Интеграция урочной и внеурочной деятельности в начальной школе.
материал
Предварительный просмотр:
Интеграция урочной и внеурочной деятельности
Сл. 1 Начальное образование имеет свои особенности, отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка.
Большинство детей по своим возможностям подготовлены к усвоению более сложного материала и на более высоком уровне, но начальное обучение в некоторых случаях не даёт достаточной нагрузки для интеллектуальной деятельности ребёнка, для удовлетворения его познавательной потребности и стремления к интеллектуальной активности, т.е. недостаточное удовлетворение познавательной потребности – одна из причин снижения интереса к учению.
На протяжении длительного времени обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего, знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер. В настоящее время происходит переориентация на развитие универсальных учебных действий и творческих качеств личности. Эффективным методом при этом является интеграция урочной и внеурочной деятельности. Интеграция способствует установлению смысловых межпредметных связей и формированию представления о школьной программе как системе взаимосвязанных предметов, одновременно помогая классифицировать спонтанно полученную информацию по различным областям знаний.
Учителя начальных классов получают возможность формировать и контролировать метапредметные и личностные результаты, изучать способности и интересы учащихся за счёт расширения границ предметов. Урочные занятия включены в школьное, классное расписание. Структурная единица этих занятий –урок по-прежнему считается основной формой учебно-воспитательной работы в современной школе. Урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся. Вместе с тем, данные занятия имеют ограниченные возможности для вариативной творческой организации обучения, воспитания и развития личности школьника, создания оптимальных условий для самостоятельной деятельности учителей и учащихся, для развития дружеских партнёрских взаимоотношений взрослых и детей в совместной деятельности.
Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности. Она ориентирует педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение. Следовательно, урочная и внеурочная деятельность учащихся должны быть неразрывно связаны для большей продуктивности обучения.
Сл. 2 Осмыслив выводы, представленные выше, педагоги нашей школы наметили для себя некоторые пути в организации занятий внеурочной деятельностью:
1. На занятиях внеурочной деятельностью должна осуществляться преемственность содержания урока и внеурочного занятия. В связи с этим, посещение занятий обязательно для всех. В этом отличие внеурочной деятельности от дополнительного образования.
2. Занятия внеурочной деятельностью нацелить на формирование УУД. С этой целью в рабочих программах внеурочной деятельности сформированы планируемые результаты (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД)
3. Необходима просветительская работа среди педагогов: внеурочная деятельность - это не аналог программ дополнительного образования. Педагоги должны видеть задачи формирования УУД и связь урочной и внеурочной деятельности.
В связи с этим, были запланированы и проведены заседания ШМО по темам: «ВУД в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО», «Пути формирования личностных достижений учащихся», «Методы и средства эффективного обучения младших школьников» и др., взаимопосещения уроков и занятий внеурочной деятельностью.
4. Поскольку внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является неотъемлемой частью системы обучения в начальной школе, ведущую роль в её организации и проведении отведена классным руководителям, педагоги получили возможность глубоко познать ребёнка как в учебной, так и во внеурочной деятельности, большую часть времени дети проводят под присмотром одного педагога, у классного руководителя появилась дополнительная возможность организации жизнедеятельности коллектива.
Рассмотрим, как осуществляется взаимосвязь общего образования и внеурочной деятельности на примере моего класса.
Сл. 3 Тематика занятий внеурочной деятельности в моём классе в 2020–2021 учебном году представлена следующим образом:
- «Занимательная математика»
- «За страницами учебника русского языка»
- «Проектная деятельность»
- «Весёлый карандаш»
- «Здоровейка»
- «Моя безопасность»
- «Мир информатики»
Сл. 4 Организация внеурочной деятельности «Занимательная математика» ведётся по учебному комплекту факультативного курса "Олимпиадная математика" под редакцией Дубовой М.В. и Масловой С.В. Реализация курса "Олимпиадная математика" в практике обучения школьников способствует развитию математического мышления, повышению качества общей математической подготовки, созданию базы для успешного выступления учащихся на математических олимпиадах и конкурсах. Учебный комплект предназначен для учащихся 1-6 классов общеобразовательных школ и школ с углубленным изучением математики. Практический материал курса может быть также использован родителями в индивидуальных занятиях с ребёнком.
Сл. 5 Курс «За страницами учебника русского языка» представлен комплектом «Олимпиадный русский язык" под редакцией Масловой С.В. реализует одно из рекомендованных ФГОС НОО направлений внеурочной деятельности – обще интеллектуальное. Содержание тетради "Решаем сами" составляют работы, предложенные для самостоятельного выполнения учащимися. Предусмотрена оценка выполнения работы: проставлены баллы за каждое задание в отдельности и за всю работу в целом.
Назначение рабочей тетради "Проверяем сами" состоит в том, что в ней учащийся имеет возможность проанализировать свои ошибки, сделать работу над ними, а также решить те задания, к которым он не приступил во время выполнения самостоятельной работы на прошлом занятии. В рабочей тетради к каждому заданию представлен материал в виде справочной информации и правил, являющихся определённым ориентиром...
Сл. 6 Проследить интеграцию урочной и внеурочной деятельности можно на примере любого занятия. Но именно в курсе «Проектная деятельность» младшие школьники осуществляют поиск решения личностно-значимых проблем. Через проектную деятельность осуществляется творческий потенциал ребенка. Каждый учащийся реализует в проекте свой опыт. Проект – это решение проблемы в общении силами единого творческого коллектива.
Так по литературному чтению можно предложить такие темы: «Малые жанры устного народного творчества». Создание собственных сказок, загадок, пословиц на определенную тему.
Сл. 7-8-9 Окружающий мир: «Создание голографической пирамиды», «Моя семья», «В чём сила, Архимед?», «Моя родословная».
Математика: «Числа вокруг нас», «Математика во имя Победы».
Сл 10 Технология: «Детская площадка», «Кем хочу я быть», «Школа моей мечты».
Каждая глобальная тема урока предполагает возвращение на внеурочных занятиях к уже пройденным в классе темам, но уже в другом «ключе», на новом витке спирали. В содержание курса включены сведения о таких методах познания окружающего нас мира, как наблюдение, измерение, моделирование. Работа ведётся в группах и индивидуально. Как показала практика, курс «Проектная деятельность» позволяет формировать универсальные учебные действия: выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, формируется индивидуальная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Сл. 11-15 Программа «Весёлый карандаш» представляет собой разработанный образовательный курс художественно-эстетического направления. Это особенно актуально, поскольку в учебном плане предусмотрен только 1 час «Изобразительного искусства» и «Технологии» в неделю. На уроках учащиеся получают лишь основные, можно сказать, ознакомительные знания в различных областях культуры, искусства и этого не достаточно для развития творческих способностей учащихся, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Основные формы работы на занятиях групповые и коллективные. Результат работы — создание тематических композиций, сувениров (открытка мама, подарок папе), игрового материала и т. п. В этих видах работы задействованы основные познавательные процессы и приёмы умственной деятельности ребёнка: целенаправленное восприятие и произвольное внимание, анализ, синтез, сравнение, память, вариативность и гибкость мышления обучающихся, направленные на формирование универсальных учебных действий. Работы, предлагаемые ученикам, носят различный характер: и точное повторение образца, и выполнение работы по собственному замыслу из любых материалов в любой технике (например, иллюстрация стихотворения). При повторении образца ребенок «фотографирует» его с помощью зрения и осязания, перерабатывает в сознании и затем воспроизводит. В программу вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся происхождения используемых материалов, различных видов художественной техники, ремесел.
Практика показала, что плодотворны и интересны детям следующие виды организации внеурочной деятельности:
- Игровая, где учащиеся могут попробовать себя в роли экскурсовода, посетителя, смотрителя музея;
- Познавательная, где школьники рассматривают объекты с помощью инструментов (документ — камера, микроскоп и т. п.), формулируют устные высказывания, устанавливают причинно-следственные связи, сравнивают, рассуждают;
- Досугово-развлекательная деятельность, досуговое общение (виртуальные и реальные экскурсии);
- Проблемно — ценностное общение (этические беседы);
- Коллективно-творческие дела.
Сл. 16 После всего выше изложенного можно сказать, что урочные и внеурочные занятия школьников в педагогическом процессе взаимосвязаны и взаимозависимы. И эта взаимосвязь деятельности педагогов и школьников позволяет успешно интегрировать различные виды и формы занятий. Внеурочная деятельность — это не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное при этом - осуществить взаимосвязь и преемственность урочной и внеурочной деятельности как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
вания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Метод проектов в урочной и внеурочной деятельности учащихся начальной школы"
Предлагаю презентацию раскрывающую методы работы над проектом в начальной школе. Описаны этапы работы над проектом, выбор тематики проекта, формы защиты проекта, виды проектов в начальной школе....
«Здоровьесберегающая организация урочной и внеурочной деятельности в начальной школе».
Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становиться первостепенной. Проблема многогранна и требует усилий специалистов, в том числе и уч...
Презентация на тему «Связь урочной и внеурочной деятельности учителей начальной школы в процессе использования проектной деятельности».
Связь урочной и внеурочной деятельности учителей начальной школы в процессе использования проектной деятельности.Неоценимую роль играет способность учащегося работать в проектной или исследовательской...
Презентация к педсовету " Интеграция урочной и внеурочной деятельности в начальной школе"
Данна презентация может быть использована на педагогическом совете или в работе методического объединения учителей начальных классов. Тема " Интеграционные связи урочной и внеурочной деятельности...
Обобщение опыта по теме «Проектная и исследовательская деятельность в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе».
Значение проектной и исследовательской деятельности в начальных классах....
" Интеграция урочной и внеурочной деятельности в начальной школе в условиях введения ФГОС"
Педагогической опыт, который позволяет формировать ключевые компетентности через интеграцию урочных и внеурочных занятий школьников....
«Введение обновлённых ФГОС НОО и ООО»: Мастер-класс «Формирование функциональной грамотности на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности в начальной школе»
Данный методический материал ставит цель: формирование у педагогического сообщества понимания нового содержания образовательной деятельности в рамках обновлённых ФГОС НОО и ООО.Задачи:1) Трансляц...