Открытое занятие по финансовой грамотности "Зарплата"
план-конспект

На занятии по финансовой грамотности дети в игровой форме знакомятся с понятием “заработная плата”, её составом и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Заработная плата

Цель: познакомить с понятием “заработная плата”, её составом, с факторами, влияющими на её размер,  с планированием семейного бюджета.

Задачи: 

  -воспитывать экономное отношение к карманным деньгам, стремление тратить их на полезные продукты;

 -формировать уважение ко взрослым, любовь к родным и близким, высокую мотивацию к учёбе;

 -развивать умственные  способности у учащихся: умение планировать, вести подсчёт;

 -расширить представления  функциях  денег,;

-формировать потребность к повышению финансовой независимости и умения правильно обращаться с деньгами;

 -формировать экономический кругозор у обучающихся начальных классов.

УУД:

Метапредметные:

Регулятивные:

  • определять степень успешности своей работы и работы других;
  • проверять и оценивать друг друга.

Познавательные:

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные:

  • развивать умения договариваться о совместной работе;
  • учиться работать в группе;
  • умение слушать других;
  • предлагать помощь, сотрудничество.

Личностные:

  • слушать собеседника и вести диалог;
  • признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • формировать умение высказывать своё отношение к работе.

Предметные:

Обучающийся научится:

-понимать как складывается заработная плата взрослых;

-понимать и правильно использовать экономические термины;

-иметь представление о роли денег в семье и обществе;

-знать источники доходов.

Методы обучения:

  1. Проблемный;
  2. Репродуктивный;
  3. Практический

4.Творческий.

Формы организации работы детей: групповая.

Формы организации работы учителя:

- используется словесно-иллюстративный, репродуктивный, практический;

- подводящий диалог к постановке детьми темы;

- актуализация опорных знаний;

- проблемный метод.

Оборудование, дидактический материал:  ксерокопии денег разного достоинства, жетоны-монеты; презентация, таблички : ДЕНЬГИ, ЖАЛОВАНЬЕ, ЗАРПЛАТА, ДОХОД, ПОДРАБОТКА, НАЛОГ, ПРОГУЛ, ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ,БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ, РАСХОД ; игрушка, флакон  духов, лекарство, булка хлеба, конфеты, билет на самолёт; коробка в виде домика с надписью «Банк»; влажные салфетки; коробочка с деньгами, с надписью «Единый социальный налог»;коробка с надписью «пожертвования»; два мячика; корзинки с продуктами; квитанции о платеже коммунальных услуг; магазин игрушек( прилавки, игрушки ценники)

Ход:

1.Организационный момент:

Путешествие зовёт
Второклашек на урок.
А куда пойдут ребята?
В необычную страну,
Очень важную страну – «ЭКОНОМИКУ».

- Что такое “экономика»?

Экономика – это хозяйственная деятельность людей. 

2. Основная часть:

1. Сообщение темы и целей:

-Отгадайте загадку:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная …..(семья)

-А чем вы отличаетесь от взрослых?

(родители работают и зарабатывают деньги)

Волшебные бумажки

В руках у Сашки, Дашки.

Работал целый месяц папа,

Чтоб пришла зарплата.

-Подберите синоним к слову зарплата.

-Да, родители каждый месяц приносят заработную плату.

(На доске: деньги,, жалованье, заработок)

-Зачем нужны деньги?

- Поднимите руку, кому из вас родители покупают одежду…….обувь…...игрушки…..

-Поднимите руку, кому из вас родители дают карманные деньги.

-Можете ли вы сейчас прожить без родителей?  

-А как вы думаете, легко ли взрослым зарабатывать деньги?

(нет)

- Аргументируйте, почему зарабатывать деньги нелегко? Какими родители приходят с работы?

( уставшими, замученными, раздражительными)

-Сделайте вывод, о чем пойдет речь на нашем занятии?

- Мы сегодня будем разбираться что такое зарплата, из чего она формируется, как складывается её размер. Мы узнаем: «Откуда в семье берутся деньги»

2. Эмоциональное введение в тему

Сценка

/По классу распределены одна игрушка, флакон  духов, лекарство, булка хлеба, конфеты, билет на самолёт

Входит девочка, очень громко плачет, топает ногами.

-Ты чего ревёшь?

Девочка:

-Хочу! Хочу! Хочу! Хочу! Много накупить всего хочу! Булки, конфеты, пирожное, мороженое, чипсы, печенье. Кукол много хочу!

-Вот как…. А как тебя зовут?

-Лиза.

- Лиза,  давай поиграем вместе с нами…. .Играть ты любишь?

Девочка утирает лицо, смотрит с интересом.

-Посмотрите вокруг, чтобы вы купили в первую очередь? Подойдите к этому предмету.

- Запомните, с кем вы оказались единомышленниками, выбрали одну и ту же вещь.

/учитель обращается к группам детей , которые выбрали один и тот же предмет

- Почему вы считаете, что эта вещь вам нужна прежде всего?

- Хорошо, я вас поняла, вы аргументировали свои ответы, а на чьи бы деньги вы купили бы всё это?

/дети могут ответить, что на свои

-На карманные? А откуда у вас появились карманные деньги?

- То есть вам дали их взрослые?

Девочка кричит:

-Болит живот, у меня болит живот….

-Почему?

-Объелась…

-Ну вот, видишь, что получается , когда покупаешь себе   всё без разбора, а потом это съедаешь….

-Тратить деньги надо с умом, чтобы польза была, а не вред…

-Как это?

3. Работа над новым

1). Зарплата

-А давайте, попробуем...

-Хотите стать взрослыми, зарабатывать свои деньги и научиться их тратить?

/ учитель показывает детям современные деньги

-Это деньги, сейчас вы попробуете  их заработать. Это будет ваш доход

/учитель прикрепляет на доску табличку ДОХОД

- Сейчас я раздам вам зарплату. Все, кто имеет по математике отметку «пять» получат по 1000 рублей; кто имеет отметку «четыре»- по 700 рублей, а все остальные дети — по 500 рублей.

/на доске появляется надпись: ДОХОД=ЗАРПЛАТА

-Скажите, от чего зависит зарплата взрослых?

-Правильно, от профессии и занимаемой должности. Каждая профессия оплачивается по разному

2). Подработка

-А хотите заработать ещё больше?

-Тогда , пока звучит музыка, вам нужно быстро взять салфетку и протереть свою сторону парты, затем подойти к нашему БАНКУ и взять лишь одну денежную купюру или монету. Возвратиться на место. Помните, вам всё это надо успеть пока звучит музыка.  Как только музыка остановится, и «подработка» ваша тоже закончится.

/ под музыку дети выполняют задание

- Подработка — это тоже ваш доход.

/на доске добавляется надпись: ДОХОД=ЗАРПЛАТА+ПОДРАБОТКА

3). Налог на доходы физических лиц

- Ребята, а знаете ли вы, что ваши родители работают не только, чтобы принести доход семье, но и чтобы принести доход своей стране?

-Все люди, которые работают платят налог на доходы физического лица. Этот налог обязательный. Он составляет примерно седьмую часть зарплаты. И работник получает зарплату уже без этой суммы. Поэтому,  верните банку по 100 рублей. Это ваш налог государству.

/на доске добавляется надпись: ДОХОД=(ЗАРПЛАТА+ПОДРАБОТКА) - НАЛОГ

-“Налог на доходы физических лиц»- платит каждый работник, и он обязателен.

-Этот налог идёт  в бюджет нашего Ставропольского  края, используется и администрацией нашей станицы Зольской, чтобы она была ещё краше, уютней и современней. Например: в последний год в нашей станице появились новые дороги, отремонтированы старые, недавно открыт садик «Звёздочка», возле клуба благоустроена детская площадка.

/ учитель наглядно демонстрирует новые дороги станицы и т.д

-“Налог на доходы физических лиц» ещё идёт на зарплату врачам, учителям, воспитателям.

Сценка «Лентяй»

/появляется неопрятный Простофиля

- Здравствуйте, ребята. А я плачу этот налог?

-Ты кто ?

-Меня зовут Филя, но все меня называют Простофиля….Не пойму, почему!

-А как ты живёшь?

- Валяюсь на диване, играю в компьютерные игры, сплю, загораю.

/чихает и кашляет

-Болею, но лечить нас некому. Кушать хочется, а магазинов нет. Почему так происходит?

-Да ты лентяй, Филя!

-Дети, сделайте вывод, что нужно Филе делать?

/работать, платить налоги

4). Единый социальный налог

- Есть еще один налог, который платит предприятие за работника. Он называется «Единый социальный налог».

-Если бы ты, Филя, работал, то твоё бы предприятие оплатило бы тебе то время, которое ты болел из собранной суммы. Посмотрите, а у нас тоже есть единый социальный налог

/учитель обращает внимание детей на коробочку с деньгами, с надписью «Единый социальный налог»

- Кто болел в этой четверти? Поднимите руки.

Подойдите и возьмите по 50 рублей. Ваш работодатель оплатил.

/на доске появляется надпись: ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ

Физминутка

Мы не детки, (приседание)

Мы не детки. (приседание)

Мы весёлые монетки (руки вверх, покружились)

Звонко катимся по кругу(вприпрыжку на месте, меняя ноги, руки на поясе)

Дружно скачем: скок да скок…(прыжки на месте)

И обратно — в кошелёк (садимся на место)

Игра «Зарплата»

-Станьте друг за другом. Сейчас мы сыграем в игру «Зарплата». Поднимите руки вверх. Каждой команде даётся мяч. Каждый из вас сейчас будет днём, в который  человек выходит на работу. Вам нужно, передать мяч, за вами стоящему, не уронив его и не поворачиваясь. Кто уронит мяч , тот садится на место. Мяч нужно передать туда и назад.

-По началу музыки начинаем и по окончанию — заканчиваем.

 /дети играют

-Теперь,  давайте посмотрим, сколько из вас сели на места. Это дни, в которые работник не  выходит на работу. В эти дни он не получает зарплату. Все, кто стал «днём- прогулом»- отдайте в банк по100 рублей.

-Прогулом считается – отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня, независимо от его  продолжительности. За прогулы работодатель может уволить работника.

/на доске добавляется надпись: ДОХОД=(ЗАРПЛАТА+ПОДРАБОТКА) — НАЛОГ - ПРОГУЛ

 5). Отпуск

- Как у взрослых называется месяц, когда они не ходят на работу? В этот месяц работающие люди отдыхают.

- Отпуск. Предприятие оплачивает и это время. Значит, вы тоже получаете «отпускные выплаты». «Отпускные» -это оплата отпуска.

- И вы получаете отпускные выплаты. Все, кто имеет по математике отметку «пять» получат по 1000 рублей; кто имеет отметку «четыре»- по 700 рублей, а все остальные дети — по 500 рублей.

 6). Расход

- Теперь будем тратить заработанные деньги. Это называется «расход».

/на доске появляется надпись: РАСХОД

-Где можно потратить деньги?

/ в магазине, на развлечения и тд

-Теперь давайте отдохнём и отправимся в отпуск. Будем активно отдыхать, а значит, тратить деньги. Поедем в горы.

/ иллюстрация гор

-Заплатим за билет.

/дети  получают билеты

-Отнесите в банк по 150 рублей.

-Покатаемся на лыжах. Заплатите по 50 рублей.

/иллюстрация

- Отдохнули? А теперь возвращаемся домой. А там….

-Обязательные траты. Без них не прожить. Их нужно сделать. Купите продукты на месяц.

/дети берут корзину с продуктами.

- Заплатите за продукты по 500 рублей.

-Газ, свет, вода в наши дома поступает тоже не бесплатно. И называется это коммунальными услугами. Это тоже ежемесячные обязательные траты. Оплатите коммунальные услуги. Отнесите в банк по 300 рублей, и получите квитанцию.

-На что еще мы тратим деньги каждый месяц?

- Правильно:  на одежду, обувь, подарки, если у кого-то в этом месяце праздник, лекарства. И это тоже обязательные расходы. Отнесите в банк еще по 200 рублей.

-Посмотрите, у вас остались деньги?

-Да. Немного.

-А вот теперь, и только теперь, Лиза, мы можем купить себе что -нибудь. На что вы хотите потратить свои деньги?

- Что чаще всего вы просите купить у взрослых?

- Игрушки

- Отправляемся в магазин игрушек. Купите себе всё, что захотите.

-А раз мы идём в магазин, то кем мы будем?

- Покупателями

-Вспомните правила покупателей.

/не разговаривать громко, не хватать товар с полок, быть вежливыми ( поздороваться и попрощаться), не толкаться, не ругаться, встать в очередь и тихо ждать своей, чётко и громко произнести, что хочешь купить

/ дети покупают игрушки

- Скажите, у всех ли получилось купить ту игрушку, которая понравилась?

-Нет.

-Как вы думаете, почему?

-Почему Филя себе ничего не купил?

/ он не работает, ленится, у него нет денег.

7). Благотворительность.

-Ребята, во все времена ценилась благотворительность

/на доску крепится табличка БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

- Благотворительность это когда люди бескорыстно жертвуют свои деньги больным, на строительство храмов, школ, больниц…

/ на доске под словом БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ помещаются фото: больного ребёнка, недостроенного храма и .д., А ниже коробка с надписью ПОЖЕРТВОВАНИЕ

-Благотворительность - это необязательная трата, но если у вас остались деньги, подумайте, что можно с ними сделать.

3. Подведение итогов

- Что сегодня нового вы узнали.

- Что такое зарплата?

-Из чего складывается зарплата?

- Перечислите обязательные траты.

Рефлексия.

-Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

-Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны и активны.

- Я хочу, чтобы все, кто работал быстро, активно, и у него всё получалось на «отлично» – улыбнулись мне. А кто чувствует, что не всё получилось и нужно ещё стараться, чтобы достичь лучших результатов  – подарите себе аплодисменты.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по финансовой грамотности

Конспект занятия по финансовой грамотности по теме "На что тратятся деньги?" (расходы семьи)...

Занятие по финансовой грамотности "Первые деньги"

Данное внеурочное занятие проводится в рамках внеурочной деятельности по финансовой грамотности, может быть проведено и как отдельное внеклассное мероприятие. Хорошо воспринимается детьми как общеобра...

Конспект открытого занятия по теме: « Домашние животные. Звук Р в открытых слогах» ( логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)

Цель: автоматизировать звук Р в открытых слогах. Задачи: коррекционно -развивающие: корригировать произношение; корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложени...

Конспект открытого занятия Конспект открытого занятия 1 «Г» (дополнительно) класса с ЗПР Тема занятия «Игра на развития мышления младших школьников с ЗПР»

Коррекционная работа по развитию мышления младших школьников с ЗПР осуществляется с помощью игр. Используется разнообразные игры и упражнения направленные на развитие мышления...

Конспект занятия по финансовой грамотности «Деловая игра “Финансовый театр”» (2 класс)

Цель урока: обобщение знаний обучающихся о понимании природы и происхождения денег, их роли в жизни человека и их разновидностей.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1....

Конспект занятия по финансовой грамотности "Конкуренция это хорошо или плохо" (УМК "Введение в финансовую грамотность", 3 класс)

Цель деятельности учителя: формирование знаний у обучающихся о конкуренции. Планируемые результаты:Личностные:- Осознать себя как члена общества и государства;- Выработать в себе ценностное ...