Адаптированная рабочая программа по окружающему миру РАС 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру РАС 4 класс составлена в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arp_okr_mir.docx55.78 КБ

Предварительный просмотр:

     АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ОКРУЖАЮЩИЙ  МИР

начальное  общее образование  4 класс

Программа разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы», под редакцией  В.В.Воронковой – М.: Просвещение, 2013

Раздел 1 «Пояснительная записка»

Цели:

углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы;

формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.

Задачи:

  • уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах;
  • выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
  • формировать знания обучающихся о природе своего края, бережному отношению.

Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.

Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).  

Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

― полисенсорности восприятия объектов;

― практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

― накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира  через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;

― закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;

― постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.  

Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию  представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.

Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Безопасное поведение».

Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления  и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.

Основные содержательные линии 4 класса

  • сезонные изменения в неживой природе;
  • неживая природа;
  • живая природа
  • человек;
  • безопасное поведение;
  • человек.

     

Условные обозначения:

ПР – практическая работа

О – проведение опыта

Т - тестирование

Раздел 2 «Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Окружающий мир»

Личностные результаты освоения АООП НОО обучающихся с РАС включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с РАС в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельности; овладением доступными видами деятельности; опытом социального взаимодействия.

Личностные результаты освоения АООП должны отражать динамику:  

1) осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

2) самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

3) умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель класс);

4) использование принятых ритуалов социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

5) умение обращаться за помощью и принимать помощь;

6) понимание  инструкций к учебному заданию в разных видах деятельности;

7) сотрудничество со взрослыми  и сверстниками в разных социальных ситуациях;

8) умение контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

9) активное участие в деятельности по предложенному плану в общем темпе;

10) адекватное использование ритуалов школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из за парты и т. д.)

11) умение работать с учебными принадлежностями

12) соблюдение порядка на рабочем месте;

13) представления и положительное отношение к аккуратности и опрятности;

14) готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе

15) ценностное отношение к природе; бережное отношение к живым организмам,  способность сочувствовать природе и её обитателям;

16) ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

17) элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

17) любовь к близким, к своей школе, своему городу, народу, России;

18) элементарные представления о своей «малой» Родине, ее людях, о ближайшем окружении и о себе;

19) стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, города;

20) уважение к защитникам Родины;

21) положительное отношение к своему национальному языку и культуре;

22) элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

23) интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Красноярского края, города Красноярска

24) представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», касающиеся жизни в семье и в обществе;

25) представления о правилах поведения в общеобразовательной организации, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

26) уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

27) умение видеть красоту природы и человека;

Метапредметные результаты освоения АООП НОО, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования. Метапредметные результаты освоения АООП НОО соответствуют ФГОС НОО  за исключением:  

готовности слушать собеседника и вести диалог;  

готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;  

излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;  определения общей цели и путей ее достижения;  

умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.  

Предметные результаты освоения АООП НОО с учетом специфики содержания образовательных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы.

Минимальный уровень

- представления о назначении объектов изучения;

- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

- отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);

- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;

- представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

- знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;

- знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;

- ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;

- составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;

- адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

Достаточный уровень:

- представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;

- отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;

- развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;

- знание отличительных существенных признаков групп объектов;

- знание правил гигиены органов чувств;

- знание некоторых правил безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

- готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.

- ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;

- выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

- проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;

- соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;

- выполнение доступных природоохранительных действий;

- готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.

 

Раздел 3 «Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

Раздел, тема

кол-во часов

Основное содержание по темам

Перечень и количество проверочных работ, экскурсий, проектов

резерв

Сезонные изменения в неживой природе

25

Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток на циферблате часов.  Секундная стрелка. Секундомер. Определение времени по часам с точностью до 1 мин (5 ч 18 мин, без 13 мин 6 ч, 18 мин 9-го). Двойное обозначение времени.

Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.  

Времена года: Осень. Зима.  Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь

Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений).

Сезонные изменения в неживой природе

Погода (ясно, пасмурно, дождь, гроза, ветер). Высота солнца в разное время дня. Признаки лета: солнце сильно греет, жарко, роса, туман, на небе бывают облака и тучи, летний дождь, ливень, град, гроза (молния, гром). Летние работы в деревне. Названия летних месяцев. Признаки осени: дует холодный ветер, часто идут дожди, становится холоднее, листья на деревьях желтеют, опадают, на ветках остаются почки, птицы (грачи, скворцы) собираются в стаи, улетают в теплые края, заморозки. Осенние работы в поле. Названия осенних месяцев. Признаки зимы: снегопады, морозы, метели, в морозную погоду снег скрипит под ногами, красиво сверкает на солнце, зимой солнце поздно восходит, рано заходит, дни короче, ночи длиннее, самый короткий день, самая длинная ночь, замерзли пруды, лед на реке твердый, скользкий, птицам голодно, они прилетают к домам, ищут корм, люди заботятся о птицах. Труд людей. Названия зимних месяцев. Признаки весны: солнце поднимается выше, греет все сильнее, ледоход, разлив, первые проталины, первые травы и цветы, на деревьях и кустарниках набухают почки, распускаются листья и цветки, цветут фруктовые деревья, на улицах и в садах люди сажают деревья и кустарники, в огородах и цветниках сеют семена, появляются насекомые, прилетают птицы. Названия весенних месяцев.

Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег – дождь, иней, град); ветер (холодный – теплый, направление и сила, на основе наблюдений); солнце (яркое – тусклое, большое – маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая - холодная вода), почвы (сухая - влажная – заморозки).

Солнце и изменения в неживой  и живой  природе. Долгота дня зимой и летом.

Растения и животные в разное время года

Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц.

Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года.

Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года

Одежда. Одежда летняя, зимняя, демисезонная. Из чего сшита наша одежда. Уход за одеждой (чистка, сушка, проветривание, хранение).

Обувь. Из чего делают обувь. Обувь кожаная, резиновая, валяная, текстильная. Уход за разными видами обуви.

Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия).

Труд людей в сельской местности  и городе в разное время года. Предупреждение  простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара и пр.)  

Экскурсия во двор школы

Экскурсия в парк

Неживая природа

9

Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва. Вода. Почва.  Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства, место и значение в природе и жизни человека. Элементарные сведения о Солнце, как звезде, вокруг которой двигается в космосе Земля

Живая природа

9

Растения 

Овощи, фрукты, ягоды. Определение и различение. Особенности произрастания  в нашей местности и сбора урожая.

Растения культурные. Полевые растения. Рожь, кукуруза, овес. Части этих растений: корень, стебель (соломина), листья, колос (метелка, початок), зерна. Как используются эти растения. Осенние работы в поле.

Растения комнатные.

Традесканция, бегония, герань, алоэ (на выбор). Части растений. Практические работы по выращиванию комнатных растений из черенков.

Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Деревья. Ель, сосна, кедр. Распознавание. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья, хвоя. Семена в шишках. Ель, сосна, кедр — хвойные деревья.

Значение растений в природе. Охрана, использование человеком. 

Грибы

Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Части гриба. Название. Место произрастания. Внешний вид. Значение в природе. Использование человеком.

Животные

Животные домашние. Лошадь, корова, свинья и др. Особенности внешнего вида. Пища. Уход и содержание. Польза, приносимая людям. Условия содержания домашних животных в Сибири.

Дикие животные. Лось, олень. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе.

Домашние птицы. Гусь, индюк и др. Внешний вид, пища, повадки. Польза, приносимая людям.

Дикие птицы. Гусь, лебедь и др. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой  и весной в период гнездования (соблюдение тишины  и уединенности птиц на природе). 

Птицы перелетные и зимующие.

Время отлета и прилета разных птиц.

Насекомые вредные и полезные. Бабочки, майский жук, пчела, муравей, муха.

Рыбы. Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы. Уход за рыбами в аквариуме.

Змеи. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе.

Лягушки. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе.

Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и лесных ягод, ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи диким животным, и т.п.

Практические работы по уходу за учебными вещами

Человек

Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы).

Здоровый образ жизни: гигиена жилища, гигиена питания, личная гигиена. Прогулки и занятия спортом.

Человек – член общества,  член семьи. Обязанности детей в семье и обществе. Профессии людей ближайшего окружения ребенка.

Виды магазинов, отделы в магазине. Учреждения культуры. Почта. Назначение учреждения. Основные профессии людей, работающих  в учреждении. Правила поведения в учреждениях.

Транспорт. Виды транспорта. Транспорт междугородний.  Вокзалы и аэропорты.  Правила поведения.

Наша Родина - Россия. Наш город, край. Флаг, Герб России, края. Президент России, губернатор края, мэр города. Россия – многонациональная страна. Национальные костюмы. Праздники нашей страны.  Достижение нашей страны в науке и искусствах. Великие люди страны или края.  Получение и расходование денег.

Безопасное поведение

Предупреждение заболеваний и травм.

Профилактика простуд: закаливание, предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) – прием витаминов, гигиена полости носа и рта, предупреждение контактов с больными людьми. Поведение во время простудной (отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств по назначению врача, постельный режим). Вызов врача из  поликлиники. Случаи обращения в больницу.

Простейшие действия при получении травмы. Поведение при оказании медицинской помощи.

Безопасное поведение в природе.

Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Вызов скорой помощи по телефону. Описание состояния больного.

Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.

Правила поведения на улице. Изучение ПДД.

Правила безопасного использования инструментов для  практических работ и опытов, с инвентарем для уборки класса и территории.  Правила обращения с электричеством, газом (на кухне).

Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.

Приложение №1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Перечень используемых учебников и учебных пособий для ученика и учителя

Название пособия

Автор пособия

Издательство

Год издания

Для учащихся

Мир природы и человека. 4 класс: Учебник.

Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А.Попова, Т.О.Куртова

М.: Просвещение

2020

Мир природы и человека. 4 класс: Тетрадь для самостоятельной работы

Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А.Попова, Т.О.Куртова

М.: Просвещение

2020

Для учителя

Мир природы и человека. 4 класс: Методическое пособие для учителя.

Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А.Попова, Т.О.Куртова

М.: Просвещение

2019

Стандарт начального общего образования обучающихся с ВОЗ

Примерная программа начального общего образования по окружающему миру

Методическое пособие для учителя (рекомендации к проведению уроков)

  1. Технические средства обучения (средства ИКТ)

1

Компьютер

2

Принтер

3

Мультимедийный проектор

4

экран

Приложение №2

Критерии оценивания

Знания и умения, учащихся по живому миру оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса.

Оценка «5» - ставится ученику, если он дает правильный, логически законченный ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.

Оценка «4» - ставится, если ответ ученика в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике.

Оценка «3» - ставится, если ученик излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России для детей с овз

адаптированная рабочая программа для детей с овз 3 класс Школа Росии + КТП...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа учебного предмета «Живой мир» для обучающегося 4 класса, учебный план, которой реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможност...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс вариант 7.1 УМК "Перспектива"

Адаптированная рабочая программа  составлена для обучающегося третьего класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образо...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России"

Адаптированная рабочая программа предназначена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс 2019-2020 учебный год

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс 2019-2020 учебный год...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 4 класс 2017-2018 учебный год

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 4 класс 2017-2018 учебный год...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс

Адаптированная рабочая программа начального общего образования по окружающему миру 3 класса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП)...