Индивидуальный образовательный маршрут обучающихся для которых русский язык не является родным
методическая разработка

Шалагина Наталья Николаевна

Индивидуальный образовательный маршрут является неотъемлемой частьюобразовательного процесса. Данный материал будет полезен учителям начальных классов, учителям-дефектологам, логопедам, родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom_nerodnoy_russkiy_yazyk.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося у которого русский язык не является родным.

Ф.И. обучающегося __________________________

Сроки реализации: сентябрь – май

Занятия проводятся по 40 минут по намеченным направлениям. Направления могут меняться в зависимости от усвоения образовательной программы, от возникших образовательных потребностей у ребёнка.

Направления индивидуальной коррекционно - развивающей работы

Задачи

Содержание

Развитие общих представлений

Проводить наблюдения за изучаемыми объектами;

Осуществлять целенаправленный последовательный анализ изучаемого конкретного предмета;

Сравнивать два предмета по цвету, форме, размеру, назначению;

Распределять практически и «в уме» предметы (их изображения) на группы по родовому признаку;

Называть группы однородных предметов (их. изображений) точными обобщающими словами;

Устанавливать простейшие причинно-следственные связи в наблюдаемых природных и общественных явлениях с помощью педагога;

Знакомить с местом проживания животных, рассказать, чем они питаются, какую пользу приносят людям.

Систематические наблюдения за погодой, растениями и животными.

Игры: «Найди дерево по описанию», «Садовник», «С чьей ветки детки».

Рисовать, увиденное на прогулке, экскурсии, подсказав сюжеты: «Первая травка», «Снег», «Плоды на снегу» и др.

Делать обобщения: «Эти предметы разного цвета, но одинаковой формы», «Предметы одинакового цвета», «Предметы разные (одинаковые) по высоте, ширине, длине» и т.п.

Дидактические игры:

дидактические игры и упражнения «Уточним цвет предмета», «Составь букет»; «4-й лишний», «Перепутаница»; «Чей труд важнее?», «Все — для всех»; «Угадай, что изменилось».

словесно-дидактические игры «Кому что нужно?», «Кто что делает?», «Угадай, что мы задумали» (на словесное описание предметов), «Кто (что) это?» (на классификацию предметов), «Кто (что) лишнее?», «Похожи — не похожи» (на сравнение предметов).

настольно-печатные игры «Лото» (растения, животные, птицы, рыбы, приборы, мебель и др), «Парные картинки».

Составление рассказов, при опоре на наглядный план или на опорные слова: «Как мы играли в «кошки-мышки», «Как мы кормили птиц», «Наш веселый праздник Новый год» и др. («Как я догадался, что наступила весна», «Мамин праздник»).

Рассказывание по сюжетной картине:

придумывать название картины или серии картин;

определять время и место действия, изображенные на картине (поздняя осень, ранняя весна; вечером, утром, в полдень; вдали, вблизи, недалеко, перед, между, из-за и т.п.);

устанавливать причинно-следственные связи, высказывать суждения, выводы;

передавать содержание картины в определенной после-довательности (охарактеризовать явления неживой и живой природы, рассказать о действиях персонажей, сделать заключение);

восстанавливать последовательность событий в серии сюжетных картин;

Сезонные изменения в природе

Наблюдать за сезонными изменениями в природе; различать и правильно называть состояние погоды.

Узнавать и правильно называть времена года по их отличительным признакам в природе и на картинках.

Узнавать и правильно называть 3—4 вида травянистых цветущих растений, 2-3 вида деревьев, 1—2 вида кустарников, 2—3 вида грибов (знать мухомор как ядовитый гриб), 1—2 комнатных растения.

Правильно называть 3-5 видов овощей, фруктов и ягод, уметь отнести к обобщающим понятиям деревья, кустарники, цветы, овощи, фрукты, ягоды, грибы, два-три наименования конкретных предметов.

Правильно называть 3—4 вида насекомых (муха, пчела, бабочка, стрекоза), формировать представления о характерных особенностях насекомых (6 ног, брюшко, головка, крылья, насечки на спине).

Познакомить с домашними и дикими животными (5—6 видов), учить различать их по размеру, характерным частям тела, повадкам.

Знания о себе и своей семье, о предметах быта и труда людей

Знать свои имя и фамилию, свой возраст, имена и отчества родителей, имена братьев и сестер, бабушки и дедушки.

Домашний труд взрослых членов семьи, какую помощь оказывают дети родителям в домашнем труде.

Бытовая техника (знание двух-трех предметов), правила обращения с бытовой техникой, правила безопасности.

Продолжать расширять и обогащать знания детей о предметах домашнего обихода (мебели, посуде, одежде, обуви, головных уборах).

Развитие речи

1. Развивать фонематическое восприятие.

2. Развивать функции фонематического анализа и синтеза.

3. Формировать коммуникативные функции речи.

4. Учить дифференцировать звуки речи.

5. Совершенствовать просодическую сторону речи.

6. Расширять пассивный и активный словарь.

7. Совершенствовать грамматический строй речи (отчетливо произносить каждое слово в предложении, не торопиться, четко проговаривать окончания в словах; использовать интонацию как средство выражения вопроса, просьбы, благодарности и др.; понимать значение предлогов и слов, выражающих пространственные отношения предметов (верх — низ, правое — левое, спереди — сзади).

строить предложения с использованием союза и, предлогов и наречий, выражающих пространственные понятия).

8. Развивать навыки словоизменения, словообразования.

9. Формировать диалогическую речь.

10. Развивать связную речь (Учить рассказывать о собственных наблюдениях за погодой, объектами и явлениями природы, а также о собственной практической деятельности по этапам выполненного трудового действия, на основе наводящих вопросов.

Составлять рассказы о сезонных изменениях природы, изображенных на сюжетной картине: умение выделить главное, установить причинно-следственные связи, сделать выводы.

-словесная игра «Кто - какой»;

- д/и «Описываем различные свойства предметов»;

-д/и «Лото»;

- игровое упражнение «Закончи предложение»;

- словесные игры с мячом «Большой - маленький», «Скажи наоборот»;

-дидактическое упражнение «Придумай продолжение к рассказу по картинкам»;

-«Разложи картинки последовательно и составь по ним проедложения;

- составление рассказов-описаний по мнемотаблице.

-«Скажи, кто что делает» (по картинкам).

Сенсорное развитие, развитие мелкой, общей  моторики

1. Работать над уточнением зрительных, слуховых, осязательных, двигательных ощущений.

2. Развивать целенаправленное восприятие цвета, формы, величины, материала и качества объекта. Обогащать чувственный опыт ребенка.

3. Учить соотносить предметы по величине, форме, цвету, зрительно проверяя свой выбор.

4. Дифференцировать восприятие предметов по цвету, величине и форме.

5. Развивать слуховое и зрительное восприятие.

6. Увеличивать объем зрительных, слуховых, тактильных представлений.

7. Формировать тактильное различение свойства предметов. Учить узнавать на ощупь знакомые предметы.

8. Развивать тактильно – двигательное восприятие. Учить соотносить тактильно – двигательный образ предмета со зрительным образом.

9. Работать над совершенствованием и качественным развитием кинестетического восприятия.

10. Работать над увеличением поля зрения, скоростью обозрения.

11. Развивать глазомер.

12. Учить анализировать целое из составляющих его частей.

13. Развивать восприятие пространственного расположения предметов и их деталей.

14. Развивать зрительно – моторную координацию.

-игровое упражнение – «Лепка из пластилина»;

- игровое упражнение: «Выполнение рисунка по образцу»;

-игры и упражнения с различными видами шнуровок;

- выкладывание цифр, букв, геометрических фигур из палочек, камешек, фасоли, гороха, ниток.

самомассаж для пальцев рук (пальчиковые игры, игры с мелкими предметами).

Развитие психических функций

Развитие памяти

1. Развивать двигательную, вербальную, образную  память.    

2. Работать над усвоением знаний при помощи произвольного, сознательного запоминания.

3. Развивать скорость, полноту, точность воспроизведения.

4. Развивать прочность запоминания.

Развитие мышления

1.Развивать наглядно – действенное, наглядно – образное.

2.Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать на наглядной основе.

3.Учить самостоятельно определять основание группировки, выделять существенный для данной задачи признак предмета (цвет, форма, величина).

Развитие внимания.

1. Развивать умение концентрировать внимание (степень сосредоточенности внимания на объекте).

2. Развивать устойчивость внимания (длительное сосредоточение внимания на объекте).

3. Развивать умение переключать внимание (намеренный, осознанный перенос внимания с одного объекта на другой).

4. Развивать умение распределять внимание (возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов).

5. Увеличивать объем внимания (количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием ребенка одновременно).

6. Формировать целенаправленное внимание (направленность в соответствии с поставленной задачей).

7. Развивать произвольное внимание (требует волевых усилий).

8. Активизировать и развивать зрительное и слуховое внимание.

Развитие восприятия.

1. Работать над совершенствованием и качественным развитием кинестетического восприятия.

2. Работать над увеличением поля зрения, скоростью обозрения.

3. Развивать глазомер.

4. Формировать целостность восприятия образа предмета.

5. Учить анализировать целое из составляющих его частей.

- д/и «Собери картинки в ряд»;

- д.и. «Сложи узор» по образцу;

-д/игра «Найди похожую фигуру»

-д.и. «Цветные карандаши»

игровое упражнение «Сложи картинку» (разрезные картинки)

-игровое упражнение «Из каких геометрических фигур составлена картина»;

-дидактическое упражнение «Пересчёт геометрических фигур»

-д/и «Найди похожий предмет;

-выполнение узора из мозаики по образцу, по выбору  ребёнка;

- д/и «Лото»;

- д\и «Послушай и повтори»;

-игровое упражнение «Заплаточки»;

-«Дорисуй предмет»;

- дидактическое упражнение «Аналогии»;

- д/и «Что не дорисовано в предмете»;

-д/и «Найди предмет такой же формы»;

- д/и «Запомни и нарисуй»;

- д/и «Назови предметы одним словом» (по картинкам)

- д/и «Запомни слова»

- д/и «Запомни звуки»

- д/и «Послушай и запомни, кто что делает?»

- д/и «Рассмотри картинки, назови картинки по памяти»

- д/и «Найди отличия»

Развитие графомоторных навыков

Развитие тонкой моторики,  графомоторных  навыков, умение правильно держать карандаш, развивать силу нажима, умение обводить по контуру, выполнять штриховку, узор по образцу.

Обводка предметов по трафаретам по лексическим темам.

Работа в тетрадях на печатной основе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционные курсы для начальной школы, как эффективная составляющая индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с особыми возможностями здоровья.

   Автор статьи, учитель начальных классов, в своей работе руководствуется тем, что обучение в школе обусловлено общественными потребностями и влиянием общественной среды на процесс о...

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося

Образец индивидуального образовательного маршрута обучающегося по предметам...

индивидуальный образовательный маршрут обучающегося 7 вида

Индивидуальный образовательный маршрут психолого-педагогического сопровождения развития учащегося с ОВЗ, обучающегося в массовой школе.Цель: создание комплексной технологии индивидуального сопров...

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося как способ эффективной организации образовательного процесса в условиях УДО

   Основная идея модернизации образования сегодня состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. А для этого образование должно соответс...

Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающегося в контексте с ФГОС ОВЗ.

Задачи, которые нужно решить при разработке индивидуального образовательного маршрута.Дополнительные вариативные задачи, решаемые при разработке индивидуального образовательного маршрута.Общий алгорит...

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося

Индивидуальный образовательный маршрут можно понимать как способ осуществления индивидуализации в условиях новой образовательной парадигмы, которая относится в первую очередь к деятельности уче...

Программа индивидуальной работы с неуспевающим, для которого русский язык не является родным(билингвы)

Дети, для которых русский язык не является родным или билингвы, это как правило, вынужденные переселенцы и находятся в особо трудных условиях: ребенок отличен от среды своего нового местонахождения св...