Материал для создания рабочей программы по литературному чтению.
рабочая программа (4 класс)
Здесь можно найти материал, необходимый для создания рабочей программы по литературному чтению. 4 класс. УМК "Гармония"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.docx | 61.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МАТЕРИАЛ ДЛЯ СОЗДАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. 4 КЛАСС
На основе авторской программы О. В. Кубасовой (учебно – методический комплект «Гармония»; издательство «Ассоциация ХХI век»).
Основной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование:
- всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);
- потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;
- читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением тех никой чтения, различными видами чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;
- готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе прочитанного.
Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение»
Речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, поэтому литературное чтение – один из ведущих учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующий общему развитию, воспитанию и социализации ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы.
Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей.
Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению чтению.
В связи с этим концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение»:
- обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения);
- внимание к личности писателя;
- бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной литературной формы;
- наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).
Для успешной реализации модели общения «АВТОР ТЕКСТ ЧИТАТЕЛЬ» необходимо решение
комплекса личностных, метапредметных и предметных задач.
С целью достижения определённых результатов были выработаны принципиальные подходы к построению учебного курса, излагаемые ниже.
1. Приоритетной задачей предмета «Литературное чтение» является духовно-нравственное воспитание обучающихся, для чего в программу включены художественные произведения, обладающие мощным нравственным и духовным потенциалом: от небольших поучительных басен Эзопа до философской сказочной повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Сформировать у детей духовно-нравственные ориентиры помогает не толь- ко целенаправленный подбор литературных произведений, но и методический аппарат учебников.
2. С целью реализации принципа преемственности данный курс по литературному чтению для начальной школы дополняют пособия для дошкольников.
3. Учебный материал, реализующий данную программу, подобран в соответствии с рекомендациями ФГОС и отвечает критериям художественной и познавательной ценности, сочетания классики и современности, доступности, тематического и видо-жанрового разнообразия. Он отличается следующими особенностями:
• широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений;
• соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущим задачам каждого года обучения. (В 1 классе, когда важно вызвать интерес детей к чтению и к урокам чтения, произведения сгруппированы в разделы, тематика которых максимально близка жизненным и читательским интересам первоклассников. Во 2 классе, когда ведущей задачей становится формирование базовых читательских компетенций, литературные произведения систематизированы по методической цели обучения чтению. В 3 классе, поскольку в это время ещё большее, чем прежде, внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию детей, в учебнике доминируют разделы с произведениями нравственной тематики. В 4 классе, в большей степени, чем предыдущие, ориентированном на подготовку к дальнейшему систематическому изучению литературы, усилена литературоведческая пропедевтика, в связи с чем произведения сгруппированы по видо-жанровой специфике. Таким образом, и учебный материал, и структура учебников направлены на создание благоприятных методических условий формирования приоритетных для каждой ступени обучения компетенций и личностных качеств.)
4. В основе методического аппарата учебников лежит современная практико- и личностно- ориентированная педагогическая технология: методический аппарат программирует процесс обучения, «ведёт» за собой, учит мыслить, включая детей в логику осмысления произведений разных литературных родов и жанров. В большинстве случаев учебники не дают готовых решений, а подводят к нахождению правильных ответов, а значит, к правильному осмыслению прочитанного.
Особую группу составляют задания, формирующие универсальные учебные действия учащихся. Методический аппарат содержит материалы для формирования всех видов УУД: личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) с приоритетом (из-за специфики предмета) развития личностных (прежде всего ценно-смысловых), познавательных и коммуникативных. С целью формирования читательской самостоятельности учащихся с 1 класса регулярно даются задания, привлекающие детей к деятельности с книгами. Во 2 классе этому посвящён специальный раздел «В мире книг».
Значительное место в курсе «Литературное чтение» занимают задания творческого характера.
Особое место среди них отводится заданиям, организующим обучение словесному творчеству: созданию сочинений, отзывов, аннотаций, стилизаций (небылица, считалка, загадка, сказка) и др.
Наиболее существенными особенностями методического аппарата являются:
• охват всех этапов урока (вопросы, задания и упражнения сопровождают литературное произведение: перед текстом с их помощью осуществляется подготовка к чтению; далее, в том случае, если текст имеет значительный объём, в нём содержатся методические вставки, а именно вопросы и задания, помогающие осмыслить читаемое и прогнозировать дальнейшее развитие сюжета, основной блок вопросов и заданий расположен после текста); таким образом методический аппарат окаймляет произведение, направляя восприятие и вырабатывая привычку к чтению-диалогу, чтению-размышлению, чтению- изучению, то есть формируя правильный тип читательской деятельности);
• обеспечение методической поддержкой трёх основных направлений в обучении чтению: совершенствование техники чтения, обучение работе с текстами разной специфики и формирование умения ориентироваться в мире книг;
• систематичность в формировании читательских компетенций, то есть постепенное нарастание сложности заданий и бо´льшая самостоятельность детей при их выполнении;
• сопровождение наиболее трудных и новых заданий вспомогательными методическими материалами, помогающими их выполнить: пояснениями, советами, памятками (например, учебники содержат памятки с алгоритмами для составления выборочного и краткого пересказов, проведения драматизации, составления диафильма, осуществления виртуальной экранизации прочитанного, составления аннотации, создания читательского отзыва, сочинения рассказа по картине, подготовки и проведения презентации).
Таким образом, методический аппарат учебников и пособий данного учебного курса предоставляет конкретную методическую помощь в освоении заявленных в программе читательских компетенций и разнообразных способов деятельности на основе прочитанного, в том числе обобщённых способов учебной деятельности.
Несмотря на то что методический аппарат соответствует возрастным возможностям детей, с целью организации разноуровневого подхода к обучению выделены задания повышенной сложности, необязательные для выполнения, что позволяет предотвратить перегрузку учащихся..
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
- Программы общеобразовательных учреждений
Литературное чтение: Программа. 1–4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1–4 классы / О.В. Кубасова. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2016. –416 с.
- Литературное чтение. Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 4 частях. Часть 1 / О. В. Кубасова. – 9-е изд. перераб. и доп. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2016. – 192 с.
- Литературное чтение. Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 4 частях. Часть 2 / О. В. Кубасова. – 9-е изд. перераб. и доп. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2016. – 192
- Литературное чтение. Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 4 частях. Часть 3 / О. В. Кубасова. – 9-е изд. перераб. и доп.- Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2016. – 192с.
- Литературное чтение. Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 4 частях. Часть 4 / О. В. Кубасова. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2016. – 192с.
- Литературное чтение: рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений . В 2 ч. Ч. 1/ О. В. Кубасова. – 4-е изд. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2016. – 128 с.
- Литературное чтение: рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений . В 2 ч. Ч. 2/ О. В. Кубасова. – 4-е изд. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2016. – 128 с.
- Литературное чтение: тестовые задания к учебнику «Любимые страницы» для 4 класса общеобразовательных организаций / О. В. Кубасова. – 7-е изд. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2016. – 96 с.
Планируемые предметные результаты освоения программы по литературному чтению в 4-ом классе
К концу изучения в начальной школе курса «Литературное чтение» будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.
Выпускники начальной школы научатся:
- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения по другим предметам и дальнейшей жизни;
- читать осознанно, правильно, бегло (целыми словами вслух – не менее 90 слов в минуту, про себя – не менее 120 слов в минуту) и выразительно доступные по содержанию и объёму произведения;
- применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое/выборочное, просмотровое);
- полноценно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;
- знанию основных моральных норм;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;
- работать с литературным текстом в соответствии с его эстетической и познавательной сущностью;
- определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;
- характеризовать героев;
- устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения;
- находить в художественном произведении различные средства языковой выразительности (сравнение, олицетворение, эпитет, художественный повтор, звукопись) и понимать их роль в тексте;
- выделять основные элементы сюжета, определять их роль в развитии действия;
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
- отличать поэтический текст от прозаического;
- распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.);
- соотносить произведения с изученными жанрами художественной литературы (миф, былина, рассказ, повесть, литературная сказка, стихотворение, басня), основываясь на их признаках;
- владеть алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений;
- осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламация, драматизация, словесное рисование, творческий пересказ и др.);
- делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;
- цитировать (устно);
- передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (полного, выборочного, краткого) с учётом специфики художественного, научно-популярного, учебного текстов;
- применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте общепознавательные и коммуникативные универсальные учебные действия;
- высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;
- вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета;
- составлять несложные монологические высказывания о произведениях;
- составлять аннотацию и отзыв на литературное произведение или книгу;
- определять порядок действий при поиске и выборе книги, при поисковом чтении, при подготовке к обсуждению или выступлению, при заучивании наизусть;
- создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение) на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
- осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;
- ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
- пользоваться алфавитным каталогом;
- ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленной в детской библиотеке;
- пользоваться справочно-энциклопедическими изданиями.
Выпускники начальной школы получат возможность научиться:
• осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
• воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
• применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия; испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
• уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
• бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
• воспринимать художественную литературу как вид искусства;
• соотносить литературу с другими видами искусства;
• испытывать эстетические чувства в процессе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой;
• развивать способность к эмпатии, эмоционально- нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
• определять сходство и различие произведений разных жанров;
• осознанно выбирать виды чтения (творческое, ознакомительное, изучающее, поисковое, просмотровое) в зависимости от цели чтения;
использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
• выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями;
• высказывать и пояснять свою точку зрения;
• применять правила сотрудничества;
• работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой словарный запас;
• находить в художественном произведении такие средства языковой выразительности, как метафора и гипербола, понимать их роль в тексте;
• понимать особенности изучаемых типов композиции;
• выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
• цитировать (письменно);
• осуществлять такие формы творческой интерпретации текста, как составление диафильма, воображаемая экранизация;
• писать изложения;
• создавать прозаический или поэтический текст по аналогии с авторским текстом, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста);
• делать устную презентацию книги (произведения);
• пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
• работать с детской периодикой;
• расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.
Содержание курса «литературное чтение» в 4 классе
Виды речевой деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседников, чтения различных текстов). Адекватное понимание звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения. Умение характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, тему и идею, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать и характеризовать персонажей.
Осознание цели и определение последовательности построения услышанного речевого высказывания. Умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-популярному и художественному произведению. Сравнение на слух художественного и научно-популярного текста.
Чтение
Чтение вслух
Заинтересованное, осознанное, правильное, беглое, выразительное чтение.
Чтение про себя
Осознание при чтении про себя смысла доступных по объёму и жанру произведений, осмысление цели чтения. Выбор вида чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое/выборочное, просмотровое). Умение находить в тексте необходимую информацию; отвечать на вопросы, используя текст.
Работа с разными видами текста
Полноценное восприятие доступных возрасту литературных произведений разных жанров.
Общее представление о разных видах текстов (художественных, учебных, научно-популярных) и их сравнение. Определение целей и задач создания этих видов текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; определение способов организации разных видов текста – повествования, описания, рассуждения. Прогнозирование содержания текста и книги перед чтением и в процессе чтения.
Самостоятельное определение темы текста, главной мысли, структуры.
Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Составление плана (вопросного, цитатного самостоятельно сформулированными повествовательными предложениями). Составление сложного плана.
Умение работать с разными видами информации.
Практическое сравнение различных видов текста (учебный, художественный, научно-популярный) и произведений разных (изучаемых) жанров.
Участие в коллективном обсуждении: умение выступать по теме, отвечать на вопросы, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Работа с текстом художественного произведения.
Определение темы и главной мысли текста.
Определение особенностей художественного текста: народное или авторское произведение, своеобразие выразительных средства языка (синтаксическое построение предложений, единство или контрастность описаний), жанр, структура (композиция).
Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Портрет, характер героя, выраженный через поступки и речь. Анализ причин поведения персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии и по контрасту. Выявление авторского отношения к герою. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста. Характеристика исторического героя – защитника Отечества.
Выделение опорных (ключевых) слов текста.
Составление плана. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный, творческий пересказ.
Составление рассказа (сказки) по внутритекстовой иллюстрации, по заданной теме, в форме продолжения прочитанного, по аналогии с прочитанным.
Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Умение пользоваться приёмами заучивания стихотворений (с опорой на ключевые слова) и выразительного чтения. Сравнение художественных произведений по теме, жанру, эмоциональной окраске.
Работа с учебными и научно-популярными текстами.
Понимание заглавия произведения. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Определение темы и главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Выделение опорных (ключевых) слов. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста.
Работа с познавательной литературой: умение находить необходимую информацию, систематизировать и усваивать её.
Библиографическая культура.
Книга как особый вид искусства и как источник знаний. Элементы книги. Книга: учебная, художественная, познавательная, справочная. Виды информации в книге.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендательного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Умение ориентироваться в мире книг, подбирать литературу по жанру, теме, собственным возможностям и интересам, опираясь на весь комплекс внетекстового аппарата книги.
Говорение (культура речевого общения).
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать, отвечать и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и вежливо высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-популярному, художественному тексту).
Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так и внеучебного общения.
Монолог как форма речевого высказывания. Умение отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка с учётом особенностей монологического высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Самостоятельное построение плана своего высказывания.
Передача впечатлений (от повседневной жизни, литературного и живописного произведения) в высказывании (описании, рассуждении, повествовании).
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, рассказ по рисункам и репродукциям картин, на заданную тему, по аналогии с прочитанным.
Письмо (культура письменной речи).
Практическое освоение на основе прочитанных художественных произведений следующих типов письменной речи: текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения. Создание собственных мини-сочинений на заданную тему, рас- сказов по картинам, эссе, читательских отзывов, аннотаций.
Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания высказывания заголовку, отражение темы и идеи, последовательность изложения, использование в письменной речи вы- разительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение и др.).
Круг чтения
В четвёртом классе дети знакомятся с лучшими творениями всемирной литературы разных видов и жанров: гимны, сказки (народные и литературные), былины, басни, рассказы, мифы и библейские сказания, пьесы, стихотворения, познавательная (научно-популярная) литература, повесть.
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание программного материала ( уроки внеклассного чтения, уроки обобщения, контрольные уроки) | Количество часов |
1 | Вводный урок. Гимн Российской Федерации. | 1 |
2 | Учебная тема: «Что за прелесть эти сказки!..» (Сказки) И. Токмакова «В чудной стране»*; русские народные сказки «Пётр I и мужик», «Марья и ведьмы», «Василиса Прекрасная»; бразильская сказка «Жизнь человека»; X. К. Андерсен «Русалочка»; А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Д. Джекобс «Рыба и кольцо»; А. Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон»; Дж. Родари «Эти бедные привидения»; К. Драгунская «Лекарство от послушности». | 17 |
3 | Учебная тема: «О доблестях, о подвигах, о славе...» (Былины) «Добрыня и Змей» (пересказ А. Нечаева); «Добрыня и Змей» (обработка Ю. Круглова); «Болезнь и исцеление Ильи Муромца» (пересказ А. Нечаева); Алёша Попович и Тугарин (пересказ А. Нечаева). | 5 |
4 | Учебная тема: «Уж сколько раз твердили миру...» (Басни) X. К. Андерсен «Эта басня сложена про тебя»; Эзоп «Лисица и Козёл», «Ворона и кувшин», «Мальчик-вор и его мать»; И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»*, «Мышь и Крыса», «Две Бочки»; Л. Н. Толстой «Лев и лисица»; С. Михалков «Просчитался», «Услужливый», «Заячье горе»; И. Демьянов «Валерик и тетрадь». | 5 |
5 | Учебная тема: «Оглянись вокруг» (Рассказы) М. Пришвин «Как я научил своих собак горох есть», «Глоток молока»; К. Паустовский «Заячьи лапы»; Р. Фраерман «Девочка с камнем»; Ю. Ермолаев «Иголка с ниткой»; Ю. Яковлев «Полосатая палка»; К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; Н. Носов «Огородники»; О. Григорьев «Две трубы»; С. Алексеев «Капитан бомбардирской роты», «Радуйся малому, тогда и большое придёт»; А. Чехов «Ванька»; Д. Мамин-Сибиряк «Вертел»; Л. Кассиль «У классной доски»; В. Лидин «Завет»; Р. Брэдбери «Всё лето в один день». | 19 |
6 | Учебная тема: «Золотая колесница» (Мифы Древней Греции) «Персей»; «Орфей и Эвридика»; «Дедал и Икар». | 5 |
7 | Учебная тема: «В начале было Слово, и Слово было Бог...» (Библейские сказания) «Семь дней творения»; «Бог сотворил первого человека»; «Жизнь первых людей в раю»; «Первый грех. Обещание Спасителя. Изгнание из рая»; «Всемирный потоп»; «Моисей»; С. Лагерлёф «Святая ночь»; А. Мень «Милосердие Иисуса»; притча «Блудный сын». | 8 |
8 | Учебная тема: «Самого главного глазами не увидишь...» (Повесть-сказка) А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». | 7 |
9 | Учебная тема: «Мир – театр, люди в нём – актёры...» (Пьесы) А. Барто, Р. Зелёная «Ах, руки, руки!»; Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (глава), «Два друга» (отрывок из пьесы по повести «Витя Малеев в школе и дома»). | 5 |
10 | Учебная тема: «Мир волшебных звуков» (Поэзия) В. Жуковский «Песня»; А.С. Пушкин «Птичка»*, «Няне», «Зимняя дорога»; М. Лермонтов «Горные вершины»* (из И.В. Гёте), «Утёс», «Молитва»; И. Суриков «Весна»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; А. Блок «На лугу», «Гроза про- шла, и ветка белых роз...»*; С. Есенин «С добрым утром!»*; М. Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток...»; В. Маяковский «Тучкины штучки»; С. Маршак «Пожелания друзьям»; Саша Чёрный «Зелёные стихи»; Ю. Владимиров «Чудаки»*; Д. Хармс «Очень страшная история»; В. Хотомская «Два гнома», «Три сестрицы»; О. Высотская «Весенние рубашки»; Э. Мошковская «Песня»; Ю. Мориц «Чтоб летали мы все и росли!»; В. Высоцкий «Песня Кэрролла». | 13 |
11 | Учебная тема: «Когда, зачем и почему?» (Познавательная литература) Н. Кун «Олимп»; Ю. Яковлев «О нашей Родине»; И. Соколов-Микитов «Русский лес»; Ю. Дмитриев «Зелёное и жёлтое»; «Крещение Руси» (из книги «Крещение Руси»); Н. Соловьёв «Сергей Радонежский»; В. Губарев «В открытом космосе»; Л. Яхнин «Метро»; М. Ильин и Е. Сегал «Что из чего»; М. Ильин «Сто тысяч почему»; Н. Надеждина «Лук от семи недуг»; М. Константиновский «Что такое электрический ток»; В. Малов «Как парижский официант русскому изобретателю помог»; А. Дитрих и Г. Юрмин «Какая книжка самая интересная?» (отрывок); К. Паустовский «Великий сказочник» (в сокращении), «Сказки Пушкина»; Я. Смоленский «Как научиться читать стихи»; К. Чуковский «Признания старого сказочника» (фрагмент). | 16 |
12 | Итоговый контроль за год. | 1 |
Итого: | 102 |
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Практическое освоение особенностей различных жанров лирики, эпоса и драмы в сравнении: сказка – рассказ, басня – сказка, рассказ – повесть, сказка – сказочная повесть, рассказ – стихотворение, пьеса – рассказ, пьеса – сказка, былина – сказка, миф – сказка, очерк – рассказ.
Умение элементарно классифицировать сказки. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция).
Представление о различных разновидностях рассказов (о подвигах, о детях, о животных, философские, юмористические, исторические).
Общие представления о своеобразии лирики: пейзажной, юмористической, философской, романтической.
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, художественных повторов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворения, звукописи.
Знание некоторых приёмов художественной композиции.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения, лирический герой.
Умение отличить художественную литературу от учебной и познавательной на основе их практического сравнения.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов высказываний: повествование (сказка, рассказ, повесть), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рас- суждение (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выявление особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Получение первоначальных представлений об известных писателях (А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, X.К. Андерсен, И.А. Крылов, С.Я. Маршак, К.Г. Паустовский и др.) на основе знакомства с их творчеством.
Творческая деятельность (на основе литературных произведений).
Освоение всех используемых в начальной школе творческих видов интерпретации текста (выразительное чтение, драматизация, словесное, графическое, музыкальное иллюстрирование, составление диафильма и виртуальная экранизация, разные формы творческого пересказа, презентация), умение выбирать и использовать их в соответствии со спецификой произведения.
Создание сочинений разных типов (повествование, описание, рассуждение) на основе читаемой литературы.
Внеурочная деятельность на основе прочитанного на уроках литературного чтения.
Пополнение и структуризация классной библиотечки (уголка чтения).
Участие в подготовке и проведении литературных викторин по творчеству любимых писателей (Х.К. Андерсен, А.С. Пушкин, К.И. Чуковский, Н.Н. Носов и др.).
Создание рисунков к прочитанным произведениям.
Создание костюмов для сказочных персонажей.
Участие в конкурсах чтецов.
Участие в работе кружка «Речевой этикет (культура речи)».
Участие в работе кружка «Юный театрал».
Участие в работе кружка «Творческая мастерская» (создание собственных текстов).
Создание коллажа «Моя Родина».
Создание сборника любимых стихотворений русских поэтов.
Создание аудиоальбома по произведениям русских поэтов.
Создание альбома «Никто не забыт, ничто не забыто».
Участие в конференции «В жизни всегда есть место подвигу».
Сочинение собственных произведений в жанре эссе, очерка, сказки.
Участие в читательской конференции по теме «Наши любимые писатели».
Создание книжных выставок книг по темам: «Былины», «Мифы Древней Греции», «Русские народные волшебные сказки», «Книги Х. К. Андерсена», «Сказки А.С. Пушкина» и др.
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению.
4 класс.
(3 / (2) часа в неделю. 85 часов)
№ урока | Темы уроков | Дата (план.) | Дата (факт.) |
1 четверть – 26 часов. | |||
С. Михалков «Гимн Российской Федерации»; тема «Что мы читали летом»; библиотечный урок. | |||
Учебная тема: «Что за прелесть эти сказки!..» (Сказки) (16 ч.) | |||
И. Токмакова «В чудной стране»; русская народная сказка «Пётр I и мужик». | |||
Русская народная сказка «Марья и ведьмы». | |||
Русская народная сказка «Василиса Прекрасная». | |||
Русская народная сказка «Василиса Прекрасная». | |||
Тема «Книги со сказками разных народов»; бразильская сказка «Жизнь человека». | |||
X. К. Андерсен «Русалочка»; тема «Сказки Х.К. Андерсена». | |||
X. К. Андерсен «Русалочка»; тема «Сказки Х.К. Андерсена». | |||
X. К. Андерсен «Русалочка»; тема «Сказки Х.К. Андерсена». | |||
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; тема «Сказки А. С. Пушкина». | |||
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; тема «Сказки А. С. Пушкина». | |||
Д. Джекобс «Рыба и кольцо». | |||
А. Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон». | |||
А. Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон». | |||
Дж. Родари «Эти бедные привидения». | |||
К. Драгунская «Лекарство от послушности». Тема «Книги со сказками современных отечественных писателей». | |||
Обобщение по разделу «Авторские и русские народные сказки». Контрольный тест по разделу №1. | |||
Учебная тема: «О доблестях, о подвигах, о славе...» (Былины) (4 ч) | |||
«Добрыня и Змей» (пересказ А. Нечаева); «Добрыня и Змей» (обработка Ю. Круглова). | |||
«Болезнь и исцеление Ильи Муромца» (пересказ А. Нечаева). | |||
«Алёша Попович и Тугарин» (пересказ А. Нечаева). | |||
Внеклассное чтение. Тема «Книги с былинами». Контрольный тест по разделу №2. | |||
Учебная тема: «Уж сколько раз твердили миру...» (Басни) (4ч) | |||
X. К. Андерсен «Эта басня сложена про тебя»; Эзоп «Ворона и кувшин», «Мальчик-вор и его мать», «Лисица и Козёл». | |||
И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Мышь и Крыса», «Две Бочки». | |||
Л. Н. Толстой «Лев и лисица»; С. Михалков «Просчитался», «Услужливый», «Заячье горе». | |||
И. Демьянов «Валерик и тетрадь». | |||
Контрольный тест по разделу №3. | |||
2 четверть – 22 часа. | |||
Учебная тема: «Оглянись вокруг» (Рассказы) (17 ч) | |||
М. Пришвин «Как я научил своих собак горох есть», «Глоток молока». | |||
К. Паустовский «Заячьи лапы». | |||
Р. Фраерман «Девочка с камнем». | |||
Ю. Ермолаев «Иголка с ниткой». | |||
Ю. Яковлев «Полосатая палка». | |||
К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | |||
Н. Носов «Огородники». | |||
О. Григорьев «Две трубы». | |||
Тема «Книги С. П. Алексеева»; С. Алексеев «Капитан бомбардирской роты», «Радуйся малому, тогда и большое придёт». | |||
А. Чехов «Ванька». | |||
А. Чехов «Ванька». | |||
Д. Мамин-Сибиряк «Вертел». | |||
Д. Мамин-Сибиряк «Вертел». | |||
Л. Кассиль «У классной доски». | |||
В. Лидин «Завет». | |||
Р. Брэдбери «Всё лето в один день». Обобщение по разделу. | |||
Внеклассное чтение. Контрольный тест по разделу №4. Тема «Книги о Великой Отечественной войне»; «Рассказы о животных»; «Рассказы о детях». | |||
Учебная тема: «Золотая колесница» (Мифы Древней Греции) (5 ч) | |||
«Персей» | |||
«Орфей и Эвридика». | |||
«Дедал и Икар». | |||
Внеклассное чтение. Тема «Книги с мифами Древней Греции». | |||
Обобщение по разделу. Контрольный тест по разделу №5. | |||
3 четверть – 19 часов. | |||
Учебная тема: «В начале было Слово, и Слово было Бог...» (Библейские сказания) ( 8 ч.) | |||
«Семь дней творения»; «Бог сотворил первого человека»; «Жизнь первых людей в раю»; «Первый грех. Обещание спасителя. Изгнание из рая». | |||
«Всемирный потоп». | |||
«Моисей». | |||
«Моисей». | |||
С. Лагерлёф «Святая ночь». | |||
А. Мень «Милосердие Иисуса»; притча «Блудный сын». | |||
Внеклассное чтение. Тема «Книги с библейскими сказаниями». Обобщение по разделу. Контрольный тест по разделу №6. | |||
Учебная тема: «Самого главного глазами не увидишь...» (Повесть-сказка) (9 ч) | |||
Антуан де Сент- Экзюпери «Маленький принц». | |||
Антуан де Сент- Экзюпери «Маленький принц». | |||
Антуан де Сент- Экзюпери «Маленький принц». | |||
Антуан де Сент- Экзюпери «Маленький принц». | |||
Антуан де Сент- Экзюпери «Маленький принц». | |||
Антуан де Сент- Экзюпери «Маленький принц». | |||
Антуан де Сент- Экзюпери «Маленький принц». Контрольный урок по разделу №7. | |||
Учебная тема: «Мир – театр, люди в нём – актёры...» (Пьесы) (5 ч) | |||
А. Барто, Р. Зелёная «Ах, руки, руки!» | |||
Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (глава). | |||
Н. Носов «Два друга» (отрывок из пьесы по повести «Витя Малеев в школе и дома». | |||
Внеклассное чтение. Тема «Книги Н. Носова» | |||
Обобщение по разделу. Контрольный тест по разделу №8. | |||
4 четверть – 16 часов. | |||
Учебная тема: «Мир – театр, люди в нём – актёры...» (Пьесы) (3 ч) | |||
А. Барто, Р. Зелёная «Ах, руки, руки!» | |||
Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (глава). Тема «Книги Н. Носова» | |||
Н. Носов «Два друга» (отрывок из пьесы по повести «Витя Малеев в школе и дома») Обобщение по разделу. | |||
Учебная тема: «Мир волшебных звуков» (Поэзия) (16 ч) | |||
В. Жуковский «Песня»; Я. Смоленский «Как научиться читать стихи»; А. С. Пушкин «Птичка». | |||
А. С. Пушкин «Няне»; К. Паустовский «Сказки Пушкина» | |||
А. С. Пушкин «Зимняя дорога»; М. Лермонтов «Горные вершины» (из И. В. Гёте); | |||
М. Лермонтов «Утёс», «Молитва». | |||
И. Суриков «Весна»; К. Бальмонт «Золотая рыбка» | |||
А. Блок «На лугу», «Гроза прошла, и ветка белых роз...» | |||
С. Есенин «С добрым утром!»; | |||
М. Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток...»; В. Маяковский «Тучкины штучки»; | |||
Промежуточная аттестация. | |||
С. Маршак «Пожелания друзьям»; Саша Чёрный «Зелёные стихи». | |||
Ю. Владимиров «Чудаки»; Д. Хармс «Очень страшная история». | |||
О. Высотская «Весенние рубашки»; Э. Мошковская «Песня». | |||
Ю. Мориц «Чтоб летали мы все и росли!»; В. Высоцкий «Песня Кэрролла». |
Литературное чтение на родном языке (18 часов)
№ урока | Темы уроков | Дата (план.) | Дата (факт.) |
Учебная тема: «Когда, зачем и почему?» (Познавательная литература) (17 ч) | |||
Ю. Яковлев «О нашей Родине». | |||
И. Соколов- Микитов «Русский лес». | |||
Ю. Дмитриев «Зелёное и жёлтое». | |||
«Крещение Руси» (из книги «Крещение Руси») | |||
Н. Соловьёв «Сергей Радонежский». | |||
Н. Соловьёв «Сергей Радонежский». | |||
В. Губарев «В открытом космосе» | |||
Л. Яхнин «Метро» | |||
М. Ильин и Е. Сегал «Что из чего»; М. Ильин «Сто тысяч почему». | |||
Тема «Книги и журналы, отвечающие на вопросы». | |||
Н. Надеждина «Лук от семи недуг». | |||
М. Константиновский «Что такое электрический ток». | |||
В. Малов «Как парижский официант русскому изобретателю помог». | |||
А. Дитрих и Г. Юрмин «Какая книжка самая интересная?» (отрывок). Тема «Книги о книгах и их создателях». | |||
К. Паустовский «Великий сказочник» (в сокращении); «Сказки Пушкина». | |||
К. Чуковский «Признания старого сказочника» (фрагмент) | |||
Промежуточная аттестация. | |||
Тема «Книги и журналы со стихами современных детских поэтов»; «Книги и журналы со стихами русских поэтов»; |
Всего за год – 102 часа.
(34 недели по 3 часа)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...