Профориентационная работа в начальной школе
проект

Федотова Татьяна Дмитриевна

Педагогический проект: "Профориентационная работа в школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx37.66 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада учителей начальной школы

«Мой первый учитель»

Педагогический проект

«Профориентационная работа

в начальной школе»

                                                     Автор: Федотова Татьяна Дмитриевна

                                                       учитель начальных классов

                                          МКОУ «СОШ №6»

                                                           г. Кирова Калужской области

                                            2018

Группа ученых под руководством С.Н. Чистяковой определяет профориентацию как специально организованную помощь молодежи в процессе ее профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение трактуется как «Я» - концепция индивида, отражающая его понимание, переживания, намерения и действия в процессе выбора профессии.

С этих позиций профориентация предполагает единство трех компонентов:

1) получение обучающимися необходимых для профессионального самоопределения знаний о себе самом (формирование адекватного образа – «Я»);

2) информация о мире профессионального труда;

3) получение обучающимися необходимых навыков, помогающих соотносить знания о себе и знания о профессиональной деятельности.

Актуальность данного проекта заключается в том, что подготовка школьников к осознанному выбору своей профессиональной деятельности является важнейшей  задачей  школьного обучения и воспитания. Правильно выбранная профессия – это залог счастливой жизни и плодотворной работы. Очень часто выпускники школ не могут определиться с выбором профессии, часты случаи, когда студенты понимают, что выбранная деятельность им не подходит.  Поэтому работу по профориентации нужно начинать с начальной школы. Хотя ознакомление с миром профессий начинается ещё в дошкольном возрасте и осуществляется через  эмоциональное  отношение к окружающим, к профессиональной деятельности родителей. С приходом ребенка в школу расширяется возможность познания мира профессиональной деятельности и формирования ценностного отношения к труду.

      Профориентационная работа в начальной школе имеет пропедевтический характер. Целью которой, является: формирование у младших школьников любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессии родителей и ближайшего производственного окружения, нравственных установок выбора профессии, интереса к наиболее распространенным профессиям, основанного на практической вовлеченности учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, трудовой деятельности.

Основной задачей учителя начальных классов, осуществляющего профориентационную работу, является использование всех возможностей воспитательно-образовательного процесса, чтобы максимально приблизить ребенка к профессиональной деятельности, учитывая при этом возрастные особенности.

Тип проекта: практико – ориентированный.

Цель проекта:  формирование у младших школьников знаний о мире профессий, роли их в жизни человека, развитие интереса к профессиям, посредством включения их в практическую деятельность и самоопределение этой деятельности.

Задачи:

- расширить кругозор обучающихся о мире профессий, о роли той или иной профессии в жизни человека;

- рассмотреть  сущность определения профессиональной ориентации, профессионального самоопределения обучающихся;

- развивать интеллектуальную и эмоционально-волевую сферу;

- систематизировать  основные методы и формы формирования профессиональной направленности;

- обобщить накопленный опыт.

Место реализации: МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №6».

Целевая группа: обучающиеся 1-4 классов ( один класс- 25 человек).

Срок реализации: 4 года.

Партнёры проекта: педагоги, родители, библиотекари, представители предприятий города.

Степень реализации проекта на момент подачи: выполнение проекта.

Методы:

- информационно-справочные и просветительские методы:

  • профессиограммы (краткие описания профессий);
  • компьютерные информационно-справочные системы, глобальная информационная сеть «Интернет»;
  • встречи школьников с представителями разных профессий;
  • просмотр мультипликационных фильмов о профессиях;
  • экскурсии на предприятия города.

- методы профессионального воспитания:

  • методы формирования у школьников необходимых понятий, суждений, убеждений, оценок (рассказ, беседа, игры, показ наглядных пособий,  самостоятельное чтение и др.);
  • методы организации познавательной и практической деятельности школьников  посредством профессиональных мини -проб (поручения, задания, упражнения, создание специальных ситуаций);

Средства контроля: рисунок, сочинение, опросник.

Этапы проекта, их содержание и планируемые результаты.

I. Подготовительный этап.

1 класс (август – сентябрь 2015-2016 уч. год)

Цель: сбор, анализ, структурирование информации и моделирование системы профориентационной работы в начальной школе.

Содержание:

  1. Написание воспитательной системы с учётом профориентационной работы.
  2. Выделение в программном материале тем, в изложение которых целесообразно включить профориентационный материал.
  3. Составление программ внеурочной деятельности, включающих работу по профориентации.
  4. Определение методов и форм подачи профориентационного материала (беседа, классный час, деловая игра, экскурсия на производство и др)

Прогнозируемый результат:

- создание комфортной обстановки для реализации данного проекта;

- утверждение воспитательной системы класса, рабочих учебных программ и программ внеурочной деятельности;

II. Основной этап.

1 -4 класс (2015 – 2019) учебный год.

Цель: организация профориентационной работы в рамках образовательной деятельности.

Содержание:

  1. Создание условий для обучающихся для ознакомления с миром профессий и важности каждой профессии в жизни человека.
  2. Реализация воспитательной системы в соответствии с планом воспитательной работы.
  3. Реализация учебных программ (предметов начальных классов) с включением профориентационного материала.
  4.  Реализация программ внеурочной деятельности, направленных на формирование у школьников интересов к профессиональной деятельности.
  5. Выполнение проектов урочной и внеурочной деятельности, связанные с изучением и самоопределением профессиональной деятельности.
  6. Внедрение новых форм профориентационной работы.
  7. Формирование профориентационной среды и социального партнерства.

Прогнозируемый результат:

- первичное приобретение младшими школьниками теоретических знаний о мире профессий;

-ценностное отношение к труду и творчеству, к важности всех профессий в жизни человека;

- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

- первичное самоопределение ученика;

- социально-личностное развитие обучающихся, раскрытие и развитие индивидуальных особенностей обучающихся, развитие познавательного интереса, творческих способностей и личной ответственности обучающихся;

- эффективное взаимодействие с организациями дополнительного образования;

- отбор эффективных форм профориентационной работы с обучающимися и родителями.

III. Заключительный этап

4 класс (май-июнь 2019г.)

Цель: анализ  эффективности проведенной работы  по  формированию у младших школьников знаний о мире профессий, роли их в жизни человека, развития интереса к профессиям, посредством включения их в практическую деятельность и самоопределение этой деятельности.

Содержание:

1. Итоговая диагностика (опросник) показателей личностного и профессионального самоопределения обучающихся.

2. Анализ, оценка эффективности созданной информационно-образовательной профориентационной среды и системы деятельности.

3.Обобщение опыта.

Прогнозируемый результат:

- описание  системы профориентационной работы в начальной школе;

- освещение материалов деятельности с целью распространения опыта.

Перспективы работы по данной теме позволят:

– содействовать развитию у школьников отношение к себе,  как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда; 
– подготовить обучающихся к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессии .

Используемая литература:
1.БезвенюкН. Н. Профориентационная работа в начальной школе.// Управление начальной школой.- 2009.-№10.- с.57-63

2. ДробахаО.В. Профориентационная работа в начальной школе. Классный час «о профессиях важных и разных». //Справочник классного  руководителя.- 2007.-№11.- с. 26-31
3.  
Иванова А. М.  Организация работы над профориентационным проектом// Школа и производство.- 2011.- №6. – с.10-12.
5. 
Зулунова Г. В. Профориентационная работа в школе/ /Начальная школа.- 2011.- №5.- с. 31-35.

Систему профориентационной работы в начальной школе можно представить в следующей форме:

Профориентационная работа в рамках  урочной деятельности.

Эта работа осуществляется на всех предметах начальной школы.

А). При обучении грамоте, знакомясь со звуками и буквами, называем профессии на данную букву, отгадываем загадки, знакомимся с пословицами о труде. Продолжая работу по русскому языку и литературному чтению, на этапе чистописания прописываем букву и профессии, пословицы и поговорки. В словарной работе объясняем вид деятельности данной профессии (пилот, капитан…). На уроках литературного чтения ведём анализ произведений, поведения героев, отношения их к труду. Например, Н. Носов «Горка» и др. Знакомимся с профессией библиотекаря, организовываем встречи детей с людьми данной профессии на протяжении всей начальной школы.

Б). На уроках математики знакомство с профессиями проходит во время решения текстовых задач (задачи на движения, на нахождение массы и др.). Учащимся очень нравятся ролевые игры: «Продавец-покупатель» при изучении таблицы умножения.

В) На уроках технологии уже заложен в содержание программы материал профориентационной направленности. Также на этом предмете закладывается отношение к труду, старательности, самоопределение к той или иной деятельности.

Г) На уроках окружающего мира выделяю ряд уроков, содержание которых дополняю материалом профориентационной направленности.

1 класс

Когда появилась одежда.

Зачем нужны автомобили?

Зачем нужны поезда?

Зачем строят корабли?

Зачем строят самолёты?

Зачем люди осваивают космос?

Почему мы часто слышим слово «экология»?

Первичное знакомство с профессиями. Выполнение рисунков, просмотр мультипликационных фильмов серии «Все профессии важны».

2 класс

Как построить дом?

Профессии строителей.

Все профессии важны.

Профессии людей, занятых на производстве. Труд учителя, писателя, учёного, артиста и других деятелей искусства.

Строение тела человека.

Встреча с медицинскими работниками.

Пожар.

Экскурсия в пожарную часть.

Опасные незнакомцы

Приглашение на урок сотрудника ПДН

Мы зрители и пассажиры.

Чтение стихотворений. Ролевые игры «В театре», «В автобусе».

3 класс

Проект «Школа кулинаров»

Учащиеся учатся готовить вместе с родителями, заводят кулинарную книгу, наиболее понравившееся блюдо представляют на общеклассный конкурс.

«Умей предупреждать болезни».

Приглашение на урок  медицинской сестры. Мини- пробы: обработка ран, накладывание повязок.

Здоровый образ жизни.

Встреча с доктором. Беседа, мини-пробы: определение давления и др.

Дорожные знаки.

Ролевая игра «На дороге».

Проект «Кто нас защищает»

Учащиеся собирают сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС, оформляют собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д.

Природные богатства и труд людей- основа экономики.

Роль труда людей в экономике.

Полезные ископаемые

Как и кто добывают полезные ископаемые.

Растениеводство.

Дополнительные сообщения о  профессиях растениеводов. Мини-проекты.

Животноводство.

Дополнительные сообщения о  профессиях животноводов. Мини- проекты.

Раздел «Путешествие по городам и странам»

Ролевые игры «Экскурсовод»

4 класс

Раздел «Земля и человечество»

Раскрытие профессий и вид деятельности профессий: астронома, географа, историка, эколога.

Растениеводство в нашем крае.

Расширение знаний о профессиональной деятельности профессии сельского хозяйства. Потребности этих профессий на рынке труда в нашей местности. Приглашение представителей данных профессий на уроки.

Животноводство в Калужской области   и Кировском районе.

Профориентационная работа в рамках  внеурочной проектно- исследовательской деятельности программы «Всё узнаю, всё смогу».

Класс

Название проекта

Результат

1 класс

Коллективный проект «Азбука профессий»

1 этап проекта.

Каждый ученик с помощью толкового словаря искал профессии на определённые буквы, затем всю собранную информацию проанализировали и составили словарь профессий.

  1. этап проекта.

Распределив между собой буквы и выбранную на эту букву профессию, учащиеся творчески оформляли страницу книги.

Итог: книга «Азбука профессий»

2 класс

«Транспорт».

Каждый учащийся выбирает свою подтему и изучает материал по своей теме. Это могут быть: «Водный транспорт», «Специальный транспорт» и т.д.

Также «Театральные куклы», «Мягкие игрушки»…

В процессе выполнения данной работы знакомятся с профессиями: водитель, пилот, капитан, закройщик, швея, портной и другие.

«Куклы».

Коллективный проект «Профессии родителей»

Итог «Книжка – раскладушка».

Встреча с родителями, рассказ родителей о своей профессии.

«Я б в пожарные пошёл, пусть меня научат»

Захаркин Максим представлял на школьной научно – практической конференции (1 место)

3 класс

Семейный проект «Школа кулинаров»

Кулинарные книги, готовые блюда, которыми угощали друг друга на Рождественских посиделках.

«А может стать художником?»

Шеломытова Александра (1 место на школьной научно – практической конференции)

«Вкусная профессия»

Кошелева Юлия (1 место на школьной научно – практической конференции)

3-4 класс

 «Профессии нашего города»

Представление видеороликов: интервью с разными представителями  организаций. Продукт этого проекта – мини-проба выбранной деятельности.

Профориентационная работа в рамках воспитательной работы

Название мероприятий

Форма работы

1 класс

О бережном отношении к школьному имуществу        

Беседа

«Сколько стоит бесплатно?»

Беседа

«Все профессии важны, все профессии нужны!»

Кл. час

Путешествие колобка

Занятие – презентация

«Подарок лесной красавице»

Творческая мастерская

«Город, в котором я живу»

Трудовой десант

Экскурсия на предприятие города «Кировский хлеб комбинат».

Составление презентации «Профессии Кировского хлеб комбината»

«Сто дорог, одна-твоя»

Открытое мероприятие

2 класс

«Природа и фантазия»

Изготовление поделок из природного материала

«Кто в тереме живёт?»

Кл. час

«Муха – цокотуха»

Инсценирование  музыкальной сказки

Творческая мастерская Деда Мороза

Изготовление новогодних игрушек

«История одежды»

Звёздный час

«Чтобы тебя не назвали неряхой»

Беседа

Сбор макулатуры

 «Родной город»

Трудовой десант

Экскурсия на предприятие города «Кировская керамика».

Выпуск коллективной брошюры «Профессии завода «Кировская керамика»

3 класс

Ученье – свет, а неученье – тьма

Кл. час

Как стать прилежным и старательным

Кл. час

Творческая мастерская Деда Мороза

Изготовление новогодних игрушек

Оригами,  квиллинг, вышивание, конструирование из бросового материала…

Внеклассные занятия

Праздник ложкарей        

Фольклорная программа

Сбор макулатуры

 «Родной город»

Трудовой десант

4 класс

Качества личности

Кл. час

«Школа фермеров в Простоквашино»

Конкурсно – игровая программа

Оригами,  квиллинг, вышивание, конструирование из бросового материала…

Внеклассные занятия

Творческая мастерская Деда Мороза

Изготовление новогодних игрушек

«В мире профессий»

Открытое итоговое мероприятие

«Для чего руки нужны»

Кл. час

«Кто во что горазд»

Игровая программа

Сбор макулатуры

 «Родной город»

Трудовой десант

А также посещение детьми занятий дополнительного образования:

Хореография- 14 человек, 56%, гимнастика – 8 человек, 32%,плавание – 12 человек, 48%

декоративно – прикладное искусство – 18 человек, 72%, изобразительное искусство – 5 человек, 20 %


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система профориентационной работы в начальной школе.

Система профориентационной работы в начальной школе....

Организация профориентационной работы в начальной школе

Возможности реализации профориентационной работы на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности...

Методическое представление Мультимедийной презентации «Мир профессий» для организации профориентационной работы учащихся начальной школы

Мультимедийная презентация "Мир профессий" для профориентационной работы обучающихся начального звена...

Профориентационная работа в начальной школе.

Профориентационная работа в школе предусмотрена учебной программой и включает четыре этапа: 1 этап – начальная школа. 2 этап – 5-7 классы и 8-9 классы. 3 этап – -10-11 классы Целью профориент...

Профориентационная работа в начальной школе

Работа по профессиональной ориентации в начальной школе является пропедевтической, т.е. предваряющей профориентацию в основной школе.Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не ...

Профориентационная работа в начальной школе

В начальной школе ребятам часто задают вопрос «Кем хочешь стать?», это жизненно важный вопрос для каждого не только ребенка, но и человека. Ответ на этот вопрос часто оказывает влияние на ...