Публикация статьи на тему "Флексии"
статья по русскому языку (3 класс)
Публикация статьи на тему: «Флексии».
Автор: учитель-логопед Пискленова Ирина Борисовна
Речевые высказывания в русском языке строятся с помощью следующих средств:
- Флексии (флексии - это меняющиеся по форме окончания существительных, которые и являются основными средствами выражения отношений).
- Служебные слова (в русском языке сложились специальные способы для передачи, не столько коммуникации события, сколько коммуникации отношения. Существуют специальные формы предлогов, выражающие и пространственные, и временные, и причинные отношения. Этот класс служебных слов является средством огромной важности, превращающей язык в орудие мышления).
- Порядок слов (в грамматических конструкциях русского языка подлежащие стоит на первом месте, а дополнение на последнем; такой порядок слов делает конструкцию доступной для понимания).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 14.51 КБ |
statya.docx | 14.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Публикация статьи на тему: «Флексии».
Автор: учитель-логопед Пискленова Ирина Борисовна
Речевые высказывания в русском языке строятся с помощью следующих средств:
- Флексии (флексии - это меняющиеся по форме окончания существительных, которые и являются основными средствами выражения отношений).
- Служебные слова (в русском языке сложились специальные способы для передачи, не столько коммуникации события, сколько коммуникации отношения. Существуют специальные формы предлогов, выражающие и пространственные, и временные, и причинные отношения. Этот класс служебных слов является средством огромной важности, превращающей язык в орудие мышления).
- Порядок слов (в грамматических конструкциях русского языка подлежащие стоит на первом месте, а дополнение на последнем; такой порядок слов делает конструкцию доступной для понимания).
Флексии - это меняющиеся по форме окончания существительных, которые и являются основными средствами выражения отношений. Существуют две формы надежных средств, или флексий, с помощью которых могут выражаться и события, и отношения, и с помощью которых соединяются два существительных:
а) простые синтагматические падежные средства, например, «Я вижу собаку»: «Я» - в именительном падеже (подлежащее), «собаку» - винительном (дополнение); или «Дровосек рубит топором», «Снег выпал в ноябре» и так далее. Во всех этих случаях флексии винительного, творительного, предложного падежей выступают как простейшие средства грамматического управления, с помощью которых подлежащее управляет сказуемым и дополнением.
В русском языке есть целая серия дифференцированных падежей, причем каждая соответствующая им флексия отражает определенную форму отношений. Все эти формы могут отражать как коммуникацию событий, так и коммуникацию отношений. К ним принадлежит такая форма, как: «Сократ - человек», «Катя - студентка», «Алексей – машинист».
Это не два рядом расположенных слова, каждое из которых дается в именительном падеже; это не два подлежащих. В этих фразах пропущено сказуемое, в этой конструкции предполагается глагол «есть»: «Сократ есть человек».
б) форма синтагматической связи слов, которая носит семантически более сложный характер.
Например, «кусок хлеба» и «брат отца». Трудность данных конструкций в том, что в них четко выражены иерархические, парадигматические компоненты. Например, «брат отца». Эта структура отражает отношение брата к отцу, причем второе существительное, стоящее в родительном падеже («отца»), выражает не объект, а лишь качество, которое несет функцию прилагательного («отцовский» брат). Поэтому эта конструкция сложна. Два слова выражают функцию одного субъекта.
Иногда в виде вспомогательного средства начинает фигурировать перемена порядка слов; так, в народной речи никогда не говорят «брат отца», а говорят «моего отца брат».
Исторически эти сложные конструкции появились на три-четыре столетия позднее, чем более простые конструкции родительного падежа. В древних русских летописях еще нет таких форм родительного атрибутивного: как «брат отца» или «дети бояр», а есть конструкция «бояре дети», т.е., конструкция русского языка обходит описанный выше конфликт путем простого «паратактического» сближения отдельных форм.
Предварительный просмотр:
Публикация статьи на тему: «Флексии».
Автор: учитель-логопед Пискленова Ирина Борисовна
Речевые высказывания в русском языке строятся с помощью следующих средств:
- Флексии (флексии - это меняющиеся по форме окончания существительных, которые и являются основными средствами выражения отношений).
- Служебные слова (в русском языке сложились специальные способы для передачи, не столько коммуникации события, сколько коммуникации отношения. Существуют специальные формы предлогов, выражающие и пространственные, и временные, и причинные отношения. Этот класс служебных слов является средством огромной важности, превращающей язык в орудие мышления).
- Порядок слов (в грамматических конструкциях русского языка подлежащие стоит на первом месте, а дополнение на последнем; такой порядок слов делает конструкцию доступной для понимания).
Флексии - это меняющиеся по форме окончания существительных, которые и являются основными средствами выражения отношений. Существуют две формы надежных средств, или флексий, с помощью которых могут выражаться и события, и отношения, и с помощью которых соединяются два существительных:
а) простые синтагматические падежные средства, например, «Я вижу собаку»: «Я» - в именительном падеже (подлежащее), «собаку» - винительном (дополнение); или «Дровосек рубит топором», «Снег выпал в ноябре» и так далее. Во всех этих случаях флексии винительного, творительного, предложного падежей выступают как простейшие средства грамматического управления, с помощью которых подлежащее управляет сказуемым и дополнением.
В русском языке есть целая серия дифференцированных падежей, причем каждая соответствующая им флексия отражает определенную форму отношений. Все эти формы могут отражать как коммуникацию событий, так и коммуникацию отношений. К ним принадлежит такая форма, как: «Сократ - человек», «Катя - студентка», «Алексей – машинист».
Это не два рядом расположенных слова, каждое из которых дается в именительном падеже; это не два подлежащих. В этих фразах пропущено сказуемое, в этой конструкции предполагается глагол «есть»: «Сократ есть человек».
б) форма синтагматической связи слов, которая носит семантически более сложный характер.
Например, «кусок хлеба» и «брат отца». Трудность данных конструкций в том, что в них четко выражены иерархические, парадигматические компоненты. Например, «брат отца». Эта структура отражает отношение брата к отцу, причем второе существительное, стоящее в родительном падеже («отца»), выражает не объект, а лишь качество, которое несет функцию прилагательного («отцовский» брат). Поэтому эта конструкция сложна. Два слова выражают функцию одного субъекта.
Иногда в виде вспомогательного средства начинает фигурировать перемена порядка слов; так, в народной речи никогда не говорят «брат отца», а говорят «моего отца брат».
Исторически эти сложные конструкции появились на три-четыре столетия позднее, чем более простые конструкции родительного падежа. В древних русских летописях еще нет таких форм родительного атрибутивного: как «брат отца» или «дети бояр», а есть конструкция «бояре дети», т.е., конструкция русского языка обходит описанный выше конфликт путем простого «паратактического» сближения отдельных форм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публикация статьи в электронном СМИ"Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе".
Публикация статьи в электронном СМИ "Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе"....
Публикация статьи "Работа с родителя в рамках курса ОРКСЭ" в журнал "Начальная школа"
Новый нравственно-ориентированный предмет открывает перед родителями дополнительные возможности для укрепления и развития отношений с ребенком. В младшем подростковом возрасте, когда ребенок впервые п...
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...
Публикация статьи
Публикация статьи...
Публикация. Статья. Духовно-нравственное воспитание младших школьников
Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста… Евангелие от Л...
Публикация. Статья. Формирование гражданской идентичности, духовных нравственных ориентиров - приоритетная задача современного образования
Аннотация: актуальность изучения гражданской идентичности заключается в совершенствовании общества, превалировании гуманизма и демократизма. В статье представлены ключевые особенности формирования гра...