Рабочая программа «Шахматы» 4 класс
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа разработана на основе программы «Шахматы» А.А.Тимофеева для учащихся 4 класса (3-ий год обучения)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shahmaty_4_kl.docx | 37.43 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ШАХМАТЫ
______________4 класс_______________
__________------- уч.год___________
Составлена на основе примерной программы «Шахматы» А.А. Тимофеев. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2012.
Учебник: «Шахматы в школе. Третий год обучения»: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Е.А. Прудникова, Е.А. Волкова. – М.: Просвещение, 2017
Тетрадь: «Шахматы в школе. Третий год обучения. Рабочая тетрадь»: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Е.А. Прудникова, Е.А. Волкова. – М.: Просвещение, 2017
Программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 учебный час в неделю.
Ф.И.О учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу:
-----------------------------
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа» реализует спортивное направление и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.09. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 №1643);
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373»;
3. Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 28.07.2016 №1190 «Об исполнении мероприятий дорожной карты по развитию шахматного образования в образовательных организациях ХМАО-Югры»
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
5. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
7. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников от 28 декабря 2010 г № 2106.
Рабочая программа разработана на основе программы «Шахматы» А.А.Тимофеева (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2012).
Общая характеристика курса
Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Исходя из цели, вытекают следующие задачи:
- Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.
- Научить ориентироваться на шахматной доске.
- Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
- Научить правилам игры.
- Сформировать умение записывать шахматную партию.
- Сформировать умение проводить различные комбинации.
- Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
- Научить предвидеть последствия предполагаемых действий.
- Формировать универсальные способы мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).
Объем программы: программа рассчитана на четыре года обучения. На реализацию курса отводится 1 час в неделю (34 часа в год).
Основные формы и средства обучения:
- Практическая игра.
- Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
- Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
- Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
- Участие в турнирах и соревнованиях.
Ценностные ориентиры содержания курса
Шахматы способствуют улучшению вниманию школьника, а это одна из главных задач, стоящих перед учителями начальной школы. Шахматы учат ребенка предупреждать и контролировать угрозы противника. В данном случае развитию внимания способствует мотивация, возникающая у школьника в процессе интеллектуального единоборства.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
Личностные результаты освоения программы курса.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса.
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения программы курса.
- Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой;
- Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
- Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
- Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Содержание программы
4 класс (3-ий год обучения)
Повторение (3 ч)
Способы защиты от нападения. Матование одинокого короля.
Простейшие пешечные и ладейные эндшпили.
Тактика в шахматах и определение комбинации (29 ч)
Тактические приемы и комбинации.
Вариант, форсированный вариант, жертва.
Двойной удар, связка, открытое нападение, слабость последней горизонтали.
Устранение защиты, отвлечение, завлечение, блокировка, освобождение пространства, перекрытие, «мельница», «рентген», перегрузка, разрушение пешечного прикрытия короля – основные идеи комбинаций.
Комбинации на сочетание идей.
Практическая игра (2ч)
К концу изучения 3 модуля учащиеся должны знать:
— основные идеи комбинаций различных типов;
уметь:
— осуществлять простейшие комбинации;
— определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения программы курса.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения программы курса.
Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры. Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;
Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс (3-ий год обучения)
№ п/п | Дата занятия | Тема занятия | Форма занятия | Форма контроля | |
по плану | по факту | ||||
Повторение (3 часа) | |||||
1 | 06.09 | Способы защиты от нападения. | беседа | наблюдение | |
2 | 13.09 | Матование одинокого короля. Игровая практика | практическое занятие | текущий | |
3 | 20.09 | Простейшие пешечные и ладейные эндшпили. | практическое занятие | индивидуальный | |
Тактика в шахматах и определение комбинации (29 часов) | |||||
4-5 | 27.09 04.10 | Тактические приёмы и комбинации. | практическое | наблюдение | |
6 | 11.10 | Вариант. | Парная работа | взаимоконтроль | |
7 | 18.10 | Форсированный вариант. | Парная работа | взаимоконтроль | |
8 | 25.10 | Жертва. | Парная работа | взаимоконтроль | |
9-10 | 08.11 15.11 | Двойной удар. | Парная работа | взаимоконтроль | |
11-12 | 22.11 29.11 | Связка. | Беседа. Практическая работа | наблюдение | |
13-14 | 06.12 13.12 | Открытое нападение. | Беседа. Практич. работа | наблюдение | |
15 | 20.12 | Слабость последней горизонтали. | Беседа. Практич. работа | наблюдение | |
16-17 | 27.12 17.01 | Устранение защиты. | Беседа. Практич. работа | наблюдение | |
18 | 24.01 | Отвлечение. | Беседа. Практич. работа | наблюдение | |
19 | 31.01 | Завлечение. | Беседа. Практич. работа | наблюдение | |
20 | 07.02 | Блокировка. | Беседа. Практич. работа | наблюдение | |
21 | 14.02 | Освобождение пространства. | игра | соревнование | |
22 | 21.02 | Перекрытие. | Парная работа | взаимоконтроль | |
23-24 | 28.02 07.03 | «Мельница». | Парная работа | взаимоконтроль | |
25-26 | 14.03 21.03 | «Рентген». | Парная работа | взаимоконтроль | |
27 | 04.04 | Перегрузка. | беседа | наблюдение | |
28-29 | 11.04 18.04 | Разрушение пешечного прикрытия короля. | Групповая работа | взаимоконтроль | |
30-31 | 25.04 02.05 | Основные идеи комбинаций. | игра | взаимоконтроль | |
32 | 16.05 | Комбинации на сочетание идей. | беседа | наблюдение | |
Практическая игра (2часа) | |||||
33 | 23.05 | Дебютные ловушки. | игра | ||
34 | 30.05 | Итоговый урок. Шахматный турнир | игра | соревнование |
Материально-техническое обеспечение
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.
- Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
- Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
- Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
- Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
- Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
- Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
- Сборник дидактического материала к поурочному планированию занятий по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы-составители: педагоги д/о Зайкин В.В., Зайкина В.Л. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 57сАвербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. М., ФиС, 1972 г.
- Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. М., Сов. Россия, 1970 г.
- Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. М., ФиС, 1999 г.
- Бронштейн Д., Самоучитель шахматной игры. ФиС, 1982.
- Журавлев Н. Шаг за шагом. М., ФиС, 1986 .
- Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. М., ФиС, 1983.
- Костьев А. Уроки шахмат. М., ФиС, 1984.
- Костьев А., Учителю о шахматах. М., Просвещение. 1999 .
Технические средства обучения
- Магнитная доска.
- Мультимедийная установка.
- Компьютер.
- Интерактивная доска.
- Документ-камера.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
- Шахматные фигуры
- Шахматы (настольные)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ."Шахматы"
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Шахматы - школе» для 2 класса (первый год обучения)...
Рабочая программа "Шахматы"
Программа предназначена для внеурочной деятельности с учащимися 1-4 классов....
Рабочая программа " Шахматы " 1 класс
Данная рабочая программа носит образовательно-развивающий характер, направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей обучающихся. . Программа разработана для начального этапа обучен...
Рабочая программа "Шахматы" 1-4 класс в соответствии ФГОС.
Программа «Шахматы» предназначена для обучающихся 1-4-х классов начальной школы и составлена на основе программы «Шахматы - школе» под редакцией И.Г.Сухина, в соотв...
Рабочая программа «Шахматы» 1-4 класс
Модифицированная программа «Шахматы» предназначена для обучающихся 1-4-х классов начальной школы и составлена на основе программы «Шахматы - школе» под редакцией И.Г.Сухи...
Рабочая программа Шахматы 1-4 класс
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, на...
Рабочая программа Шахматы-школе 1-4 класс
Рабочая программа Шахматы-школе 1-4 класс...