Способы формирования положительной мотивации в условиях реализации ФГОС НОО.
статья (3 класс)
Результаты исследования структуры учебной мотивации младшего школьника в 3 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 16.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы формирования положительной мотивации в условиях реализации ФГОС НОО.
Статью подготовила: учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 147
Красногвардейского района
г. Санкт-Петербурга
Зуева Татьяна Юрьевна
Человек – это существо, которое постоянно стремится к познанию еще неизвестных ему предметов или явлений внешнего мира, все действия реализуются под влиянием каких-либо мотивов. Любознательность особенно характерна для детей. Но зачастую, учителя сталкиваются с тем, что в процессе обучения у школьников отсутствует тяга к получению знаний. Отсутствие мотивации к обучению значительно затрудняет процесс формирования универсальных учебных действий (далее УУД). Поэтому, учителю необходимо обращать внимание на эту проблему, диагностировать актуальный уровень развития мотивации ребенка и подбирать методы, формы и способы организации деятельности, обеспечивающие формирование положительных мотивов к учению.
Важность этого аспекта указывается и в нормативно-правовой базе, поэтому, актуальность нашего исследования обусловлена требованиями к личностным результатам обучения, предъявляемым федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее ФГОС НОО): «Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения».
Таким образом, цель исследования – определить особенности мотивации младших школьников к обучению в условиях реализации ФГОС начального общего образования.
Методы исследования: теоретические методы (анализ психолого-педагогической и методической литературы); методы обработки и интерпретации данных; эмпирические методы: эксперимент.
Для того, чтобы определить педагогические условия формирования положительной мотивации младших школьников, необходимо выяснить актуальный уровень развития мотивационных аспектов детей.
В исследовании приняли участие 30 обучающихся 3 класса.
Для достижения цели были проведены исследования при помощи методики диагностики структуры учебной мотивации по М.В. Матюхиной, методики диагностики мотивации по Н.Г. Лускановой.
Результаты исследования структуры учебной мотивации младшего школьника в 3 классе:
В ходе проведенного исследования было выявлено, что 30% обучающихся обладают высоким уровнем школьной мотивации, они набрали по 25-30 баллов, это говорит о том, что данная группа детей отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования.
Хорошей школьной мотивацией обладают 45% обучающихся, они набрали по 20-24 балла. Эти дети успешно справляются с учебной деятельностью. 15% обучающихся набрали 15-19 баллов – это средний уровень школьной мотивации. Такие дети имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает их внеучебной деятельностью. 10% обучающихся набрали 10-14 баллов. Это говорит о том, что данная группа детей обладает низким уровнем школьной мотивации. Детей с негативным отношением к школе не выявлено.
У 83% обучающихся выявлены мотивы саморазвития. У 89% обучающихся) выявлен мотив позиции школьника. У 78% обучающихся выявлены мотивы достижения успеха. У 33% обучающихся выявлены внешние мотивы учения.
Все исследования были проведены на детях одного класса. Исходя из результатов данной группы обучающихся, можно сделать вывод о том, что у большинства учеников сформирована хорошая школьная мотивация, то есть, детям удается успешно справляться с учебной деятельностью. К дополнительным мотивам данной группы учеников, в большей степени, относятся мотивы саморазвития, достижения успеха и позиция школьника, что является наиболее распространенным результатом для детей этого возраста.
Результаты исследований оказались положительными, однако уровень мотивации школьников необходимо ежедневно поддерживать и развивать. Для этого учителем должен быть реализован системно-деятельностный подход и использованы современные технологии обучения.
На уроках и занятиях должны активно сменяться формы работы, так как смена деятельности помогает избежать утомляемости обучающихся, которая влияет на мотивацию к учению. Так же, учителю необходимо применять различные методы обучения: словесные, наглядные, практические. Основной объем информации ребенок воспринимает через органы зрения, поэтому в начальной школе наглядность должна использоваться по максимуму. Это может быть реализовано с помощью современных информационно-коммуникационных средств обучения. Презентации должны быть яркими и динамичными, способными удержать непроизвольное внимание ребенка, облегчить усвоение материала. В развитии мотивации младшего школьника, так же, большое значение имеет дидактическая игра, она активизирует познавательную деятельность детей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что мотивация к обучению является важнейшим фактором, влияющим на уровень качества формирования УУД младшего школьника, и её необходимо регулярно развивать и поддерживать с помощью различных образовательных технологий, которыми учитель должен владеть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме «Метод проектов как один из способов формирования положительной мотивации учения младших школьников».
Выступление сопровождается презентацией....
Формирование УУД младших школьников условиях реализации ФГОС.
В статье я описываю свой опыт работы по формированию универсальных учебных действий в условиях реалиации ФГОС.В моей работе подробно описаны инновационные педагогические технологии, которые спос...
Объяснительная записка к компьютерной презентации " Способы формирования положительной мотивации к изучению англ.яз. у обучающихся в начальной школе"
Объяснительная записка к компьютерной презентации " Способы формирования положительной мотивации к изучению англ.яз. у обучающихся в начальной школе"...
Окружной семинар "Пути и способы формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС"
Введение. 1.1. Запрос современного общества.Основная часть....
Статья "Формирование здоровьесберегающего пространства в условиях реализации ФГОС нового поколения"
Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Одним из показателей эффективности образовательного процесса в современной школе является ур...
Формирующее оценивание как инструмент повышения учебной мотивации в условиях реализации ФГОС.
Выступление на педагогическом совете по теме "Формирующее оценивание. Критерии и оценки"....
Метод проектов как один из способов формирования положительной мотивации учения младших школьников».
Повсеместное использование информационных ресурсов, которое мы уже наблюдаем в обществе, определяет необходимость подготовки наших детей для комфортных взаимоотношений. По этой причине становится акту...