"Игровая деятельность на уроках в начальной школе"
статья (1 класс)
Статья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vserossiyskiy_seminarigrovye_tehnologii.docx | 0 байтов |
vserossiyskiy_seminarigrovye_tehnologii.docx | 16.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Творогова Д.Ю., учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 527 Невского района
Санкт-Петербурга
Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников
Игра — это
искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности.
Сухомлинский В.А.
Познавательный интерес в обучении – это потребность и стремление приобрести знания, умения и навыки в интересующей его области. По мнению Г. И. Щукиной, познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями]. Однако есть и другое более широкое мнение на счет познавательного интереса. Н. Г. Морозова считает, что познавательный интерес – это активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру. Если у ребёнка проявляется познавательный интерес, его нужно поддерживать: занимаясь с ребёнком отдельно, давать задания, учитывая возрастной критерий, интересные и в тоже время познавательные, для расширения кругозора ребёнка задания, затем связывать это с другими предметами, для проявления интереса в других областях. На уроках нужно учить детей размышлять, обосновывать, делать выводы, находить взаимосвязь между объектами. Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен. В основном он не устойчив, эпизодичен.Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего
школьника через различные виды деятельности. В. Б. Бондаревский считает, что познавательный интерес, является средством активизации познавательной деятельности обучающихся и эффективным инструментом педагога. Благодаря познавательному интересу педагогический процесс становится привлекатель-ным, вызывает непроизвольное внимание обучающихся к поставленным задачам. На наш взгляд, среди различных видов деятельности, способствующих развитию познавательных интересов у младших школьников, является игра. Педагогическая игра обладает существенными признаками: четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут характеризоваться учебно-познавательной направ-ленностью, вовлечением всех учащихся, управлением ходом игры, сочетани-ем индивидуальной и коллективной работы, подведением итогов и оценивани-ем, а значит – повышением познавательной мотивации обучаемых. Выделяют-ся следующие группы игр: обучающие, тренировочные, репродуктивные, про-дуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические и профориентационные.
Остановимся на группе обучающих игр. Обучающая игра – это игра, специально предназначенная для целей обучения; соревнование или состязание между играющими, действия которых ограничены определёнными условиями, направленными на достижение определённой цели. Обучающие игры занимают важное место среди современных психолого-педагогических технологий обучения. Как метод они получили распространение в 70-е года ХХ века. Одним из первых обратил внимание на феномен игры немецкий философ, теоретик искусства и драматург Ф. Шиллер. Он рассматривал игру как один из действенных факторов формирования мировоззрения человека. Шиллер считал, что человек в игре и посредством игры творит себя и мир, в котором живет, что человеком можно стать, только играя. Г.Спенсер, английский философ и социолог, особое внимание обращал на упражняющую функцию игры. На значение игры, как источника культуры, обратил внимание нидерландский историк культуры Й. Хейзинг. По его мнению, человеческая культура возникает и развёртывается в игре и как игра. Проблема активизации познавательной деятельности стояла перед педагогами всегда. Ещё древнегреческий философ Сократ учил слушателей, умению логически мыслить, искать истину. Однако в полной мере эта проблема разработана Д. Дьюи и учёными ХХ века, которые выступали с критикой словестной, книжной школы, которая даёт ученику готовые знания, пренебрегая его способностью к деятельности и познанию. Дьюи предложил учителю организовать деятельность на уроке так, чтобы они сами решали возникающие проблемы и получали знания, учились ставить задачи, искать решения, приме-нять полученные знания. В основе развития познавательной активности по мнению российского академика В.С.Ильина лежит преодоление противоречий между познанием и возможностью его реализации]. В настоящее время в зависимости от сферы применения существуют различные модификации обучающих игр.
Обучающие игры выполняют 3 основные функции:
— инструментальная: формирование определенных навыков и умений;
— гностическая: формирование знаний и развитие мышления учащихся;
— социально-психологическая: развитие коммуникативных навыков.
Каждой функции соответствует определенный тип игры: инструментальная функция может выражаться в игровых упражнениях, гностическая — в дидактических, последняя — в ролевых играх.
Для повышения эффективности обучающей игры ее технология должна отвечать определенным требованиям:
— игра должна соответствовать целям обучения;
— имитационно-ролевая игра должна затрагивать практическую педагогическую ситуацию;
— необходима определенная психологическая подготовка участников игры, которая бы соответствовала содержанию игры;
— возможность использования творческих элементов в игре;
— преподаватель должен выступать не только в роли руководителя, но и
как корректор и консультант в процессе игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение игровых технологий на уроках в начальной школе. (Умная игра на уроке)
Игровые приемы, используемые на уроках и во внеурочной деятельности, позволяют учащимся раскрыть и активизировать свои способности, усиливают интерес к изучаемым предметам, побуждают к решению учебных...
Использование игровой деятельности на уроках в начальной школе.
К опыту работы...
Методический семинар «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО».
Материал использован для обобщения опыта работы в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России -2017»...
Мои игровые «изюминки» или применение игровых технологий на уроках в начальной школе.
laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, пон...
Игровая деятельность на уроках в начальной школе
Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить и о возрастных особенностях детей, о тех отклонениях в развитии, которые характер...
Игровые технологии на уроках в начальной школе «Необычные способы проведения уроков математики»
Скучная и «сухая» наука… К сожалению, именно так большинство школьников относится к математике. Интерес к предмету угасает под гнетом однообразных, объемных и довольно сложных задан...
Доклад "Игровая деятельность на уроках в начальной школе"
Что представляет собой игра в жизни человека? Стоит ли рассуждать на эту тему или, следуя известной пословице: «Делу время – потехе час», рассматривать иг...