Основные понятия в дефектологии
консультация
Дефектология. Сурдопедагогика. Тифлопедагогика. Логопедия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_ponyatiya_v_defektologii.docx | 15.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные понятия в дефектологии
Дефектология объединяет ряд самостоятельных отраслей: это сурдопедагогика, изучающая вопросы воспитания и обучения детей с недостатками слуха; тифлопедагогика - вопросы воспитания и обучения детей с дефектами зрения; олигофренопедагогика - вопросы воспитания и обучения умственно отсталых детей; логопедия - вопросы изучения и исправления недостатков речи. Дефектология включает также специальную психологию, изучающую психологические особенности аномальных детей.
Сурдопедагогика - отрасль дефектологии, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха. Сурдопедагогика - составная часть специальной педагогики, представляющая собой систему научных знаний об образовании лиц с нарушениями слуха.
Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени – от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми.
Глухота – наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети – это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным.
В системе образования увеличивается число детей, имеющих наряду с нарушением слуха и другие отклонения в развитии. В этой связи необходимость существования и развития научно-педагогической области, предметом которой являются теория и практика образования лиц с ограниченными слуховыми возможностями, очевидна.
Тифлопедагогика - наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения. В зависимости от степени нарушения зрения они делятся на слепых и слабовидящих.
Слепые (незрячие) - подкатегория лиц с нарушениями зрения, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение.
Слабовидящие - подкатегория лиц с нарушениями зрения, имеющих остроту зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. Кроме снижения остроты зрения слабовидящие могут иметь отклонения в состоянии других зрительных функций (цвето- и светоощущение, периферическое и бинокулярное зрение). Тифлопедагогика является частью специальной педагогики.
Тифлосурдопедагогика - наука о воспитании и обучении слепоглухонемых детей, один из разделов дефектологии. Однако проблемы тифлосурдопедагогики выходят далеко за рамки не только самой науки, но и дефектологии вообще. Это происходит потому, что в основе учебно-воспитательной работы со слепоглухонемыми детьми лежит процесс искусственного формирования человеческой психики.
Логопедия - это наука о нарушениях речи, методах их выявления, устранения и предупреждения средствами специального обучения и воспитания. Существуют следующие виды нарушения речи:
Дисфония (афония) — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.
Брадилалия — патологически замедленный темп речи. Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы.
Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы. Брадилалия и тахилалия объединяются под общим названием — нарушение темпа речи.
Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата.
Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Дизартрия — нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражений заднелобных и подкорковых отделов мозга.
Алалия — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.
Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
Дислексия и дисграфия — частичное нарушение письма и чтения.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Олигофренопедагогика - это педагогическая наука о воспитании и обучении умственно отсталых детей.
Аутизм – болезненное состояние психики, характеризующееся нарушением контактов человека и уходом от реального внешнего мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока: Наречие. Основное понятие.
Урок по русскому языку для учащихся 4 класса по программе " Школа России" разработан по дистанционной технологии с разноуровневыми заданиями, входным и выходным контролем. Урок разработан на модульной...
Основные понятия технологии дифференцированного обучения
Вопрос дифференциации обучения и воспитания не раз рассматривался на педсоветах и в работе методических объединений коллектива нашей школы, и мы пришли к выводу, что дифференцированное обучение ...
Обобщение знаний, основных понятий по окружающему миру
В данной презентации обобщены в таблицах, схемах основные понятияи знания по курсу "Окружающий мир", которые изучаются в начальной школе....
план- конспект урока по теме "ТЕАТР. ПОВТОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ. СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА, РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ С ВЕДЕНИЕМ ДИАЛОГА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ. УПРАЖНЕНИЯ В ОБВЕДЕНИИ ПО КОНТУРУ И ШТРИХОВКЕ
Уроки обучения грамоте и письму в 1 классе по ОС "Школа 2100".Авторы УМК: Р. Н. Бунеев,Е. В. Бунеева.О. В. Пронина...
Карта сформированности основных понятий ученика, приступившего к обучению в 1 классе
Как правило, дети, поступающие в 1 класс, имеют разные уровни подготовки. Данная "Карта сформированности" поможет учителю и психологу зафиксировать те знания с которыми ученик приступил к обучению и к...
Основные понятия русской фразеологии как лингвистической дисциплины.
Фразеологические единицы русского языка....
Основные понятия русской фразеологии как лингвистической дисциплины.
Фразеологические единицы русского языка....