Презентация коррекционно-развивающей программы «Формирование и развитие пространственной ориентировки и мобильности у детей с нарушением зрения»
презентация к уроку
Программа разработана для коррекционно-развивающих занятий по «Ориентировке в пространстве» во внеурочной деятельности с обучающимися начальных классов cпециальных (коррекционных) общеобразовательных школ III-IV вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_programmy_po_prostranstvennoy_orientirovke.pptx | 773.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Чем лучше слепой ориентируется, тем меньше он слеп» Л. Виллей Специфика коррекционных школ для слепых и слабовидящих детей предполагает обязательное обучение ОРИЕНТИРОВКЕ В ПРОСТРАНСТВЕ и включён в учебный план СКОШИ №62 III-IV вида во внеурочной деятельности
Основные цели и задачи обучения формирование у учащихся мотивации к учебной деятельности по ориентированию и устойчивого интереса к занятиям; развитие сенсорной сферы и познавательной деятельности учащихся, направленное на формирование точных представлений о предметах и явлениях окружающей среды; развитие волевых качеств по преодолению страха передвижения в пространстве; овладение навыками практической ориентировки в замкнутом и открытом пространстве; развитие личностных качеств, таких как коммуникативность и мобильность
Результаты входной диагностики уровня готовности к обучению пространственной ориентировке оценивались по 3 уровням: 1 уровень - задание выполнено правильно и без дополнительных указаний со стороны учителя; 2 уровень - задание выполнено с небольшими неточностями или при незначительной помощи 3 уровень - при выполнении задания допускались грубые ошибки или же требовалась значительная словесная и действенная помощь со стороны учителя. Общая оценка уровня готовности учащегося к началу обучения пространственной ориентировке: 1. средний (развитие большинства показателей готовности оценивается по 1 уровню) 2. ниже среднего (развитие большинства показателей готовности оценивается по 2 уровню) 3. низкий (развитие большинства показателей готовности оценивается по 3 уровню)
Диагностическая карта обследования учащегося по «Ориентировке в пространстве» Фамилия, имя учащегося: Александров Максим Дата рождения: 15 июня 1999 года Дата поступления в школу: 2007 год Класс: 1 Диагноз зрительного заболевания: врождённая катаракта Острота зрения: vis 0,2/0,05 Коррекция очками: постоянная Инвалидность: с рождения Сопутствующие заболевания: F- 83; F-90 Условия дошкольного воспитания: не посещал детский сад
1. Диагностика развития зрительного восприятия предметов и протяжённости пространства 1.1. Овладение сенсорными эталонами 1.2. Зрительное восприятие предметов и соотнесение их с изображениями на рисунке 1.3.Восприятие пространственной перспективы Общая оценка Приме чание цвета формы величины узнавание натуральных предметов, наполняющих знакомое пространство узнавание изображений предметов в цвете узнавание предметов в силуэтном изображении узнавание предметов в контурном изображении оценка относительной удалённости предметов в реальной жизни оценка относительной удалённости предметов на рисунке 2 ур . 2 ур . 2 ур . 2 ур . 2 ур . 2 ур . 3 ур . 2 ур . 3 ур . Ниже среднего Раздел I. Пространственно-различительная деятельность сохранных анализаторов как основа обучения ориентировке
2. Состояние слуховых представлений о предметах и явлениях, наполняющих окружающее пространство 2.1. Локализация источника звука в пространстве с указанием его направления 2.2. Узнавание звуков окружающего мира 2.3. Узнавание на слух действий, совершаемых человеком Общая оценка Приме чание шум ветра звуки дождя журчание воды шум машин голоса животных открывание и закрывание двери перелистывание страниц передвигание стула узнавание по интонации голоса настроения человека 3 ур . 2 ур . 1 ур . 1 ур . 1 ур . 2 ур . 1 ур . 1 ур . 1 ур . 3 ур . средний 3. Развитие мелкой моторики руки и осязательного восприятия пространства 3.1. Способ осязания 3.2. Культу ра осязательного восприятия 3.3. Узнавание с помощью осязания предметов, изготовленных из различных материалов 3.4. Узнавание и различение с помощью осязания предметов различных геометрических форм. 3.5. умение совершать точные мелкие движения пальцами правой и левой рук 3.6. умение контроли ровать собственные движения Общая оценка Примечание тка ни металла дере ва стек ла пласт мас сы а) б) в) г) д) несколькими пальцами хаотичность 3 ур. 3 ур. 3 ур 3 ур 2 ур . 3 ур. 3ур. 3 ур . 2 ур . 2 ур . 1 ур . 1 ур . Низкий
№ Фамилия, имя Раздел I. Пространственно-различительная деятельность сохранных анализаторов как основа обучения ориентировки в пространстве Раздел II. Представления о предметах, наполняю щих замкнутое пространство Раздел III. Ориентировка в микропространстве Раздел IV. Представления об окружаю щем пространстве Раздел V. Проявле ние интереса как мотива обучения пространственной оринтировке Раздел VI. Особенности позы и походки ученика Итоговая оценка 1. Диагностика развития зрит. восприятия предметов и протяжён- ти пространства 2. Состояние слух. предст-ний о предметах и явлениях, напол-щих окр . простр-во 3. Развитие мелкой моторики руки и осяз-го восприятия простр-ва 1 Александров Максим ниже среднего средний низкий низкий низкий ниже среднего низкий низкий низкий 2 Ангарский Слава средний средний средний средний средний ниже среднего ниже среднего средний средний 3 Аниканов Юра средний средний средний средний средний ниже среднего ниже среднего средний средний 4 Будаев Баярто низкий средний низкий низкий ниже среднего низкий низкий средний низкий 5 Войчик Антон ниже среднего средний средний средний средний средний ниже среднего ниже среднего средний 6 Пинягин Максим ниже среднего средний ниже среднего ниже среднего ниже среднего ниже среднего ниже среднего средний ниже среднего 7 Фалилеев Толя низкий средний ниже среднего ниже среднего низкий низкий низкий ниже среднего ниже среднего Результаты входной диагностики обследования готовности учащихся к началу обучения ориентировке в пространстве
Уровень сформированности знаний, умений и навыков учащихся по ориентировке в пространстве за последние 3 года
Уровень сформированности знаний, умений и навыков по ориентировке в пространстве
Примерное распределение программного материала по классам
Ожидаемые результаты реализации программы: формирование и развитие у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением; формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов; обучение использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.
Вспоминаем правила дорожного движения
Волшебные колпачки «Выложи букву»
Мы моделируем
Обследование рельефного изображения
Составляем план помещения
Выполняем чертежи по системе Брайля
Рельефно-точечный алфавит
Игра «Дрессированный кузнечик»
Графический диктант (ориентировка на листе бумаги)
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей незрячего ребенка "Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения"
Консультация для родителей незрячего ребенка "Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения" представлена в форме буклета, в котором кратко рассмотрены педагогические приёмы р...
Коррекционная работа по развитию ориентировки в пространстве у детей с нарушениями зрения
Настоящая работа является актуальной в связи с необходимостью совершенствовать коррекционно-педагогический процесс с целью предупреждения вторичных отклонений в психофизическом развитии дошкольников....
Использование дидактических игр для развития пространственной ориентировки и формирования предметных представлений у детей с нарушением зрения.
Пространственная ориентировка детей с нарушением зрения - проблема и психологическая, и педагогическая. Актуальность этой проблемы заключается в том, что самостоятельное передвижение является основой ...
«Формирование и развитие пространственной ориентировки и мобильности у детей с нарушением зрения»
Пространственное ориентирование незрячего – сложная познавательная деятельность, осуществляемая в процессе взаимодействия различных психических функций: восприятия, наблюдения, узнавания предмет...
Игры для развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения
Возможность целенаправленного формирования пространственной ориентировки и формирования предметных представлений у детей школьного возраста с нарушением зрения средствами дидактической игры....
«Средства развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения».
Любые поражения зрения откладывают негативный отпечаток на развитие ребенка. Дефект зрения затрудняет накопление чувственного опыта, ведет к неполноценному восприятию окружа...
Коррекционно-развивающая программа «Формирование и развитие пространственной ориентировки и мобильности у детей с нарушением зрения»
Программа разработана для коррекционно-развивающих занятий по «Ориентировке в пространстве» во внеурочной деятельности с обучающимися начальных классов cпециальных (коррекционных) общеобра...