дифференциация по широте и глубине изучаемого материала, а также творческие задания. Всё это направлено на то, чтобы дети смогли раскрыть свой потенциал.

Стараюсь создать благоприятные условия, позволяющие детям реализовывать свои интересы и потребности, проявлять гражданскую и нравственную позицию. Мои ученики всегда имеют возможность свободно воплощать свои задумки. Систематически провожу мониторинговые исследования, что способствует более дифференцированному подходу к личности ребенка. Большое внимание уделяю работе с детьми социального риска, профилактике правонарушений, оздоровлению детей. Постоянно поддерживаю связь с родителями, ищу и нахожу новые формы работы.

Одна из главных целей в моей работе с детьми - это научить учащихся мыслить. Каждый раз открывая для себя новое, дети с удовольствием погружаются в работу.

Ведь урок - это исследование, это поиск. Дети учатся анализировать, рассуждать, отстаивать свою точку зрения. В каждый урок включаю элементы проблемности, задания, активизирующие эмоциональный фактор, требующие самостоятельного поиска. Для расширения кругозора учащихся, на уроке использую компьютерные презентации, используя разные сервисы (Power Point, Canva и др.). Стараюсь все уроки сделать разнообразными, интересными, увлекательными.

Диагностика воспитанности

Диагностику воспитанности провожу по методике Н.П. Капустина. Она позволяет определить качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха.

Качества личности

Я оцениваю себя

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

1. Любознательность:

  • мне интересно учиться
  • я люблю читать
  • мне интересно находить ответы на непонятные вопросы
  • я всегда выполняю домашнее задание
  • я стремлюсь получать хорошие отметки

2. Прилежание:

  • я старателен в учебе
  • я внимателен
  • я самостоятелен
  • я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью
  • мне нравится самообслуживание в школе и дома

3. Отношение к природе:

  • я берегу землю
  • я берегу растения
  • я берегу животных
  • я берегу природу

4. Я и школа:

  • я выполняю правила для учащихся
  • я выполняю правила внутришкольной жизни
  • я добр в отношениях с людьми
  • я участвую в делах класса и школы
  • я справедлив в отношениях с людьми

5. Прекрасное в моей жизни:

  • я аккуратен и опрятен
  • я соблюдаю культуру поведения
  • я забочусь о здоровье
  • я умею правильно распределять время учебы и отдыха

- у меня нет вредных привычек

Оценка результатов:

5 – всегда        

4 – часто

3 – редко

2 – никогда

1 – у меня другая позиция

По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.         

В результате каждый ученик имеет 5 оценок.

Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным            определением уровня воспитанности.

    Средний балл

5 - 4,5 – высокий уровень (в)

4,4 – 4 – хороший уровень (х)

3,9 – 2,9 – средний уровень (с)

2,8 – 2 – низкий уровень (н)

Упражнения для проверки способности слушать

Прослушав задание только один раз, нужно ответить на вопросы:

  1. В каком из слов парта, парад, коробка, седло, мама есть буква "Д" ?
  2. В ряду слов сон, кон, стон, слон, вон - вторым стоит "Стон".Так ли это ?
  3. Вам дали указание: поднимитесь на третий этаж здания, зайдите в комнату 325. В правом нижнем ящике стола лежит статья из детской газеты. Принесите ее шефу. А теперь определите, верно ли следующее утверждение:
  • Вам надо было зайти в комнату 235.
  • Вам предложили спуститься на третий этаж.
  • Статья находилась в правом ящике, а не в левом.
  • Статья находилась в верхнем ящике, а не в нижнем.
  • Это была статья из детского журнала

Упражнения для развития интеллекта

Быстро ответить на вопросы:

  1. "Что написано пером, не вырубишь топором". Что может опровергнуть эту пословицу? (Ластик.)
  2. Четыре уха и перьев не сосчитать. Что это? (Подушка.)
  3. Кто из сказочных персонажей мог дать такие телеграммы:
  • Хвост нашли. Плакать перестал. (Ослик Иа.)
  • Помни, все исчезает после 12 ночи. (Фея из "Золушки".)
  • Ушел от зайца, волка и медведя. (Колобок.)
  • Купили самовар. Приглашаю к чаю. (Муха-Цокотуха.)
  • Ключ достал. Скоро буду. (Буратино.)
  1. Какого цвета середина у светофора ? (Желтого цвета.)
  2. Как называется сумка школьника и солдата? (Ранец.)
  3. Сколько штук в дюжине ? (12)
  4. Одна игра по-русски называется крестословица. Как это звучит по-английски? (Кроссворд.)
  5. Что украла Клара у Карла ?(Кларнет.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках математики в начальной школе

Познавательная активность является важнейшей личностной способностью, позволяющая учащемуся  адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся ин...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы

Главной задачей  в образовательном процессе является развитие у ученика способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком. Основные способы...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы

Способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности...