Патриотическое воспитание школьников: общая характеристика явления
статья

Герасимова  Дарья Петровна

Главной задачей            нашего общества, а тек же любого  общеобразовательного учреждения, является патриотическое воспитание личности. Чтоб решить данную проблему школа делает упор на развитие у обучающихся ценностного отношения к явлениям общественной жизни. Здесь основной задачей патриотического воспитания стало формирование гражданственности и патриотизма, как комплексного качества всесторонне развитой личности, которая уважает не только свои желания, но и государственную власть, любит свою Отчизну и стремится к миру. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_vr_za_2020-2021_uch_god.docx30.8 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание школьников: общая характеристика явления

Главной задачей         нашего общества, а тек же любого  общеобразовательного учреждения, является патриотическое воспитание личности. Чтоб решить данную проблему школа делает упор на развитие у обучающихся ценностного отношения к явлениям общественной жизни. Здесь основной задачей патриотического воспитания стало формирование гражданственности и патриотизма, как комплексного качества всесторонне развитой личности, которая уважает не только свои желания, но и государственную власть, любит свою Отчизну и стремится к миру. Такая личность должна обладать следующими качествами: самоуважением, дисциплинированностью, уметь гармонично проявлять патриотические чувства и культуру межнационального общения. Развитие патриотизма, как качества современной личности, определяется совместными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так же оно включает  в себя функционирование общества – особенности государственного устройства, уровни правовой, политической, нравственной культуры общества. Главным составляющим элементом базовой культуры личности  считается гражданственность и патриотизм. Ученые  достаточно хорошо изучили явления культуры.  Культура содержит в себе исторически обусловленный уровень развития общества, а также его творческих сил и человеческих способностей, включающих в себя как типы, так и формы организации социальной жизни и деятельности,  а так же взаимоотношения между людьми, созданные ими материальные и духовные блага.

В то же время культура содержит в себе предметные результаты деятельности людей (сооружения, нормы морали и т.д.), а также знания, умения, навыки, уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы человеческого общения, которые реализуются в человеческой деятельности.

Современная педагогическая мысль уже приняла как необходимость, что не может быть общего для всех людей и народов идеала воспитания. Но некоторая определенность все-таки существует: безусловно, значимыми характеристиками являются нравственные ценности, здоровье, ум, умение и успешность. Именно эти характеристики формируются в процессе освоения культуры, ценностей и норм общества и определяются понятием базовая культура  личности.  Ценности базовой культуры личности воспринимаются ребенком как ценностные отношения, они становятся явными только тогда, когда воспитанием обеспечена их когнитивная составляющая (знания, представления) и поведенческая (опыт действий, умения, поведенческие навыки). Доказательством освоения личностью минимальными ценностями культуры в любом из направлений будет способность осознанно выстраивать свое поведение в контексте трех нравственных императивов: «можно», «нельзя» и «надо». В общем, базовую культуру личности можно назвать совокупностью  нескольких важных направлений. Это философско-мировоззренческое, гражданское, нравственное, правовое, трудовое, эстетическое, физическое, экономическое, правовое направление, а также политическая культура и культура семейных отношений. Также патриотизм считается составляющей культуры, при этом является частью гражданской культуры. Исходя из этого, мы проанализируем понятия: патриотизм и гражданственность. Более точное значение данных терминов можно найти в справочной литературе. Определение слова «патриотизм» в толковом словаре звучит так:   «Патриотизм греч. Patris – отечество; означает нравственный и политический принцип, а также социальное чувство, содержащее в себе любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы Родины». В советском энциклопедическом словаре «патриотизм» трактуется как любовь к Родине, верность своему Отечеству, готовность послужить его интересам, вплоть до самопожертвования, к его защите.

  Противоречия, касающиеся сущности патриотизма, привели к тому, что некоторые философы отечественной науки: Н.И. Матюшкин, М.В. Митин, П.М. Рогачёв и др. стали подразумевать под этим термином высшее нравственное чувство.

Ученые Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, И.П. Тугаев в своих работах называют патриотизмом политические принципы. В.В. Белоусов, Д.Н. Щербаков, Н.Е. Щуркова относят патриотизм к нравственным качествам. Но большинство педагогов едины во мнении, они расшифровывают патриотизм, как сложное нравственное чувство. Но такое определение не совсем точно, ибо нравственными чувствами можно назвать  переживания человека своего отношения к окружающему миру, своим  поступкам и действиям, нормам ответственности.  Термин «патриотизм» подразумевает переживание человеком его отношения к своему Отечеству, Родине, осмысление своего гражданского долга перед страной, а также стремление к его реализации.  Активную жизненную позицию гражданина можно рассматривать как патриотизм или любовь к Родине. Патриотизмом принято называть гордости за своё Отечество, его историю и свершения. Также это можно назвать стремлением сделать свою страну лучше, богаче. Это является источником силы, стойкости и мужества русского народа. «Патриотизмом русского народа» можно назвать отношение граждан к своей отчизне – Российской Федерации, отражающейся в их готовности служить ей и защищать ее. Это отношение к героическому историческому прошлому нашего Отечества и противоречивым реалиям, происходящим сейчас, народам, которые живут в нем, их национальному достоинству, культурам, традициям, соотечественникам.

Патриотические чувства выражаются через отношение к Родине, Отечеству, которые выражаются через целостное отношение и несут социальный характер, являются социально обусловленными.

Под значением патриотизм подразумевается значимая, вечная ценность, которая присуща всем сферам жизни общества, а также государства. К тому же, ее по праву можно считать важным духовным состоянием личности, которую можно охарактеризовать высшим уровнем ее развития, активно – деятельностной самореализации, направленной на благо своей страны.  Патриотизм называют любовь к своей Родине, вовлеченность в историю своей страны, культуру, а так же достижения. Все эти аспекты неповторимы и незаменимы, они являются компонентами духовно-нравственной составляющей личности, которые формируют ее гражданскую позицию, необходимость в достойном, беззаветном, вплоть до самоотречения, служении Родине. Значит, такому явлению, как патриотизм присуща ярко выраженная  ценностная основа. Несмотря на это,  категория ценности должна содержать в себе определенные свойства: в данном случае понятие  «ценность» применяется для описания индивидуальной, социальной и культурной значимости явлений не только для человека, но и для всего общества. Все вышеперечисленные явления выступают в качестве ценностей; они же в свою очередь выступают необходимым условием для общественного прогресса и формирования личности, а в контексте этическом, ценности проявляются в качестве норм, целей, идеалов, которые выступают основой для человеческих побуждений в поведении и деятельности. Перечисленные ранее ценности разделяют:

  • конвенциональные, несущие в себе утилитарную значимость, «полезность»;
  •  трансцендентальные (духовные), они рассматриваются исследователями, в двух значениях: объективно существующие и как субъективные (личностные).

Давайте рассмотрим составляющие патриотизма:

  • чувство привязанности к своим родным, месту, где человек родился и вырос;
  • вежливое отношение к людям окружающим его, городу, народам, их языкам, а так же культуре;
  • готовность проявлять заботу о людях и об интересах Родины;
  • осознание своего  долга перед людьми, ближним окружением, местом своего рождения, Родиной, защите её чести и достоинства, свободы и независимости;
  • осознание гражданских чувств и верности Родине;
  • гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
  • гордость за своё Отечество, символы государства, за свой народ;
  • уважительное отношение к истории своей большой и малой Родины, своему народу, его обычаям и традициям;
  •  принятие ответственности за судьбу Родины и своего народа, их будущее.
  • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

На личностном уровне патриотизм можно назвать важнейшей устойчивой характеристикой человека, которая выражается в миропонимании, нормах понимания.

В целом на личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика личности, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Под понятием патриотизм понимают: любовь к месту рождения и проживания, уважение к местным традициям, верность той территориальной области. Границы родины человека зависят от его восприятия, они могут тянуться от его дома до краевых масштабов. Для людей, имеющих высокий уровень патриотизма, границы не должны превышать с границы его Родины, а для обладателей низшего уровня патриотизма подойдет высказывание: «Моя хата с краю, ничего не знаю».

  • выражение уважения к предкам, любви и терпимости (толерантности) к своим соотечественникам, которые проживают на данной территории, желание помочь им. Проявлением наивысшего показателя этого параметра является благожелательность к соотечественникам, которые являются гражданами конкретного государства, понимание того, что называется «нацией по гражданству».
  • систематические дела для поддержания лучшего состояния.  Помощи своим соотечественникам, начиная с поддержания порядка, чистоты и упрочения дружеских отношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего своего города, района, края, Родины». Слово  «гражданственность» произошло от слова «гражданство», которое обозначало принадлежность человека к какому-нибудь государству. А вот слова «гражданин» обычно используют для характеристики гражданина в правовом аспекте. В толковом словаре С. И. Ожегова данное понятие трактуется как: «лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей».

Согласно В. И. Далю, гражданин проявляет себя в своих взаимоотношениях с правительством (государством) и с близким окружением.

Стоит обратить внимание на то, что значение слова «гражданин» означает не только принадлежность лица государству,  оно имеет обширное общественно-политическое содержание, которое обуславливается социально значимой деятельностью человека.

Гражданственность без сомнений можно назвать главным личностным качеством, ведь многие зарубежные и отечественные исследования показывают, нет едино принятого  определения для термина «гражданственность».

С точки зрения психологии гражданственность - это интегративное качество в структуре направленности личности. Направленность - это системообразующее свойство личности, выражающее цели, для реализации которых действует личность, ее мотивы, ее отношения к различным сторонам действительности.

Понятие «гражданственность» исследовалось в педагогике наряду с этическими проблемами, особое внимание уделялось ее нравственному облику. Это объясняется тем, что государственные и юридические требования схожи с принципами и требованиями человеческой морали.

        Ученые относят гражданственность к политическим, социально-психологическим, нравственным качествам субъекта, сопричастности к судьбам Отчизны и ее населения, осознанием себя полноправным гражданином своей страны: «Чувство гражданственности сопряжено с чувством гордости за историю своей страны, ее традиции, нравы, обычаи, символы, с уважением к правам и обязанностям гражданина, к законам страны, к ее Конституции».

        Качества, определяющие гражданственность, патриотизм личности рассмотрим ниже.

В исследованиях О.И. Волжиной, А.С. Гаязова, В.И. Золотова, О.И. Песоцкой  патриотическими качествами называются:

  • патриотический долг – это система гражданской необходимости в обществе и личности, которые были спровоцированы потребностями социальной необходимости и конкретными целями и задачами исторического этапа развития;
  • патриотическое достоинство – это взаимосвязь гражданских качеств человека, их оценкой самой личностью и обществом;
  • патриотическая ответственность – это свойство личности, которое  характеризуется стремлением и умением оценивать свое поведение с точки зрения пользы или вреда для общества;
  • патриотическая совесть – это «индивидуальное состояние каждого человека. Оно не уравнивает людей, а призывает каждого к добру и всей справедливости, которая причитается от него другим людям»;
  • чувство патриотизма и интернационализма – это чувство любви к Родине, деятельность, которая направлена на служение интересам Родины, и уважение к суверенитету и национальной гордости других народов.

Я перечислила только те качества, которые соответствуют названным выше исследованиям в определении патриотизма.  Эти качества  и есть те ценности и нормы, которые можно отнести к высшим чувствам личности. Ведь, уровень   их развития говорит о нравственном состоянии личности. Так как нравственность подразумевает внутренние, духовные качества, детерминирующие поведение и деятельность человека, это этические правила поведения, которые определяют эти качества.

Отсюда следует,  что все выше изложенное, можно отнести к нравственным чувствам и патристикой личности. Ведь, без высокоразвитых нравственных чувств у человека не получится сформировать патриотические качества, ибо они будут слабыми и непостоянными. Ведь, патриотизм  без нравственных чувств и качеств лишается своего базиса, принуждающего человека действовать во благо не только собственных интересов, но и во благо общества, страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Патриотическое воспитание школьников.

Патриотическое воспитание школьников....

Программа по гражданско –патриотическому воспитанию школьников «Я - гражданин России»

Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении «Просторская СОШ» и направлена на воспитание патриотизма и форм...

Патриотическое воспитание школьников.

В своём выступлении я делюсь опытом работы....

Задачи и содержание патриотического воспитания школьников

Сложность патриотического воспитания современных школьников обусловлена следующими факторами...

Сборник мероприятий, посвященных военно-патриотическому воспитанию школьников

В сборнике прелставлены классные часы, уроки - мужества, внеклассные мероприятия, исследовательские работы учащихся, посвященные месячнику оборонно - массовой и спортивной работы...