Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках математики в начальной школе
учебно-методический материал по математике (2 класс)

Познавательная активность является важнейшей личностной способностью, позволяющая учащемуся  адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле. Творческая деятельность на уроке как нельзя лучше способствует достижению желаемого результата. Развитие изобретательных и творческих способностей многократно увеличивает эффективность самого  урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_rabota_po_vyyavleniyu_i_razvitiyu_sposobnostey.docx59.41 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках математике

Познавательная активность является важнейшей личностной способностью, позволяющая учащемуся  адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле. Творческая деятельность на уроке как нельзя лучше способствует достижению желаемого результата. Развитие изобретательных и творческих способностей многократно увеличивает эффективность самого  урока.

Большое значение имеет их раннее выявление и развитие с самого детства. Должны быть созданы наилучшие условия для развития способностей детей. Хорошая библиотека, развивающие игры, развитие моторики рук и связанная с ними умственная деятельность-все это отправные точки успешного развития ребенка.

 Развитие логического мышления, наблюдательности, памяти, зависит от систематических и целенаправленных занятий с ребенком. Здоровье любого ребенка тоже играет важную роль, оно является необходимым условием для физического, психического и умственного развития ребенка. Уже с первых дней в школе  подготовка должна состоять в целенаправленном развитии ребенка, особенно познавательных способностей (памяти, мышления, речи) и воспитание таких качеств, как внимательность, наблюдательность, усидчивость, аккуратность.

 Наряду с мыслительными операциями должны формироваться практические умения и навыки: рисование простейших фигур и орнаментов в тетради, вычерчивание отрезков от руки и помощью линейки, умение вырезать фигуры по контуру, путем перегибания листа бумаги получать различные геометрические фигуры, понимать такие отношения, как «больше, меньше», « уже, шире» Математические задатки проявляются рано. Иногда ребенок вроде хорошо успевает по математике, но он не обладает математическими способностями, нет у него интереса к предмету, а другой учится средненько, но математика у него вызывает интерес.

Наблюдения, постоянные занятия с детьми показывают, что кто-то из детей лучше запоминает цифры, числа, понимает действия с ними, быстро устно считает, сравнивает и вообще более смекалист, логически умеет делать правильные выводы, быстро запоминает таблицу умножения, понимает принцип поразрядного сложения,  действия с 1 и 0.  Такие дети успешно усваивают программу начальных классов.

Для развития познавательных способностей проводим для детей в рамках недель математики конкурсы такие, как олимпиады по математике, конкурсы «Магический квадрат», «Железная логика», «Математические ребусы» и т.д. Дети вместе с родителями выпускают газеты, помещают небольшие стишки математического содержания, составляют ребусы, кроссворды. Готовим  детей на городские, республиканские олимпиады для младших классов, привлекаем к участию в заочных конкурсах.

 Главное, я считаю, чтобы добиться или почувствовать себя обладателем математических задатков, это надо много трудиться, решать большое разнообразие задач постоянно, без такого систематического труда и тренировок трудно ждать каких-то результатов. Надо опасаться пустого времяпровождения, надо занимать детей внеурочной деятельностью.

 На уроках идет систематическая работа по  развитию творческих  способностей: например. поиск решения задачи разными способами и овладение разными способами решения задач, решение задач на логику, поиск площади фигуры или ее объема, решение нестандартных задач, или, наоборот, решение стандартных задач нестандартными способами.(например, про гусей и телят, когда надо узнать, сколько тех и других, по известному общему количеству голов и ног). Дети иногда предлагают решение задачи оригинальным способом. Да и простое казалось бы занятие по решению примера или задачи требует сосредоточенности, умения анализировать, сопоставлять, составлять план решения, умения сделать проверку решения, т.е. элементарные навыки самоконтроля, и даже усидчивости, настойчивости. Так называемая обучаемость и играет важную роль в выявлении способностей, умелость-это способность к обучаемости, наличие памяти, подвижности интеллектуальной деятельности, складывается на основе имеющихся природных предпосылок. Психика и, в частности, способности, развиваются в деятельности. В учении формируются умственные способности, в специальной деятельности - специальные способности. В деятельности человек познает себя, приспосабливается к требованиям деятельности, формирует в себе недостающие свойства. Деятельность рассматривается как источник и фактор формирования и развития способностей.

Усвоенные способы решения задач только в деятельности испытываются, обобщаются и укрепляются. Путем проб индивид может открыть новые варианты методов работы, выработать характерную для него умелость, в которой интегрирован исторический и личный опыт продуктивной деятельности. Личная умелость характеризует индивидуализированный стиль умственной  и практической деятельности . Вот почему так важно побуждать учащихся к самостоятельной деятельности и учить решать задачи и другие вопросы самостоятельно. Это нужно делать не только на кружковых занятиях, но и в классе и дома. В развитии способностей первичным фактом является постепенное структурирование природных свойств применительно к требованиям деятельности.

В развитии и формировании способностей особую роль играют обучение и воспитание. Способности могут развиваться и формироваться стихийно в процессе деятельности, когда индивид путем многих проб находит наиболее эффективный способ подхода к задаче и решения ее, но это путь самоучки, чей уровень достижений ниже тех, кто собственные силы и опыт умножают, опираясь на культуру и знания, выработанные великими предшественниками и современниками. Обучение и воспитание призваны ускорить процесс формирования самых рациональных способов решения теоретических и практических задач.

На первом этапе развития одаренности деятельность носит репродуктивный характер. Постепенно элементы творчества в деятельности возрастают по мере общего развития ребенка и его способностей. Чем ярче и раньше выступают оригинальные творческие элементы, тем больше оснований для признания одаренности. В процессе обучения и воспитания можно создать наиболее оптимальные условия для быстрого перехода способности с одного уровня на другой, более высокий уровень развития. Для этого необходимо, во-первых, заинтересовать ребенка творческой работой . Во-вторых, научить его владеть основными способами творческого решения вопросов, в-третьих , предоставить самим школьникам возможность для проявления большей активности и самостоятельности в решении учебных и других задач. Создаются предпосылки для саморазвития и самовоспитания. Интерес к творчеству возникает там и тогда, когда сам учитель творчески подходит к своему делу.  (Соответствовать профессиональному стандарту).

Надо ставить проблемные вопросы, возбуждать активность и воображение учащихся, формировать метод подхода к решению поставленного вопроса. Важно обобщать способ решения задачи, для этого необходимо дать различные варианты типовой задачи и показать, что есть общего и что особенного во всех и каждой из решенных задач.

Формировать обобщенные умственные операции у школьников - одна из важнейших задач обучения и воспитания подрастающих поколений, способных самостоятельно ставить вопросы и решать их в жизни. Главное состоит в том, чтобы практиковать учащихся в творческой деятельности, важно научить учащегося самостоятельно критически мыслить.  Важно научить находить эстетические ценности в действительности и пользоваться словом для озвучивания виденного и пережитого. Формирование умения устно выступить с информацией, докладом, кратким сообщением должно стоять особо.

Некоторые общие условия формирования способностей у школьников:                    

1.Знание во всех отношениях ребенка, учет его сил и возможностей в различных предметах обучения и других видах деятельности, обратить внимание на соотношение  обученности и обучаемости, особенности характера                                                                

 2.Второе условие - правильное сочетание обучения с другими видами деятельности;                            

3.Воспитание активных черт личности, таких, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, организованность, критичность.

4.Правильное сочетание общих требований с индивидуальным подходом к учащимся.

Решение задачи самостоятельно имеет большое значение, радость от решения задачи служит своеобразным стимулом к дальнейшим продвижениям, все это формирует характер, трудолюбие, обостряет творческие способности. Надо повторять, что «дорогу осилит идущий», важно постоянно быть в поиске решения какой-то проблемы, какой-то задачи.

Необычность проведения урока, оригинальные задания позволяют развивать креативность, вариативность мышления.

Велика роль учителя, который должен направить учащихся на путь исканийю.

 Я применяю способы стимулирования творческих способностей такие, как:

 обеспечение благоприятной атмосферы;

 доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка;

 присутствие во время учебной и внеурочной деятельности моментов для развития творчества, нестадартного решения задач и логических головоломок.

 поощрение высказывания оригинальных идей;

-мотивация  деятельности на уроках математики

  использование  личного примера творческого подхода к решению проблем.

Формируя интеллектуальные, творческие способности личности обучающегося на уроках математики, я  опираюсь на следующие методические основы:

- обучающийся как субъект деятельности;

- обучение в сотрудничестве;

- обучение как свободное раскрытие личности;

- интенсификация обучения;

Педагогические технологии:  личностно – ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, икт технологии, проектные технологии, игровые технологии, технология разноуровневого обучения  и др.

Эффективны по выявлению и развитию способностей учащихся  следующие виды и формы организации этой деятельности:

1.Использование дифференциации и индивидуализации;

2.Нетрадиционные формы проведения уроков;

3.Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности;

4.Проектные работы;

 5.Проблемный метод обучения;

6.Внеклассная работа, в т.ч. участие в олимпиадах, конкурсах.

1. Использование дифференциации и индивидуализации

Одно из главных противоречий в образовании - между разнообразием интересов и способностей учащихся, с одной стороны, и единым для всех образовательным стандартом с другой, - легко устраняется, если использовать в работе идеи дифференциации и индивидуализации обучения.

Воспитать человека математически образованного, причем гуманными методами, в гуманных формах, - тот идеал, к которому стремится большинство учителей. Гуманизация обучения означает, прежде всего, его дифференциацию и индивидуализацию. Получать удовольствие от занятий математикой ученик может, если дифференциация и индивидуализация ему доступны в той степени, в какой он только пожелает. Иначе один будет учиться налегке, не напрягаясь, а другие, пытаясь осилить непосильное. Первый не находит применения имеющимся способностям и не разовьет потенциальные, а второй будет чувствовать свою неполноценность и отвращение от математики.

Я пришла к выводу, что методы и формы работы с одаренными учащимися должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми  учащимися  , и в то же время отличаться определенным своеобразием. Считаю, что этими идеями должна быть проникнута не только система классно-урочных занятий, но и внеклассной и внеурочной работы. Именно сочетание этих двух систем, взаимопроникновение одной в другую делает процесс обучения интересным, расширяет кругозор, придает учебному процессу динамичность и привлекательность, одним словом, приводит к  желаемому результату и ученика, и учителя.

В рамках классно-урочной системы организую работу с классом таким образом, что практически всегда выделяю время для индивидуальной работы с учащимися.

На уроках происходит обучение приемам самостоятельной работы, самоконтроля, приемам исследовательской деятельности;  развитие и совершенствование умений самостоятельно работать, добывать знания, и на этой основе формировать интеллект школьника; максимально адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям учащихся.                                                                                                                                      Первая половина урока планируется так: происходит организация познавательной деятельности учащихся. На уроке  это может быть работа с текстом, образцами решения задач,  алгоритмами, математическими моделями.                                                                  

 Вторая часть предполагает интеллектуально-преобразовательскую деятельность учащихся, в ходе которой они преобразовывают тот  материал, с которым познакомились на уроке. В зависимости от цели урока форма работы с учащимися может быть индивидуальной, парной, групповой, а могут присутствовать все формы, т. е. кто-то работает индивидуально, кто-то в парах, кто-то в группе, но все учащиеся работают самостоятельно в течение установленного времени.  Задания, предлагаемые учащимся, носят разноуровневый  характер как по объему, так и по степени сложности и могут быть репродуктивными, продуктивными или импровизационными, т. е. учитываются индивидуальные особенности учащихся. 

Во время самостоятельной работы  учащиеся работают самостоятельно, я наблюдаю за работой всех учащихся и работаю в это время с отдельными учениками. В конце урока подхожу ко всем учащимся, или они сами ко мне по мере выполнения работы, оцениваю их достижения. Часто, особенно при выполнении письменных заданий, организую взаимоконтроль и взаимооценку учащихся. Учащиеся обмениваются тетрадями или слушают друг друга. У них есть инструкции по проверке, учету ошибок, критерии оценок. Материалы для самостоятельной работы сопровождаются пояснениями, образцами, чем достигается надежность системы самоконтроля и взаимоконтроля. Слабый ученик должен чувствовать себя способным решить хотя бы одну задачу с помощью одноклассников или учителя.

Учитель должен уметь работать с детьми с ограниченными по состоянию здоровья детьми.

Все это позволяет варьировать обучение, создавать новые структуры уроков. Учитывается влияние индивидуальных особенностей учащихся и условий протекания их деятельности. Планируя урок, я предоставляю возможность учащимся работать в трех режимах: совместно с учителем; индивидуально; самостоятельно под его руководством. В адаптивной технологии самостоятельная работа учащихся протекает одновременно с индивидуальной. Индивидуализация обучения направлена на развитие умений и навыков самостоятельной работы, умения добывать знания, решать проблемные ситуации, проявлять свое творчество при выполнении заданий. Для учащихся создается благоприятный психологический микроклимат: ошибки учащихся не выносятся на всеобщее рассмотрение, обсуждаются вполголоса, чтобы не слышали другие. (Но иногда в воспитательных целях приходится это делать). Оценка успехов, достижений сообщается всему классу.

Содержание контрольных работ должно предоставлять учащимся возможность выбора тех или иных задач, каждая из которых оценена определенным баллом или уровнем  Нужно знать и выяснять не то . что ученик не знает, а то, что он знает. Тогда у ученика будет вера в себя, в свои возможности, а оценка - отражать истинный уровень знаний школьника.

Мотивации надо отдавать должное внимание через различные приемы (красота в математике, соревновательность на занятиях, преодоление трудностей, планы на будущее и т.д.). Формируя позитивное отношение к математике, надо добиться, чтобы пришло ко всем осознание того, что математика пригодится всем в настоящем, а особенно в будущем!

Такая организация учебной работы учащихся на уроке дает возможность каждому ученику в силу своих возможностей, способностей, собранности постепенно, но неуклонно углублять и закреплять полученные и получаемые знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной деятельности, формировать у себя потребности в самообразовании.  Нужно разумно сочетать индивидуальные формы организации учебной работы учащихся с такими формами коллективной работы, как фронтальная и групповая.

В работе с применением проблемного обучения исходим из представлений о трех уровнях проблемного обучения:

1 уровень: Учитель ставит проблему, формулирует ее, указывая на конечный результат, ученики самостоятельно ведут поиски решения этой проблемы, зная ее окончательный результат

2 уровень: Учитель (или ученики) указывают на проблему, потом ученики решают эту проблему, но конечный результат им заранее неизвестен

3 уровень: Ученики самостоятельно ставят проблему, формулируют ее и исследуют возможности и способы ее решения

При подготовке к проблемным урокам необходимо:

А) тщательный анализ содержания материала предстоящего урока

Б) учет уровня сложности нового материала и имеющегося у ученика запаса знаний для решения проблемы

В) постановка конкретной цели урока

Г) поэтапная разработка проблемного урока с учетом указанной цели

Д) до известной степени предвидение хода урока, характера поиска учащимися решения и ожидаемых трудностей, наметить пути их преодоления.

Одаренные дети имеют особенность быстро утрачивать интерес к ежедневным однообразным занятиям. Зачастую им не хватает темпа продвижения, сложности и оригинальности заданий. Если не занимать таких детей заданиями повышенной сложности, проблемными, творческими, то такого ребенка может погаснуть  интерес. Поэтому я стараюсь сделать все возможное, чтобы детям с особыми образовательными потребностями было интересно и полезно находиться на уроке. Считаю, что у учителя должен быть банк заданий не только повышенной сложности, но и творческих, в которых ребенок наиболее ярко может проявить свои способности. Лет 15 назад многое зависело от наличия приличной  библиотеки учителя (пособия, брошюры, учебники, журналы, теперь эта проблемы нет. Можно найти на просторах интернета массу нужного материала, но мои книги и сборники из личной библиотеки – всегда верные помощники.  Дети не всегда умеют извлечь пользу от сети, (ИС), надо тоже учить искать нужную информацию, и не забывать о безопасности при работе с компьютером.

Математическая и лингвистическая культура- неотъемлемые части общей культуры современного человека. Такое осознание конкретизирует задачи воспитания и развития учащихся, эти задачи решаются путем мотивации детей к изучению предмета и формируют математическую и языковую культуру.

Основная задача учителя  - сформировать у учащихся модель математической деятельности (в соответствии со ступенями общего образования). На начальной ступени образования особенностью математического образования является целостная линия содержания, выраженная рельефно и последовательно. В короткие моменты урока, или паузы мероприятия  даю задание несложное, но интересное:

-составить как можно больше слов с новым математическим термином;

- придумать задачу или уравнение,не имеющее решение или, наоборот, несколько решений;

-нарисовать фигуру с помощью цифр и знаков арифметических действий, придумать фигуру, обладающую определенными свойствами;

- составить  кроссворд, ребус; небольшую викторину

-найти ошибку (в решении примера, задачи)

- написать сочинение или рассказ о какой-то цифре или геометрической фигуре;

- перевести на математический язык текст;

- составить задачу со старинными мерами или  рассказ про туристов на заданный график движения.

Для  способных учеников надо создавать такие условия обучения, которые способствуют наиболее полному развитию их наклонностей.

Будущее нашего общества - за стилем преподавания, в основе которого-выявление потребностей школьников и их удовлетворение, гуманная дифференциация и индивидуализация обучения.

2.Нетрадиционные формы урока

Нетрадиционные формы урока  реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока осуществляются при обязательном участии всех учеников  класса, а также реализуются с  использованием ИКТ. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:

- осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме;

- обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;

- предусматривается минимальное участие на уроке учителя.

Методически высоко эффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются урок-соревнование, урок-игра, видео-урок, урок-экскурсия, урок-консультация и другие формы занятий (устный журнал смотр знаний, зачет).

Можно сказать, что нетрадиционный урок - органичное сочетание образования, развития и воспитания. Нетрадиционные уроки нравятся детям, так как они творческие и необычные, а самое главное - эффективные. Но не следует  часто проводить нетрадиционные уроки, так как они станут традиционными и уровень эффективности снизится. Да и много подготовительной работы требуется от учителя и, соответственно, времени, чего очень не хватает.

Урок-проект

Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.

Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является по своей сути креативной и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить метапредметный  характер. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: реферат, презентация, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс.

Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.

Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта.

Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Моя роль как учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника.

Основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы. Урок-проект формирует умения самостоятельной работы. Главной особенностью урока-проекта является доступность темы и возможность ее варьирования.

Например, в 4классе по математике можно предложить тему «Многоугольники», где ученики выбирают себе один из видов  многоугольников  и стараются охватить тему от определения, свойств, признаков, до задач и творческой работы (сказки, оды, стихи и т.д.)

Учащиеся 4 класса составляли страницы презентации устного журнала «Задачи на логику». Причем содержание страниц отличалось сложностью заданий, каждый выбрал задание, соответствующее его уровню знаний и умений.

Чтобы отразить национально-региональный компонент, я составила и провела урок-соревнование,  связанного с национальными видами спорта (стрельба из лука, скачки, Национальная борьба). «Стрельбой из лука» назывался этап, где проверялась точность устных (иногда письменных) вычислений; «скачки» - этап выполнения задач или примеров на скорость и «вольная борьба» - соревнование «по весам», т.е. уровневая самостоятельная работа.

Итак, метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным, а поэтому - более эффективным. Ребята с различными способностями становятся успешными и востребованными в проектной деятельности. Без принуждения учащиеся ищут с интересом материал, воспринимая проектную работу с большой ответственностью. В период выполнения проектов развиваются многие учебные, специальные и коммуникативные навыки. Ученики рано  учатся работать со словарями, справочной литературой, бумажными и электронными носителями составляют сообщения, продумывают способ презентации, и, конечно, учатся оформлять свои работы. Проектная деятельность в  школе готовит учащихся к более сложной исследовательской работе в будущей жизни.                                                                                                                  Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся невозможна без применения эффективных методов и приемов организации деятельности учащихся.

Урок-путешествие

В общем-то урок-игра.

Такой урок стал почти традиционным. Например, объявляется, что ожидается космический полет к неведомым планетам, объявляются цели полета.

1этап. Естественно, экипаж (т.е.класс или группы учащихся) проверяют готовность к полету. Это может быть устный счет.

Небольшая самостоятельная работа.

2 этап. Предлагается пример на сложение или вычитание (на планете «Арифметика»)

Примеры могут быть разноуровневые.

3 этап. Решают примеры на умножение, деление (на планете «Математика»)

4 этап. Решение уравнений (планета «Уравнение»)

5 этап. Решение задач (на вычисление расстояния до планеты, расчета горючего)

Или предлагается детям рассказать инопланетянам про нашу планету «Земля» (это может быть домашняя работа с элементами творчества или историческими справками про десятичные дроби)

Заключительный этап. Приземление. С «пульта управления полетом» передают итоги или после каждого этапа или в конце, с обязательным интервью космонавтов или командиров.

                             

   Урок-консультация

Я бы разделила уроки-консультации на два вида:

Первые, на которых ученики приходят, чтобы получить ответы именно на свои вопросы. Обычно индивидуальная. Вторые, когда консультация проводится перед контрольной или при подготовке к экзаменам, обычно групповая. Эти два вида консультаций - внеурочные.

Лучше всего консультации проводить по одной какой-то теме.

На уроке ученикам предлагается серия уравнений, например, показательных. Но после двух консультаций (помощи учителя ученику) снимаем баллы за каждый следующий вопрос ученика к учителю. В конце урока можно дать возможность ученику дома еще порешать для улучшения своего балла.

Если на уроке, то на вопрос неясный может ответить и кто-нибудь из одноклассников, но обычно сама отвечаю на вопрос ученика.. 3-4 похожих уравнения или примера можно для закрепления.

Можно просто постепенно усложнять одно и тоже задание.

Иногда мы доверяем провести урок математики старшеклассникам. Обычно это бывает на День самоуправления в День Учителя. (Тщательно ученик-учитель готовится к уроку под нашим руководством)                              

Смотр знаний

Заранее объявляется тема, дата, перечень вопросов, типы задач или уравнений.

Обычно на смотр знаний бывают приглашены родители, администрация школы, коллеги.

Обычно обстановка (атмосфера) праздничная.

На смотре знаний ученик может быть вызван и ему задают вопросы приглашенные (экзаменуют). А можно дать фронтальную работу в начале урока (математический диктант или тест обычно на проверку теории) и листы для проверки отдаются гостям. Затем выполняют самостоятельную работу, которую можно осуществить с помощью электронного носителя к учебнику или мульти-медиа.

Оценку можно поставить из домашнюю работу, хорошо с творческой составляющей.

Можно на уроках проводить так называемые «догоняшки», когда дети буквально бегом несут по одной решения задач, которые им предложили и берут следующие, более сложные. А учитель отмечает на своеобразном табло итоги решения задач

Урок-конференция

Цели ее:

-развитие креативных способностей школьников;

              -формирование интереса к научно-исследовательской работе.

Задачи:

  1. Выявление одаренных учащихся, способных к исследовательской работе
  2. Научно-методическое обеспечение исследовательской деятельности школьников
  3. Повышение уровня коммуникативной культуры школьников
  4. Приобщение учащихся к миру науки

3. Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности

В современной школе особое значение приобретает игра, применение игровых технологий; служит сильным мотивационным фактором для развития устной и письменной речи; позволяет более успешно привлекать внимание детей и дольше его удерживать; стимулирует творческие возможности, развивает воображение; устанавливает связи между миром фантазии и реальным миром ребенка; расширяет его социальный опыт.

Игра обладает такой особенностью, как универсальность: использование игровых приёмов можно приспосабливать к разным целям и задачам, они выполняют множество функций в процессе развития ребенка: облегчают учебный процесс, помогают усвоить материал и ненавязчиво развивают необходимые компетенции.

Во время урока математики можно при закреплении материала  поиграть в математический футбол или хоккей, где роль мяча или шайбы выполняет задача, уравнение, вопрос по теории (причем важно в обоих командах выбрать участников, как в настоящей игре –вратаря, защитников. нападающих, капитана). Роль арбитра играет учитель.

Или команды просто делятся на две или даже три группы, где есть свои капитаны. На моих уроках-соревнованиях они проверяют верность решения у команды соперников. Можно, чтобы вопросы или задачи, уравнения или примеры предлагал учитель обоим командам, можно доверить самим командам (перед данным уроком тогда надо заранее сообщить круг вопросов, например. определение тригонометрических функций в прямоугольном треугольнике, значения тригонометрических функций некоторых углов), вопросы задаются каждому члену команды, на ответы дается ограниченное время. побеждает команда, давшая больше правильных ответов. Такие соревнования мобилизуют на активную работу весь класс, каждый одновременно и болельщик и участник.

«Домино»

После прохождения тем «Действия с натуральными числами», увлекательно задание составить домино (на одной половине костяшки домино записывается задание, а на другой половине другой костяшки записать ответ). Сначала проверяю корректность и правильность ответов, внешний вид костяшек тоже немаловажен. За это можно поставить оценку, если нет замечаний. Набор обычно состоит из 10 примеров.(костяшек, ).можно затем играть на уроке парами, побеждает пара, у которой все ответы нашлись верно.

Еще составляем своеобразное «ЛОТО», когда выдается ученику набор уравнений, например или примеров и когда ведущий извлекает карточку с написанным числом, ученику надо вовремя ее забрать, соотнеся это число с корнем уравнения или с ответом к примеру. Обычно играют 3-4 человека. Выигрывает тот, кто быстрее всех закроет свою карточку.

«АУКЦИОН»

Есть две разновидности этой игры:

1.Обычно ученики выбирают задачу на определенное количество баллов , если решат - им эти баллы начисляют. Такой аукцион можно проводить как среди отдельных учащихся, так и между группами. Эффективно проводить при закреплении, при контроле материала.                      

2.Когда какие-то паузы на уроке или мероприятии надо заполнить. Например, назвать пословицы с числительными, или фильмы, в названиях которых есть числительное., или куплеты из популярных песен, в которых тоже упоминаются числительные.

Игра «Математик-бизнесмен»

Правила игры:

1.В игре участвуют две или более команды, которые выбирают себе президента банка (капитана)

2.По очереди выбирают себе задачи различной  стоимости (от 50 до 200р)

3.у команд стартовый капитал 500 р. Если команда верно решит задачу, то добавляет баллы за задачу. Если ответ неправильный, то:

А) капитал уменьшается на 100% стоимости задания, если другая команда дает правильный ответ

Б) капитал уменьшается на 50% если нет

4.команда может продать свое задание сопернику или купить

На обдумывание решения дается от 1 до 5 мин.

50р-1 мин., 100р.-1 мин.30 сек.,150р-2мин. 200р.-2мин30сек.

Игра закончена, если  у одной из команд заканчиваются деньги или закончились задания

Победитель тот, у кого в банке осталось больше денег.

Уроки-соревнования иногда провожу в форме интеллектуальной игры «Счастливый случай», те же этапы, как в известной игре, только все вопросы из области «Математика». Можно в увлекательной форме проверить и знания и умения учащихся по большой теме, по теме урока. Можно проводить в классе. можно между классами во внеурочное время.

 Основные цели использования игр на уроках:

-воспитательный момент;

- формирование определенных навыков;

- проверка усвоения теории;

- обучение умению общаться;

- развитие необходимых умений.

Итак, игры могут характеризоваться учебными целями и задачами, формой проведения, способом организации, степенью сложности, количественным составом участников, а также смешанные.

Проводим так называемые динамические паузы, физкультминутки.

Динамическая пауза

Замечательный, на мой взгляд, вид релаксации. Он вызывает много позитивных эмоций. Обычно проводим в 5-6классах, дети выполняют небольшие упражнения, чтобы убить двух зайцев: отдохнуть, и в тоже время упражнения выполняются определенные. связанные с темой урока Например, когда называю., например, дробное число. хлопнуть в ладоши, подпрыгнуть, если называется целое число, топать ногой, если положительное число и т.д.

Такие игровые задания весело и непринужденно развивают внимание у детей, умение слушать, тренируют речевую и двигательную активность, дают радостные моменты на уроках.

5.Внеклассная работа

Важной составной частью учебно-воспитательного процесса по математике является внеурочная деятельность. Она не только углубляет и расширяет знания по предмету,       но и способствует расширению  кругозора школьников, развитию их творческой активности,  и, как следствие, повышает мотивацию к изучению математики.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения  образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и  метапредметных результатов.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Внеклассные мероприятия имеют огромное значение для усвоения школьниками учебного материала и овладения дополнительными знаниями по математике с использованием доступных и интересных методов.

Во внеклассной деятельности я использую следующие формы:

- применение икт;

- консультации;

-Организация и проведение декад или недель

-конференции;

-олимпиады;

-викторины;

-соревнования                                                                              

    Значение имеет создание психологических и дидактических условий для развития у учащихся желания изучать математику, развития коммуникативных, творческих способностей в открытии мира чисел и геометрических фигур .

Для выполнения данной программы мне необходимо решить следующие задачи:

1.углубить и расширить кругозор учащихся по темам программы и вне ее.

2.иметь представление о математике как о части общечеловеческой культуры

6.Содержание индивидуальных  занятий

Предлагаемые темы занятий способствуют углублению и расширению знаний учащихся по математике, по истории математики, формированию коммуникативной и личностной компетенций.

В процессе использования данных форм и методов у учащихся развиваются следующие умения:

- общеучебные умения: работа с дополнительными учебными пособиями, справочной литературой; составление плана высказывания, сообщения, выступления по проблеме;

- специальные учебные умения:

- собственно коммуникативные умения

Ребята слушают не только мои объяснения, но и готовят сами выступления, Помогают в организации недель, решают задачи конкурсного и занимательного характера, иногда  выпускаем  газету.

На консультации  ученики приходят подготовиться к олимпиаде, после небольшого обзора какой-либо темы, разъясняю каждому его «огрехи» после пробных вариантов, текущие тоже разбираем.

Таким образом, такая  работа является важным средством формирования компетенции учащихся, в русле которой они могут познакомиться с огромным разнообразием  задач по математике.

7.Проведение предметных недель математики

Проведение недели (иногда декады) показывает, что  в школе оно способствует проявлению индивидуальных возможностей всех ребят с различными видами обученности. Неделя позволят привлечь к работе всех учащихся, предусматривает различные формы работы (парную, групповую, индивидуальную), а также разнообразные виды деятельности, где каждый может найти занятие в соответствии со своими способностями и интересами. Во время проведения недели создаётся положительная мотивация к дальнейшему изучению математики, а также ситуация успеха для каждого. Учащиеся получают дополнительные возможности применения знаний, умений и навыков, получают новый опыт участия индивидуального или с классом в школьных мероприятиях.
       Перед проведением недели  проводится подготовительная работа с учителями начальных классов, распределяются ответственные.

Включаем в график декад не только олимпиады  по предметам, но и математические поезда, КВН,  Брейн-ринги, другие интеллектуальные игры, открытые уроки, конференции, конкурсы газет, рисунков ит.д.  Разрабатывается план мероприятий, согласовывается с администрацией школы; готовятся материалы для проведения конкурсов, викторин, олимпиад; оформляется кабинет.

Участвуя в  таких мероприятиях  ребята развивают и совершенствуют свои интеллектуальные и творческие способности, учатся достойно побеждать и терпеть поражения.

Вывод

Воздействуя на личность, формирование творческих способностей обогащает эмоциональный и практический опыт, развивает психику, формирует интеллектуальный потенциал, способствует воспитанию эстетических и умственных способностей, ведет к накоплению профессиональных навыков и умений, развитию природных задатков детей, их нравственных качеств. Оно настраивает на дальнейшую, активную творчески-осознанную самодеятельность школьников, что отвечает их духовным потребностям, удовлетворяет их стремление к самореализации, и проявлению личностных качеств. Все это является эффективным средством комплексного развития личности, выявления формирования ее творческого потенциала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе."

Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе." Содержит методические приёмы,пути и способы активизации с помощью которых учитель мож...

Формирование ИКТ – компетентности учащихся на уроках математики в начальной школе

«Формирование ИКТ – компетентности учащихся на уроках математики в начальной школе».Горланова Н.В.,учитель начальных классов....

Личностно-ориентированный подход к учащимся на уроках математики в начальной школе

Школа – тот социальный институт, где каждый ребенок может раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность. Сам ребенок еще не осознает своих возможностей, путь его собственного развития ему е...

"Личностно - ориентированный подход к учащимся на уроках математике в начальной школе"

Данная презентация поможет учителю при поддготовке к урокам математике в начальных классах....

Педагогические техники развития УУД у учащихся на уроке математики в начальной школе .

Статья Педагогические техники развития УУД у учащихся на уроке математики в начальной школе ....

Из опыта работы по теме "Развитие вычислительных навыков учащихся на уроках математики в начальной школе

            Развитие активности , самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу  - это требования самой жизни, определяющие во многом то направл...

Мастер класс Ханбековой Ларисы Константиновны МОУ СШ №11 учителя начальных классов. Тема: «Развитие функциональной грамотности на уроках математике в начальной школе»

Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых ре...