МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Технологические карты, авторские разработки
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Классный час на тему:
Взаимодействие с окружающими. Беседа о добре и равнодушии.
Цель: включить учащихся в осмысление принципов отношений с окружающими, основанных на доброжелательности и уважении другого человека.
Задачи: 1) приучить учащихся к нормам гуманистических отношений с окружающими;
2) воспитывать доброжелательность, умение дарить тепло и доброту;
3) формирование нравственных чувств и понятий;
понятия, которые должны усвоить дети:
Доброжелательность
Настроение
Понимание
Внимательность
Чуткость
Благодарность
Дарить радость
Оформление: плакат «Не будь равнодушен к людям!» (доброжелательность, справедливость)
- Не бойся предлагать свою помощь другим; помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.
- Не мешай окружающим тебя людям работать и отдыхать.
- Будь вежливым, приветливым, внимательным к другим, оказывай уважение старшим.
- Умей уважать чужое мнение и чужие привычки, т.е. будь терпимым к другим людям.
Ход классного часа
Звучит музыка песни «Улыбка»
- Вступительное слово учителя.
Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек,
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и веселым хмурый человек.
- Обсуждение прочитанных рассказов «На катке», «Бабка» В. Осеевой и «Канавка» В. Данниковой.
- Для кого постарался Витя, когда сделал переход через канавку? Хвалится ли он своим хорошим поступком?
- А Витя (из рассказа «На катке») сбил с ног девочку и хотел помочь ей подняться. Но когда какие-то школьники стали смеяться над ним, он бросил девочку плачущей. Чего Витя побоялся?
- Бабушка (из рассказа «Бабка») была доброй, заботливой. Как относился к ней Боря? Почему он так переживал, когда бабушки не стало?
III. Беседа.
- Давайте поговорим о качествах, противоположных доброжелательности, – о равнодушии, черствости. Равнодушный человек – тот, кому нет дела до других, который думает только о себе.
- Вспомните о чувствах, которые испытывали вы, когда в трудную минуту кто-то пришел на помощь.
Некоторые понимают под доброжелательностью умение поделиться чем-то с другими (сладостями, вещами), выполнить просьбу.
Доброта – это сложное чувство, она проявляется в способности человека войти в положение другого, сопереживать вместе с ним. Помогать другим нужно не за похвалу, а бескорыстно.
- Общеколлективная цветопись.
- Ребята, вот и прошла еще одна неделя, впереди выходные, давайте попробуем с вами представить наше настроение. Каждый на своем маленьком листочке цветным карандашом обозначает в виде квадрата свое основное настроение за неделю:
Голубой или синий – радостное, веселое;
Зеленый – спокойное, хорошее;
Желтый, оранжевый – тревожное;
Коричневый, черный – плохое.
(дети закрашивают квадраты и прикрепляют их на доске в виде квадрата – получается общеколлективная цветопись)
- Что же нам надо сделать, чтобы весь общий квадрат был голубого или зеленого цвета?!
- Да, помочь улучшить настроение тем, у кого оно не достигло радостного. Как же это сделать? (Предложения детей)
- Видите, как хорошо, когда мы вместе. Сколько добрых проявлений у нас друг к другу. Мне очень приятно наблюдать это в нашем коллективе. Давайте и дальше будем крепить нашу дружбу и помогать друг другу.
(Звучит песня о дружбе « Вместе весело шагать»)
- Ну как, настроение стало лучше? У кого изменилось настроение, может подойти к доске и поверх прежнего листочка прикрепить другой, закрасив его в цвет изменившегося настроения.
- Видите, каким голубоватым и зеленым стал наш квадрат. Постараемся и дальше сохранять такое настроение в нашем коллективе, хорошо?
- Чтобы создать хорошее настроение, есть определенные правила:
- Старайся понять желание другого и по мере возможности исполнить его. (Когда создаешь настроение другим, этим улучшаешь свое).
- Старайся быть внимательным и предупредительным с каждым из твоих родных и близких тебе людей.
- Старайся всегда и со всеми быть вежливым, уважать другого человека.
- Скажите, правила, которые мы узнали, трудные?
- Будем о них помнить?
- Запомним еще одно, очень важное и, пожалуй, трудное правило:
- Постарайся понять и откликнуться на состояние другого человека. (Стремиться видеть настроение другого, чувствовать его и правильно реагировать, не причиняя другому боли или неприятности)
- А что значит, подарить другому радость? Существует такая мудрость: Когда даришь радость другому, радуешься сам.
- Давайте над ней подумаем. Почему радуешься сам?
- Верно, потому что тебе это очень приятно. Приятно, когда радуется другой человек.
- А что мы чувствуем, когда радуемся? (Учащиеся приводят примеры).
- Видите, сколько положительных эмоций. Радость – так говорит наука – это положительная эмоция, которую испытывает человек, когда радуется. А положительные эмоции помогают сохранить здоровье. Значит, мы с вами можем способствовать сохранению и укреплению здоровья других.
Пусть эта мудрость всегда соблюдается в нашем классе.
- Подведение итогов беседы.
- Быть добрым – это не значит все прощать.
Быть добрым – значит бороться с плохим, а для этого нужно быть смелым, решительным, мужественным. Там, где один не может справиться со злом, равнодушием, несправедливостью, надо действовать сообща, поддерживать друг друга, и тогда обязательно победит добро.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по окружающему миру
Список источников
- Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты / авт.-сост. В.Ф. Феоктистова. – Волгоград: Учитель, 2011.
- Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
- Окружающий мир. 1-2 кл. Методика обучения. / Виноградова Н.Ф. – М.: Вентана-Графт, 2012.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (сост. Е.С. Савинов). 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373, изменен 18 декабря 2012 г.).
Предварительный просмотр:
Автор:
Ширыкалова И.Г.
учитель начального классов
МБОУ «СОШ№5» г. Ханты-Мансийск
Проект
подготовки младших школьников к участию в предметных олимпиадах
по русскому языку (2-4 классы)
Пояснительная записка
Предлагаемый проект предназначен для учащихся начальной ступени (2-4 классы) обучения общеобразовательных школ. Программа разработана для работы со школьниками, проявляющими высокую мотивацию к изучению русского языка, для их подготовки к результативному участию в предметной олимпиаде.
Проект реализуется в рамках внедрения ФГОС и регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ.
- Базисный учебный план общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 г.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Президент РФ от 04 февраля 2010 г. № Пр-271.
- Одаренность: Рабочая концепция. М., 1998.
- Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 4 сентября 2008 г. N 255 «О внесении изменений в порядок проведения олимпиад школьников, утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 22 октября 2007 г. N 285».
- Приказ министерства образования и науки РФ от 18.11.2013 № 1252 " Об утверждении порядка проведения всероссийской олимпиады школьников"
- Закон Ханты-мансийского автономного округа – Югры от 1 июля 2013 года № 68-оз «Об образовании в Ханты-мансийском автономном округе – Югре».
1. Проект учитывает основные задачи развития образования в регионе:
В «Государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы" одной из приоритетных задач является увеличение доли обучающихся, принявших участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников (в общей численности обучающихся), с 40,3% до 46%.
Данный проект рассматривается, как система использования русского языка в развитии индивидуальности школьника и направлена на социальное и культурное развитие личности учащегося, его творческой самореализации.
Актуальность разработки и создания данного проекта обусловлена анализом сложившейся ситуации в практике преподавания гуманитарных наук в общеобразовательной школе, которая позволяет выявить противоречия между: требованиями программы общеобразовательных учреждений и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания русского языка и литературы и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Актуальность данного проекта заключается в том, что она направлена на углубление учебного материала за счёт изучения отдельных понятий из курса исторической грамматики, истории литературного языка, способствует формированию глубоких знаний по предмету, развивает интерес к родному языку.
В процессе обучения по данному курсу обучащиеся познакомятся с форматами Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, международного конкурса – игры «Языкознание – для всех. Русский медвежонок», муниципальной интеллектуальной олимпиады «Юниор» и будут практиковаться в выполнении олимпиадных заданий. Необходимость курса заключается в том, что его изучение поможет обучающемуся оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Основная образовательная задача курса определяется, с одной стороны, требованиями стандарта по русскому языку, а с другой стороны, необходимостью специализированной подготовки к участию в предметной олимпиаде. Программа предусматривает установление степени достижения итоговых результатов через систему контроля в форме тестирования обучающихся в формате олимпиадного задания.
Данный курс способствует индивидуализации процесса обучения. Он ориентирован на удовлетворение потребностей, обучающихся в изучении русского языка, способствует развитию познавательной активности младших школьников. Курс расширяет и углубляет знания по русскому языку, сохраняет интерес, осознание необходимости его дальнейшего изучения, повышает мотивацию.
Основная часть
Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к родному языку и словесности, а также раскрытия их способностей. Подготовка к олимпиаде - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления, это возможность своего маленького открытия.
Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе по любому предмету.
3. Программа позволяет учитывать особенности обучающихся:
В этом возрасте происходит первичное осознание потребности в саморазвитии, то есть младший школьник уже способен осознать противоречия между его реальным «Я» и идеальным, между способностями и возможностями, между «могу» и «хочу», соответственно понять некоторые аспекты внутреннего источника своей активности. Осознанными становятся права и обязанности ребенка. При этом необходимо, чтобы он перестал делать акцент только на своих правах («Я так хочу»), что свидетельствует о некоторой социальной незрелости, а принял необходимость выполнения социальных обязанностей. Становится устойчивой самооценка ребенка. Появляется возможность адекватно оценивать свои достоинства и недостатки. Важно помнить, что в этот период в образ «Я» включается чувство «умелости, компетентности», то есть осознание собственной возможности делать порученное дело хорошо. Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков.
К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних учебных заданий.
Изучение лингвистических интересов, обучающихся показывает, как велико желание школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей.
Цель программы – создание условий для подготовки обучающихся к предметной олимпиаде по русскому языку, предоставляя возможности создать собственную образовательную траекторию.
Задачи:
- подготовить ребят к различным видам заданий, дать рекомендации по работе над ними;
- сориентировать учащихся в темах предлагаемых заданий;
- научить пользоваться справочной литературой и словарями;
- потренировать в решении наиболее часто встречающихся лингвистических задач.
В настоящем курсе, кроме традиционных разделов, изучаемых в основном курсе русского языка, которые даются более углублённо, предлагаются занятия по социолингвистике, истории языка, сравнительному языкознанию. Орфография не выделена в отдельную тему, работа над ней осуществляется попутно.
Формы работы: индивидуальная, групповая (в малых группах), самостоятельная, практические занятия тренировочного характера.
2.Программа предусматривает организацию самостоятельной деятельности обучающихся:
В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы обучающихся, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки. Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности обучающихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества обучающихся и т.д.
1.Работа с различными видами словарей.
2.Подбор слов части речи, грамматического разряда части речи.
3.Разграничение и сравнение грамматических значений слов.
4.Группировка слов по частям речи.
5.Полный или частичный морфологический разбор слова.
6.«Проведи опыт».
7.Разработка и представление проектов.
Методы работы: поисковый, проблемный, исследовательский, творческий.
9.Проект актуален для МБОУ «СОШ№4» тем, что реализуется в рамках Программы развития школы и разработан с учетом образовательной среды учреждения, а именно содержательной среды: концепции обучения и воспитания, образовательные и учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия и др.); формы и методы организации образования (формы организации занятий - уроки, дискуссии, конференции, экскурсии и т.д., исследовательские общества, структуры самоуправления и др. Образовательная среда школы: сотрудничество с психологической службой школы; кабинет, оснащенный компьютером, интерактивной доской и документ-камерой; школьная библиотека; компьютерный класс.
Условия реализации Программы.
Для достижения запланированных образовательных результатов программа обеспечивает ряд необходимых условий (психолого-педагогических, кадровых, финансовых, материально-технических и иных) прежде всего через занятия определенными деятельностями:
- совместной распределенной учебной деятельностью в личностно ориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.);
- исследовательской деятельностью в ее разных формах;
- деятельностью управления системными объектами (техническими объектами, группами людьми);
- творческой деятельностью (художественное, техническое и другое творчество), направленной на самореализацию и самопознание;
В целях реализации данной программы и достижения планируемых результатов в школе создаются соответствующие условия: кадровые, материально-технические, учебно-методические, информационно-финансовые.
Риски: критерии оценки успешности ученика должны учитывать новые требования качества образования:
- обученность детей;
- соответствие стандарту (нормативные требования);
- соответствие социальным запросам и ожиданиям;
- соответствие личностным запросам школьника и его родителей.
10. Предусматривает привлечение социальных партнеров, принимающих участие в реализации проекта:
- Городская школа одаренных детей на базе Института развития образования.
- Кафедра русского языка Югорского государственного университета.
- Кафедра русского языка Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа.
- Родители.
- Школьное научное общество младших школьников.
7.Ведущие технологии, используемые для реализации программы:
- Проектные и исследовательские технологии.
- Информационно - коммуникационные технологии.
- Технологии развивающего обучения.
- Технология сотрудничества.
- Технология Активных Методов Обучения.
- Технология критического мышления.
- Игровые технологии.
- Интерактивные технологии.
8.Программа позволяет выявлять проблемы/затруднения обучающихся начальных классов через методы наблюдения, беседы, анкетирования и тестовые методики, направленные на исследование сформированности познавательных процессов (внимания, памяти, мышления). Также проводилось динамичное наблюдение во время проведения занятий и выполнения олимпиадных заданий, направленное на выявление особенностей деятельности и поведения, эмоционально-волевой сферы, реакции ребенка на трудности, возникающие в процессе обучения, критичность отношения детей к своим ошибкам.
- Программа предусматривает использование современных учебных материалов, а именно тренажеров, тестов, источники интернет - ресурсов:
- Сборник олимпиадных заданий по русскому языку для начальных классов
- https://nachalkaplus.ru
- https://www.uchportal.ru/load/48-1-0-13987
- https://eidos.ru/event/olymp/
- http://www.rm.kirov.ru
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Введение. Разные виды олимпиадных заданий | 1 | 1 | |
2 | История языка | 3 | 1 | 2 |
3 | Графика. Фонетика. Фонетические явления | 2 | 1 | 1 |
4 | Орфоэпия | 2 | 1 | 1 |
5 | Лексикология | 2 | 1 | 1 |
6 | Фразеология | 2 | 1 | 1 |
7 | Этимология | 2 | 1 | 1 |
8 | Морфемика и словообразование | 3 | 1 | 2 |
9 | Морфология. Части речи, их основные грамматические категории | 4 | 1 | 3 |
10 | Синтаксис и пунктуация | 3 | 1 | 2 |
11 | Стилистика и культура речи | 2 | 1 | 1 |
12 | Социолингвистика | 2 | 1 | 1 |
13 | Сравнительное языкознание | 2 | 1 | 1 |
14 | Различные виды анализа текста | 5 | 1 | 4 |
Всего | 35 | 14 | 21 |
Подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, темы | К-во часов | Основные вопросы, рассматриваемые на занятии | Формы и приёмы работы |
1 | Введение. Разные виды олимпиадных заданий | 1 | Творческие работы. Тестовые задания. Вопросы, требующие письменного ответа. Лингвистические задачи. Рекомендации по их выполнению | Лекция с элементами беседы, выполнение заданий |
2 | История языка | 3 | Изменения, происходящие в языке. Алфавит. Падение редуцированных. Полногласие и неполногласие. Изменения в лексике и грамматике. | Лекция с элементами беседы Тренировочные упражнения Самостоятельная работа |
3 | Графика. Фонетика. | 2 | Соотнесение буквы и звука, йотированные буквы. Фонема. Сильная и слабая позиции гласных и согласных. Фонетические явления: оглушение, озвончение, ассимиляция и др. Фонетический анализ слова, транскрипция. | Лекция с элементами беседы Самостоятельная работа |
4 | Орфоэпия | 2 | Орфоэпические нормы. Ударение. | Работа с орфоэпическими словарями. Выполнение упражнений |
5 | Лексикология | 2 | Лексическое значение. Полисемия. Омонимия. Паронимы. Различные лексические группы | Лекция с элементами беседы Самостоятельная работа Работа со словарями |
6 | Фразеология | 2 | Фразеологизмы, их строение, значение и происхождение. | Работа с толковым и фразеологическим словарями. . Выполнение упражнений |
7 | Этимология | 2 | Происхождение слова. Ложная этимология. | Работа с этимологическим словарём. Тренировочные упражнения |
8 | Морфемика и словообразование | 3 | Структура слова. Аффиксы. Различные способы образования. | Тренировочные упражнения Самостоятельная работа |
9 | Морфология. Части речи, их основные грамматические категории | 4 | Морфологический анализ слова. Омонимия частей речи. Имя существительное: категории одушевлённости, рода, числа, падежа. Имя прилагательное: разряды. Глагол: вид, спряжение, наклонение, лицо, время. Имя числительное, отличие от других частей речи со значением количества. Склонение числительных. Служебные части речи. | Лекция с элементами беседы Самостоятельная работа Работа в группах |
10 | Синтаксис и пунктуация | 3 | Словосочетание и предложение. Виды предложений. Синтаксические синонимы. Синтаксический и пунктуационный анализы предложения. | Тренировочные упражнения. Конструирование предложений и словосочетаний |
11 | Стилистика и культура речи | 2 | Функциональные стили языка, их основные признаки. Литературные нормы языка. | Самостоятельная работа Тренировочные упражнения |
12 | Социолингвистика | 2 | Сленг, жаргон, арго. | Тренировочные упражнения Работа в группах |
13 | Сравнительное языкознание | 2 | Языковые семьи и группы. Славянские языки и признаки их родства. Интернациональная лексика. Имена и фамилии. Лингвистическое конструирование | Тренировочные упражнения Самостоятельная работа |
14 | Различные виды анализа текста | 5 | Лингвистический анализ текста. Комплексный анализ текста. Историко-лингвистический анализ текста. | Практикум Работа с текстом Самостоятельная работа |
Всего | 35 |
Траектория подготовки к олимпиадам
Система подготовки участников олимпиад:
- базовая школьная подготовка по предмету;
- подготовка, полученная в рамках системы внеурочной деятельности;
- самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
- целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе олимпиады по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.
- подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года;
- курсы по выбору целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;
- индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от практики до творчества;
- использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы по предмету);
- уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;
- использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки - практикумы, эксперимент в школьном кабинете и т.д.
1.Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через:
- наблюдения в ходе уроков;
- составление Индивидуального образовательного маршрута одаренного ученика с учетом индивидуальных особенностей;
- организацию исследовательской, кружковой работы;
- привлечение к внеклассным мероприятиям по русскому языку и литературе;
- оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.
2.Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет:
- реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников;
- уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания).
3.Планируем работу.
- при планировании работы с группой школьников избегаем формализма и излишней заорганизованности;
- оптимально выстраиваем индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий);
- предусматриваем возможность отдыха, релаксации;
- основной формой работы на занятиях - различные формы индивидуальной и парной работы.
4.Расширяем кругозор:
- читаем книги, журналы
- работаем в Интернете
- общаемся дистанционно
- участвуем в интенсивных школах и т.д.
План мероприятий при подготовке учащихся к предметной олимпиаде
№ | Планируемое мероприятие | Срок | Ответственный | Планируемый результат |
1 | Первичное анкетирование учащихся на выявление их общей и предметной одаренности | май учебного года, начало нового учебного года | педагог-психолог | Карта одаренности на каждого ребенка |
2 | Разработка программы по работе с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам | август | учитель | Проект программы |
3 | Диагностика. | сентябрь | учитель | Результаты диагностики |
5 | Формирование индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) учащихся по русскому языку | сентябрь | Учитель совместно с учеником и родителями | Индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ) на каждого одаренного ребенка |
6 | Проведение школьных олимпиад в рамках предметных недель, брейн-рингов и т.д. | в течение года согласно плану работы ОУ | учителя | Участие учащихся в мероприятиях познавательного характера |
7 | Организация участия одаренных детей в школьном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады школьников | согласно плану работы ОУ | учитель | Участие детей в мероприятии |
8 | Создание системы дистанционного участия детей в предметных олимпиадах | в течение года | учитель | сертификаты участников, дипломы |
9 | Организация научно-поисковой работы обучающихся посредством сети Интернет | в течение года | учитель -предметник | Исследовательская работа |
10 | Развитие логического и интеллектуального мышления обучающихся через чтение интернет-журналов научной и учебной направленности (Интернет-журнал «Эйдос» - http://www.eidos.ru/olymp/index.htm , интернет-журнал для младших школьников «Опять» - http://irc43.ru/internet-zhurnal-dlya-mladshikh-shkolnikov-qopyatq.html) | в течение года | Школьный библиотекарь, учитель -предметник | Привлечению к чтению интернет-журналов |
4.Программа предусматривает использование современных оценочных средств:
Внутренняя накопительная оценка достижений обучающихся, портфолио и Индивидуальный образовательный маршрут.
В начальной школе оценивание призвано стимулировать учение посредством − оценки исходного знания ребенка, того опыта, который он/она привнес в выполнение задания или в изучение темы, − учета индивидуальных или групповых потребностей в учебном процессе, − учета особенностей способов проявления понимания изученного на данном этапе учебного процесса и данным ребенком, − побуждения детей размышлять о своем учении, об оценке их собственных работ и процесса их выполнения.
5. Программа предусматривает оценку индивидуальной успешности обучающихся по вариативным показателям:
1.Для оценки индивидуальной успешности обучающихся по вариативным показателям предлагаю применять ресурсы Интернет, официальные сайты олимпиад.
2.Введение Индивидуального образовательного маршрута и портфолио
одаренного ребенка.
«Определение способов оценки и самооценки успехов обучающегося» | |||
Самооценка: «Что я хотел?» | «Что я сделал для достижения цели?» | «Чему научился?» | «Что необходимо сделать ещё?» |
Оценка педагога | |||
Портфолио за 20_-20_ учебный год Портфолио ФИО | |||
Олимпиады | Заочные, дистанционные конкурсы | Городские конкурсы | Городской слет НОУ, научные конференции. |
Контрольно-измерительные материалы: олимпиадные задания, тесты, тексты для различных видов разбора, творческие задания, презентации.
В результате прохождения данного курса обучающиеся должны:
- знать различные виды олимпиадных заданий (тестовые, творческие, вопросы, требующие письменного ответа, и др.);
- знать различные виды анализа языковых единиц;
- уметь нестандартно подходить к решению лингвистических задач;
- уметь пользоваться словарями различных видов и справочной литературой по русскому языку.
Использованные источники
- Энциклопедия для детей «Аванта+». Том 10. Языкознание. Русский язык. М., 2008.
- Браун И.П. Странности нашего языка. Занимательная лингвистика. – М.: РИПОЛ классик, 2010.
- Журинский А.Н. Лингвистика в задачах: условия, решения, комментарии. – М.: Индрик, 2005.
- Лингвистические задачи: Кн. для учащихся мл. классов. – М.: Просвещение, 2003.
- Успенский Л.В. Слово о словах: занимательное языкознание. – М.: Ми энциклопедий Аванта+: Астрель, 2008
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Тема: «Изменение имён существительных по падежам»
4 класс
Цель: создание условий для формирования представлений учащихся о падежных формах на основе знания вопросов и вспомогательных слов, формирование первичных умений изменять имена существительные по падежам.
Задачи:
Обучающие:
• актуализировать знания об имени существительном на основе приема «Кластер»;
• сформировать умение изменять имена существительные по падежам, правильно определять падеж имён существительных в единственном числе.
Развивающие:
• развивать умения различать имена существительные по грамматическим признакам; умения склонять имена существительные, определять падеж имен существительных;
• способствовать развитию орфографической зоркости, речи, мышления;
• содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также работать в парах;
• развивать умение объективно оценивать свои знания;
• содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.
Воспитательные:
• содействовать формированию мотивов учения, ответственного отношения к знаниям;
• воспитывать умение слушать и принимать точку зрения собеседника; проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в совместной деятельности;
• создать условия для работы в парах, группах.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- определять грамматические признаки имен существительных;
- изменять имена существительные по падежам;
- определять падеж имен существительных по вопросам;
- различать имена существительные в начальной форме и в формах косвенных падежей.
Личностные: уметь по вопросам, словам – помощникам и предлогам определять падежи, окончание или форму имен существительных.
Метапредметные:
• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
• выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
• выполнять учебные действия, сопровождаемые громкой речью;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета сделанных ошибок.
Формируемые УУД:
познавательные : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; анализ и синтез;
коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнера;
регулятивные: постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала;
личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Технические средства обучения: мультимедийное оборудование, ноутбук, презентация.
Продукт деятельности: знают, что такое имя существительное, падежи, падежные вопросы, предлоги, вспомогательные слова.
Оборудование: учебник, тетрадь, доска, презентация, карточки, алгоритм.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Методы и формы обучения:
Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая
Ход урока
Этапы урока Задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) |
Задача: подготовка учащихся к работе на уроке. | Создание положительной мотивации на уроке. - Здравствуйте, ребята. Встаньте ровно, потянитесь, Обернитесь, улыбнитесь, Повернитесь и тихонечко садитесь. - Вы готовы получать новые знания? Ребята, в течение урока вы будете заполнять лист самооценки по теме урока и поставите себе отметку за урок. | Доброжелательный настрой на урок. Приветствие учителя. Готовность к уроку. | Регулятивные УУД: создание условий для положительного настроя на урок, включение в деятельность. Коммуникативные УУД: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные УУД: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность |
Задача: выявление пробелов в знаниях и способах деятельности учащихся, определение причин их возникновения. | Словарно- орфографическая работа. Буквенный диктант. - Откройте тетради. Запишите дату и классная работа. - Отгадайте загадки и запишите в тетрадь безударную гласную, которую необходимо запомнить. Загадки: - В желтом море корабль плывет, Он идет - волну сечет, Из трубы зерно течет. (комбайн) - Конь стальной рычит За собой плуги волочит. (трактор) - Специалист по агрономии. (агроном) - Крестьянское селение в сельской местности. (деревня) - Большое количество уродившегося хлеба или плодов. (урожай) - Человек, работающий на комбайне. (комбайнёр) Проверка: самопроверка (о, о, о, е, о, о.) - Что объединяет эти слова? - К какой теме относятся все эти слова? Введение в раздел «Имя существительное». - Откройте учебники на стр. 79. - Прочитайте название раздела. - Что же мы вспомним, изучая этот раздел? … - Что узнаем? … - Чему будем учиться? … - Какие морфологические признаки существительного вы знаете? Составление кластера «Имя существительное» собств. одуш. нариц. неодуш.
имя существительное род число падеж ? склонение ? - Что значит изменить слово? - Что получится в результате такого изменения: то же самое или новое слово? - А что изменится в слове? | Открывают тетради. Записывают дату, классная работа. Это слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Имя существительное Открывают учебники, читают название раздела, размышляют и отвечают на вопросы, связанные с новой темой. Поставить его в другую форму. То же самое слово. Окончание. | Познавательные УУД: • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; • анализ объектов с целью выделения их признаков; • синтез, анализ; Коммуникативные УУД: • инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; • разрешение конфликтов; •контроль, коррекция, оценка действий партнера и собственных действий; Регулятивные УУД: • постановка учебной задачи; • определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; • предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; • принимают и сохраняют учебные задачи. |
Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы. | Формулирует задания, которые создают противоречия и приводят к проблеме. Что для вас является новым в названии раздела? - Какой вопрос возникает? - Сформулируйте тему урока. - Какую цель поставим перед собой? | Выявляют, проговаривают, осознают противоречие. Формулируют проблему в разных вариантах. Что такое склонение? Что такое падеж? Изменение по падежам имён существительных. Вспомнить падежи, падежные вопросы и поупражняться в их определении | |
Задача: решение проблемы. | Организация работы по решению проблемы по предложенному плану (алгоритму). - Как определить падеж имени существительного? - Предлагаю поработать в ППС. (разрезная карточка) Задание: собери таблицу по падежам и вопросам. - Прежде чем проверить работу, предлагаю послушать грамматическую сказку про падежи. - Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный. - Родился – стал Родительный. - Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательный. - Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительный. - Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный. - Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложный. Проверка: сверь с книгой с.81. Работа по учебнику. Наблюдение за словоизменением имён существительных. Упражнение №135 с.80. Задание. Выполняется по заданию. - Сделайте вывод: что изменяется в слове весна и для чего это нужно? Вспомни! Изменение имен существительных по падежам - склонение. Обрати внимание! Начальная форма имени существительного - И.п., ед. ч. Остальные падежи - косвенные. Падежные формы образуются с помощью окончаний. - Почему же у каждого падежа два падежных вопроса? | Выполняют задания по намеченному плану, закрепляют свои знания, проверяют себя с помощью учебника, объяснения учителя. Ученики читают текст упражнения и отвечают на вопросы. Изменяется окончание имени существительного. Это нужно для связи слов словосочетании или в предложении. Проверяют по образцу на интерактивной доске. К одушевлённым именам существительным можно поставить вопросы: кто? кого? кому? кем? о ком? К неодушевлённым именам существительным можно поставить вопросы: что? чего? чему? чем? о чём? Выполнение физкультминутки вместе с учителем. | Регулятивные УУД: • умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; • осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД: • умеют извлекать информацию из презентации; • делают вывод по поставленной проблеме; Коммуникативные УУД: • умеют слушать и понимать других; • умеют строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; • умеют оформлять свои мысли в устной форме; Личностные УУД: • способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; • проявляют познавательный интерес к изучению учебного материала |
Физминутка | С физминуткой я дружу Свою спину разогну. Руки кверху подниму, А потом их отпущу. А потом попрыгаю, Ножками подрыгаю. Ручками похлопаю. Ножками потопаю. Сяду я за партой стройно, Чтоб себя вести спокойно. | ||
Задача: закрепление и проверка новых знаний и умений | Дает задания проблемного характера для закрепления знаний и умений. Работа в малых группах. Карточка 1. Задание: найдите лишнее словосочетание. Подлетел к березке, промчался по лесу, подкрался к щенку, упало в землю. Карточка 2. Задание: найдите лишнее словосочетание. Вырос у колоска, сидел за столом, рисовал карандашом, зашёл за другом. Карточка 3. Задание: найдите лишнее словосочетание. Слетел с дерева, отплыл от берега, пришел из магазина, росли в поле. Карточка 4. Задание: найдите лишнее словосочетание. Плывет по ручью, светит на небе, спит в тишине, услышал в лесу. Проверка: упало в землю, вырос у колоска, росли в поле, плывет по ручью. - Какие знания применили, выполняя это задание? - Что можно составить из словосочетаний? Задание: составьте предложение. В, зёрнышко, упало, землю, тёплую, колосок, и, вырос, крепкий. - Какое это предложение? - Почему? - Укажите в предложении грамматическую основу, определить падеж у существительных. - Чтобы определить падеж у имен существительных в предложении нужно вспомнить алгоритм. - Что можно составить из предложений? - Предлагаю поработать с текстом. Задание: Спиши. Вставь пропущенное слово, определи падеж. Придумай заголовок. Заколосилось золотое поле. Пришло время для уборки_________. День и ночь трудятся комбайнёры, убирая __________. Идут и идут машины, заполненные ______. - Кому было легко? - Кому было трудно? - В чем заключались трудности? - Что помогло справиться с заданием? - Хотите проверить знания по теме урока? Предлагаю выполнить тест. Тест: Задание: если согласны с утверждением, поставьте - плюс, если нет – минус. 1.Изменение сущ. по падежам и вопросам называется склонением. + 2.В русском языке 5 падежей. - 3. И. п. отвечает на вопросы: кто? что? + 4. Вышел из дома - Д.п. - 5. Подошёл к маме - Д.п + 6. Спас от гибели - Р.п. + 7. Лежал на диване - Т.П.+ 8. Горжусь братом - Т.п + | Выполняют задания. Работают в малых группах. Знания падежей и падежных вопросов. Из словосочетаний можно составить предложения. В тёплую землю упало зёрнышко, и вырос крепкий колосок. Сложное Две грамматические основы Алгоритм (карточка) Текст Заколосилось золотое поле. Пришло время для уборки урожая (Р.п.). День и ночь трудятся комбайнёры, убирая хлеб (В.п.). Идут и идут машины, заполненные зерном (Т.п.).) Алгоритм. Таблица падежей. Взаимопроверка: (1.+, 2.-, 3.+,4.-, 5.+, 6.+, 7.+, 8.+) Взаимооценка. | Регулятивные УУД: • определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; • предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; • оценивание качества и уровня усвоения материала. Коммуникативные УУД: • умеют слушать и понимать других; • умеют строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; • умеют оформлять свои мысли в письменной форме. Познавательные УУД: • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; • анализ объектов с целью выделения их признаков; • синтез. Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. |
Задачи: обобщение и вывод по учебной проблеме | Обобщение изученного материала. 1. Какая часть слова изменяется при склонении имён существительных? 2. В каком падеже имена существительные отвечают на вопросы кто? что? 3. Сколько в русском языке косвенных падежей? - Какие цели мы ставили на уроке? - Достигли ли мы целей? - Что у нас получилось хорошо? За что можем себя похвалить? - Что осталось непонятным? - Оцените свою работу на уроке по листу самооценки. | Итоги. Обобщение. Рефлексия. Подводят итог урока вместе с учителем. Отвечают на поставленные вопросы. Окончание в именительном падеже, нач. форма 5 падежей - Вспомнить падежи имен существительных и поупражняться в их определении Ответы детей Работают с листом самооценки, выставляют оценки за урок и показывают настроение. | Познавательные УУД: ориентируются в своей системе знаний. Личностные УУД: проявляют интерес к предмету, стремятся к обобщению знаний по теме урока. Регулятивные УУД: оценивают собственную деятельность на уроке. |
Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способа выполнения домашнего задания. | Проведение инструктажа. - Запишите домашнее задание. Выучить таблицу «Падежи» на стр. 110. Упр.139, с.83 | Осмысление домашнего задания. Записывают домашнее задание. Задают вопросы. | Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
И.п . Р.п . Д.п . В.п . Весна, весны, весне, весну, Т.п. П.п . Весною, о весне…
Работа в малых группах упало в землю вырос колосок росли в поле бежит ручей
В теплую землю упало зёрнышко и вырос крепкий колосок. гл. гл. сущ. сущ. И.п . И.п . сущ. В.п .
Заколосилось золотое поле. Пришло время для уборки урожая ( Р.п .) . День и ночь трудятся комбайнёры, убирая хлеб ( В.п .) . Идут и идут машины, заполненные зерном. ( Т.п .) Уборка урожая.
Тест +, -, +, -, +, +, -, +.
Рефлексия Мне удалось … У меня получилось … Я испытывал сложности …
Итог урока Какая часть слова изменяется при склонении имён существительных ? В каком падеже имена существительные стоят в начальной форме? Сколько в русском языке косвенных падежей?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая копилка
Конспект урока по теме "Масса" в 1 классе по программе Гармония (Н.Б.Истомина).Статья "Русские народные побасёнки"Мультфильм "Колобок"...
Методическая копилка
Конспекты открытых уроков, разработки внеклассных мероприятий, курс для учащихся 3-4 классов "Я - патриот своего Отечества", интегрированные контрольные работы, родительские собрания, статья "Выбор, в...
методическая копилка
методические разработки для учителей начальных классов...
методическая копилка
методические разработки для учителей начальных классов...
Методическая копилка
Развиваясь - развивай, вдохновляясь - вдохновляй!...
Методическая копилка
Материалы для учителей начальной школы...
Страничка для коллег. Методическая копилка. Методическая разработка по теме Транспорт специального назначения в соответствии с планированием учителя
Методическая разработка по теме: "Транспорт специального назначения"....