Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы
статья
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_vyyavleniyu_razvitiya_i_sposobnostey_uchashchihsya.docx | 23.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы
Главной задачей в образовательном процессе является развитие у ученика способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком.
Основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности строится по двум направлениям: выявление и развитие.
1 – выявление способностей: психолого-педагогические диагностики, педагогическое наблюдение; изучение результатов деятельности учащихся;
2- развитие способностей: проведение предметных недель, факультативных курсов, кружков, участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах различного уровня, участие в научно-практических конференциях.
Включение в учебный процесс решения задач повышенной сложности, побуждение к прочному усвоению изучаемого материала, углубленному изучению предмета, обучение детей самооценке результатов своей работы, формирование навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов решения различных задач повышенной сложности. Первоначальным исследованием по выявлению способностей выступает диагностика учебной мотивации учащихся. Современный учитель должен осуществлять педагогическую диагностику и использовать данные, собранные в процессе ее проведения, для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в обучении. Начинать педагогическую диагностику надо с детского сада, выявляя сформированностъ предпосылок к овладению грамотой и математикой. Необходимо тесное сотрудничество педагога с родителями, психологом. Для того чтобы определить, готов ли ребенок к школе, необходимо всесторонне исследовать разные стороны развития ребенка, используя для этого различные методы: беседу, наблюдение, проведение тестов, анкетирование. Формой разъянения, "Что такое пед. диагностика", родителям будущих первоклассников может служить родительское собрание.
На протяжении первого года обучения с первоклассниками работает педагог-психолог, чтобы отследить адаптацию детей в школе, выявить уровень тревожности и вовремя скорректировать индивидуальный подход к детям.
Учитель использует диагностические карты, листы достижений, комплексные работы по выявлению способностей обучающихся. А далее идёт активная работа по включению каждого ребёнка в учебно-воспитательный процесс, развивая его индивидуальные способности.
Формой реализации способностей обучающихся служит портфолио. Надо помнить, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.
Новой формой диагностических работ в начальной школе является комплексная проверочная работа. Цель: оценка достижения планируемых результатов учеников начальной школы по междисциплинарной программе формирования универсальных учебных действий, что позволит учителю проанализировать выполненные учениками задания и на основании этого выявить:
- несоответствия в качестве освоения универсального действия метапредметного уровня у каждого ученика;
- получить количественную оценку не только уровня сформированностиотдельный действий, но и степень развития метапредметный результатов каждого ученика;
- реализовать индивидуальный подход в организации процесса освоения метапредметных результатов на уроках и во внеурочной деятельности;
- добиться достижения требуемого результата за счёт своевременной коррекции.
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся | |
Способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-оздоровительной деятельности | Способы развития у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-оздоровительной деятельности |
Работу по выявлению способностей выстраиваю с помощью: - инструментальной диагностики; - педагогического наблюдения; - изучение результатов деятельности (работ учащихся); - диагностика познавательных интересов. Богданова Т.Г. «Диагностика познавательной сферы ребёнка»; - «пробы сил» в том или ином виде деятельности; - учет мнений учителей – предметников и родителей; - наблюдение за проектной деятельностью учащихся и анализ продуктов деятельности | - одним из способов развития способностей обучающихся считаю применение индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися на уроках и во внеурочное время с учетом возрастных особенностей детей с созданием условий для включения детей в активную познавательную деятельность; - включаю в образовательный процесс современные инновационные технологии (проблемно- диалогическая, технология продуктивного чтения, технология оценивания учебных достижений, метод проектов, технология «портфолио»; - формирую навыки исследовательской (проектной) деятельности. НОУ (планировать свою деятельность, использовать метод исследования, записывать результаты наблюдений, участие в НПК). |
Для определения способности к научной (интеллектуальной), творческой деятельности применяю методики, созданные А. И. Савенковым: - «Оценка общей одаренности»; - «Характеристика ученика» (систематизация представления о различных сторонах развития ребенка); - «Карта одаренности» - Анкета одаренности (предлагаю заполнить родителям); - Оценка одаренности самими учащимися (заполнение «Карты интересов для младших школьников») - Создание методических материалов для работы с одаренными детьми -выявление творческих способностей через анализ продуктов деятельности (поделок, творческих работах и т.д.) учащихся | - дополнительные задания для одаренных детей усложненного уровня; - разноуровневые домашние задания (задания с * ) - привлечение одаренных детей в предметные кружки; - проведение интеллектуальных игр; - проведение конкурса исследовательских работ учащихся; - проведения родительской конференции «Одарённый ребёнок в семье: проблемы и радости»; - участие в школьных выставках, творческих работах, смотрах. |
Выявление интеллектуальных способностей: - Диагностика способностей к обучению (тест «Оценка уровня школьной мотивации» по методике Н.Г. Лускановой Интегрированная диагностическая работа) Анализ результатов контрольных работ, тестов в течение учебного года. Использую диагностическую методику «Ромашка». Данная методика позволяет выявить отношение к учению и выбору наиболее увлекательных для каждого ученика предметов. | - проведение классных мини-олимпиад, викторин. Викторина «Хочу все знать»; - «В мире ребусов, шарад, загадок» -участие в международных и всероссийских конкурсах и олимпиадах, проектах - участие в творческих конкурсах и смотрах, участие в спортивных состязаниях и художественных конкурсах («День Здоровья», «Веселые старты», конкурс рисунков, чтецов и т. д.) |
Использую познавательную деятельность в группе, команде, сотрудничать при решении учебных задач, умение сотрудничать в условиях спортивно-оздоровительных занятий. Для выявления способности к физкультурно- оздоровительной деятельности изучаю результаты медицинских исследований моих учеников, тесты для определения физической подготовленности (бег, подтягивание, подъем туловища, прыжки в длину) | - динамические паузы, подвижные игры, физкультминутки, упражнения для профилактики осанки, упражнения для глаз, мышц рук и т.д. - физкультурно-оздоровительные и спортивно – развлекательные мероприятия, походы; - посещение предметных, творческих кружков, спортивных секций |
Беседа с родителями Диагностика творческих способностей с помощью тестов «Оцени свои способности», «Творческие способности ребенка» (для родителей) Педагогическое наблюдение (использование методики мозгового штурма, игровых методов, КТД). Наблюдение за внеурочной деятельностью обучающихся и анализ продуктов деятельности (творческие работы, проекты, исследования и т.д.) Анализ портфолио обучающихся, отражающий творческие способности ребенка | - анкетирование, достижения учеников фиксируем вих портфолио; - соревнования, сюжетно - ролевые игры, КВН, КТД; - организация психолого - педагогического просвещения родителей одаренных детей; - круглые столы; - информационно- практические беседы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы
Главной задачей в образовательном процессе является развитие у ученика способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком. Основные способы...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы
Способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы
Главной задачей в образовательном процессе является развитие у ученика способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком....