Алгоритм работы с детьми ОВЗ
консультация (1, 2, 3, 4 класс)

Елена Вячеславовна Кормянкова

Инклюзивное образование - это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования.

Структура алгоритма состоит из четырех блоков:

1.          Получение информации о ребенке из:

- личного дела;

-заключения РПМПк, ПМПк;

-медицинской карты (рекомендации врачей-специалистов, заключение педиатра); -индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида (ФГУ медико-социальной экспертизы);

-диагностики специалистов образовательного учреждения.

2.          Общие рекомендации к проведению занятий с ребенком.

-организация режима дня;

-время и место проведения занятий;

-подбор наглядно-развивающего материала.

3.          Содержание коррекционной работы.

1)         Социальное развитие.

•            Формирование у ребенка представлений о себе и окружающих;

•            Формирование самостоятельности в быту (навыки самообслуживания);

•            Формирование у ребенка интереса к взрослому и совместной деятельности с ним, средств коммуникации со взрослым;

•            Формирование у ребенка интереса к сверстнику и совместной деятельности с ним, средств коммуникации со сверстником;

•            Наблюдение, заключение специалистов.

2)         Физическое развитие.

•            Совершенствование имеющихся двигательных функций;

•            Развитие и коррекция основных движений и двигательных навыков;

•            Развитие мелкой моторики пальцев рук;

•            Развитие зрительно-двигательной координации.

3)         Познавательное развитие.

•            Формирование интереса к окружающему миру и умения ориентироваться в нем: формирование сенсорного восприятия (умение различать свойства и качества предметов по

форме, величине, цвету), зрительного, слухового, тактильно-двигательного, вкусового восприятия, ориентировочно-исследовательских реакций;

•            Формирование наглядно-действенного мышления и умений использовать вспомогательные средства или орудия для разрешения проблемных ситуаций;

•            Формирование количественных представлений и умений выполнять элементарные арифметические действия.

•            Ознакомление с окружающим миром (развитие целостного восприятия и представлений о живой и неживой природе), развитие чувственного опыта ребенка;

•            Развитие речи, ее культуры и языковых способностей.

4)         Формирование у детей ведущей (игровой) деятельности.

•            Формирование предметных действий;

•            Формирование сюжетной игры;

•            Формирование элементов сюжетно-ролевой игры.

5)         Формирование интереса к продуктивным видам деятельности.

•            Формирование интереса к изобразительной деятельности, элементарных операционно­технических умений;

•            Формирование интереса к конструктивной деятельности, разнообразных способов моделирования;

•            Формирование ручной умелости и хозяйственно-бытовых навыков

4.          Работа с родителями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algoritm_raboty_s_rebenkom_s_ovz.docx57.71 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм работы с ребенком с ОВЗ

Инклюзивное образование - это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования.

Структура алгоритма состоит из четырех блоков:

  1. Получение информации о ребенке из:

- личного дела;

-заключения РПМПк, ПМПк;

-медицинской карты (рекомендации врачей-специалистов, заключение педиатра); -индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида (ФГУ медико-социальной экспертизы);

-диагностики специалистов образовательного учреждения.

  1. Общие рекомендации к проведению занятий с ребенком.

-организация режима дня;

-время и место проведения занятий;

-подбор наглядно-развивающего материала.

  1. Содержание коррекционной работы.
  1. Социальное развитие.
  • Формирование у ребенка представлений о себе и окружающих;
  • Формирование самостоятельности в быту (навыки самообслуживания);
  • Формирование у ребенка интереса к взрослому и совместной деятельности с ним, средств коммуникации со взрослым;
  • Формирование у ребенка интереса к сверстнику и совместной деятельности с ним, средств коммуникации со сверстником;
  • Наблюдение, заключение специалистов.
  1. Физическое развитие.
  • Совершенствование имеющихся двигательных функций;
  • Развитие и коррекция основных движений и двигательных навыков;
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук;
  • Развитие зрительно-двигательной координации.
  1. Познавательное развитие.
  • Формирование интереса к окружающему миру и умения ориентироваться в нем: формирование сенсорного восприятия (умение различать свойства и качества предметов по

форме, величине, цвету), зрительного, слухового, тактильно-двигательного, вкусового восприятия, ориентировочно-исследовательских реакций;

  • Формирование наглядно-действенного мышления и умений использовать вспомогательные средства или орудия для разрешения проблемных ситуаций;
  • Формирование количественных представлений и умений выполнять элементарные арифметические действия.
  • Ознакомление с окружающим миром (развитие целостного восприятия и представлений о живой и неживой природе), развитие чувственного опыта ребенка;
  • Развитие речи, ее культуры и языковых способностей.
  1. Формирование у детей ведущей (игровой) деятельности.
  • Формирование предметных действий;
  • Формирование сюжетной игры;
  • Формирование элементов сюжетно-ролевой игры.
  1. Формирование интереса к продуктивным        видам деятельности.
  • Формирование интереса к изобразительной деятельности, элементарных операционнотехнических умений;
  • Формирование интереса к конструктивной деятельности, разнообразных способов моделирования;
  • Формирование ручной умелости и хозяйственно-бытовых навыков
  1. Работа с родителями.

Рекомендации по сбору информации о ребенке. Общие сведения о ребенке.

  1. Фамилия, имя ребенка        
  2. Возраст        
  3. Статус        
  4. Дата обследования        
  5. Общий анамнез:

беременность по счету        протекала        

роды: срочные, преждевременные, запоздалые, стремительные, другое        

родовспоможение        оценка по Апгар при рождении        баллов,

масса при рождении        г., рост        см,

в каком возрасте диагностированы основные заболевания (какие)        

Вывод: анамнез отягощен, не отягощен.

  1. Раннее психомоторное развитие:

держит головку с         , сидит с         , стоит с         , ходит с

Ранее речевое развитие: гуление с        , лепет с        ,

понимание речи с        , первые слова с        ,

фраза с        , другие особенности        

Речевая среда: дефицит речевого общения, наследственная речевая патология, билингвизм, норма.

Вывод: развитие протекало с задержкой, с выраженной задержкой, нормально.

  1. Данные медицинского обследования

Врач        

Заключение о состоянии здоровья        

Рекомендации        

Обследования познавательной деятельности учащегося

  1. Исследование восприятия:

Слуховой гнозис        

Стереогнозис: узнавание на ощупь фактуры предметов

Дерево        Металл        Стекло        Пластмасса        

Узнавание на ощупь формы предметов:

Катушка        Ложка        Карандаш        Чашка        

Узнавание на ощупь геометрических фигур:

Шар        Куб        Цилиндр        Пирамида        

Различение на ощупь предметов по величине:

Большой        Средний        Маленький        

Вывод:        

Восприятие цвета (идентификация/называние):

Красный        Синий        Желтый        Зеленый        Коричневый        

Черный        Белый        Розовый        Голубой        

Восприятие формы (идентификация/называние):

Круг        Квадрат        Треугольник        Прямоугольник        

Овал        Ромб        Шестиугольник        

Восприятие величины: параметры величины (идентификация/называние)

Большой/маленький        Длинный/короткий        Высокий/низкий

Толстый/тонкий        Широкий/узкий        

Восприятие пространства:

Ориентировка в схеме собственного тела        

Ориентировка в окружающем пространстве

Ориентировка в пространстве листа бумаги

Восприятие времени: День

вечер

ночь

Утро

зима

весна

Лето

осень

вчера

Сегодня

завтра

Минута

час

день

сутки

Вывод:

  1. Исследование мышления:

Понимание инструкции        

Самостоятельность выполнения

Способ действия        

Использование помощи        

Обучаемость        

Разрезная картинка        

Классификация предметов        

Четвертый лишний        

Нелепицы        

Последовательность событий        

Вывод:        

3. Исследование памяти:

Зрительная

Запоминание

Сохранение

Воспроизведение

Кратковременная

Долговременная

Объем

Слуховая

Запоминание

Сохранение

Воспроизведение

Кратковременная

Долговременная

Объем

Двигательная

Запоминание

Сохранение

Воспроизведение

Кратковременная

Долговременная

Объем

Вывод:

4. Исследование внимания:

Устойчивость          Переключение          Распределение

Концентрация        Объем        

Вывод:        

  1. Общая и мелкая моторика:

Особенности ходьбы        

координация движений        

точность движений        

ритмическое чувство        

качество выполнения движений

темп        

Вывод:        

  1. Характеристика деятельности:

самообслуживание

игровая

продуктивная (рисование, лепка, аппликация, ручной труд)

Учебная

Трудовая

Коммуникативная

7. Состояние общего развития (по результатам беседы с ребенком)

Общее развитие находится на низком уровне, несколько снижено, соответствует возрасту

  1. Состояние коммуникативных функция:

в контакт не вступает, контакт формальный, контакт избирательный, быстро устанавливает, другое        

  1. Состояние эмоционально-волевой сферы:

Активен-пассивен; пресыщаем        

работает с удовольствием        по принуждению        

пассивно подчиняясь        

неадекватное поведение        избалованность        

конфликтность        колебания настроения        

саморегуляция        волевая регуляция        

настойчивость        склонность к завершению заданий        

точность        скорость выполнения задания        

другие        

  1. Работоспособность и темп деятельности: достаточная, снижена

Снижение работоспособности и темпа обусловлено: истощаемостью, динамическими колебаниями; ситуационной обусловленностью; инертностью; соматическим состоянием.

  1. Исследование речи:

Состояние органов артикуляции:

Г убы        зубы        

прикус         язык        

подъязычная уздечка        небо        

Вывод:        

Моторика артикуляционного аппарата:

Подвижность губ        языка        мягкого неба

Вывод:        

Состояние просодики:

Голос        темп

мелодико-интонационная сторона речи        

дыхание        

Вывод:        

Произношение и различение звуков речи

Фонематическое восприятие:

Слоговая структура слова        

опознание гласных и согласных фонем В начале        середине        конце слова

различение фонем, близких по способу и месту образования        

акустическим признакам        

подсчет количества звуков        букв        слогов

выделение ударного звука        

составление слов из заданных звуков        

повторение слогового ряда        

Вывод:        

Импрессивная речь:

Показ называемых предметов        

узнавание предметов по описанию        

понимание действий, изображенных на картинке        

понимание и выполнение инструкций        

узнавание предметов по назначению        

понимание слов, обозначающих признаки предметов        

понимание пространственных наречий        

понимание предложно-падежных конструкций с предлогами

понимание форм ед. и мн. числа        

понимание обобщающих слов        

Вывод:        

Экспрессивная речь:

Предметный словарь        глагольный словарь        

словарь признаков и качеств        

употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

словообразование        

использование антонимов        синонимов        

многозначных слов        обобщающих понятий

Вывод:        

Грамматической строй речи:

Употребление имен существительных в именительном падеже ед. и мн.числе употребление имен существительных и прилагательных в падежных формах употребление предметно-падежных конструкций с предлогами согласование существительных с числительными

прилагательными Вывод:        

Связная речь:

Описание предмета        

Составление рассказа по сюжетной картинке        

Составление рассказа по серии сюжетных картин

Пересказ небольшого текста        

Чтение текстов и стихотворений        

Вывод:        

  1. Состояние успеваемости:

Избирательность отношения к учебным предметам        

Возрастная динамика успеваемости        

Второгодничество        

Неуспеваемость:

Год обучение        

Учебные дисциплины

Русский язык        Чтение        Математика        

  1. Поведение:

Поведенческие реакции в условиях контроля        

Произвольность поведения        

Дисциплинированность        

Морально-этические нормы        

Основные направления коррекционно-воспитательной работы на учебный год:

Алгоритм действий учителя при инклюзивном обучении.

  1. Изучение документации: личное дело, медицинская карта.
  2. Знакомство с семьей с целью выяснения особых потребностей ребенка с ОВЗ и установления доверительных отношений.
  3. Установление связей со специалистами школы (врач, логопед, психолог, учителя- предметники) для выработки плана работы с ребенком с ОВЗ.
  4. Изучение программ и методик, другой литературы, необходимой для обучения ребенка с ОВЗ.
  5. Педагогическая диагностика.
  6. Корректировка учебных планов с учетом обучения ребенка с ОВЗ.
  7. Установление взаимодействия с педагогическим сообществом Республики с целью получения консультации, советов, прохождения курсов повышения квалификации и т.д.
  8. Установление связей с общественными, родительскими и педагогическими сообществами через интернет.
  9. Создание условий для обучения ребенка с ОВЗ совместно с администрацией школы (на основании всех полученных сведений).
  10. Совместно с психологом проводится работа с детским и родительским коллективом класса по созданию комфортных условий.
  11. Мониторинг и корректировка плана работы ( малый и педсовет или консилиум).
  12. Постоянная связь с родителями.

Карта комплексной коррекции.

Ф.И. ученика        

Класс

Вид

коррекционного

воздействия,

режим,

исполнитель

Содержание коррекционного воздействия

Педагогическое

Логопедическое

Психологическое

Социальное

Приложение 4.

Карта динамического наблюдения за состоянием коррекционной работы за период        

Ф.И. ученика Класс

Вид воздействия

Рекомендуемый

коррекционный

режим

педагогическое логопедическое психологическое социальное

положительные моменты коррекционного воздействия

отрицательные моменты коррекционного воздействия

Упражнения на развитие восприятия.

  • Сравнение: больше/меньше, ближе/дальше, длиннее/короче и др.
  • Выкладывание из палочек фигур;
  • Дорисуй вторую половинку;
  • Соедини части в целое. Может быть несколько вариантов: соединить части картинки в целое; подобрать пару (варежки).
  • Недостающие/лишние детали. Картинки, на которых не хватает деталей (ножки стула, пуговиц на рубашке и т.д.) Или наоборот картинки, на которых лишние детали (6 пальцев на перчатке, лишнее колесо и т.д.)
  • Зашумленные картинки. Наложенные друг на друга изображения. Задача - найти все, что изображено на картинке.
  • Фигура/фон. Может быть в нескольких вариантах: найти вырезанную заплатку (по цвету, рисунку), найти вырезанную фигуру (по форме), и совмещение 1 и 2 вариантов.
  • Сколько фигур на рисунке. Предъявляется рисунок из геометрических фигур. Задача - сосчитать все геометрические фигуры.
  • Волшебный мешочек (закрытыми глазами определить, какие предметы находятся в мешочке);
  • Определение на слух источник звука (пение птиц, звуки природы, бытовые звуки и т.д.); и др.

Работая над развитием восприятия, используем все сохранные анализаторы: слуховой, зрительный, тактильный обонятельный и т.д. При таком комплексном воздействии расширяется чувственный репертуар ребенка, и развитие идет гораздо быстрее.

Упражнения на развитие внимания

  • Лабиринты;
  • Графические диктанты (можно выполнять в двух вариантах: предлагается образец геометрического рисунка, необходимо повторить его в тетради в клетку; педагог диктует последовательность действий с указанием числа клеток и их направлений);
  • Что изменилось (две одинаковые картинки с некоторыми различиями);
  • Запутанные линии;
  • Найди ошибки (в тексте, в картинке, в арифметических действиях);
  • Корректурные пробы. Может быть два варианта:

Графический - бланк с различными фигурами, просматривая каждую строчку слева направо, нужно вычеркивать заданную фигуру;

Буквенный - проводится в нескольких вариантах:

-Вычеркивать заданную букву;

-Одну букву вычеркивать, другую подчеркивать;

-В каждой строчке вычеркивать ту букву, которая стоит первой;

  • Таблицы Шульте - таблица 5*5, в которой в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25, необходимо как можно быстрее найти все числа в порядке возрастания, и, наоборот, - в порядке убывания;
  • Кодировки (графический, числовой буквенный варианты). Каждой фигуре (цифре, букве) соответствует свой символ, необходимо «закодировать» в соответствии с образцом.

Упражнения на развитие памяти.

  • 10 слов. Педагог в начале урока зачитывает 10 слов, ученики записывают то, что запомнили, можно повторить в середине урока и в конце, не зачитывая слова.
  • Пары слов. Педагог зачитывает пары связанных между собой слов (курица-яйцо, столстул и т.д.), далее называет только первое, ученикам необходимо вспомнить второе слово. Далее можно использовать не связанные между собой слова.
  • Снежный ком. Необходимо называть по очереди слова по определенной тематике (профессии, игры и т.д.), задача - назвать как можно больше.
  • Пуговицы. Необходим квадрат (3*3, 4*4, 5*5, в зависимости от уровня развития), в котором будут выкладываться пуговицы. Далее педагог убирает пуговицы, задача ребенка - вспомнить и воспроизвести расположение пуговиц в квадрате. Начинать следует с небольшого количества пуговиц 2-3, постепенно увеличивая их количество.
  • Не собьюсь. Задача учеников - по очереди считать вслух от 1 до 31, не называя числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел необходимо хлопнуть в ладоши
  • Что изменилось. Ребенку предлагаются две одинаковые картинки, с некоторыми отличиями, задача - найти все отличия. Далее можно сначала дать первую картинку, потом вторую.
  • Запомни и нарисуй. Ребенку предъявляется рисунок, состоящий из геометрических фигур, далее убирается. Задача - воспроизвести рисунок.

• Пиктограммы. В начале урока педагог зачитывает слова (или словосочетания), задача - к каждому слову нарисовать картинку. В конце урока ученики должны вспомнить слова к каждому рисунку.

Упражнения на развитие мышления.

  • Назови одним словом. Предъявляются картинки, которые можно объединить в группы: фрукты, овощи, одежда, посуда, мебель, транспорт, животные и т.д.; для тех, кто умеет читать, используем текстовый вариант;
  • Четвертый лишний. Четыре картинки, три из которых можно объединить в группу, и одна, которая не входит в эту группу; для тех, кто читает, используем текстовый вариант;
  • Каким бывает? (транспорт, одежда, профессии и т.д.)
  • Продолжи ряд. Предъявляется ряд фигур, которые чередуются в определенном порядке, необходимо продолжить ряд, не нарушая заданную закономерность, далее используем числовой ряд, в котором числа изменяются в соответствии с определенной закономерностью (четные в порядке возрастания; числа, делящиеся на два в порядке возрастания, к каждому последующему числу прибавляется 3 (вычитается 2) и т.д.)
  • Пропущенное звено: разновидность предыдущего задания, предъявляется ряд, с определенной закономерностью, в котором пропущен один элемент, необходимо его найти. Так же может использоваться в графическом или цифровом варианте.
  • Составь предложение - предъявляется 2 (3, 4, 5) слова, не связанных между собой, необходимо составить предложение, используя все заданные слова.
  • Аналогии. Задается пример в виде пары слов (пр: учитель-учить), необходимо составить вторую пару по аналогии, выбрав подходящее слово (пр: врач - больной, градусник, лечить, больница);
  • Анаграммы и ребусы;
  • Загадки;
  • Зашифрованное слово.
  • Формирование предметных действий.

Дидактические игры на развитие захватывания, развитие соотносящих действий, подражание движениям рук, развитие движений пальцев, развитие зрительного восприятия (форма, величина цвет), тактильно-двигательного восприятия: возьми мяч, кубик, игрушку, фигурку; переложи игрушки; прокати шарики; собери пирамидку; игры - вкладыши; открой, закрой коробочки; найди колечки, бусинки; нанизывание; выкладывание мозаики; найди на ощупь.

  • Формирование элементов сюжетно-ролевой игры.

Игровые действия с предметами, игрушками: покатай машинку, расставь посуду, налей чай, помешай кашу, покачай куклу (одень, раздень, причеши), покатай куклу в коляске, нагрузи машину, полечи куклу, помой посуду, убери посуду, угости куклу и т.д.

  • Формирование сюжетной игры.

Обыгрывание сюжетных ситуаций: «Дом», «Семья», «Парикмахерская», «Автобус», «Больница», «Магазин» и т.д.

Театрализованные игры: «Покажем сказку, концерт», «День рождения» и т.д.

Упражнения на развитие фонематического слуха.

  • Поймай звук. Дети должны подпрыгнув хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится заданный звук (например [c] - “сова”, “зонт”, “лиса”, “лес”, “коза”, “слон”, “жук”, “коса”, “ёжик”, “нос”, “стакан”).
  • Алфавит. Играет группа детей, каждому присваивается какая - либо буква алфавита. Ведущий перечисляет вперемешку буквы. Услышав свою букву алфавита, ребенок должен встать. Игру можно провести выделяя первый или последний звук в слове.
  • Игры со звуками.
  1. Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А (Е,О,Л,В и т.д). Назови слова, которые заканчиваются на звук А (К,Н,Г). Назови слова, в которых звук А(Д,В,И) в середине слова.
  2. Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол. Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...) Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - ш. (Карандаш, камыш.. ,)Какое получится слово, если к "но" - прибавить один звук? (Нож, нос.. .)Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука "м". (Мама моет Машу мочалкой.) Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук "у". (Бумага, дудочка, Буратино.)
  • Волшебники. "Сейчас мы будем превращать одно слово в другое. Я назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: кит - кот.

Слова для изменения: дом, сон, сок, пил, мел.

Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.

Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.

Определи на слух самое короткое слово.

Упражнения на развитие интонационной выразительности речи.

  • Предлагается интонационно завершенный ряд гласных, при этом один из гласных особо выделяется при помощи ударения, например: «А-о-у-и». Выделение ударных элементов

гласного ряда должно сочетаться с интонационным модулированием голоса. Могут быть интонации вопроса, ответа. Например: А о у и ? А о_у и !

Аоуи - аоуи ? аоуи - аоуи !

  • Педагог произносит фразу разным тоном. Дети должны определить характер тона, то есть, с каким чувством была произнесена фраза Завтра обещают дождь: - радостно,
  • грустно,
  • равнодушно,
  • удивленно,
  • с досадой и огорчением.
  • Произнесите маленькое слово «О» с разной интонацией:
  • Удивленно.
  • Радостно.
  • Недовольно.
  • Испуганно.
  • Отработка повествовательной конструкции с интонационным центром в конце предложения:

Это мой стол. Я спешу домой. Его зовут Саша. Мне понравилась сказка.

  • Отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова. Твой? - твой сок? Стол? - там стол? Нос? - это нос?
  • Отработка интонации восклицательного предложения.

Саша! Смотри! Спутник летит! Как хорошо здесь! Какая красивая кукла! Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо!

Игры и упражнения на расширение звуковысотного диапазона.

  • Произнеси звук (У), имитируя океанский лайнер (низкое звучание) и маленький пароходик (высокое).
  • Произнеси звук (Ж), с разной степенью высоты, подражая жужжанию большого шмеля (низко) и маленькой пчелки (высоко).
  • Начался пожар, вызвали пожарную машину. Она едет по улицам и издает пронзительные звуки сирены: «У-у-у-у». изобрази эти звуки голосом.

Упражнения на развитие силы голоса.

  • Изобразим голосом гудок паровоза: «Ту-ту-ту-ту». Сначала произносим очень тихо, как будто паровоз еще очень далеко, потом громче, еще громче, очень громко, а затем голос слабеет, как будто паровоз удаляется.
  • Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: «Ау - ау!». Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче, затем еще громче.
  • Представьте, что вы находитесь на передаче «Поле чудес», и ее ведущий Леонид Аркадьевич Якубович предложил вам сказать фразу «Рекламная пауза!» произнесите ее громко, звонко, выразительно.
  • Как часто мы слышим: «Не кричи, говори потише!» А иногда так хочется покричать,

например:        Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи, Выйду на Крылечко, Дам огуречка!

  • Изобразим зимнюю вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу «Вьюга начинается» ребенок тихо произносит: «У—у—у». По сигналу «Сильная вьюга» - говорит громко «У-у-у». По сигналу «Вьюга кончается» произносит тише и смолкает по сигналу «Вьюга кончилась».
  • Усиление голоса (беззвучная артикуляция - шепот - тихо - громко):

О О О О А А А А

АУИ АУИ АУИ АУИ

  • Ослабление голоса (громко - тихо - шепот - беззвучная артикуляция):

У У У у ЖЖЖж

ABA ABA ABA ава

Игра на развитие полетности голоса «Эхо».

Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одни громко произносят: «А!» другие тихо отзываются: «А-а-а!»

Игры на совершенствование чувства ритма

  • Барабанщик. Ты - барабанщик. Отбей палочкой походный марш в следующем ритме: Пам-пара-па-памм-памм-памм-памм!

Пам-пара-па-памм-памм-памм-памм!

Памм! Памм! Памм!

  • Дирижер. Педагог исполняет роль дирижера, и показывает детям, в каком ритме исполнять

стихотворение Сидит киска на заборе,

У нее большое горе:

Злые люди бедной киске Не дают украсть сосиски!

Упражнения на постановку логического ударения и выделение пауз

  • Последовательно меняя логическое ударение в вопросительном предложении, предлагаем детям ответить. Проследим, изменится ответ?

-Ты завтра встречаешь сестру? - Да, я.

-Ты завтра встречаешь сестру? - Да, завтра.

-Ты завтра встречаешь сестру? - Да, я встречаю.

-Ты завтра встречаешь сестру? - Да, сестру.

  • Сколько ответов можно дать на вопрос: Мы летом поедем в деревню?
  • Расскажи стихотворение, соблюдая паузы: Мама! Мама! Посмотри!

Я пускаю пузыри.

Желтый, красный, голубой - В каждом я и ты со мной!

  • Учить детей делать небольшие паузы перед именем. Например, «Меня зовут (мини-пауза) Оля. Маму зовут (мини-пауза) Мария Ивановна.

Профилактика дисграфии и дислексии.

  • Назвать предметы по их контурам.
  • Назвать недорисованные предметы.
  • Назвать перечёркнутые изображения.
  • Распределить предметы по величине (учитывая реальные размеры/ Например, предлагаются изображения зайца, цыплёнка и курицы.
  • Распределить изображения предметов по их реальной величине. Предлагаются одинаковые по величине изображения предметов, реально различающихся по величине (например: чашка, ведро, кастрюля).
  • Подбор картинок к определённому цветовому фону. Детям предлагаются фоны «лужайки» разного цвета, а также картинки с изображением предметов разного цвета: арбуза, огурца, листа, цыплёнка, репы, дыни, мака, помидора, клубники. Даётся задание: положить картинку на свою «лужайку».
  • Игра «Геометрическое лото». У детей большие карты. На каждой из карт — геометрическая фигура: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Учитель показывает детям картинки с изображением различных предметов, а они определяют, на что похож по форме соответствующий предмет. Затем изображение предмета кладётся на карту с похожей геометрической фигурой.
  • Нахождение заданной фигуры среди двух изображений, одно из которых тождественно предъявленному, второе представляет собой его зеркальное изображение.
  • Дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников.
  • Дорисовывание симметричных изображений.
  • Составление разрезанных на части картинок.
  • Конструирование фигур из спичек, палочек.
  • Анализ нелепых картинок.
  • Нахождение определённой фигуры среди других.
  • Найти определённую букву среди ряда других букв.
  • Сравнить одни и те же буквы, написанные разным шрифтом.
  • Назвать или написать буквы, перечёркнутые дополнительными линиями.
  • Определить букву в неправильном положении.
  • Дописать букву.
  • Выделить буквы, наложенные друг на друга.
  • Обвести контурные изображения букв.
  • На фоне контурных изображений предметов найти «спрятавшиеся» буквы.
  • Конструирование печатных и рукописных букв из элементов.
  • Реконструирование букв:
  • добавляя элементы (сделать из буквы Р букву В);
  • уменьшая количество элементов (сделать из буквы Ж букву К);
  • изменяя пространственное расположение элементов (сделать из буквы Р букву Ь).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для адресной работы с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, детьми с девиантным поведением

Большое внимание Оксана Павловна уделяет профилактике правонарушений, формированию нравственности и культуры среди учащихся, проблемам в сфере жизнедеятельности и правовой защиты детей, находящихся в ...

Презентация "Эффективные технологии в работе с детьми разного интеллектуального уровня.Работа с трудными детьми "Группы риска"

В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми  данного уровня развития....

Презентация "Эффективные технологии в работе с детьми разного интеллектуального уровня.Работа с трудными детьми "Группы риска"

В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми  данного уровня развития....

Примерная программа по работе с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов

Рабочая программа по работе с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов Изменения социально-экономической ситуации в стр...

Алгоритм работы социального педагога с детьми и семьями находящимся в социально опасном положении

Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Он прово...

Использование алгоритмов в работе с детьми с особыми образовательными потребностями

В статье представлен опыт работы учителя-дефектолога по импользованию нестандартных методов обучения. Алгоритмы призваны нормализовать восприятие и мыслительные функции, а так же сократить риски отста...

Алгоритм работы классного руководителя с детьми "Группы риска"

В данном выступлении представлен алгоритм работы классного руководителя с обучающимися и семьями "группы риска", состоящими на всех видах учёта, а так же с опекаемыми , попавшими в трудную ж...