Профориентационная работа в начальной школе
проект
Педагогический проект: "Профориентационная работа в школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.docx | 37.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийская олимпиада учителей начальной школы
«Мой первый учитель»
Педагогический проект
«Профориентационная работа
в начальной школе»
Автор: Федотова Татьяна Дмитриевна
учитель начальных классов
МКОУ «СОШ №6»
г. Кирова Калужской области
2018
Группа ученых под руководством С.Н. Чистяковой определяет профориентацию как специально организованную помощь молодежи в процессе ее профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение трактуется как «Я» - концепция индивида, отражающая его понимание, переживания, намерения и действия в процессе выбора профессии.
С этих позиций профориентация предполагает единство трех компонентов:
1) получение обучающимися необходимых для профессионального самоопределения знаний о себе самом (формирование адекватного образа – «Я»);
2) информация о мире профессионального труда;
3) получение обучающимися необходимых навыков, помогающих соотносить знания о себе и знания о профессиональной деятельности.
Актуальность данного проекта заключается в том, что подготовка школьников к осознанному выбору своей профессиональной деятельности является важнейшей задачей школьного обучения и воспитания. Правильно выбранная профессия – это залог счастливой жизни и плодотворной работы. Очень часто выпускники школ не могут определиться с выбором профессии, часты случаи, когда студенты понимают, что выбранная деятельность им не подходит. Поэтому работу по профориентации нужно начинать с начальной школы. Хотя ознакомление с миром профессий начинается ещё в дошкольном возрасте и осуществляется через эмоциональное отношение к окружающим, к профессиональной деятельности родителей. С приходом ребенка в школу расширяется возможность познания мира профессиональной деятельности и формирования ценностного отношения к труду.
Профориентационная работа в начальной школе имеет пропедевтический характер. Целью которой, является: формирование у младших школьников любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессии родителей и ближайшего производственного окружения, нравственных установок выбора профессии, интереса к наиболее распространенным профессиям, основанного на практической вовлеченности учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, трудовой деятельности.
Основной задачей учителя начальных классов, осуществляющего профориентационную работу, является использование всех возможностей воспитательно-образовательного процесса, чтобы максимально приблизить ребенка к профессиональной деятельности, учитывая при этом возрастные особенности.
Тип проекта: практико – ориентированный.
Цель проекта: формирование у младших школьников знаний о мире профессий, роли их в жизни человека, развитие интереса к профессиям, посредством включения их в практическую деятельность и самоопределение этой деятельности.
Задачи:
- расширить кругозор обучающихся о мире профессий, о роли той или иной профессии в жизни человека;
- рассмотреть сущность определения профессиональной ориентации, профессионального самоопределения обучающихся;
- развивать интеллектуальную и эмоционально-волевую сферу;
- систематизировать основные методы и формы формирования профессиональной направленности;
- обобщить накопленный опыт.
Место реализации: МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №6».
Целевая группа: обучающиеся 1-4 классов ( один класс- 25 человек).
Срок реализации: 4 года.
Партнёры проекта: педагоги, родители, библиотекари, представители предприятий города.
Степень реализации проекта на момент подачи: выполнение проекта.
Методы:
- информационно-справочные и просветительские методы:
- профессиограммы (краткие описания профессий);
- компьютерные информационно-справочные системы, глобальная информационная сеть «Интернет»;
- встречи школьников с представителями разных профессий;
- просмотр мультипликационных фильмов о профессиях;
- экскурсии на предприятия города.
- методы профессионального воспитания:
- методы формирования у школьников необходимых понятий, суждений, убеждений, оценок (рассказ, беседа, игры, показ наглядных пособий, самостоятельное чтение и др.);
- методы организации познавательной и практической деятельности школьников посредством профессиональных мини -проб (поручения, задания, упражнения, создание специальных ситуаций);
Средства контроля: рисунок, сочинение, опросник.
Этапы проекта, их содержание и планируемые результаты.
I. Подготовительный этап.
1 класс (август – сентябрь 2015-2016 уч. год)
Цель: сбор, анализ, структурирование информации и моделирование системы профориентационной работы в начальной школе.
Содержание:
- Написание воспитательной системы с учётом профориентационной работы.
- Выделение в программном материале тем, в изложение которых целесообразно включить профориентационный материал.
- Составление программ внеурочной деятельности, включающих работу по профориентации.
- Определение методов и форм подачи профориентационного материала (беседа, классный час, деловая игра, экскурсия на производство и др)
Прогнозируемый результат:
- создание комфортной обстановки для реализации данного проекта;
- утверждение воспитательной системы класса, рабочих учебных программ и программ внеурочной деятельности;
II. Основной этап.
1 -4 класс (2015 – 2019) учебный год.
Цель: организация профориентационной работы в рамках образовательной деятельности.
Содержание:
- Создание условий для обучающихся для ознакомления с миром профессий и важности каждой профессии в жизни человека.
- Реализация воспитательной системы в соответствии с планом воспитательной работы.
- Реализация учебных программ (предметов начальных классов) с включением профориентационного материала.
- Реализация программ внеурочной деятельности, направленных на формирование у школьников интересов к профессиональной деятельности.
- Выполнение проектов урочной и внеурочной деятельности, связанные с изучением и самоопределением профессиональной деятельности.
- Внедрение новых форм профориентационной работы.
- Формирование профориентационной среды и социального партнерства.
Прогнозируемый результат:
- первичное приобретение младшими школьниками теоретических знаний о мире профессий;
-ценностное отношение к труду и творчеству, к важности всех профессий в жизни человека;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- первичное самоопределение ученика;
- социально-личностное развитие обучающихся, раскрытие и развитие индивидуальных особенностей обучающихся, развитие познавательного интереса, творческих способностей и личной ответственности обучающихся;
- эффективное взаимодействие с организациями дополнительного образования;
- отбор эффективных форм профориентационной работы с обучающимися и родителями.
III. Заключительный этап
4 класс (май-июнь 2019г.)
Цель: анализ эффективности проведенной работы по формированию у младших школьников знаний о мире профессий, роли их в жизни человека, развития интереса к профессиям, посредством включения их в практическую деятельность и самоопределение этой деятельности.
Содержание:
1. Итоговая диагностика (опросник) показателей личностного и профессионального самоопределения обучающихся.
2. Анализ, оценка эффективности созданной информационно-образовательной профориентационной среды и системы деятельности.
3.Обобщение опыта.
Прогнозируемый результат:
- описание системы профориентационной работы в начальной школе;
- освещение материалов деятельности с целью распространения опыта.
Перспективы работы по данной теме позволят:
– содействовать развитию у школьников отношение к себе, как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;
– подготовить обучающихся к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессии .
Используемая литература:
1.БезвенюкН. Н. Профориентационная работа в начальной школе.// Управление начальной школой.- 2009.-№10.- с.57-63
2. ДробахаО.В. Профориентационная работа в начальной школе. Классный час «о профессиях важных и разных». //Справочник классного руководителя.- 2007.-№11.- с. 26-31
3. Иванова А. М. Организация работы над профориентационным проектом// Школа и производство.- 2011.- №6. – с.10-12.
5. Зулунова Г. В. Профориентационная работа в школе/ /Начальная школа.- 2011.- №5.- с. 31-35.
Систему профориентационной работы в начальной школе можно представить в следующей форме:
Профориентационная работа в рамках урочной деятельности.
Эта работа осуществляется на всех предметах начальной школы.
А). При обучении грамоте, знакомясь со звуками и буквами, называем профессии на данную букву, отгадываем загадки, знакомимся с пословицами о труде. Продолжая работу по русскому языку и литературному чтению, на этапе чистописания прописываем букву и профессии, пословицы и поговорки. В словарной работе объясняем вид деятельности данной профессии (пилот, капитан…). На уроках литературного чтения ведём анализ произведений, поведения героев, отношения их к труду. Например, Н. Носов «Горка» и др. Знакомимся с профессией библиотекаря, организовываем встречи детей с людьми данной профессии на протяжении всей начальной школы.
Б). На уроках математики знакомство с профессиями проходит во время решения текстовых задач (задачи на движения, на нахождение массы и др.). Учащимся очень нравятся ролевые игры: «Продавец-покупатель» при изучении таблицы умножения.
В) На уроках технологии уже заложен в содержание программы материал профориентационной направленности. Также на этом предмете закладывается отношение к труду, старательности, самоопределение к той или иной деятельности.
Г) На уроках окружающего мира выделяю ряд уроков, содержание которых дополняю материалом профориентационной направленности.
1 класс | Когда появилась одежда. Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? Зачем строят самолёты? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»? | Первичное знакомство с профессиями. Выполнение рисунков, просмотр мультипликационных фильмов серии «Все профессии важны». |
2 класс | Как построить дом? | Профессии строителей. |
Все профессии важны. | Профессии людей, занятых на производстве. Труд учителя, писателя, учёного, артиста и других деятелей искусства. | |
Строение тела человека. | Встреча с медицинскими работниками. | |
Пожар. | Экскурсия в пожарную часть. | |
Опасные незнакомцы | Приглашение на урок сотрудника ПДН | |
Мы зрители и пассажиры. | Чтение стихотворений. Ролевые игры «В театре», «В автобусе». | |
3 класс | Проект «Школа кулинаров» | Учащиеся учатся готовить вместе с родителями, заводят кулинарную книгу, наиболее понравившееся блюдо представляют на общеклассный конкурс. |
«Умей предупреждать болезни». | Приглашение на урок медицинской сестры. Мини- пробы: обработка ран, накладывание повязок. | |
Здоровый образ жизни. | Встреча с доктором. Беседа, мини-пробы: определение давления и др. | |
Дорожные знаки. | Ролевая игра «На дороге». | |
Проект «Кто нас защищает» | Учащиеся собирают сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС, оформляют собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д. | |
Природные богатства и труд людей- основа экономики. | Роль труда людей в экономике. | |
Полезные ископаемые | Как и кто добывают полезные ископаемые. | |
Растениеводство. | Дополнительные сообщения о профессиях растениеводов. Мини-проекты. | |
Животноводство. | Дополнительные сообщения о профессиях животноводов. Мини- проекты. | |
Раздел «Путешествие по городам и странам» | Ролевые игры «Экскурсовод» | |
4 класс | Раздел «Земля и человечество» | Раскрытие профессий и вид деятельности профессий: астронома, географа, историка, эколога. |
Растениеводство в нашем крае. | Расширение знаний о профессиональной деятельности профессии сельского хозяйства. Потребности этих профессий на рынке труда в нашей местности. Приглашение представителей данных профессий на уроки. | |
Животноводство в Калужской области и Кировском районе. |
Профориентационная работа в рамках внеурочной проектно- исследовательской деятельности программы «Всё узнаю, всё смогу».
Класс | Название проекта | Результат |
1 класс | Коллективный проект «Азбука профессий» | 1 этап проекта. Каждый ученик с помощью толкового словаря искал профессии на определённые буквы, затем всю собранную информацию проанализировали и составили словарь профессий.
Распределив между собой буквы и выбранную на эту букву профессию, учащиеся творчески оформляли страницу книги. Итог: книга «Азбука профессий» |
2 класс | «Транспорт». | Каждый учащийся выбирает свою подтему и изучает материал по своей теме. Это могут быть: «Водный транспорт», «Специальный транспорт» и т.д. Также «Театральные куклы», «Мягкие игрушки»… В процессе выполнения данной работы знакомятся с профессиями: водитель, пилот, капитан, закройщик, швея, портной и другие. |
«Куклы». | ||
Коллективный проект «Профессии родителей» | Итог «Книжка – раскладушка». Встреча с родителями, рассказ родителей о своей профессии. | |
«Я б в пожарные пошёл, пусть меня научат» | Захаркин Максим представлял на школьной научно – практической конференции (1 место) | |
3 класс | Семейный проект «Школа кулинаров» | Кулинарные книги, готовые блюда, которыми угощали друг друга на Рождественских посиделках. |
«А может стать художником?» | Шеломытова Александра (1 место на школьной научно – практической конференции) | |
«Вкусная профессия» | Кошелева Юлия (1 место на школьной научно – практической конференции) | |
3-4 класс | «Профессии нашего города» | Представление видеороликов: интервью с разными представителями организаций. Продукт этого проекта – мини-проба выбранной деятельности. |
Профориентационная работа в рамках воспитательной работы
Название мероприятий | Форма работы |
1 класс | |
О бережном отношении к школьному имуществу | Беседа |
«Сколько стоит бесплатно?» | Беседа |
«Все профессии важны, все профессии нужны!» | Кл. час |
Путешествие колобка | Занятие – презентация |
«Подарок лесной красавице» | Творческая мастерская |
«Город, в котором я живу» | Трудовой десант |
Экскурсия на предприятие города «Кировский хлеб комбинат». | Составление презентации «Профессии Кировского хлеб комбината» |
«Сто дорог, одна-твоя» | Открытое мероприятие |
2 класс | |
«Природа и фантазия» | Изготовление поделок из природного материала |
«Кто в тереме живёт?» | Кл. час |
«Муха – цокотуха» | Инсценирование музыкальной сказки |
Творческая мастерская Деда Мороза | Изготовление новогодних игрушек |
«История одежды» | Звёздный час |
«Чтобы тебя не назвали неряхой» | Беседа |
Сбор макулатуры | |
«Родной город» | Трудовой десант |
Экскурсия на предприятие города «Кировская керамика». | Выпуск коллективной брошюры «Профессии завода «Кировская керамика» |
3 класс | |
Ученье – свет, а неученье – тьма | Кл. час |
Как стать прилежным и старательным | Кл. час |
Творческая мастерская Деда Мороза | Изготовление новогодних игрушек |
Оригами, квиллинг, вышивание, конструирование из бросового материала… | Внеклассные занятия |
Праздник ложкарей | Фольклорная программа |
Сбор макулатуры | |
«Родной город» | Трудовой десант |
4 класс | |
Качества личности | Кл. час |
«Школа фермеров в Простоквашино» | Конкурсно – игровая программа |
Оригами, квиллинг, вышивание, конструирование из бросового материала… | Внеклассные занятия |
Творческая мастерская Деда Мороза | Изготовление новогодних игрушек |
«В мире профессий» | Открытое итоговое мероприятие |
«Для чего руки нужны» | Кл. час |
«Кто во что горазд» | Игровая программа |
Сбор макулатуры | |
«Родной город» | Трудовой десант |
А также посещение детьми занятий дополнительного образования:
Хореография- 14 человек, 56%, гимнастика – 8 человек, 32%,плавание – 12 человек, 48%
декоративно – прикладное искусство – 18 человек, 72%, изобразительное искусство – 5 человек, 20 %
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система профориентационной работы в начальной школе с использованием возможностей внеурочной деятельности
Из опыта работы...
Система профориентационной работы в начальной школе.
Система профориентационной работы в начальной школе....
Организация профориентационной работы в начальной школе
Возможности реализации профориентационной работы на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности...
Методическое представление Мультимедийной презентации «Мир профессий» для организации профориентационной работы учащихся начальной школы
Мультимедийная презентация "Мир профессий" для профориентационной работы обучающихся начального звена...
Профориентационная работа в начальной школе.
Профориентационная работа в школе предусмотрена учебной программой и включает четыре этапа: 1 этап – начальная школа. 2 этап – 5-7 классы и 8-9 классы. 3 этап – -10-11 классы Целью профориент...
Профориентационная работа в начальной школе
Работа по профессиональной ориентации в начальной школе является пропедевтической, т.е. предваряющей профориентацию в основной школе.Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не ...
Профориентационная работа в начальной школе
В начальной школе ребятам часто задают вопрос «Кем хочешь стать?», это жизненно важный вопрос для каждого не только ребенка, но и человека. Ответ на этот вопрос часто оказывает влияние на ...