Вожатский кейс
материал

Воробьева Александра Сергеевна

В этом кейсе собраны игры, упражнения, сценарии огоньков для проведения в Летнем оздоровительном лагере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozhatskiy_keys.docx127.73 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Воробьева Александра Сергеевна, 30 группа

ВОЖАТСКИЙ КЕЙСhttps://pp.userapi.com/c846016/v846016209/177893/KTBbPoTf2E4.jpg

        

Челябинск, 2020


СОДЕРЖАНИЕ

1.

СОДЕРЖАНИЕ ВОЖАТСКОГО КЕЙСА:

стр.2

C:\Users\svlvsvll\Desktop\unnamed.jpgC:\Users\svlvsvll\Desktop\unnamed.jpg

ОТРЯДНЫЕ РЕЧЕВКИ

стр.3

C:\Users\svlvsvll\Desktop\unnamed.jpg

ИГРОТЕКА ВОЖАТОГО

стр.4

C:\Users\svlvsvll\Desktop\unnamed.jpg

ОГОНЬКИ

стр.13

C:\Users\svlvsvll\Desktop\unnamed.jpg

ОТРЯДНЫЕ ОБЩЕЛАГЕРНЫЕ КТД

стр.19

C:\Users\svlvsvll\Desktop\unnamed.jpg

ЛАГЕРНЫЕ ПЕСНИ И ЛЕГЕНДЫ

стр.26


№1. ОТРЯДНЫЕ РЕЧЕВКИ

для похода в столовую

– 5 штук

для похода на общелагерное КТД – 5 штук

для похода на спортивное мероприятие – 5 штук

- Открывайте шире двери

- Открывайте шире двери

— Мы голодные как звери

— Мы голодные как звери

-Очень кушать мы хотим

-Очень кушать мы хотим

— Даже повора съедим

— Даже повора съедим

Раз - в ногу! В ногу раз!

Нас много! Много нас!

Рей знамя! Знамя рей!

Кто с нами, тот смелей!

А девиз у нас таков:

Больше дела, меньше слов!

Пейте дети молоко,

Вам до наших далеко.

Пейте дети простоквашу,

Всё равно победа наша!

1,2 – помидоры

3,4 – огурцы

5,6 – мы обжоры

7,8 – молодцы

1,2 – яблоки

3,4 – груши

Мы идём в столовую,

Мы хотим покушать!

Раз, два! Пацаны!

Три! Четыре! И девчата!

Раз, два! Кто же мы? -

Обалденные ребята!

Не страшны нам труд и грусть,

Нам с дороги не свернуть.

Будем вместе мы всегда,

Мы теперь одна семья

Побеждать - наша судьба,

Победим вас как всегда.

Мы проголодались страшно,

Что поесть уже не важно.

Мы съедаем все подряд.

Вот такой у нас отряд.

Догадаться каждый рад

В жизни ждет тебя успех

Знайте все, что наш отряд

Лучше всех, прекрасней всех!

Наши парни лучше ваших,

Наши парни красивей.

Наши парни ваших краше,

И, конечно же сильней!

Мы в столовую идем,

Весь отряд мы соберем,

Будем кушать мы всегда,

Если вкусная еда.

Мы сейчас идем… гулять! (продолжают дети)

Будем прыгать и ….скакать! (продолжают дети)

Становись, ребята, в ряд! Запевай скорей, отряд!

Сорок восемь, двадцать шесть

Руки есть и ноги есть

Сорок восемь, двадцать пять

Значит, надо побеждать!

Мы идем на стадион.

Отряд наш будет чемпион.

Кто задору, солнца рад?

Эй, спортсмены стройтесь в ряд!

А команда есть? - Есть!

Капитан наш здесь? - Здесь!

Выходи скорей на поле

Поддержать отряда честь

Мы поели, мы попили, червячка мы заморили,

Мы пойдём, передохнём и опять поесть придём!

Раз, Два!

Три-Четыре!

Эй ребята, шире шаг!

Нет наверно в целом мире,

веселей, дружней ребят!

Может, когда и печалились,

Но ни за что не отчаялись.

Вместе одною командою:

Каждый - упрямей упрямого.

№2. ИГРОТЕКА ВОЖАТОГО

Младший возраст (6-8 лет)

На знакомство

На доверие

На сплочение

Игры-шутки

Подвижные

На пляже

На дискотеке

В помещении

Прощальные

«Название игры»

содержание

«Слепец и поводырь» Участники разбиваются на пары по принципу наименьшей привязанности. «Поводырь» ведет участника с завязанными глазами по комнате, преодолевая различные препятствия с помощью устных рекомендаций.

Зеркало

Все детки делятся по парам. Каждый стоит напротив другого. Один начинает движение, а второй участник, который выполняет роль зеркала, должен повторять все движения первого. И стараться не отступать.

Песенка зверей

Требуется спеть знакомую мелодию звуками какого-то животного. Например, промяукать "Чунга-чанга".

Пчелы и змеи

Часть участников — пчелы, остальные — змеи. У них есть короли, которые должны "накормить" подданных. Король пчел ищет для своей команды мед, король змей — ящерицу. Договариваются, какие предметы буду изображать мед и ящерицу.

Когда короли выходят, вещи прячутся на глазах остальных игроков. Возвратившимся властителям в поисках помогают их подданные: одни шипят, другие жужжат. Шум усиливается, когда короли у цели.

В итоге команда, которая лучше подсказывает королю, побеждает.

«Рыбалка» Перед игрой необходимо обозначить большой круг. Это море. Игроки — рыбы. Двое ребят — рыбаки, которые делают "сеть": берутся за руки. Ведущий отправляет рыбаков за рыбой. Сетью ловится рыба, а пойманный присоединяется к рыбакам, тем самым увеличивая сеть. Игра заканчивается, когда в море остается всего одна рыбка. Это и есть победитель.

Игроки танцуют в парах, когда музыка останавливается, ведущий игры дает задания. Например: локоть к колену, спина к спине, голова к плечу и т.д. Музыка звучит дальше, дальше танцуют игроки в этих же парах в заданном положении. Когда ведущий объявляет «человек к человеку», то это значит, что нужно поменять партнера.

Пианино

Снова садятся все на стулья в тесный круг. Затем каждый должен положить руку на правое колено соседу слева. По часовой стрелке по всем коленкам по очереди должен пройти лёгкий хлопок рукой. Сначала - правая рука вожатого, затем левая рука его соседа справа, затем правая рука соседа слева, затем левая рука вожатого и т.д. Первый круг проводится для того, чтобы ребята поняли, как надо действовать. После этого начинается игра. Тот, кто ошибся в процессе игры, убирает руку, которая либо задержалась со своим хлопком, либо произвела его раньше. Если игрок убрал обе руки, он выходит из круга, а игра продолжается. Для усложнения задачи вожатый всё быстрее и быстрее даёт счет, под который должен быть произведён хлопок. Выигрывают три игрока, оставшиеся последними.

«Снова вместе» Обе команды выстраиваются на сцене. Всем завязываются глаза, и всех участников обеих команд перепутывают на сцене в разнообразном порядке. Задача: молча собраться каждой команде вместе за руки.

Младший возраст (9-11 лет)

На знакомство

На доверие

На сплочение

Игры-шутки

Подвижные

На пляже

На дискотеке

В помещении

Прощальные

Снежный ком

Все участники размещаются по кругу (круг дает ощущение общности, причастности к целому). Эффект можно усилить, взявшись за руки.

Первый участник произносит свое имя, следующий говорит, как зовут его и предыдущего ребенка. И так по кругу, который завершается тем, что первый участник повторяет имена всех детей.

«Гонки на тачках»

От каждой команды требуется по 1 мальчику и девочке. Мальчик держит девочку за ноги, а она передвигается на руках. Кто быстрее достигнет цели, тот и победил.

Фигуры

Все ребята в кругу. Каждый закрыл глаза. Ведущий громко называет фигуру. Малыши должны выстроиться в виде этой фигуры, не открывая глаза.

ЛУНОХОД

Играющие встают в круг. Водящий, передвигаясь на четвереньках, обходит круг со словами: "Я – "Луноход-1" Пи-пи-пи." Тот, кто засмеется или хотя бы улыбнется, пристраивается за луноходом первым и становится "Луноходом-2". И так далее, пока все не станут "Луноходами".

Тропинка

Завязываются глаза одному из участников команды. Мелом на полу чертится «дорожка» (кривая линия). Остальные участники должны подсказывать, как пройти по тропинке с закрытыми глазами. Кричать можно только: «влево», «вправо», «вперед».

«Удочка» Играющие встают в круг. В середине его водящий с веревкой, на конце которой привязан мешочек с песком. По команде ведущего водящий начинает кружить веревку с мешочком над землей так, чтобы мешочек постоянно касался земли. Играющие перепрыгивают через веревку, когда она подходит к ногам, стараясь не задеть. Задевший становится водящим.

Ручеек

Играющие становятся попарно колонну друг за другом. Каждый берет своего напарника за руку и удерживает ее чуть выше головы, образуя своеобразную "арку". Свободный игрок входит «ручеек» и начинает идти сквозь "арки", по дороге берет любого приглянувшегося ему игрока (парня или девушку) за руку и тащит в конец ручейка, где они и встают новой парой. Освободившаяся девушка/парень, у которой/которого "увели" партнера идет в начало «ручейка» и, проходя по нему, в свою очередь выбирает себе пару. Проходящие по "ручейку" пары двигаются, пригнувшись, стараясь проскочить побыстрее. Игра получается довольно динамичной, если делать это под музыку, но необязательно.

«Темная ночь» Необходимо по одному члену от каждой команды. Им завязываются глаза. На вывешанных справа и слева листах ватмана ребята должны изобразить маркером (гуашью) то, что скажет ведущий: дом, трубу и дым из нее, забор, яблоню, лавочку и дедушку на ней, собачью конуру и собачку, солнышко и т.п.

«Кто похож» Ведущий задает тему например «по цветам футболок», дети собираются в круги с одинаковыми футболками

Средний возраст (12-14 лет)

На знакомство

На доверие

На сплочение

Игры-шутки

Подвижные

На пляже

На дискотеке

В помещении

Прощальные

Туалетная бумага

Инвентарь: Рулон туалетной бумаги.

Описание игры: Ничего не объясняя, ведущий предлагает каждому участнику отмотать от рулона ленту любого размера. Далее вожатый поясняет, что каждый по очереди выходит на сцену, заматывая свою ленту в трубочку, одновременно рассказывает о себе до тех пор, пока лента его туалетной бумаги не будет полностью замотана в рулончик.

Плечом к плечу

 

Участники становятся на лавочку ногами. По команде вожатого дети должны расположиться на ней в алфавитном порядке первых букв своих имен. Передвигаться разрешено только таким образом, чтобы ноги не касались пола

«Чепуха»

Двое играющих, в тайне от других играющих, договариваются о теме, на предмет которой они будут общаться невербальными средствами. Начинают разговор. Очевидцы, догадавшись, о чем идет речь, подключаются к беседе. Когда все будут вовлечены в игру, с последнего подключившегося начинают выяснять предмет общения - кто как понял тему беседы и какую информацию передавал сам.

Ура! Меня любят

Участники образуют круг. Смотрят на носки своей обуви. По хлопку ведущего они должны посмотреть кому-то одному из присутствующих в глаза. Если пара совпала, они произносят слова «Ура! Меня любят!!!» и выходят из круга. Игра продолжается, пока не совпадут все пары. Игра проводится с четным количеством игроков.

ШКОЛА ОГОРОДНЫХ ПУГАЛ

Играющие повторяют за ведущим движения.

Ведущий: «Сейчас мы с вами проведем небольшую разминку». Поднимите правую руку вверх, потрясите кистью. Поднимите левую руку вверх. Покачайте руками. Пошумите, как шумят березы: ш-ш-ш-ш! Разведите руки в стороны. Пожужжите, как самолеты: ж-ж-ж! Помашите руками как птица. Покричите: «Кш-кш-кш-кш-ш!»

Поздравляю! Вы окончили школу огородных пугал.

Арам-шим-шим

В центре круга стоит водящий с закрытыми глазами и вытянутым указательным пальцем. Остальные начинают водить вокруг него хоровод (водящий крутится в обратную сторону), громко говоря: «Арам-шим-шим, Арам-шим-шим, Арамия-Зульфия, укажи-ка на меня!» Круг и водящий по окончании слов сразу останавливаются. Тот, на кого указывает рука водящего, выходит в центр круга. Обязательно лицо противоположного пола. (Если вдруг рука остановилась на человеке того же пола, то нужно смотреть по часовой стрелке до первого подходящего). Водящий и выбранный становятся спиной вплотную друг к другу. Круг начинает считать: «И — раз, и — два, и — три!» При счете «три» оба резко поворачивают голову в сторону. Если в результате лица пары обращены в одну сторону, то они целуются, а если лица обращены в разные стороны, то пара обменивается рукопожатиями. Водящий встает в хоровод, выбранный становится водящим, игра начинается сначала.

Выйди сухим из воды

Пусть каждый игрок сделает себе пончо (накидку) из пластикового мешка, а затем с помощью скотча прикрепит себе на спину маленькое полотенце.

Разбейте игроков на три команды. Две команды встают в линию друг напротив друга. Каждому из членов этих команд завяжите глаза и дайте чашку, наполненную водой. Цель третьей команды состоит в том, чтобы пройти между двумя первыми, не замочив свои полотенец. Игроки третьей команды должны идти по одному и всегда оставаться на ногах. Игроки с чашками могут расплескивать воду в любое время и в любом направлении. Их цель – замочить игроков третьей команды.

Продолжайте игру, пока все три команды не пройдут «сквозь воду». Побеждает команда с самыми сухими полотенцами.

«В песенном кругу»

Выбрав себе по любой песне, команды выстраиваются на сцене и начинают петь одновременно, но по взмаху руки ведущего поет одна команда вслух, а другая - про себя, молча. Взмах руки ведущего - и все наоборот. Победит та команда, которая точнее сохранит дружный хор после пения “про себя”.

«Зоопарк» Все садятся в круг так, чтобы один стул был свободным. В центре круга стоит водящий. Каждый участник, сидящий в кругу, называет себя каким-нибудь животным. Участник, сидящий слева от свободного стула, хлопает правой рукой по нему и называет какое-нибудь животное. Тот, кто услышал название животного, выбранного им, должен занять свободный стул. Участник, справа от которого освободился стул, должен хлопнуть по нему и назвать другое животное. Задача водящего - успеть занять стул до хлопка. Тот, кто не успел хлопнуть, становится водящим.

«Шпион» 

Детям очень нравятся детективы, и эта игра будет проходить в стиле знаменитых разгадок Шерлока Холмса. Ребята делятся на команды, которые пишут друг другу письма молоком. Последующая расшифровка письма приносит массу удовольствия игрокам. Будет лучше, если письма будут ещё и зашифрованные.

Старший возраст (15-17 лет)

На знакомство

На доверие

На сплочение

Шуточные игры

Подвижные

На пляже

На дискотеке

В помещении

Прощальные

Zipp-zapp

Участники игры сидят в кругу, водящий стоит в центре. Он подходит к одному из участников, произносит «Zipp» или «Zapp» и быстро считает вслух до десяти. При слове «Zipp» участник должен назвать имя соседа слева прежде, чем водящий сосчитает до десяти. Если произносится слово «Zapp», необходимо назвать имя соседа справа. Если участник не успел назвать имя, он становится водящим. Когда произносится фраза «Zipp-Zapp», все участники должны поменяться местами, а водящий успеть занять освободившееся место.

Рекомендации: Для младших отрядов вместо Zipp и Zapp можно использовать слова Цип и Цап

«Я чувствую» Дети считаются на 1 и 2. Вторые номера встают впереди 1 номеров. Закрывают глаза. Первые номера в этот момент делают массаж впереди стоящему человеку, когда ведущий делает хлопок 2 номера меняются местами по часовой стрелке, и так пока все не пройдут.

Хлопаем вместе

Простая и забавная игра на сплочение коллектива. Ведущий дает участникам задание расположиться по кругу и назначает игрока, с которого начинается игра. По сигналу все должны как можно быстрее по очереди хлопнуть в ладоши. Ничего сложного, но эта игра хорошо развивает чувствительность, понимание невербальных сигналов и командный дух.

«Колечко» Дети встают в круг. Выбирается один человек. У кого-то в руках колечко, дети говорят слова «к себе, от себя» и перекладывают из своей руки, в руку соседа. Задача галящего найти у кого кольцо.

Крокодил

Любимая и знакомая игра для любого возраста. И чем старше, тем интересней загадывать. Ребят можно разделить на команды. Загадывается предмет или животное и один игрок его показывает, а остальные угадывают что он показывает.

Узел

Команде дается одна длинная веревка. Задача команды завязать узел так, чтобы не выпускать веревку из рук

Импульс

Играющие образуют круг и держатся за руки, галящий передает «импульс» — рукопожатие — в одну сторону. Засекается время, за которое «импульс» к нему возвратится. Надо увеличить темп.

Бойцовые пингвины

Рисуется круг на песке. В круге стоят участники.

Руки и ноги игроков связанны. Задача игроков вытолкнуть соперника за пределы круга.

Команды держатся за руки, образуя круг, и по команде перестраиваютя в разные геометрические фигуры: квадрат, треугольник ... Оценивается кто быстрее, кто аккуратнее, лучше.

Цветной крокодил

Игрок закрывает глаза, а остальные участники задумывают между собой какой-нибудь цвет. Когда водящий откроет глаза, все участники жестами, движениями, эмоциями пытаются изобразить этот цвет, не называя его. Игрок должен отгадать, что это за цвет. Если он отгадал, то выбирается другой водящий, если нет, то остается тот же самый.

Свечка "Расскажи мне обо мне".

Все сидят в кругу (как правило, в центре ставят свечу и гасят свет). Каждый член отряда выбирает трех (2-х, 5-ть) человек, чье мнение о себе он хотел бы услышать. Причем это мнение может быть, как положительным, так и отрицательным (но в качестве пожеланий, а не оскорблений). Как правило дети выбирают в том числе вожатых - здесь есть прекрасная возможность показать, что такое хорошее, не оскорбительное высказывание и по поводов плюсов и по поводу минусов человека. Если еще кроме трех хочет сказать, то ему тоже дают слово.

№3. ОГОНЬКИ

Возраст/

варианты «огоньков»

Младший возраст 6-8 лет

Средний возраст

9-11 лет

Старший возраст

12-14 (16) лет

«Огоньки» организационного периода

«Огонек» знакомства

Название: «Это я»

Цель: более близкое знакомство друг с другом.

Структура: Вожатый громко задает вопрос, а тот ребенок, который относит его к себе, отвечает: «Это я!» Вожатый задает как серьезные, так и смешные вопросы.

Примерные вопросы:

• Кто проснулся первым сегодня в комнате?

• Кто любит собак?

• Кто родился в год дракона?

• Кто любит читать фантастику?

Название «Звездопад»

Цель: более близкое знакомство друг с другом. Самое главное здесь - создать атмосферу доверия, в первый вечер хорошо заложить будущую традицию: проводить вечер не каждый сам по себе, а всем вместе.

Структура: Заранее заготавливаются звездочки с вопросами. Первый вожатый предлагает детям закрыть глаза и представить, что на небе - звездопад, в это время второй вожатый раскладывает перед каждым ребенком по одной звездочке. Дети открывают глаза, берут свои звездочки и по очереди отвечают на вопросы. Если кто-то хочет ответить не на свой вопрос, пусть высказывает свое мнение.

Примерные вопросы:

 • Что для тебя значит слово «друг»?

• Каким ты себя представляешь через двадцать лет?

• Какую основную цель ты преследуешь в жизни?

• Какой у тебя характер?

• Какой твой любимый предмет в школе?

• Много ли у тебя друзей?

• Ссоришься ли ты с родителями и по какому поводу?

• Какая твоя любимая песня?

• Какие качества в человеке ты ценишь больше всего?

• Чем ты любишь заниматься в свободное время?

• Часто ли ты ссоришься?

• Умеешь ли ты рисовать?

• В какие игры ты любишь играть?

• Каких людей ты считаешь лучшими друзьями?

• Что ты любишь больше всего?

• Любишь ли ты читать?

• На кого бы ты хотел быть похожим?

• Что для тебя в жизни самое страшное?

• Что для тебя полноценный отдых?

• Легко ли тебя вывести из себя?

• Счастливый ли ты человек? Почему?

• Уверен ли ты в себе?

• Общительный ли ты человек?

• Что может сделать тебя счастливым?

• Легко ли ты можешь расплакаться?

• Скоро ли ты забываешь, если кого-нибудь обидел? И тд.

Название: «Любит, умеет, знает, надеется.»

Цель: более близкое знакомство друг с другом. Самое главное здесь - создать атмосферу доверия, в первый вечер хорошо заложить будущую традицию: проводить вечер не каждый сам по себе, а всем вместе.

Структура: Ребята в течение 5 минут рассказывают о себе по следующим пунктам:

• люблю...;

• умею...;

• знаю...;

• надеюсь... и т. д.

Заканчивает беседу вожатый, говоря о том, что он надеется, что смена пройдет хорошо, что ребята еще узнают друг о друге массу интересного, что у всех появятся новые друзья и т. д.

Тематические «огоньки»

Название: «Три желания».

Цель: дать детям возможность поделиться сокровенным, сплочение коллектива.

Структура: Давайте представим, что на волшебном огоньке могут сбыться три любых желания. За­

гадайте их. Поделитесь с другими, кто какие желания загадал. Расскажите о двух желани­

ях, а одно, самое сокровенное, оставьте при себе.

Название: «Путешествие в будущее»

Цель: развитие образно­ассоциативного мышления детей, при этом закрепляются навыки построения перспективы, творческих подходов.

Структура: Ребята рассказывают о предстоящей смене так, будто они её уже прожили.

Название: «Люди и образы»

Цель: дать детям возможность рассказать о себе, сплоченность коллектива

Структура: Каждый человек в жизни себя с чем­то ассоциирует. На огоньке ребятам предлагается

рассказать о своем образе.

Для проведения огонька нужно подготовить различные предметы, с которыми может ассоциироваться человек (камень, игрушка, чистый лист бумаги, книга, ластик, веточка, цветная бума­

га). Количество предметов может соответствовать количеству участников огонька, но лучше,

если их будет больше.

В начале огонька ведущий знакомит всех с основной идеей, а потом каждый человек выбирает предмет, соответствующий его представлению о себе, или, если среди предложенных предметов нет подходящего, просто описывает свой образ. Задача ведущего в ходе высказываний ребят задать режим дискуссии.

«Огоньки» основного периода:

«Огоньки» - анализ дня

Название: «Дом»

Цель: научить ребят видеть причины удач и неудач в организации какого-либо дела, привить навыки анализа совместной деятельности.

Структура: Вы можете строить дом из разноцветных кирпичей. Для этого вам надо приготовить «кирпичи» из темной и светлой бумаги. Если ребенок считает, что день прошел хорошо, то ставит светлый кирпич. А если нет, то темный. Цвет стен, которые возведут ребята, покажет вам, КАКИМ был прошедший день.

Название: «Паутина»

Цель: научить ребят видеть причины удач и неудач в организации какого-либо дела, привить навыки анализа совместной деятельности.

Структура: Берете обыкновенный моток ниток и, держа его конец, говорите свое мнение; затем передаете нить кому-то другому (лучше тому, кто не сидит рядом с вами), и так до тех пор, пока каждый не вплетется в паутину. И помните, если хоть одна нить теряется, то порвется вся паутина. Объясните ребятам, что они и есть те ниточки, из которых составляется целый узор.

Примерные вопросы:

  • Каково значение этого дела для отряда, его членов, для окружающих?
  • Как необходимо организовать работу, чтобы избежать ошибок в будущем?
  • Как ты оцениваешь каждое проведенное сегодня дело?

Название: «Конверт откровений»

Цель: научить ребят видеть причины удач и неудач в организации какого-либо дела, привить навыки анализа совместной деятельности.

Структура: На предложенных листочках бумаги до начала «огонька» дети пишут по просьбе вожатого волнующие вопросы. Ребята передают друг другу конверт. Получивший его высказывает свое отношение к прошедшему дню и заглядывает в конверт. Вытащив из него вопрос, отвечает.

Проблемные «огоньки»

Название: «Здравствуй, мне нравится…»

Цель: профилактика конфликтных ситуаций в отряде.

Структура: По кругу каждый из сидящих в кругу говорит своему соседу слева фразу: "Здравствуй, мне очень нравится …", продолжая ее по своему усмотрению, стараясь найти в своем товарище что-то приятное, хорошее.

Название: «Солнышко»

Цель: создание благоприятной атмосферы в коллективе, профилактика конфликтов.

Структура: Один человек становится в центре и закрывает глаза. Это «солнце». Группа («планеты») становится на том расстоянии, на котором им комфортно. Также можно принимать различные позы. Затем «солнце» открывает глаза и смотрит на образовавшуюся картинку. После этого человек, стоящий в центре может передвинуть людей на то расстояние, на котором было бы комфортно ему. В результате все видят реальную и желаемую картину отношений группы к человеку и человека к группе. Это некий вариант социометрии.

Название: «Круг молчания»

Цель: разрешение конфликтной ситуации, дать всем участником группы высказаться.

Структура: Все сидят в кругу спиной к центру. Говорящий разворачивается лицом к центру. Остальным говорить строго запрещено, т.е. говорят только желающие высказаться (они постепенно поворачиваются в круг, втягиваясь в беседу). Тема должна сильно затрагивать всех участников. Напряженность внимания, обстановка провоцирует эмоциональный выплеск и снятие личного эмоционального напряжения, снятие конфликта.

Тематические «огоньки»

Название: «Карта жизни.»

Цель: Эмоциональное сплочение детей отряда.

Структура: Заранее рисуется  карта, на которой обозначены различные географические  объекты с

необычными  названиями:  материк  Счастья,  остров  Одиночества,  море  Радости,  поляна

Мечты и т.д.

Каждый участник бросает кубик, а потом рассказывает случай из своей жизни. Тема вы­

сказывания зависит от того, на какой географический объект попадает кубик. Чтобы по­

мочь, ведущий задает наводящие вопросы. Например, если кубик попал на остров Одиноче­

ства, то вопросы могут быть такие: “Бывают ли такие моменты, когда тебе очень одиноко?

Любишь ли ты одиночество?” Как и любой другой, огонек заканчивается добрыми словами,

Название: «Истории и легенды»

Цель: создание дружественной атмосферы в отряде.

Структура: Вожатый рассказывает детям легенду лагеря, легенду смены или просто необычную, ин­

тересную, романтическую историю. После этого ребята, если захотят, могут тоже расска­

зать истории, которые они знают. В конце огонька можно спеть всем вместе несколько кра­

сивых, тихих песен.

Название: «Любимая игрушка»

Цель: Переоценка ценностей, эмоциональное сближение отряда.

Структура: — У каждого из нас в детстве была любимая игрушка. Мы выросли и перестали с ней играть, забыли ее, а игрушка до сих пор помнит нас, вспоминает, как мы играли вместе и как было весело. Что бы сейчас рассказала эта игрушка? Представьте, что игрушка вдруг заговорила и поведала нам о своем хозяине: «Я большой плюшевый мишка. Я живу в шкафу. Меня подарили хозяину, когда ему было два года...»

«Огоньки» итогового периода:

Тематические «огоньки»

Название: «Подарок отряду»

Цель: Развитие ассоциативно-образного мышления.

Структура: Сегодня у нашего отряда праздник (или день рождения, или определённая “годовщина”).

Каждый ребенок представляет себя подарком или придумывает подарок, который хочет по­

дарить отряду в этот знаменательный день.  «Какими “подарками” вы себя представляете?

Чем бы вам хотелось быть? Кому понравилось быть “подарком”? Почему?»

Название: «Самое важное слово»

Цель: Формирование понимания важности и значимости слов, которые мы произносим или не произносим в тех или иных ситуациях.

Структура: У каждого из нас была такая ситуация, в которой мы поступали не так, как хотелось бы. Не сделали, не сказали что-то важное. Сейчас у участников есть возможность вспомнить такую ситуацию, заново пережить ее и произнести вслух то слово, которое изменило бы эту ситуацию.

Название: «Рассказ из жизни»

Цель: создание благоприятной атмосферы в отряде.

Структура: Ребятам выдаются карточки разного цвета. Получив желтую карточку, ребёнок рассказывает  забавную  историю.  Если  досталась  зелёная  карточка,  нужно  вспомнить  случай  из детства. А тот, у кого красная карточка, должен рассказать о поступке, за который пришлось когда­то краснеть.

Прощальный «огонек»

Название: «Живой уголек.»

Цель: подвести итог жизни отряда, какое влияние отряд оказал на каждого члена коллектива.

Структура: В руках говорящий держит свечу, горящую ветку и т.д. – («живой уголек»). Высказываются последние пожелания и «живой уголек» передается тому, кому очень хочется передать. Дополняется традициями прощания. Огонек ведет к снятию эмоционального напряжения, связанного с прощанием, позволяет сделать наиболее мягкий выход детей в другую систему из системы отряда.

Название: «Круг пожеланий.»

Цель: подвести итог жизни отряда, какое влияние отряд оказал на каждого члена коллектива. Этот «огонек» является очень важным в формировании самопознания в самооценки.

Структура: У каждого участника имеется чистый лист бумаги, он делится на три колонки: «что мне нравится в этом человеке», «что не нравится», «что я ему хочу пожелать», внизу подписывается фамилия владельца. После этого каждый участник передает свой подписанный листок соседу слева (по часовой стрелке), тот заполняет колонки и загибает лист со своей надписью, передает следующему, он пишет свое мнение ниже, загибает и т.д.

Название: «Расскажи мне обо мне»

Цель: способствовать формированию адекватной самооценки у всех ребят.

Структура: Каждый может услышать о себе мнение своих товарищей. Можно использовать «свободный микрофон». Тот, у кого находится «свободный микрофон», называет имена 2-3 человек, от которых хотел бы услышать мнение о себе. Вероятно, это будут самые уважаемые и авторитетные для него люди. Но нужно обязательно помнить! Если вы решили провести такой разговор в отряде, он не должен обернуться судилищем, сведением счетов. Во многом нужно руководствоваться и уровнем развития отряда. Во время «огонька» вожатый должен чутко реагировать на все реплики ребят, умело управлять разговором.

№4. ОТРЯДНЫЕ И ОБЩЕЛАГЕРНЫЕ КОЛЛЕКТИВНО-ТВОРЧЕСКИЕ (КТД)

        

Название и форма КТД

Станционная игра «Семья»  

Цель

-развитие дружеских отношений в коллективе, чувства ответственности за своего товарища, понимания важности благоприятной атмосферы в семье.

-создание условий для сплочение детского коллектива

-формирование у детей навыка работы в группах, умения принятия коллективных решений в процессе обсуждения подсказок; выявление лидера.

Возраст участников

Средний

Оборудование

Схема дома, «кирпичики», «крыша дома», ведущие на каждой станции, главный ведущий, клей, карандаши, фломастеры.

Подготовительный этап

Каждый отряд – это семья. В составе «семьи» должны быть распределены роли: глава семьи, мать, дети, бабушка, дедушка.

• Каждая «семья» должна придумать себе фамилию, девиз и зарегистрироваться в регистрационной службе.

После регистрации «глава семьи» получает маршрутный лист и каркас «дома» (см. рис.), на который «семье» предстоит клеить заработанные «кирпичики».

С этого момента «семья» начинает строить свой «дом» — зарабатывать «кирпичики» на игровых станциях. «Крыша дома» вручается «семье» в приемной комиссии в конце игры.

Организационный этап

1.Каждую команду («семью») по маршруту ведет «глава семьи». Он определяет маршрут «семьи», выбирает свободные игровые станции, определяет время посещения «строительной площадки».

2. Прохождение всех игровых станций на маршруте необязательно. Игра имитирует реальные условия, поэтому по пути следования «семья» должна быть готова к любым неожиданностям. Игровое пространство — территория лагеря, отрядные места, рабочие кабинеты.

3. На игровых станциях работают игротехники. Им дано право задавать ситуацию и оценивать решение «семей». За правильное и оперативное решение «семья» получает символический «кирпичик». Игротехник следит за временем выполнения заданий, не допускает столпотворения «семей» на своей игровой станции.

4. Время пребывания на станции — не более 3 минут. Оцениваются быстрота и правильность ответа, умение найти компромиссное решение «семейных» проблем.

Проведение КТД

1. Ситуация. Семье предлагается семь атрибутов американского образа жизни, навязываемых жителям нашей страны: Coca-Cola, Спилберг, куриные окорочка, рэп, McDonalds, «Санта-Барбара», Том и Джерри.

Задание: предложите семь отечественных атрибутов взамен американских.

2. Ситуация. В вашей семье третий месяц живет итальянский мальчик. Под Рождество он стал выбрасывать с балкона...

Задание: сказать, что выбрасывал итальянский мальчик и почему.

3. Задание: придумать и нарисовать эмблему своей семьи на бумаге.

4. Ситуация. Ваша семья выехала отдыхать на природу, но любимое место уже занято, и отдыхающие там ведут себя непорядочно (разбрасывают мусор и пустые бутылки, ломают кусты для костра).

Задание: составьте план ваших действий (из пяти пунктов).

5. Дополнительное задание: сформулируйте пять основных правил поведения вашей семьи на природе.

Ситуация. Ваша семья приходит в китайский ресторан, выбирает в меню блюда, но официанты понимают только по-китайски.

Задание: объясните мимикой и жестами то, что вы хотите заказать.

6. Задание: вы должны ответить на 5 вопросов, чтобы получить «кирпичик».

Семья попадает на телевикторину «Счастливый случай», участвует в конкурсе «Блиц».

Примерные вопросы:

• Фамилия последнего русского царя? (Романов)

• Фамилия первого русского царя? (Рюрикович)

• Славянский Зевс? (Перун)

• Год начала Второй мировой войны? (1939 год)

• Орудие для метания камней? (Катапульта)

• Какая война началась 1 сентября? (Вторая мировая война)

7. Задание: перевести слова с немецкого на русский без помощи словаря.

Варианты слов:

Bucht (бухта)                              Platz (плац)

Trasse (трасса)                         Herzog (герцог)

Rang (ранг)                                Offizier (офицер)

Panzer (панцирь)                      Rakete (ракета)

В игре также организованы «ловушки». Участники игры не знают об их существовании. Варианты «ловушек»:

1. Участник локальных войн просит помощи на лечение. Если семья помогает «кирпичиком», то получает от него два «кирпичика».

2. Электрик-телефонист, который работает в игровом пространстве и просит помочь: подать пассатижи, отнести стул в зал торжеств и т. д. Помогли электрику — заработали «кирпичик».

Анализ КТД

После двухчасовой работы на маршруте участники игры собираются в зале торжеств, «главы семей» сдают маршрутные листы в приемную комиссию.

Определив результаты, руководитель игры приглашает на сцену «глав семей», набравших максимальное количество «кирпичиков» и вручает им «крыши дома».

Ведущий (заключительные слова). Сейчас «главы семей» получат на память «домики», которые строила «семья», но теперь у «домика» есть еще и «крыша». Под своей «крышей» вы всегда найдете друзей, тепло и понимание! Здесь вам всегда будут рады и всегда помогут! Чтобы каждый участник игры сохранил память о своей игровой «семье», всем вручаются сувениры с напутствием: «Какая погода будет в вашем доме — зависит от вас!». Игра закончена!

        

Название и форма КТД

 Станционная игра : «Поиск клада»

Цель

  • сплочение детского коллектива,
  • научить быстро принимать решения,
  • показать необходимость жертвовать личными интересами на благо коллектива.

Возраст участников

Младший/средний

Оборудование

Карты(маршрутные листы), медали, грамоты, мычи  и другой спорт инвентарь, сертификат за победу.

Подготовительный этап

Совместная подготовка и разработка КТД - организатор лагеря, вожатые, воспитатели, совет министров лагеря.

Организационный этап

1. В игре принимают участие два отряда, соединенные в одну команду.

2. На каждом этапе предлагаются подсказки - задания, их выполнение оценивают игротехники (вожатые).

3. Основная задача игротехника не только заслушивать ответы участников игры, но и принимать решение, если ответ неверный, то даются наводящие вопросы, так как если подсказка не будет взята – потеряется логическая связь между станциями.

4. На каждом этапе задания выполняют либо определенные представители, либо все участники игры, согласно условиям подсказки.

5. Во время выполнения задания группой игроков, остальные игроки не имеют права вмешиваться. Если задание из подсказки выполнено не верно, игроков «стражники» (вожатые) садят в «темницу» до конца игры, пока участники не вызволят их оттуда своей смекалкой на Финише (разгадывание шарад и загадок).

7. В случае подсказок, пассивности при выполнении заданий, игрок отстраняется от участи в игре и забирается так же в темницу. Дальнейшая его судьба зависит от остальных игроков (захотят ли они его оттуда вызволить).

Проведение КТД

Станции: «Поле богатырское»;«Марья Искусница»;«Ярмарка»;«Русская печь»;«Кони дивные»;«Царевна - Несмеяна»;«Лестница в небо»;«Радуга»;«Путанка»;«Сокровища сказок».

Мероприятие начинается неожиданно: при общем сборе детей, собранных для заполнения анкет одним из игротехников (вожатый, воспитатель или один из министров лагеря) запускается в воздух самолет – письмо следующего содержания:

УКАЗ

В некотором царстве-государстве «РАДУГА» день … месяца … года 2020 объявляется заколдованным днем.

В этот день запрещается:

Ходить по одному;

Думать и отвечать поодиночке;

Бегать в разные стороны;

Кричать в людных местах.

Разрешается:

Ходить по 40 человек;

Думать и делать сообща с сударями и сударынями;

Активно участвовать во всех конкурсах и играх;

Вести себя прилично.

Кто будет соблюдать все вышеперечисленные пункты, тот сможет открыть тайну пиратского клада.

А первые условия ты найдешь вместе с картой, которая спрятана в темнице. Ключ от этой темницы находится у главной Радуги лагеря.

Вместе с ключом дети находят карту (маршрутный лист) по которой им предстоит передвигаться по станциям и выполнять задания. Последняя станция у всех отрядов – общий пунк, на котором подводятся итоги.

Анализ КТД

Данное мероприятие носило не только игровой и конкурсный, но и познавательный характер. Дети получили опыт работы всем коллективом, опыт принятия коллективного решения в процессе обсуждения.

Заключительным этапом КТД «Поиск клада» стало награждение отрядов.

Название и форма КТД

 Рисовалка «Дорисуй»

Цель

  • обучение рисованию;
  • самовыражение в цвете;
  • создание общего рисунка.

Возраст участников

Младший/средний/старший

Оборудование

Бумага, ватман, краски, карандаши, ручки, кисти, фломастеры, клей.

Подготовительный этап

Формулировка задания: дорисовать предложенные картинки, после чего все рисунки будут помещены в общий коллаж

Организационный этап

Дети выбираю себе комфортное место для рисования, выбирают цвет краски, фантазируют, что будут изображать.

Проведение КТД

Перед каждым ребенком лежит лист с незаконченной картинкой, которую нужно дорисовать. После окончания рисовалки все рисунки помещаются в общий коллаж на ватмане и вывешиваются в отрядный уголок.

Анализ КТД

Каждый ребенок рассматривает коллаж со всеми рисунками и отмечает плюсом тот, который ему понравился. Автор рисунка с наибольшим количеством плюсов награждается символическим призом.

Название и форма КТД

 Написание рассказа «Отрядная сказка»

Цель

  • Развитие фантазии у детей
  • Создание веселой атмосферы

Возраст участников

средний/старший

Оборудование

Листы бумаги, ручки.

Подготовительный этап

Придумать последовательность вопросов, что бы получился полноценный рассказ.

Организационный этап

Познакомить детей с правилами.

Проведение КТД

Дети делятся на две команды. У каждой команды есть длинный лист, в который будут вписываться ответы на вопросы. Вожатый говорит вопрос, тот, у кого в руках лист записывает ответ на него и загибает, передает следующему. Вожатый снова задает вопрос и следующий ребенок записывает ответ. Это продолжается, пока не закончатся вопросы или круг не завершится. По окончанию, вожатый зачитывает две получившиеся сказки. Это финал игры, развлекательный момент.

Анализ КТД

Дети вместе с вожатым обсуждают, что им понравилось, что нет, какие изменения можно было привнести. Высказывают свое мнение к получившимся сказкам.

Название и форма КТД

 Экспромт – театр «Волк и семеро козлят на новый лад»

Цель

  • Сплочение ребят
  • Работа в коллективе
  • Развитие фантазии и способности импровизировать

Возраст участников

Младший

Оборудование

Цветная бумага, скотч, ножницы, мешки, газеты.

Подготовительный этап

Дети и вожатый обсуждают место проведения, зрителей, выбирают время.

Организационный этап

Распределение детей между детьми.(Волк, коза, козлята, петух.)  Подготовка декораций и костюмов.

Обсуждение движений для каждого героя, пробное прослушивание мюзикла.

Проведение КТД

Под мюзикл «Волк и семеро козлят на новый лад» дети импровизируют по смыслу сказки.

Анализ КТД

Дети вместе с вожатым обсужают удачно ли все прошло, кто справился со своей ролью, кто нет. Делятся впечтлениями от такой игры.

№5. ЛАГЕРНЫЕ ПЕСНИ И ЛЕГЕНДЫ

Легенды

О дружбе:

  • Дорожка.

Жили-были два соседа. Пришла зима, выпал снег.

Первый сосед ранним утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа – аккуратно утоптанная дорожка.

На следующее утро опять выпал снег. Первый сосед встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит – а у соседа уже дорожка проложена. На третий день опять снег выпал. Встал еще раньше первый сосед, вышел наводить порядок… А у соседа – дорожка уже ровная, прямая – просто загляденье!

В тот же день встретились они на улице, поговорили о том, о сем, тут первый сосед невзначай и спрашивает:

– Послушай, сосед, а когда ты успеваешь дорожку к дому протаптывать?

Второй сосед удивился сначала, а потом засмеялся:

– Да я его никогда дорожку не протаптываю – это ко мне друзья ходят!

  • Лев и мышь.

Лев спал под деревом. Вдруг Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала:

– Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.

Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать. Но все же отпустил её. Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:

– Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, – бывает и от мыши добро.

  • Дойти до рая.

По длинной, дикой, утомительной дороге шёл человек с собакой. Шёл он себе, шёл, устал, собака тоже устала. Вдруг перед ним — оазис! Прекрасные ворота, за оградой — музыка, цветы, журчание ручья, словом, отдых.

— Что это такое? — спросил путешественник у привратника.

— Это рай, ты уже умер, и теперь можешь войти и отдохнуть по-настоящему.

— А есть там вода?

— Сколько угодно: чистые фонтаны, прохладные бассейны…

— А поесть дадут?

— Все, что захочешь.

— Но со мной собака.

— Сожалею, с собаками нельзя. Ее придется оставить здесь.

И путешественник пошёл дальше.

Через некоторое время дорога привела его на ферму. У ворот тоже сидел привратник.

— Я хочу пить, — попросил путешественник.

— Заходи, во дворе есть колодец.

— А моя собака?

— Возле колодца увидишь поилку.

— А поесть?

— Могу угостить тебя ужином.

— А собаке?

— Найдется косточка.

— А что это за место?

— Это рай.

— Как так? Привратник у дворца неподалеку сказал мне, что рай — там.

— Врет он все. Там ад.

— Как же вы, в раю, это терпите?

— Это нам очень полезно. До рая доходят только те, кто не бросает своих друзей…

  • Гвозди.

Жил-был мальчик с ужасным характером. Его отец дал ему мешочек с гвоздями и велел забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день мальчик забил 37 гвоздей. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди.

Наконец наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошёл к своему отцу и сказал об этом. И отец велел ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет терпения.

Дни шли за днями, и, наконец, мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди. Отец привёл сына к ограде и сказал:

— Сын мой, ты хорошо вёл себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой.

Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана всё равно останется. Неважно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется. Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная.

Друзья — это редкие драгоценности, они приносят тебе улыбку и радость. Они готовы выслушать тебя, когда тебе это нужно, они поддерживают тебя и открывают тебе свое сердце. Старайся не ранить их.

О ценностях жизни:

  • Полная банка.

Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре.

В конце спросил студентов, полна ли банка?

Ответили: да, полна.

Тогда он открыл банку горошка и высыпал её содержимое в большую банку, немного потряс её. Горошек занял свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка?

Ответили: да, полна.

Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл.

Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка?

Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.

— А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь. Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горошек — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи.

Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок.

  • О вкусе жизни.

Однажды Учитель спросил Ученика:

- Чувствуешь ли ты вкус воздуха?

Он принюхался к лесному воздуху и назвал несколько запахов.

- Да, нюх у тебя неплохой. Но как насчет вкуса?

Ученик по-собачьи высунул несколько раз язык, но остался в недоумении.

- Хорошо, Учитель улыбнулся и, подскочив сзади, схватил его и зажал рот и нос.

Ученик понял, что сопротивление бесполезно, но через минуту инстинкт самосохранения заставил его дрыгать конечностями и извиваться. Тогда Учитель отпустил его и Ученик вдохнул полной грудью Жизнь.

- Вкус жизни,- сказал он, чуть отдышавшись.

- Верно. Этот вкус ты должен чувствовать всегда. Этот вкус есть также в воде, в еде и во многом другом. Не ешь то, в чем нет главного вкуса. Не говори с тем, кто душевно мертв. Пей из Чаши жизни с удовольствием, но не торопись, ведь можно опустошить ее раньше времени, а можно и вовсе расплескать...

  • Путешествие за счастьем.

Один человек очень хотел стать счастливым. В поисках счастья он отправился бродить по свету.

Шёл он, долго шёл… Спустя какое-то время он добрался до реки и увидел, что по берегу бродит старый и тощий конь.

— Куда путь держишь, юноша? — спросил конь.

— Иду искать свое счастье. Ты не знаешь, где оно может быть?

— Мне есть, что тебе рассказать, — ответил конь. — Я когда-то был молод… И все заботились обо мне  кормили, поили, холили и лелеяли. Я никогда не прилагал никаких усилий, не работал, ни о чем и ни о ком не думал  мне попросту до других не было никакого дела… И мне казалось тогда, что я самый счастливый на свете. А теперь я стал старым и никому не нужным, теперь до меня нет никому никакого дела. Поэтому мой совет тебе, юноша, — цени свою молодость. Только не так, как я. Не стоит ждать, чтобы кто-то за тебя что-то делал. Берись за любую задачу. Умей порадоваться чужой радости. Не бойся забот. И тогда будут возле тебя и дружба, и любовь. И счастье тогда будет с тобой всегда.

Юноша поблагодарил коня за совет и отправился дальше. Шёл он, шёл и на дороге увидел змею.

— Куда направляешься, юноша? — спросила у него змея.

— Я брожу по свету, хочу найти своё счастье.

— Послушай меня, — проговорила змея. — Я всю жизнь гордилась, что у меня есть ядовитое жало. Я думала, что меня все боятся и поэтому я всех сильнее. Но я зря так думала. На самом деле все меня ненавидят и хотят убить. И в реальности я всех боюсь и прячусь. У тебя тоже во рту есть жало — это твой язык. Следи, чтобы твои слова понапрасну не жалили других. И тогда твоя жизнь пройдёт без ненависти и страха. И тогда ты найдёшь своё счастье.

Юноша распрощался со змеёй и пошёл дальше. Долго шёл он и увидел дерево, на котором сидела красивая птица. У неё были яркие, блестящие, голубые перья.

— Юноша, куда путь держишь? — спросила птица.

— Я ищу своё счастье. Ты можешь мне помочь?

И ответила ему птица:

— Юноша, вот что я тебе скажу. Видно, что ты, уже давно в пути. Твоё лицо обветрилось и покрылось грязью, одежда превратилась в лохмотья. Ты сам на себя не похож. Люди, которых ты встречаешь на пути, от тебя отворачиваются. С таким тобой никакое счастье не захочет знаться. Вот тебе мой совет: всё в тебе должно быть красивым. И тогда всё вокруг тебя станет прекрасным. И ты увидишь своё счастье.

Юноша послушал птицу и вернулся домой. Теперь он знал, что за счастьем не надо никуда ходить. Оно находилось в нём и полностью зависело от него.

Про семью:

  • Белье с пятнами.

Глянула хозяйка в окно. Видит – новая соседка белье постирала, да развешивает сушиться. Но, видать, плохо выстирала –  на белом белье хорошо видны грязные пятна.

Кричит своему мужу:

– Иди погляди! Какая неряшливая у нас соседка. Белье стирать не умеет!

Между делом и подружкам своим рассказала, мол, какая у меня новая соседка появилась. Да вот белье стирать не умеет.

Прошло время. Снова видит хозяйка, как ее соседка белье развешивает. И снова с пятнами.

Снова пошла она судачить с подругами. А тем и самим захотелось посмотреть на это.

Пришли во двор. Смотрят на белье. Но оно – белоснежное, никаких пятен.

Тогда одна женщина и говорит:

– Прежде чем обсуждать чужое белье, пошла бы ты, да помыла свои окна. Глянь, какие они у тебя грязные.

  • Необычная семья.

В одном селе жила семья из 100 человек. В ней царила особая атмосфера мира, согласия и взаимопонимания. Никогда здесь ни ссорились, ни ругались. Этот слух дошел до правителя страны. Решил он проверить, так ли это на самом деле. Приехал владыка в село, нашел главу семьи и спросил о том, как ему удается сохранять гармонию между близкими людьми. Старик взял лист бумаги, долго на нем писал, а потом вручил его правителю. На бумаге было начертано 3 слова: "Любовь", "Терпение" и "Прощение". «И это все?» - удивился правитель. На что старик ответил: «Да! Это основа не только хорошей семьи, но и мира в целом…»

  • Быть счастливыми.

Однажды шел по дороге старый мудрый человек, разглядывал природу и любовался весенними яркими красками. Тут он увидел мужчину, который нес на плечах необъятно огромный груз. Было заметно, как у него от такой тяжести подкашиваются ноги.

– Почему ты обрекаешь себя на такой тяжкий труд и страдания? – спросил старик.

– Я страдаю для того, чтобы мои внуки и дети были счастливыми, — ответил бедолага. — Мой прадед обрекал себя на тяжкий труд ради деда, дед — ради отца, отец — ради меня, а я буду страдать ради счастья моих детей.

– А кто-то в вашей семье был счастливым? – поинтересовался мудрый собеседник.

– Пока ещё нет, но дети и внуки наверняка станут счастливыми! — мечтательно воскликнул мужчина.

– К сожалению, неграмотный не может научить читать, а крот никогда не воспитает орла! – вздохнул старый мудрый человек. – Сперва нужно научиться самому быть счастливым, только тогда ты сможешь научить детей счастью. Это и будет твой самый ценный подарок.

О сплоченности:

  • Замерзшие ученики.

Ученики ёжились, переминались с ноги на ногу, посматривали на старца. Тот безмолвствовал. Они посинели от холода, дрожали, и, наконец, когда их терпение достигло предела, старец заговорил. Он сказал:

— Вам холодно. Это потому, что вы стоите порознь. Станьте ближе, чтобы отдать друг другу своё тепло.

  • Китайская притча.

князя А Цая было двадцать сыновей. Незадолго до смерти А Цай призвал их к себе, протянул колчан со стрелами и сказал:

— Двадцать одна стрела в этом колчане. Пусть самый слабый из вас вынет одну стрелу и сломает её.

Самый слабый из сыновей вытянул из колчана стрелу и без труда сломал её.

— Теперь, — сказал князь, — пусть самый сильный из вас сломает сразу все остальные.

Как ни старался самый сильный из сыновей, но сломать сразу двадцать стрел ему не удалось.

Тогда А Цай сказал:

— Сломать одну стрелу — легко и просто. Сломать сразу двадцать стрел — не под силу даже богатырю. И потому завещаю вам жить не разлучаясь и быть всегда во всём заодно. Тогда даже самый сильный враг не сможет причинить вреда вашему княжеству.

  • Сильная снежинка.

Давайте-ка проверим, кто из нас сильнее, кто сможет эту сухую ветку сломать, — сказала одна снежинка.

Разбежалась первая снежинка и прыгнула со всей силы на ветку. Ветка даже не пошевелилась. За ней вторая. Тоже ничего. Третья. Тоже не дрогнула ветка. Падали снежинки на ветку всю ночь. Целый сугроб на ней образовался. Прогнулась ветка под тяжестью снежинок, но никак не хотела ломаться. А одна маленькая снежинка всё это время парила в воздухе и думала: «Если уж те, что побольше, не смогли ветку сломать, то куда мне?»

Но подружки звали её:

— Попробуй! Вдруг у тебя получится!

И снежинка, наконец, решилась. Она упала на ветку, и… ветка сломалась, хотя снежинка эта и не была сильнее остальных.

Лагерные песни

  1. Милая моя

Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены.

Тих и печален ручей у янтарной сосны.

Пеплом несмелым подернулись угли костра;

Вот и окончилось всё, расставаться пора!

  Припев 2р.

Милая моя, солнышко лесное!

Где, в каких краях, встретишься со мною?

Крылья сложили палатки, их кончен полет.

Крылья расправил искатель разлук – самолет.

И потихонечку пятится трап от крыла,

Вот уж действительно пропасть меж нами легла.

  Припев 2р.

Не утешайте меня, мне слова не нужны!

Мне б разыскать тот ручей у янтарной сосны.

Вдруг сквозь туман там краснеет кусочек огня!

Вдруг у огня ожидают, представьте, меня!

  1. Оркестр

Мы все знакомы очень давно

Хоть и нечасто, но все-таки случалось.

Смотрели мы в одно окно

И иногда даже получалось.

припев:

Не забывайте, что мы все вместе!

Не забывайте, что мы друзья!

Не забывайте, что мы оркестр!

Не забывай, что ты -это я!

Мы все взрослеем

Это не изменить...

Уходит детство в никуда.

У нас у всех тревоги свои,

Но мы же вместе навсегда.

припев:

Не разойтись нам никогда.

На небе встретимся мы снова.

Ведь мы же все с тобой друзья

У нас у всех одна дорога.

припев:

  1. Перевал

Просто нечего нам больше терять,

Всё нам вспомнится на страшном суде.

Эта ночь легла, как тот перевал,

За которым исполненье надежд.

Видно, прожитое прожито зря, не зря

Но не в этом, понимаешь ли, соль.

Слышишь, падают дожди октября,

Видишь, старый дом стоит средь лесов.

Мы затопим в доме печь, в доме печь,

Мы гитару позовём со стены.

Просто нечего нам больше беречь,

Ведь за нами все мосты сожжены.

Все мосты, все перекрёстки дорог,

Все прошёптанные тайны в ночи,

Каждый сделал всё, что мог, всё, что мог,

Но об этом помолчим помолчим.

А луна взойдёт оплывшей свечой,

Ставни скрипнут на ветру, на ветру.

О, как я тебя люблю горячо!

Это годы не сотрут, не сотрут.

Мы оставшихся друзей созовём,

Мы набьем картошкой старый рюкзак.

Спросят люди: “Что за шум, что за гам? ”

Мы ответим: “Просто так, просто так”.

Просто так идут дожди в октябре,

И потеряны от счастья ключи.

Это все, конечно,  мне, конечно мне,

Но об этом помолчим, помолчим.

Просто, прожитое прожито зря, не зря,

Но не в этом, понимаешь ли, соль.

  Слышишь, падают дожди октября,

Видишь, старый дом стоит средь лесов. *2р

  1. Изгиб гитары желтой

Изгиб гитары жёлтой ты обнимаешь нежно.

Струна осколком эха пронзит тугую высь.

Качнётся купол неба большой и звёздно-снежный.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

Качнётся купол неба большой и звёздно-снежный.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

Как отблеск от заката, костёр меж сосен пляшет.

Ты что ж грустишь, бродяга, ану-ка, улыбнись.

И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет:

"Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались."

И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет:

"Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались."

И всё же с болью в горле мы тех сегодня вспомним,

Чьи имена как раны на сердце запеклись.

Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

Изгиб гитары жёлтой ты обнимаешь нежно.

Струна осколком эха пронзит тугую высь.

Качнётся купол неба большой и звёздно-снежный.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

Качнётся купол неба большой и звёздно-снежный.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались...

  1. Ты да я да мы с тобой

Ты, да я, да мы с тобой,

Ты, да я, да мы с тобой,

Здорово, когда на свете есть друзья.

Если б жили все в одиночку,

То уже давно на кусочки

Развалилась бы, наверное, Земля.

Если б жили все в одиночку,

То уже давно на кусочки

Развалилась бы, наверное, Земля.

Ты, да я, да мы с тобой,

Ты, да я, да мы с тобой,

Землю обойдём, потом махнём на Марс.

Может у оранжевой речки,

Там уже грустят человечки,

Оттого, что слишком долго нету нас.

Может у оранжевой речки,

Там уже грустят человечки,

Оттого, что слишком долго нету нас.

Ты, да я, да мы с тобой,

Ты, да я, да мы с тобой,

Нас не разлучит никто и никогда.

Даже если мы расстаёмся,

Дружба всё равно остаётся,

Дружба с нами остаётся навсегда.

Даже если мы расстаёмся,

Дружба всё равно остаётся,

Дружба с нами остаётся навсегда.

  1. Алые паруса

У синего моря,

Где бушуют бураны,

Жила там девчонка,

С именем странным.

И часто бывала

Она на просторе,

В мечтах уплывала

За синее море

Припев:

Алые паруса,

Алые паруса,

Алые паруса, паруса

2.

А там за морями,

За синей чертою,

Жил парень отважный

С открытой душою.

Мечтал он о море,

О странствиях дальних,

Мечтал о походах

В дальние страны.

3.

И вот как-то ночью,

Когда все уснули,

На небе зажглись

Миллионы огней

И этой же ночью

Случилося чудо.

Тот парень с девчонкой

Влюбились друг в друга.

  1. Батарейка

И вроде всё как всегда

Всё те же чашки ложки

Всё та же в кране вода

Припев:

Оо ия иё Батарейка

Села батарейка

Оо ия иё Батарейка

3. И вроде все как всегда

Все те же кружки- ложки.

Все та же в кране вода

Всё тот же стул без ножки

И всё о том же с утра

Щебечет канарейка

Лишь у любви у нашей

Села Батарейка.

Холодный ветер с дождём

Усилился стократно

Всё говорит об одном

Что нет пути обратно

Что ты не мой Лопушок

А я не твой Андрейка

Что у любви у нашей

Села батарейка.

Припев:

Оо ия иё Батарейка

Оо ия иё Батарейка

2. Я тосковал по тебе

В минуты расставанья

Ты возвращалась ко мне

Сквозь сны и расстоянья

Но несмотря ни на что,

Пришла судьба злодейка

И у любви у нашей

Припев:

Оо ия иё Батарейка

Оо ия иё Батарейка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Вожатский отряд в школе".

Работа вожатого - одна из самых сложных и ответственных: необходимо многое знать, многое уметь, чтобы быть примером для подрастающего поколения во всем - а это не только большой труд, но и больш...

Методический комплект "Секреты вожатского мастерства"

Методическое пособие состоит из 2 частей, в ней вы узнаете о вожатском мастерстве. Что должен знать вожатый в лагере, какие права он имеет, что он обязан делать. И то чем он должен заниматься с детьми...

Вожатская копилка

Вожатская копилкаСборник сценариев мероприятий для летнего лагеря  Сборник может оказать практическую помощьстаршим вожатым, организаторам воспитательнойработы, социальным педагогам, классны...

Кейс технологии. Исследовательский кейс.

Пример исследовательского "кейса" для начальной школы...

Кейс - метод (кейс-технология)

В приложенном материале содержится информация о целесообразности применения технологии кейса во время урочной и внеурочной деятельности....

Вожатский кейс для педагога

Данный кейс поможет педагогам в летний оздоровительный период быть на высоте для своих детей. Петь с ними прекрасные песни, играть в разные подвижные игры, делать небольшие огоньки в виде рефлексии....