Учитель года -2021
материал
В этом эссе описана все методы и подходы моей учебной и воспитательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эссе учителя начальных классов_Сяткиной И.В. | 47 КБ |
Методическая мастерская учителя начальных классов_Сяткиной И.В. | 1.43 МБ |
Предварительный просмотр:
«Чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать целое море света», - сказал мудрый В. А.Сухомлинский
Когда я слышу слово «учитель», то сразу вспоминаю свою первую учительницу и одну из самых моих любимых наставниц – это Мичкасская Татьяна Федоровна. Для меня, да и для всех девочек нашего класса, она была эталоном всего. Красоты, доброты, отзывчивости и просто хороших отношений. Как сейчас помню, всегда любила играть в детстве в учителя. Наверно многие девочки, как и я, так играли в детстве. И кто бы мог подумать, что я тоже свяжу свою жизнь с педагогикой. Если задуматься, то что можно сказать о нашей профессии, которая является фундаментом всех профессий в мире. Учитель — это даже не профессия, а образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед обществом, и прежде всего, перед учениками. А учитель начальных классов играет ответственную роль в формировании мировоззрения каждого своего ученика.
Образ первого учителя остается в сердцах каждого и сопровождает его всю жизнь. Дети, приходя в школу, обретают нового старшего друга, заботливого, неравнодушного, который всегда готов помочь в трудную минуту и поддержать в нужное время. Я хорошо понимаю, что для каждого ребенка, пришедшего в школу, встреча с первым учителем — это, прежде всего встреча с новым, особо значимым человеком. Эта встреча может помочь ребенку стать хорошим человеком, обрести свое собственное лицо, уверенность в будущем, породить стремление подражать первому учителю, обращаться к нему в самые трудные или счастливые минуты своей жизни. Порой он становится всем для ребенка: родителем, наставником, примером для подражания. Своей энергией он заряжает детские сердца.
После родителей, учитель — самый главный человек, который влияет на личность ребенка. И только от него зависит, каким будет новый человек, что вольется в общество. Бесспорно, есть учителя, о которых всегда вспоминаем с улыбкой, помним все их наставления, шутки и советы.
В. А Сухомлинский сказал: «Если вы мечтаете оставить после себя след на земле, не обязательно быть выдающимся писателем или учёным, вы можете утвердить себя в обществе, воспитав хороших детей. Хороших граждан, хороших тружеников, хорошего сына, хорошую дочь» Подумайте, какой след на земле оставят ваши родители, вырастив таких детей, как вы.
Быть учителем - значит быть немного ребенком, ведь сложно найти точки соприкосновения, когда вы смотрите на мир под разными углами. И еще учитель должен постоянно совершенствоваться, учиться до тех пор, пока ему есть кого учить. Я до сих пор помню из своего детства, эти интересные методы наглядности на математике в начальных классах. Тогда в девяностые годы, не было интерактивных досок. Мы всё учились делать при помощи картинок. Мне так они нравились, цветные, красивые. Оказывается, то, чему ты учишься в детстве, то, что видишь, познаешь интересное, отражается в будущем и пригождается. Столько всего изменилось за последнее время! Технологии развиваются с необычайной скоростью; количество информации, обрушившейся на головы детей, возросло в разы; сами дети изменились: они стали более открытыми, более любознательными, не боятся задавать вопросы и высказывать свое мнение, они по-другому воспринимают и перерабатывают информацию. Хотя сейчас на дворе уже двадцать первый век и кругом цифровые технологии, а я всё равно иногда на своих уроках использую тот момент. Метод наглядности из моего детства. Реакция детей, на настоящие, нарисованные картинки с заданиями, просто потрясающая. Невольно от этого процесса, глядя на детей, на их стремление скорее заполучить заветную картиночку, вызывает всегда положительные эмоции. Все люди в любом возрасте любят играть, рисовать, творить. Важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с учителем «творили» урок. Ведь, не только и не столько знания определяют эффективность процесса обучения и воспитания, сколько готовность и желание детей участвовать в общении, работать в группах, парах.
У человека любой профессии обязательно были свои учителя, с их помощью он становился тем, кто сегодня есть.
С чего начинается мой школьный день? С уроков. Чем заканчивается день для меня? Уроками. Казалось бы — замкнутый круг. Но в том-то и дело, что это круг, а не просто окружность. Он полно заполнен разными событиями — приятными и не очень, встречами — интересными и скучными, замечаниями — моими и чужими, советами, разговорами, схемами, удивлением, шумными переменами, вкусными обедами в столовой, дежурством, совещаниями, собраниями. У меня бурная жизнь благодаря моей любимой профессии. Мне некогда скучать. Иногда кажется, что я чего-то не успеваю, не доделываю, не дорабатываю. Поэтому иногда на уроках мы идем с опережением, как говорят педагоги, «ориентируясь на зону ближайшего развития ребенка».
На уроках я не только улыбаюсь, но еще бываю и строгой, требовательной, заставляю думать каждого ученика. Стараюсь вносить разнообразие в учебный процесс через применение методов и приемов разных педагогических технологий.
У меня особая профессия. Я — первый учитель маленьких детей, который час за часом открывает для себя этот большой, непонятный взрослый мир. Я помогаю воспитывать в каждом ребенке положительные нравственные качества через литературу, внеклассные мероприятия, коллективные творческие дела, собственный пример. Учу разумно оценивать различные жизненные ситуации, с которыми приходится встречаться моим детям.
Самая большая награда для меня за мой труд — это горящие понимающие глаза учеников на уроке. Всеми своими радостями и горестями дети делятся со мной. И у них, таких маленьких, я тоже многому учусь.
Я не просто учитель. Я — первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей. Наверное, нет ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе. Какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение для него будет радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка. Я часто задумываюсь об этом, когда родители привели своего любимого например сыночка, оставляют его, говорят, чтобы он не скучал, обещают за ним прийти. А он поворачивается ко мне и смотрит на меня точно так же, как смотрел только что на свою любимую маму. Это не передать словами, это нужно увидеть, прочувствовать. На школьных мероприятиях, у своих наставников, я раньше всегда спрашивала: « Как у вас удается проводить такое интересное и в тоже время простое мероприятие, или урок». Ответ оказывался простым. Нужно представить, то, что нравится детям, как бы они поступили в этот момент, чтобы они сказали. Т. е представить ту или иную ситуацию, со стороны детского взгляда. И действительно, порой полезно предугадать непосредственные детские мысли. Однажды по телевидению, выступал психолог, который сказал интересные для меня слова. «Все дети рождаются и вырастают с одинаковыми потребностями. Т. е они все любят своих родителей, любят играть и т.д. И создавать нужно те условия, которые удобны им для их возраста. Потому что ребёнок, никогда не был взрослым и не может знать, а иногда и понять, что нужно взрослым. А мы, взрослые, были все когда – то детьми. И поэтому, можем угадать в чем нуждаются наши маленькие дети.»
Каждый ребенок приходит в школу с открытой душой, с искренним желанием хорошо учиться. Если не поддерживать в нем веру в успех, не уметь «проектировать лучшее в человеке, пусть даже с риском ошибиться», огонёк жажды знаний гаснет. Ребёнок теряет веру в свои силы, но ещё хуже, если он свыкается с мыслью, что, ни к чему не имеет способностей. И тогда все педагогические поиски и построения терпят крах.
Я всегда возвращаюсь мыслями в детство. Я очень рада и считаю, что мне повезло с учителями, которые были у меня в детстве и в юношестве. Мне было и есть в данный момент с кого брать только хороший пример! И стараться передавать этот пример и искорку своего настроения детям!
И закончить свои мысли хочется словами выдающегося педагога, который говорил так.
«Чтобы быть хорошим учителем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.»
В. О. Ключевский.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Условия возникновения и становления педагогического опыта « Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать» (Л.Н. Толстой) Передо мной, как учителем, стоит задача не только научить, но и заинтересовать обучающихся, сделать так, чтобы детям нравилось то, что они делают. Формирование положительной мотивации – это залог успеха в познании. Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения, повышения мотивации к изучаемому предмету реализую с помощью средств активизации, в качестве которых выступают, наряду с применением приемов и методов обучения, современные образовательные технологии.
В настоящее время в педагогике придается огромное значение метапредметному подходу в обучении. В свою педагогическую практику я включила модель образования 4К, где главным условием является развитие у обучающихся основных компетенций: креативность, критическое мышление, коммуникация и кооперация.
Сегодня я хочу познакомить вас с достаточно интересной и эффективной технологией развития критического мышления технологией – интеллект-карт. Цель - изучение специфики работы с интеллект-картами на уроках в начальной школе и подтверждение эффективности их использования на уроках математики.
- запись информации, основанной на визуальном мышлении и совместной работе правого и левого полушарий мозга. Этот метод позволяет взглянуть на изучаемый материал с более высокой точки зрения, охватить его «единым взором», воспринять его как единое целое. Метод интеллект-карт – это Области применения интеллект карт
* Бумагу (формат А 4) располагайте перед собой только горизонтально и старайтесь все слова на вашей карте располагать тоже горизонтально. * Читать интеллект-карту надо с правого верхнего угла по часовой стрелке. * Для создания карт используйте только цветные карандаши, маркеры и т. д. * Основная идея, проблема или слово располагается в центре. * Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет. * Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. соединяются с главными ветвями. Главное – помнить, что человеческий мозг не сможет воспринимать и запомнить более чем 7 главных ветвей. Это основное и главное правило при составлении грамотной интеллект-карты . * Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева). * Над каждой линией - ветвью пишется только одно ключевое слово(максимум два), не нужно писать целое предложение. Наше мышление ассоциативно - одно ключевое слово помогает вспомнить большой блок информации. * Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове. * Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями. * Делайте свою карту, как можно интереснее. * Играйте размерами букв, толщиной линий и масштабами графики. * Заполняйте так, чтобы было с первого взгляда ясно, что представлено на рисунке, чертите стрелки, когда нужно показать связи, комбинируйте цвета. Правила создания интеллект-карт
рисование карты, дополнение недостающих сведений, анализ и исправление допущенных ошибок (индивидуально или коллективно), воспроизведение пройденного материала, составление карты по готовой схеме, индивидуальный опрос, составление карты памяти по тексту (окружающий мир), по индивидуальным опорам и правилу в учебнике (русский язык), воспроизведение ранее составленных карт. Приёмы работы с использованием интеллектуальных карт
На уроках окружающего мира На уроках русского языка На уроках литературного чтения
Использование интеллект - карт на уроках литературного чтения способствуют снятию напряжения и страха при анализе и пересказе большого произведения, словесном рисовании, выполнении творческих заданий, обобщении и систематизации знаний по разделу литературного чтения , при самостоятельном знакомстве с новым внеклассным литературным произведением; создаёт положительный эмоциональный настрой на уроке , развивает творческий потенциал учащихся и их познавательную активность. 4 класс, Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» Интеллект-карта по литературному чтению, 2 класс С. Михалков «Про мимозу»
Образовательный дефицит Результат повторной диагностики
В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты , поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее Главный результат применения – способность ученика переносить самостоятельно приобретенные знания в новые ситуации, понимать и совершенствовать себя, творить, взаимодействовать с окружающим миром.
Использование современных образовательных технологий позволяет мне развивать и поддерживать интерес к процессу обучения, достигать положительных результатов в обучении и внеурочной деятельности, а также создавать благоприятный психологический климат в классе, поставить каждого ученика в ситуацию успеха, в полной мере раскрыть его способности, избежать перегрузки при подготовке домашнего задания и на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Учитель года 2021"
Эссе «Моя педагогическая философия»...
Разработка урока математики школьного этапа конкурса профессионального мастерства "Учитель года 2021" на тему:"Перестановка слагаемых и её применение для случаев вида + 5,+6,+7,+8,+9"
Урок по математике был проведён учителем во время школьного этапа конкурса "Учитель года 2021" 27 января 2021 года...
Эссе учителя начальных классов для участия в муниципальном конкурсе "Учитель года - 2021"
Педагогическое кредо учителя...
Школьный этап профессионального конкурса "Учитель года - 2021"
конспект открытого урока, школьный этап конкурса "Учитель года - 2021"...
Муниципальный этап "Учитель года - 2021"
Конспект урока, Муниципальный этап "Учитель года - 2021"...
Муниципальный этап "Учитель года - 2021"
Презентация урока. Муниципальный этап "Учитель года - 2021"...
Информационная карта участника "Учитель года - 2021"
laquo;Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя»....