Методический семинар «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО».
методическая разработка на тему

Чернышева Инна Николаевна

Материал использован для обобщения опыта работы в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России -2017»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.opyt_raboty-2017._igrovaya_.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №23 города Ельца»

Методический семинар на тему:

«Использование игровых технологий на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности в условиях реализации

ФГОС НОО».

( в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России -2017»)

Подготовила и провела

учитель начальных классов, 1КК

Чернышева Инна Николаевна

2016г.

 «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО».

(Сл.1. Тема) Уважаемые коллеги! Вашему вниманию я предлагаю презентацию своего  опыта работы по использованию игровой технологии на уроках в начальной школе и во внеурочное время  в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Я решила уделить особое внимание этой теме, потому что ведущей деятельностью дошкольника была игра, и, когда ребёнок переходит на другой уровень образования, он продолжает играть. Для повышения мотивации и создания комфортности пребывания ученика в школе я обучаю детей, используя различные современные технологии и считаю, что особенно  важно использовать в 1-4 классах игровую технологию.

«Сл.2. Эпиграф+фото Ушинского»  «В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни…», -  именно эти слова русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского легли в основу моей педагогической деятельности, ведь  одной из главных задач современной начальной школы сегодня  является создание необходимых условий для личностного развития каждого.  Именно поэтому учителю важно использовать в педагогической деятельности комплекс средств, формирующих универсальные учебные действия, которые нашли отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Я в своей работе опиралась на знания и методические рекомендации учёных -педагогов, которые раскрыли сущность игровой технологии, как Константина Дмитриевича Ушинского, Павла Петровиого Блонский, Даниила Борисовича Эльконина.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает довольно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. (Сл.3. Отличия пед.игры) В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, а также помогает снять чувство усталости, раскрывает способности детей, их индивидуальность.

На мой взгляд, игровая технология –  самая актуальная для учителя начальной школы.

Уроки с использованием игровой технологии способствуют формированию личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий.  Они находятся в тесной взаимосвязи.

(Сл.4.УУД)

На сегодняшний день в моей  методической копилке  собран большой материал,  направленный  на  применение игровой технологии в деятельности младших школьников.

На своих уроках я стараюсь использовать различные элементы данной технологии

Существует следующая классификация игр (показать на экран)

  • по виду деятельности (двигательные, умственные, трудовые, социальные, психологические);
  • Например сегодня на уроке примером умственной игры были загадки, я часто использую игру «Эстафета»по  математике в любом классе: на карточках написаны примеры на вычитание и сложение, их количество соответствует количеству учащихся в ряду. Ученики последних парт получают по карточке, решив первый пример, передают впереди сидящему ученику. Карточки приходят на первые парты, где их собирает учитель.

— по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, контролирующие, развивающие);  Пример обучающей игры «Одень человечка» на уроках обучения грамоте.

При изучении звуков обозначаем их в виде человечков, одетых в разные цвета гласные – в красный цвет, согласные твёрдые – в синий, согласные мягкие – в зелёный,  на звонкие звуки надеваем шапочку-колокольчик, глухим – наушники (показать таких человечков)

— по характеру игровой методики (предметные, сюжетно-ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации);  Так, на сегодняшнем уроке я использовала игру — драматизацию (сценка «Лесное собрание»)

— по структуре (игры-упражнения, игры-состязания, игры-путешествия).  Например, сегодня  вы видели игру-путешествие в лес.

Сегодня на уроке вы увидели такие игровые элементы: загадки (по виду деятельности – умственные), игра-путешествие(по структуре), сценка «Лесное собрание» (по характеру обучающего процесса – обучающие, по характеру игровой методики – игры-драматизации).

Как известно, основная задача игры – не только развлечь, доставить удовольствие, сделать урок интересным и продуктивным. Инструментом включения в игру могут служить кукольные игрушки, музыкальное сопровождение урока, использование информационно-коммуникационной техники.

Например:  урок-сказка по математике в 1 классе на тему «Геометрические фигуры». В основе урока сюжет сказки «Гуси-лебеди». Дети  помогают героине, спасают братца, выполняя задания печки, яблони, речки. Видео-отрывки добавляют ощущения погружения в сказку.

В игре я учу общению. Для достижения эти целей использую групповые задания, работа в парах . Пример групповой работы вы увидели сегодня на уроке.  Подобные интерактивные формы работы являются системными. Так, на уроке окружающего мира в 3 классе на тему «Улицы города»  обучающиеся пробовали себя в роли архитекторов,  проектировали улицы будущего и представляли свои проекты.  Такой вид работы позволяет детям учиться высказывать своё мнение, быть соучастником мыслительного процесса.

(Сл.7. Фото с урока)

Часто использую инсценировку. Так, уже в 1 классе дети инсценировали басню Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и муравей» .

(Сл.8.Фото «Стрекоза и муравей»)

Разыгрывая художественные произведения, я включаю ребёнка в систему общественных отношений.

На своих уроках часто использую кроссворды, загадки, ребусы, стараюсь преподнести материал в необычной форме: урок-сказка, урок-путешествие, урок-исследование и другие. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе.

Я считаю, что игру или игровой момент можно провести  на различных этапах урока.   Предлагаю вашему вниманию видеофрагмент урока литературного чтения в 1 классе, где элемент игры используется на этапе целеполагания.  Сказочный герой приходит к детям со своим заданием.( Сл.9.Видео пример№6).

- К нам на урок чтения пришёл Незнайка. Он не может справиться с заданием. Оно на экране. Прочтите его. (Нарисуй замок)

- Перед вами 2 картинки. Прочтите слово. Покажите соответствующую картинку. (Дети показывают за'мок и замо'к)

- Выходите к доске Коля и Оля (с разными картинками)

-Что вы выбрали? Произнесите. (Показывают)

- Почему слово одно, а картинки разные? (Значение слова зависит от ударения)

-Догадайтесь, о чём мы будем сегодня говорить? («Роль ударения в значении слов, которые одинаково пишутся»

Учитель открывает тему урока.

Я использую игру не только на уроках, но и в работе классного руководителя

Например, с учениками 3 класса решили принять участие в городском экологическом проекте «Будем друзьями птиц».  (Сл.10 Фото. Пример №7)

Для ребят это была игра, которую начали с мозгового штурма и высказали много идей, которые были реализованы.

Обучающиеся  подготовили  доклады о зимующих птицах нашего края и особенностях экологической обстановки в нашей местности,

нарисовали птиц на кормушке и организовали выставку,

оформили плакаты и повесили их в фойе своей школы,

нарисовали листовки и разнесли их по домам микрорайона,

дома совместно  с родителями сделали кормушки и развесили  в школьной роще, пришли в гости к воспитанникам детского сада №6 «Росинка» с игровой  программой «Помогите птицам зимой!»,

подготовили к выступлению: загадки о зимующих птицах, подвижные игры, постановку кукольного театра, песню, рассказ о пользе пернатых друзей.

Подарили кормушки и корм, а также красочные буклеты на память о встрече, повесили кормушки на территории детского сада,

на сайте МБОУ СШ №23 поместили  обращение к читателям помочь природе.

Такая игра выполняла воспитательную, познавательную, развивающую функции: дети поняли, что им под силу делать добро каждый день!

Характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами.

И важно, конечно же, не заиграться на уроках. Важно, что бы ребёнок на уроке осознавал учебный материал, а игра должна лишь способствовать этому. Правильное использование данной технологии даёт положительные результаты. Сначала о детях:

Ежегодно мои ученики становятся победителями и призёрами различных творческих конкурсов и предметных олимпиад, в основе которых была игра. Игра мотивирует к творческой и проектной деятельности. Фотоотчёт нашего класса об участии  в проекте «Будем друзьями птиц!» в 2015году занял 2 место на муниципальном уровне.

Запимали призовые места в конкурсах «Дорога глазами детей», знание государственной символики РФ, «Осторожно, огонь!»

Я работаю над этой темой не первый год и делюсь опытом с коллегами. Так, в 2015году в рамках единого методического дня в своей школе давала урок окружающего мира в 3 классе на тему «Улицы города» . В 2016году на семинаре для заместителей директоров по ВР  представила фрагмент урок математики с элементами краеведения и игровой технологии в 4 классе.  Публикую разработки своих уроков  на  указанных сайтах.

Таким образом,  использование игровой технологии  в начальных классах ведёт к успешности учеников. Дети на уроках решают творческие задачи, применяют знания в жизни. А всё это, как известно, ведёт к становлению полноценной социализированной личности.

Я благодарю всех за внимание!

(Сл.13. Спасибо за внимание!)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование игровой технологии на уроках в начальной школе.

Материал содержит описание игровой технологии и технологическую карту урока обучения грамоте....

Особенности использования игровых технологий на уроках в начальной школе.

. Для реализации активного участия в уроке каждого ученика, применяю в своей практике технологию игровых форм обучения. В игровой технологии дидактическая цель ставится перед учащимися в форме и...

Использование игровой технологии на уроках в начальной школе

Многие отечественные психологи отмечают влияние игры на умственное развитие ребнка....

Презентация Методический семинар « Применение игровых технологий на уроках в начальной школе»

Презентация к методическому семинару "Применение игровых технологий на уроках в начальной школе" на конкурс Учитель года 2018...

Пояснительная записка к методическому семинару "Применение игровых технологий на уроках в начальной школе"

Пояснительная записка к методическому семинару "Применение игровых технологий на уроках в начальной школе" к конкурсу Учитель года - 2018...

Методический семинар: "Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников"

Обобщение опыта работы по теме: "Использование игровых технологий на уроках математики в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников."...

Методический семинар «Применение игровых технологий на уроках в начальной школе как средство повышения учебной мотивации».

Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять....