Публикация. Статья. Духовно-нравственное воспитание младших школьников
статья

Казьмина Анна Алексеевна

Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста…  Евангелие от Луки

                                                                          

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Казьмина Анна Алексеевна,

филиал МБОУ «Новолядинская СОШ» в с. Большая Липовица,

учитель начальных классов

Россия, г. Тамбов

Е-mail: tishulina.a@yandex.ru

Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста…

                Евангелие от Луки

Сегодня одной из главных задач школы является формирование у детей обще - человеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них выделяют вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим. Как известно наиболее благоприятным возрастом для усвоения нравственных основ является младший школьный возраст.

Младший школьный возраст имеет большие возможности для систематического и последовательного воспитания детей. Организуя учение, труд и игру детей, учитель получает возможность влиять на их развитие, давать ему эмоциональную направленность.

Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопление опыта нравственных взаимоотношений. На уроке ученик приучается к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать своё мнение, помогать и принимать помощь. На уроке дети вместе переживают острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. В воспитательном отношении все предметы одинаково важны. Разнообразие предметов даёт возможность каждому ребёнку проявить в учении сильную сторону своей индивидуальности.

Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Важнейшая задача, которая стоит перед профессиональным воспитателем, коим является учитель, заключается в том, чтобы формировать такие личные качества как совесть, долг, честь, достоинство. А их нужно воспитывать с рождения, воспитывать в любом обществе, при любых социально-экономических условиях.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Хочу поделиться опытом работы по духовно – нравственному воспитанию школьников сложившейся в нашей школе. В школе проводится урок «Основ религиозных культур и светской этики», а также внеурочное занятие по «Основам православной культуры». Занятия урока я строю на личностно – ориентированных технологиях: педагогике сотрудничества, создании ситуации успеха для каждого ребёнка. Особый акцент сделан на развитие и обогащение речевой культуры детей и воспитание духовно – нравственных качеств личности. Также, школа взаимодействует с храмом в честь преподобного Амвросия Оптинского в с. Большая Липовица, Тамбовский район. Дети ходят в воскресную школу, участвуют в православных праздниках, мероприятиях (инсценируют сценки, рисуют, делают поделки).

 Я считаю, что урочная, внеурочная работа в школе и в воскресных школах по формированию духовно – нравственных ценностей у молодёжи  -  это одна из самых главных задач, потому что знания учащиеся получают на уроках, а вот воспитание души может проходить только в тесном сотрудничестве и общении со своими сверстниками и духовными наставниками.  

Сколько угодно можно говорить о нравственности, милосердии, но если слова не подкреплены добрыми делами, то они останутся словами.

Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности.

В наше время перед любым учителем и классным руководителем встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому, как губка, впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни.

В связи с этим проблемы духовно-нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. В обоснование этого факта можно привести постоянно растущие цифры преступности, особенно молодёжной, а также готовность многих людей действовать в достижении материального благополучия на грани закона и беззакония. Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны. Возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических и социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием «человека» в «человеке», формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.

Об актуальности духовно- нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др. Поэтому появилась необходимость выделения духовно- нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.

Духовно-нравственное воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для «Отечества» духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.

Таким образом, современный ребёнок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем чётких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания. 

В современных условиях осуществления ведущей деятельности ребёнка усиливается конфликт между характером усвоения ребёнком знаний и ценностей в школе и вне школы, который меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведёт к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения к жизни, морального релятивизма. 

В реализации данной задачи категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно - нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Уклад школьной жизни педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребёнка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную и др. на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций народов России. 

Организация уклада школьной жизни в полной мере учитывает разноуровневый, полисубъектный, многомерно - деятельностный характер современного пространства духовно - нравственного развития и воспитания, скреплённого базовыми национальными ценностями и духовными традициями, в которых, с одной стороны, поддерживается непрерывность детства, а с другой — обеспечивается морально - нравственная, социальная, культурная полноценность перехода ребёнка из дошкольного в младший, а из него в средний школьный возраст.

 Школе как социальному субъекту — носителю педагогической культуры принадлежит ведущая роль в осуществлении духовно-нравственного развития и воспитания ребёнка. Уклад школьной жизни как уклад жизни обучающегося организуется педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии иных субъектов развития и воспитания (семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций).

Список использованных источников:

1. Артюхова И. С. Ценности и воспитание. Педагогика, 1999.

2. Кузнецова Н.И. Духовно-нравственное воспитание  [Электронный ресурс]: http://rudocs.exdat.com/docs/index-256712.html (дата обращения: 05.12.2018).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"

В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности,  развитие готовности к духовном...

Статья " Пробуждение духовно- нравственного сознания у младших школьников через внеклассные мероприятия"

В статье автор делится опытом работы по формированию духовно- нравственного сознания у младших школьников через внеклассные мероприятия....

Статья « Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».

Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....

« Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».

Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....

Статья "Формирование духовно - нравственных ценностей у младших школьников"

Формирование духовно -  нравственных ценностей у  младших школьников...