Материал для создания рабочей программы по математике.
рабочая программа (4 класс)

Полещук Галина Владимировна

Здесь можно найти материал, необходимый для создания рабочей программы по математике. 4  класс. УМК "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx45.49 КБ

Предварительный просмотр:

МАТЕРИАЛ ДЛЯ СОЗДАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО МАТЕМАТИКЕ.

4 КЛАСС

На основе авторской программы Н. Б. Истоминой  (учебно – методический комплект «Гармония»; издательство «Ассоциация ХХI век»).

          Цель начального курса математики - обеспечить предметную подготовку учащихся, достаточную для продолжения математического образования в основной школе, и создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действия (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.

Для достижения этой цели необходимо организовать с учетом специфики предмета учебную деятельность учащихся, направленную на решение следующих задач:

  1. формирование познавательного интереса к учебному предмету «Математика», учитывая потребности детей в познании окружающего мира и научные данные о центральных психологических новообразованиях младшего школьного возраста, формируемых на дан ступени обучения: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково -  символическое мышление, с опорой на наглядно-образное и предметно-действенное мышление;
  2. развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности; формирование умений: строить рассуждения, аргументировать высказывания, различать обоснованные и необоснованные суждения, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ различных математических объектов, выделяя их существенные и несущественные признаки;
  3. овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщенными видами деятельности: анализировать, сравнивать, классифицировать математические объекты (числа, величины, числовые выражения), исследовать их структурный состав (многозначные числа, геометрические фигуры), описывать ситуации с использованием чисел и величин, моделировать математические отношения и зависимости, прогнозировать результат вычислений, контролировать правильность и полноту выполнения алгоритмов арифметических  действий, использовать различные приемы проверки нахождения значения числового выражения (с опорой на правила, алгоритмы, прогнозирование результата), планировать peшение задачи, объяснять (пояснять, обосновывать) свой способ действия, описывать свойства геометрических фигур, конструировать и изображать их модели и пр.

Общая характеристика курса математики

В основе начального курса математики, нашедшего отражение в учебниках математики 1–4 классов, лежит методическая концепция, которая выражает необходимость целенаправленного и систематического формирования приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.

Овладев этими приёмами, учащиеся могут не только самостоятельно ориентироваться в различных системах знаний, но и эффективно использовать их для решения практических и жизненных задач.

Концепция обеспечивает преемственность дошкольного и начального образования, учитывает психологические особенности младших школьников и специфику учебного предмета «Математика», который является испытанным и надёжным средством интеллектуального развития учащихся, воспитания у них критического мышления и способности различать обоснованные и необоснованные суждения.

Нацеленность курса математики на формирование приёмов умственной деятельности позволяет на методическом уровне (с учётом специфики предметного содержания и психологических особенностей младших школьников) реализовывать в практике обучения системно-деятельностный подход,

ориентированный на компоненты учебной деятельности (познавательная мотивация, учебная задача, способы её решения, самоконтроль и самооценка), и создать дидактические условия для овладения младшими школьниками универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными). Универсальные учебные действия необходимо рассматривать как целостную систему, так как происхождение и развитие каждого определяется его отношением с другими видами учебных действий, в том числе и математических, что и составляет сущность понятия «умение учиться».

Достижение основной цели начального образования – формирования у детей умения учиться – требует внедрения в школьную практику новых способов (методов, средств, форм) организации процесса обучения и современных технологий усвоения математического содержания, которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить.

В связи с этим в начальном курсе математики реализован целый ряд методических инноваций, связанных с логикой построения содержания курса, с формированием вычислительных навыков, с обучением младших школьников решению задач, с разработкой системы заданий и пр., которые создают дидактические условия для формирования предметных и метапредметных умений в их тесной взаимосвязи.

Особенностью курса является логика построения его содержания. Курс математики построен по тематическому принципу. Каждая следующая тема органически связана с предшествующими, что позволяет осуществлять повторение ранее изученных понятий и способов действия в контексте нового содержания. Это способствует формированию у учащихся представлений о взаимосвязи изучаемых вопросов, помогает им осознать, какими знаниями и видами деятельности (универсальными и предметными) они уже овладели, а какими пока ещё нет, что оказывает положительное влияние на познавательную мотивацию учащихся и целенаправленно готовит их к принятию и осознанию новой учебной задачи, которую сначала ставит учитель, а впоследствии и сами дети. Такая логика построения содержания курса создаёт условия для совершенствования УУД на различных этапах усвоения предметного содержания и способствует развитию у учащихся способности самостоятельно применять УУД для решения практических задач, интегрирующих знания из различных предметных областей. Например, формирование умения моделировать как универсального учебного действия в курсе математики осуществляется поэтапно, учитывая возрастные особенности младших школьников, и связано с изучением программного содержания. Первые представления о взаимосвязи предметной, вербальной и символической моделей формируются у учащихся при изучении темы «Число и цифра». Дети учатся устанавливать соответствие между различными моделями или выбирать из данных символических моделей ту, которая, например, соответствует данной предметной модели. Знакомство с отрезком и числовым лучом позволяет использовать не только предметные, но и графические модели при сравнении чисел, а также моделировать отношения чисел и величин с помощью схем, обозначая, например, данные числа и величины отрезками. Соотнесение вербальных (описание ситуации), предметных (изображение ситуации на рисунке), графических (изображение, например, сложения и вычитания на числовом луче) и символических моделей (запись числовых выражений, неравенств, равенств), их выбор, преобразование, конструирование создаёт дидактические условия для понимания и усвоения всеми учениками смысла изучаемых математических понятий (смысл действий сложения и вычитания, целое и части, отношения «больше на …», «меньше на …»; отношения разностного сравнения «на сколько больше (меньше)?» в их различных интерпретациях.

Основным средством формирования УУД в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т. д.), которые нацеливают учащихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, то есть осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Вариативность учебных заданий, опора на опыт ребёнка, включение в процесс обучения математике содержательных игровых ситуаций для овладения учащимися универсальными и предметными способами действий, коллективное обсуждение результатов самостоятельно выполненных учениками заданий оказывает положительное влияние на развитие познавательных интересов учащихся и способствует формированию у них положительного отношения к школе (к процессу познания).

Особенностью курса является использование калькулятора как средства обучения младших школьников математике, обладающего определёнными методическими возможностями. Калькулятор можно применять для постановки учебных задач, для открытия и усвоения способов действий, для проверки предположений и числового результата, для овладения математической терминологией и символикой, для выявления закономерностей и зависимостей, то есть использовать его для формирования УУД. Помимо этого, в первом и во втором классах калькулятор можно использовать и для мотивации усвоения младшими школьниками табличных навыков. Например, проведение игры «Соревнуюсь с калькулятором», в которой один ученик называет результат табличного случая сложения на память, а другой – только после того, как он появится на экране калькулятора, убеждает детей в том, что знание табличных случаев сложения (умножения) позволит им обыграть калькулятор. Это является определённым стимулом для усвоения табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления и активизирует память учащихся.Формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных) осуществляется в учебнике при изучении всех разделов начального курса математики:

1) Признаки предметов. Пространственные отношения. 2) Числа и величины. 3) Арифметические действия. 4) Текстовые задачи. 5) Геометрические фигуры. 6) Геометрические величины. 7) Работа с информацией.

8) Уравнения и буквенные выражения. Содержание разделов 1–7 распределяется в курсе математики по классам и включается в различные темы в соответствии с логикой построения содержания курса, которая учитывает преемственность и взаимосвязь математических понятий, способов действий и психологию их усвоения младшими школьниками.

Раздел 8 завершает курс математики начальных классов. Содержание этого раздела не включается в другие разделы курса. На его изучение отводится 20 часов из предусмотренного резерва свободного учебного времени (40 ч на 4 года обучения). Включение данного раздела в предметное содержание курса обуславливается тем, что он предоставляет учащимся возможность познакомиться с новыми математическими понятиями (уравнения и буквенные выражения) и повторить весь ранее изученный материал в курсе математики начальных классов на более высоком уровне обобщения, применив для этого освоенные способы учебной деятельности.

На всех этапах усвоения математического содержания (кроме контроля) приоритетная роль отводится обучающим заданиям. Они могут выполняться как фронтально, так и в процессе самостоятельной работы учащихся, в парах или индивидуально. Важно, чтобы полученные результаты самостоятельной работы (как верные, так и неверные) обсуждались коллективно и создавали условия для общения детей не только с учителем, но и друг с другом, что важно для формирования коммуникативных универсальных учебных действий (умения слышать и слушать друг друга, учитывать позицию собеседника и т. д.). В процессе такой работы у учащихся формируются умения контролировать, оценивать свои действия и вносить соответствующие коррективы в их выполнение. При этом необходимо, чтобы учитель активно включался в процесс обсуждения. Для этой цели могут быть использованы различные методические приёмы: организация целенаправленного наблюдения; анализ математических объектов с различных точек зрения; установление соответствия между предметной, вербальной, графической, символической моделями; предложение заведомо неверного способа выполнения задания-«ловушки»; сравнение данного задания с другим, которое представляет собой ориентировочную основу; обсуждение различных способов действий.

Особенностью курса является новый методический подход к обучению решению задач, который сориентирован на формирование обобщённых умений (читать задачу, выделять условие и вопрос, устанавливать взаимосвязь между ними) и, используя математические понятия, осуществление перевода вербальной модели (текст задачи) в символическую (выражения, равенства, уравнения).

Необходимым условием данного подхода в практике обучения является организация подготовительной работы к обучению решению задач, которая включает:

1) формирование у младших школьников навыков чтения;

2) усвоение детьми предметного смысла сложения и вычитания, отношений «больше на ...», «меньше на ...», разностного сравнения (для этой цели используется не решение простых, типовых задач, а приём соотнесения предметных, вербальных, графических и символических моделей);

3) формирование приёмов умственной деятельности;

4) умение складывать и вычитать отрезки и использовать их для интерпретации различных ситуаций.

Технология обучения решению текстовых задач арифметическим способом, нашедшая отражение в учебнике, включает шесть этапов:

1) подготовительный;

2) задачи на сложение и вычитание;

3) смысл действия умножения, отношение «больше в …»;

 4) задачи на сложение, вычитание, умножение;

5) смысл действия деления, отношений «меньше в …» и кратного сравнения;

6) решение арифметических задач на все четыре арифметических действия (в том числе задачи, содержащие зависимость между величинами, характеризующими процессы движения (скорость, время, расстояние), работы (производительность труда, время, объём работы), купли-продажи (цена товара, количество товара, стоимость), задачи на время (начало, конец, продолжительность события).

Основная цель данной технологии – формирование общего умения решать текстовые задачи. При этом существенным является не отработка умения решать определённые типы задач, ориентируясь на данные образцы, а приобретение опыта в семантическом и математическом анализе разнообразных текстовых конструкций, то есть речь идёт о формировании не только предметных математических умений, но и УУД. Для приобретения этого опыта деятельность учащихся направляется специальными вопросами и заданиями, при выполнении которых они учатся сравнивать тексты задач, составлять вопросы к данному условию, выбирать схемы, соответствующие задаче, выбирать из данных выражений те, которые являются решением задачи, выбирать условия к данному вопросу, изменять текст задачи в соответствии с данным решением, формулировать вопрос к задаче в соответствии с данной схемой и др.

В результате использования данной технологии большая часть детей овладевает умением самостоятельно решать задачи в 2–3 действия, составлять план решения задачи, моделировать текст задачи в виде схемы, таблицы, самостоятельно выполнять аналитико-синтетический разбор задачи без наводящих вопросов учителя, выполнять запись решения арифметических задач по действиям и выражением, при этом учащиеся испытывают интерес к каждой новой задаче и выражают готовность и желание к решению более сложных текстовых задач (в том числе логических, комбинаторных, геометрических).

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

  • Программы общеобразовательных учреждений

Математика: программа 1–4 классы. Поурочно-тематическое планирование: 1–4 классы / Н. Б. Истомина. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2016. – 160 с.

  • Математика: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1 / Н. Б. Истомина. – 11-е изд. перераб. и доп.- Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2016. – 120 с.
  • Математика: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2 / Н. Б. Истомина. – 11-е изд. перераб. и доп.- Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2016. – 120 с.
  • Математика: рабочая тетрадь к учебнику для 4  класса общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1 / Н. Б. Истомина, З. Б. Редько – 14-е изд. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2016. – 80 с.
  • Математика: рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса общеобразовательных организаций. В  2 ч. Ч. 2 / Н. Б. Истомина, З. Б. Редько. – 14-е изд. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2016. – 80 с.
  • Истомина Н. Б.

Тестовые задания по математике (с выбором одного верного ответа). 4 класс / Н. Б. Истомина, О. П. Горина. – 8-е изд. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2015. – 112 с.

  • Истомина Н. Б. , Шмырёва Г. Г.

Математика: контрольные работы к учебнику для 4 кл. общеобразоват. учреждений./ Н. Б. Истомина, Г. Г. Шмырёва. – 10-е изд. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2014. – 132 с.

Планируемые предметные результаты освоения программы

по математике в 4-ом классе

Числа и величины.

Выпускник научится:

– читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;

 – устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);

 – группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;

– читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; год — месяц — неделя — сутки — час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр), сравнивать названные величины, выполнять арифметические действия с этими величинами.

Выпускник получит возможность научиться:

– классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;

 – выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.

Арифметические действия.

 Выпускник научится:

– выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);

– выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);

– выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;

– вычислять значение числового выражения (содержащего 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок).

Выпускник получит возможность научиться:

– выполнять действия с величинами;

– использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

– проводить проверку правильности вычислений (с по- мощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия).

Работа с текстовыми задачами.

 Выпускник научится:

– анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

– решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 2–3 действия);

– оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.

Выпускник получит возможность научиться:

– решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);

– решать задачи в 3–4 действия; – находить разные способы решения задач;

– решать логические и комбинаторные задачи, используя рисунки.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры.

 Выпускник научится:

– описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

– распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);

– выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

– использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

– распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);

– соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

Выпускник получит возможность научиться:

– распознавать плоские и кривые поверхности;

– распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры;

– распознавать, различать и называть геометрические тела параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.

Геометрические величины.

 Выпускник научится:

– измерять длину отрезка;

– вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

– оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).

Выпускник получит возможность научиться вычислять периметр и площадь различных фигур прямоугольной формы.

Работа с информацией.

 Выпускник научится: 

– читать несложные готовые таблицы;

– заполнять несложные готовые таблицы;

– читать несложные готовые столбчатые диаграммы.

Выпускник получит возможность научиться:

– читать несложные готовые круговые диаграммы;

– достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;

– сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

– распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы, диаграммы, схемы);

– планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;

– интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

Уравнения (пропедевтика). Буквенные выражения.

 Выпускник получит возможность научиться:

–решать простые и усложнённые уравнения на основе правил о взаимосвязи компонентов и результатов арифметических действий;

– находить значения простейших буквенных выражений при данных числовых значениях входящих в них букв.

Cодержание учебного предмета «Математика» в 4 классе

Алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное. Постановка учебной задачи.

Анализ и сравнение произведений. Коррекция ошибок. Взаимосвязь компонентов и результата действий. Умножение многозначных чисел на 1 и на 0. Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями, на двузначное число, оканчивающееся нулём. Способы самоконтроля.

Деление с остатком. Предметный смысл. Взаимосвязь компонентов и результата деления (с остатком и без остатка).

Способы деления с остатком (подбор делимого, подбор неполного частного). Классификация записей на деление с остатком. Алгоритм умножения на двузначное и трёхзначное число.

Алгоритм письменного деления (деление на однозначное, двузначное, трёхзначное число).

Доли и дроби. Знаменатель. Числитель. Предметное изображение долей и дробей. Изображение долей отрезка. Нахождение части от числа и числа по его части.

Действия с величинами. Соотношение единиц величин (длина, масса, время). Сравнение величин. Запись в порядке возрастания или убывания. Построение отрезка заданной длины. Поиск закономерности ряда величин. Площадь и периметр прямоугольника. Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Единицы массы: грамм, килограмм, тонна, центнер. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Единицы времени: секунда, мину та, час, сутки, неделя, год, век. Единица объёма – литр. Соотношение единиц величин. Сравнение однородных величин. Действия с величинами.

Текстовые задачи с величинами (скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость и др.).

Уравнения (пропедевтика). Способы решения уравнений (простых и усложнённых). Решение задач способом составления уравнений.

Буквенные выражения. Нахождение числовых значений буквенных выражений при данных значениях входящих в них букв.

Учебно-тематический план.

№ п/п

Содержание программного материала

(включены контрольные работы, работы над ошибками, резерв)

Количество часов

1.

Проверь себя! Чему ты научился в первом, втором и третьем классах?

8 ч

2.

Умножение многозначного числа на однозначное

8 ч

3.

Деление с остатком

9 ч

4.

Умножение многозначных чисел

9 ч

5.

Деление многозначных чисел

14 ч

6.

Доли и дроби

3 ч.

7.

Действия с величинами

14 ч

8.

Скорость движения

13 ч

9.

Уравнения - пропедевтика

3 ч

10.

Числовые и буквенные выражения

8 ч

11.

Проверь себя! Чему ты научился в 1-4 классах? Повторение

 

13 ч

Итого

102 ч

Календарно-тематическое планирование по математике.  

4 класс.

(3 часа в неделю. 102 часа)

урока

Темы уроков

Дата

(план.)

Дата  (факт.)

1 четверть – 26 ч.

Проверь себя! Чему ты научился в первом, втором и третьем классах? (8 ч.)

Сравнение многозначных чисел. Табличное умножение. Арифметические задачи. Правила порядка выполнения действий.

Взаимосвязь компонентов и результата  действий. Правило. Арифметические задачи. Свойства умножения.

Деление на 10, 100, 1000… Соотношение  единиц массы, длины, времени.

Площадь и периметр прямоугольника. Сравнение числовых выражений. Порядок выполнения действий. Многогранник. Прямоугольный параллелепипед.

Деление числа на произведение. Диаграмма. Куб. Таблица умножения и соответствующие случаи деления.

Решение задач. Числовые выражения. Развёртка куба.

Решение задач. Числовые выражения. Развёртка куба.

Контрольная работа №1

(объединить контрольные работы № 1 и № 2 из пособия «Контрольные работы. Математика. 4 класс»; Истомина Н. Б., Шмырёва Г. Г.) 

Умножение многозначного числа на однозначное (8 ч).

Работа над ошибками. Алгоритм умножения на однозначное число.

Постановка учебной задачи. Алгоритм умножения на однозначное число. Разрядный состав многозначного числа. Арифметические задачи.

Арифметические задачи. Умножение  многозначного числа на однозначное.

Взаимосвязь компонентов и результатов действий. Правила порядка выполнения действий. Сравнение выражений.

Арифметические задачи. Умножение  многозначных чисел, оканчивающихся нулями, на однозначное число.

Арифметические задачи. Запись текста задачи в таблице.

Арифметические задачи. Сравнение многозначных чисел. Умножение многозначного числа на двузначное, оканчивающееся на 0.

Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями, на однозначное число. Многогранник, его развёртка.

Деление с остатком (9 ч.)

Постановка учебной задачи. Запись деления с остатком. Терминология. Взаимосвязь компонентов и результата при делении с остатком.

Табличные случаи умножения. Подбор делимого при делении с остатком. Деление с остатком.

Взаимосвязь компонентов и результата при делении с остатком. Классификация выражений. Подбор неполного частного.

Решение арифметических задач. Коррекция ошибок. Взаимосвязь компонентов и результата при делении с остатком

Контрольная работа № 2

 (контрольная работа № 4 из пособия «Контрольные работы. Математика. 4 класс»; Истомина Н. Б., Шмырёва Г. Г.)

Работа над ошибками. Деление с остатком. Случай, когда делимое меньше делителя. Классификация выражений. Решение задач.

Деление на 10, 100. Решение задач. Умножение многозначного числа на однозначное. Решение задач.

Контрольная работа № 3

 (объединить контрольные работы № 3 и № 5 из пособия «Контрольные работы. Математика. 4 класс»; Истомина Н. Б., Шмырёва Г. Г.)

Работа над ошибками. Закрепление.

Деление на 10, 100. Решение задач. Умножение многозначного числа на однозначное. Решение задач.

2 четверть – 22 ч.

Умножение многозначных чисел (9 ч.)

Алгоритм умножения на двузначное число. Правила порядка выполнения действий.

Алгоритм умножения на двузначное число. Решение задач. Геометрические тела.

Алгоритм умножения на двузначное число. Взаимосвязь компонентов и результата при делении с остатком. Решение задач.

Решение задач. Классификация многогранников.

Алгоритм умножения многозначного числа на однозначное и двузначное.

Алгоритм умножения многозначных чисел. Решение задач.

Алгоритм умножения многозначных чисел.

Контрольная работа № 4

(объединить контрольные работы № 6 и № 7 из пособия «Контрольные работы. Математика. 4 класс»; Истомина Н. Б., Шмырёва Г. Г.)

Работа над ошибками. Закрепление.

Деление многозначных чисел (14 ч.)

Подготовка к знакомству с алгоритмом письменного деления. Деление суммы на число. Деление с остатком. Разрядный и десятичный состав многозначного числа.

Подготовка к знакомству с алгоритмом. Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное.

Алгоритм письменного деления. Прикидка количества цифр в частном. Решение задач.

Алгоритм письменного деления. Задачи на площадь и периметр прямоугольника.  Взаимосвязь компонентов деления с остатком и без остатка и результата. Решение задач.

Решение задач. Запись текста задачи в таблице. Деление многозначного числа на однозначное. Классификация выражений. Поиск закономерностей.

Классификация выражений. Проверка деления. Поиск закономерностей.

Решение задач. Взаимосвязь компонентов и результата деления. Грани и развёртка куба.

Алгоритм письменного деления. Грани и развёртка куба.

Прикидка результата. Сравнение выражений. Решение задач.

Алгоритм письменного деления. Прикидка результата. Решение задач.

Алгоритм письменного деления. Решение задач.

Алгоритм письменного деления. Решение задач

Контрольная работа № 5 (за полугодие) (объединить контрольные работы № 8 и № 9 из пособия «Контрольные работы. Математика. 4 класс»; Истомина Н. Б., Шмырёва Г. Г.)

Работа над ошибками. Алгоритм письменного деления. Количество цифр в частном. Решение задач.

3 четверть – 29 ч.

Доли и дроби (3 ч.)

Постановка учебной задачи. Терминология. Предметный смысл дроби (доли).

Предметный смысл дроби. Часть от целого.

Нахождение дроби от числа и числа по дроби.

Действия с величинами (14 ч.)

Величины на практике. Единицы длины и их соотношения. Обобщение ранее изученного материала.

Сравнение величин (длина), сложение и вычитание величин. Периметр и площадь прямоугольника.

Решение задач с величинами (длина, площадь).

Решение задач с величинами (длина, площадь, масса). Соотношение единиц массы.

Решение задач с величинами (масса). Перевод одних наименований величин в другие.

Сложение и вычитание величин (масса). Поиск закономерностей. Решение задач.

Соотношение единиц времени. Нахождение части от целого и целого по его части. Решение задач

Единицы длины, массы и времени. Поиск закономерности. Решение задач с различными величинами.

Решение задач с различными величинами.

Решение задач с различными величинами.

Контрольная работа № 6 (объединить контрольные работы № 10 и № 11 из пособия «Контрольные работы. Математика. 4 класс»; Истомина Н. Б., Шмырёва Г. Г.)

Работа над ошибками. Решение задач с различными величинами.

Единицы объёма. Кубический сантиметр, кубический дециметр (литр).

Решение задач с величинами (объём, масса).

Скорость движения (13 ч.)

Единицы скорости. Взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние. Запись текста задачи в таблице. Решение задач.

Соотношение единиц скорости. Правила порядка выполнения действий. Анализ разных способов решения задачи. Взаимосвязь компонентов и результата арифметического действия

Решение задач. Сравнение выражений. Правила порядка выполнения действий.

Движение двух тел навстречу друг другу. Решение задач. Решение задач с величинами (скорость, время, расстояние).

Движение двух тел навстречу друг другу. Использование схем в задачах на встречное движение. Решение задач с величинами (скорость, время, расстояние).

Решение задач с величинами (скорость, время, расстояние). Сравнение выражений. Правила порядка выполнения действий.

Решение задач на движение двух тел в одном направлении, когда одно тело догоняет второе.

Решение задач на движение двух тел в противоположных направлениях.

Решение задач на движение. Алгоритм письменного деления. Правила порядка выполнения действий.

Решение задач на движение.

Контрольная работа №7 (задачи на движение).

Работа над ошибками. Решение задач на движение.

4 четверть –  24 ч.

Уравнения - пропедевтика (3 ч.)

Постановка учебной задачи. Анализ записей решения уравнений, их сравнение. Терминология. Решение задач на движение.

Запись уравнения по записи деления с остатком, по рисунку, по схеме. Решение задач на движение. Составление уравнения по данному тексту ( по задаче).

Сравнение уравнений. Выбор уравнения к задаче. Составление уравнения по рисунку, по схеме.

Числовые и буквенные выражения (8 ч.)

Постановка учебной задачи. Запись буквенных выражений по данному тексту. Числовое значение буквенного выражения при данных значениях входящей в него буквы.

Объяснение буквенных выражений, составленных по данному тексту. Сравнение числовых и буквенных выражений. Числовое значение буквенного выражения при данном числовом значении, входящей в него буквы.

Усложнённые уравнения. Их решение.

Решение задач способом составления уравнений.

Решение задач способом составления уравнений. Вычисления буквенных выражений при данном значении, входящей в него буквы.

Решение усложнённых уравнений. Составление уравнений по тексту задачи, по данной схеме.

Сравнение уравнений, буквенных выражений. Объяснение схем и выражений, составленных к задачам на движение.

ВПР.

Проверь себя! Чему ты научился (13 ч.)

Умножение многозначных чисел. Решение задач на движение.

Умножение многозначных чисел. Решение задач на движение.

Деление многозначных чисел. Решение задач на движение.

Деление многозначных чисел. Решение задач на движение.

Промежуточная аттестация.

Деление многозначных чисел. Решение уравнений.

Решение задач на движение. Решение уравнений.

Решение задач способом составления уравнений.

Решение задач способом составления уравнений.

Контрольная работа №8 (итоговая за полугодие).

Работа над ошибками.

Деление с остатком. Умножение и деление  многозначных чисел

Решение уравнений и задач.

Всего – 102 часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по созданию рабочей программы для учителей 1 классов

Данные рекомендации адресованы учителям начальной школы, работающим по введению ФГОС НОО с сентября 2011г....

Материал для создания рабочей программы по русскому языку.

Здесь можно найти материал, необходимый для создания рабочей программы по русскому языку. 4  класс. УМК "Гармония"...

Материал для создания рабочей программы по окружающему миру.

Здесь можно найти материал, необходимый для создания рабочей программы по окружающему миру. 4  класс. УМК "Гармония"...

Материал для создания рабочей программы по литературному чтению.

Здесь можно найти материал, необходимый для создания рабочей программы по литературному чтению. 4  класс. УМК "Гармония"...

Методические рекомендации к созданию рабочей программы учителя по учебному предмету и курсу внеурочной деятельности

СОДЕРЖАНИЕ Общие положения Оформление титульного листа. Требования.Шаблоны титульных листовОбразец заполнения шаблона титульного листа Требования к структуре рабочей программы3.1. Шабло...

Создание рабочих программ

КОНСТРУКТОР РАБОЧИХ ПРОГРАММ - это инновационная интерактивная среда проектирования рабочих программ, предназначенная педагогам общеобразовательных школ, гимназий и...

ИНСТРУКЦИЯ по работе с онлайн-конструктором для создания рабочих программ по учебным предметам на портале «Единое содержание общего образования»

ИНСТРУКЦИЯ по работе с онлайн-конструктором для создания рабочих программ по учебным предметам на портале «Единое содержание общего образования» для учителей...