«Дорожная карта» введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в МБОУ ГИМНАЗИИ в 2011-2013 гг.
статья по орксэ на тему

Секисова  Наталья Геннадьевна

«Дорожная карта»  введения

курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)

в МБОУ ГИМНАЗИИ   в 2011-2013 гг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon дорожная карта84.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Дорожная карта»  введения

курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)

в МБОУ ГИМНАЗИИ   в 2011-2013 гг.

Направления

мероприятий

Мероприятия

Возможный перечень  мероприятий

Наличие в ОУ  

Нормативное правовое

 обеспечение  введения ОРКСЭ

 Разработка и утверждение плана-графика мероприятий (дорожной карты)  по обеспечению введения ОРКСЭ  в образовательном  учреждении

участие в проведении мониторинга по обеспечению условий введения ОРКСЭ

+

Создание рабочей группы по введению ОРКСЭ;

Работа осуществляется в рамках кафедры учителей начальной школы

Внесение изменений в ООП НОО  ОУ с учётом региональных, национальных и этнокультурных особенностей  

Приказ № 193 от 18.04.2012

Создание  ШМО педагогов ОРКСЭ

             -

Заявление родителей

   Ноябрь 2011

Апрель 2012

Разработка  ОУ рабочих программ курса ОРКСЭ

 Приказ № 346 об утверждении рабочих программ от 10.09.12

Организационно-управленческое  обеспечение введения  ОРКСЭ

Организация деятельности  рабочей группы   по подготовке к введению ОРКСЭ   в ОУ

 

               -

Организация «горячей линии» по вопросам введения ОРКСЭ Информационная и консультационная работа с участниками образовательного процесса по вопросам введения ОРКСЭ

       _

Совещания, педагогические советы

Педсовет 28.08.2012,

Совещание при заместителе директора по УВР 31.08.2012

Разработка   планов ( заключение соглашений) сотрудничества с религиозными организациями по вопросам духовно-нравственного воспитания обучающихся

       

           -

организации работы с родителями (законными представителями) по выбору образовательного модуля  

16.11.11

20.04.12

анкетирование

Проведение рабочих встреч, семинаров, круглых столов   с представителями религиозных организации

20.04.2012 общешкольное родительское собрание с приглашением отца Вячеслава

   Формирование заказа    учебной   литературы   в рамках реализации курса ОРКСЭ (апрель –май 2012г)Определение списка учебников и учебных пособий по реализации курса ОРКСЭ    

Закупка учебной и методической литературы гимназией

Февраль 2012

Участие в региональном  мониторинге  готовности   образовательных учреждений муниципального образования к введению ОРКСЭ

            +

  Проведение мониторинга выбора обучающимися и родителями (законными представителями) образовательных модулей (октябрь, ноябрь 2011г,  февраль, апрель, май 2012 года, сентябрь 2012 года )

             

           +

Организационно-педагогическое обеспечение введения ОРКСЭ

Обеспечение повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений муниципального образования  по вопросам введения  ОРКСЭ. Разработка (корректировка) плана внутришкольного повышения квалификации  по вопросам введения ОРКСЭ ( Указать информацию о подготовленности педагогов к введению курса: Ф.И.о педагога, специализация , кв.категория , наличие курсовой подготовки)

Приложение  1

       +

Предоставление заявки на  организацию КП педагогов

       Сентябрь 2012

Планирование работы ШМО учителей ОРКСЭ на 2012-2013 учебный год

       -

Участие в мониторинге  ( проведение мониторинга) затруднений педагогов по введению курса ОРКСЭ и планирование индивидуальных маршрутов педагогов по устранению затруднений

 

         _

Организационно-методическое обеспечение введения ОРКСЭ

Организация методической работы ШМО учителей ОРКСЭ  по обеспечению сопровождения введения ОРКСЭ в образовательном учреждении  

В рамках кафедры

   Методическое  сопровождение по вопросам введения ОРКСЭ.     Организация и проведение  семинаров, круглых столов по проблемам введения ОРКСЭ

           

             +

Организация информирования, ознакомления  по вопросам введения курса ОРКСЭ  родителей (законными представителями) по выбору образовательного модуля, участие в общешкольных собраниях  

 16.11.2011

20.04.2012

Разработка  рабочих программ по ОРКСЭ

               +

Информационное обеспечение введения ОРКСЭ    

   Информирование общественности через средства массовой информации о подготовке к введению ОРКСЭ,

Организация изучения общественного мнения по вопросам введения ОРКСЭ и внесение возможных дополнений в содержание основной образовательной программы начального общего образования

               Через сайт гимназии

Информационное  сопровождение по вопросам введения  ОРКСЭ на сайте управления образования.

Оформление стендов  и выставок учебной литературы по введению курса ОРКСЭ в библиотеке МОУ

Информационное  сопровождение по вопросам введения  ОРКСЭ на сайте управления образования

            Оформлен стенд

Приложение 1

ФИО педагога

специализация

Квалификационная категория

Курсовая подготовка

1

Лодягина Ирина Владимировна

Заместитель директора по научно-методической работе, учитель истории

высшая

22.11-30.11.11 АУ ДПО ХМАО-Югры

«ИРО» «Методические и содержательные особенности преподавания комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

2

Берестова Екатерина Александровна

Учитель начальных классов

первая

22.11-30.11.11 АУ ДПО ХМАО-Югры

«ИРО» «Методические и содержательные особенности преподавания комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Удостоверение № 4091

3

Ощепкова Тамара Сергеевна

Учитель начальных классов

высшая

22.11-30.11.11 АУ ДПО ХМАО-Югры

«ИРО» «Методические и содержательные особенности преподавания комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Удостоверение № 5010

4

Секисова Наталья Геннадьевна

Учитель начальных классов

первая

09.03 – 18.03.2010 г.

ФГОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования»

Актуальные вопросы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» г. Москва

Удостоверение №  у-917 /вн

19.03-27.03. 2010 г.

ГОУ ДПО Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области

 «Основы религиозных культур и светской этики»

Удостоверение № 1678

5

Трубникова Татьяна Николаевна

Учитель начальных классов

первая

22.03.2010-30.03.2010

ФГОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования»

Актуальные вопросы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» г. Москва

Удостоверение № 13064/вн

План работы творческой группы преподавателей ОРКСЭ  МБОУ гимназии  г. Советский

на 2012-2013 уч.г.

Тема   «Содержание и формы работы педагогов курса ОРКСЭ»

Цель: организация информационно - образовательного пространства для обмена педагогическим опытом, методической поддержки и профессионального роста  педагогов.

Задачи:

  • создавать условия для развития педагогического мастерства учителей, преподающих курс ОРКСЭ.
  • изучать нормативную и методическую документацию по вопросам преподавания курса;
  • организовывать работу по изучению и распространению передового педагогического опыта учителей;
  • знакомиться с методическими материалами различных авторов по предмету;
  • использовать эффективные педагогические технологии для повышения качества обучения.

Направления деятельности проблемно-творческой группы.

1.  Изучение нормативных документов.

2.  Изучение трудных разделов и тем программы.

3.  Организация целевых взаимных посещений  открытых уроков.

4.  Организация семинаров-практикумов по изучению опыта работы в сочетании с практическим показом и анализом уроков.

5.  Разработка рекомендаций, памяток, наглядных пособий.

6. Организация и проведение конкурса на лучший  конспект  урока, на лучшую тематическую  разработку, подбор дидактических материалов и  наглядных пособий; на лучший реферат, творческую  работу  учащегося, лучшую  тетрадь обучающегося.

7. Организация наставничества в работе с молодыми специалистами.

8.  Ознакомление и изучение  методической  и научно-популярной литературы по предмету.

Пояснительная записка.

        Приоритетными направлениями деятельности учителей, преподающих предмет ОРКСЭ, являются патриотическое и гражданское воспитание подрастающего поколения, воспитание толерантности, создание условий,  способствующих успешной социализации личности. Предмет ОРКСЭ является новым в учебном плане начальной школы, поэтому учителя как никогда нуждаются в методической помощи и поддержке при его преподавании.

        Творческая группа преподавателей ОРКСЭ – это возможность повышать и совершенствовать не только свое методическое мастерство, но и умение творчески относиться к поиску решения возникающих проблем, способность выработке своего индивидуального стиля преподавания нового предмета, отбор наиболее эффективных средств организации своей профессиональной деятельности. Это реальная возможность демонстрации и обмена педагогического опыта.

           Творческая группа состоит из числа педагогов, преподающих в школах предмет ОРКСЭ, представленный в школе модулем «Основы светской этики». Работа группы построена  на сочетании как лекционных, так и практических, ориентированных на анализ педагогического опыта, занятий и самостоятельной работы, ориентированной на включение освоенного  материала и методического инструментария в педагогическую практику учителя. В рамках деятельности творческой группы планируется рассматривать темы и разделы, наиболее трудные для преподавания учителям и восприятия учащимся.

        Каждому участнику творческой группы необходимо знать тенденции развития методики преподавания предмета, Закон РФ «Об образовании», нормативные документы, методические требования к категориям; владеть основами самоанализа педагогической деятельности.

        Для того чтобы педагогический опыт творчески работающих учителей не пропал, необходимо к нему бережно относиться и грамотно оформлять в виде методических «копилок», отчетов, публикаций. Возможна презентация конспектов уроков, творческих работ, рефератов, наглядных пособий, лучших тетрадей 4-ков. В компетенцию творческой группы будут входить вопросы, связанные с составлением рекомендаций, памяток, алгоритмов для изучения наиболее трудных тем программы, вопросы по формированию, изучению и распространению передового педагогического опыта педагогов.

Ожидаемые результаты.

В процессе деятельности проблемно-творческой группы предполагается достижение следующих результатов:

  • организация систематической работы по обобщению и распространению педагогического опыта творчески работающих педагогов;
  • проведение диагностики и анализа профессиональных затруднений и проблем педагогов;
  • формирование базы методических разработок уроков и внеурочных  мероприятий в рамках курса ОРКСЭ.

№ п/п

Мероприятие, тема

Срок проведения

Ответственные

1.

 Заседание

№1

 

1. Рассмотрение и утверждение  плана работы творческой группы по реализации ОРКСЭ.

2. Нормативно-методическое обеспечение по курсу ОРКСЭ.

3.  Обзор Интернет- ресурсов и литературы по ОРКСЭ.

4.  Создание информационного банка «Из опыта работы по предмету ОРКСЭ».

  сентябрь,     2012 г.

Секисова Н.Г.

Агафонова С.В.

 Заседание № 2

Тема: Использование активных методов и приёмов обучения в курсе ОРКСЭ.

1. Информация о результатах  внедрения курса ОРКСЭ   в 4 классах.

2.  Применение дидактических материалов, игр на уроках ОРКСЭ. Обмен опытом работы.

3. Методика работы с иллюстративным материалом на уроках ОРКСЭ.

4. Приёмы работы с текстом на уроках ОРКСЭ.

  ноябрь, 2012 г.

 

Секисова Н.Г.

Берестова Е.А.

Лодягина И.В.

Токаренко Л.А.

Агафонова С.В.

 Заседание № 3

Тема: Взаимодействие педагога и родителей в рамках учебного предмета ОРКСЭ.

 1. О проведении анкетирования  среди родителей и  обучающихся 4 – х классов: «Мой новый предмет».

2. Внеурочная работа в рамках изучения курса ОРКСЭ.

3. Домашние задания. Формы, виды домашних заданий в рамках изучения курса ОРКСЭ.

январь,  2013г.

 Секисова Н.Г.

Берестова Е.А.

Лодягина И.В.

Токаренко Л.А.

Бабкина И.А.

 .

 Заседание

№4

 

 1. Итоги работы творческой группы за год.

2. Мастер-класс:  Освоение инновационных методик в области учебного проектирования в рамках изучения  курса ОРКСЭ.

3. Представление опыта работы: Разработки фрагментов уроков по предмету ОРКСЭ  с использованием художественной литературы.

4. Проведение родительского собрания.  Информирование родителей о задачах курса и выборе модулей.

апрель, 2013г.

Учителя ОРКСЭ

Агафонова С.В.

Секисова Н.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)»

Доклад на тему: «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)»...

Основы религиозных культур и светской этики ОРКСЭ презентация

С нового учебного года вводится новый предмет: ОРКСЗ. По этому поводу очень много возникает вопросов как у родителей, так и у учителей. В данной презентации кратко и лаконично рассказывается об этом у...

Статья. "В помощь родителям учащихся младших классов. Особенности изучения нового культурологического курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в 4 классах."

Статья адресована в первую очередь родителям учеников младших классов, которые в 4 классе начинают изучение нового предмета ОРКСЭ - " Основы религиозных культур и светской этики" , так же в статье мож...

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» («ОРКСЭ») Проектная деятельность и ее результаты

Новая предметная область: «Основы духовно нравственной культуры народов России» Возрождение России – это, прежде всего, духовно нравственное воспитание подрастающего поколения, т.е., воспитание б...

Методическая разработка по предмету Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) Тема: «Отношение христианина к природе»

Данная методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») предназначена для учителей начальной школ...

«Методическая разработка конспектов урока «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ)»

В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Развитие у обучающихся таких качеств, как толерантность, готовность и способность к диалогу друг...

Методическая разработка по предмету Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) и православной культуры

Данный урок предназначен при изучении курса «ОРКСЭ» в 4 классе, модуль «Основы православной культуры» к теме «Икона» после  проведенияэкскурсий в храмы Сычевск...