Алгоритм работы с детьми ОВЗ
консультация (1, 2, 3, 4 класс)
Инклюзивное образование - это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования.
Структура алгоритма состоит из четырех блоков:
1. Получение информации о ребенке из:
- личного дела;
-заключения РПМПк, ПМПк;
-медицинской карты (рекомендации врачей-специалистов, заключение педиатра); -индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида (ФГУ медико-социальной экспертизы);
-диагностики специалистов образовательного учреждения.
2. Общие рекомендации к проведению занятий с ребенком.
-организация режима дня;
-время и место проведения занятий;
-подбор наглядно-развивающего материала.
3. Содержание коррекционной работы.
1) Социальное развитие.
• Формирование у ребенка представлений о себе и окружающих;
• Формирование самостоятельности в быту (навыки самообслуживания);
• Формирование у ребенка интереса к взрослому и совместной деятельности с ним, средств коммуникации со взрослым;
• Формирование у ребенка интереса к сверстнику и совместной деятельности с ним, средств коммуникации со сверстником;
• Наблюдение, заключение специалистов.
2) Физическое развитие.
• Совершенствование имеющихся двигательных функций;
• Развитие и коррекция основных движений и двигательных навыков;
• Развитие мелкой моторики пальцев рук;
• Развитие зрительно-двигательной координации.
3) Познавательное развитие.
• Формирование интереса к окружающему миру и умения ориентироваться в нем: формирование сенсорного восприятия (умение различать свойства и качества предметов по
форме, величине, цвету), зрительного, слухового, тактильно-двигательного, вкусового восприятия, ориентировочно-исследовательских реакций;
• Формирование наглядно-действенного мышления и умений использовать вспомогательные средства или орудия для разрешения проблемных ситуаций;
• Формирование количественных представлений и умений выполнять элементарные арифметические действия.
• Ознакомление с окружающим миром (развитие целостного восприятия и представлений о живой и неживой природе), развитие чувственного опыта ребенка;
• Развитие речи, ее культуры и языковых способностей.
4) Формирование у детей ведущей (игровой) деятельности.
• Формирование предметных действий;
• Формирование сюжетной игры;
• Формирование элементов сюжетно-ролевой игры.
5) Формирование интереса к продуктивным видам деятельности.
• Формирование интереса к изобразительной деятельности, элементарных операционнотехнических умений;
• Формирование интереса к конструктивной деятельности, разнообразных способов моделирования;
• Формирование ручной умелости и хозяйственно-бытовых навыков
4. Работа с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritm_raboty_s_rebenkom_s_ovz.docx | 57.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм работы с ребенком с ОВЗ
Инклюзивное образование - это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования.
Структура алгоритма состоит из четырех блоков:
- Получение информации о ребенке из:
- личного дела;
-заключения РПМПк, ПМПк;
-медицинской карты (рекомендации врачей-специалистов, заключение педиатра); -индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида (ФГУ медико-социальной экспертизы);
-диагностики специалистов образовательного учреждения.
- Общие рекомендации к проведению занятий с ребенком.
-организация режима дня;
-время и место проведения занятий;
-подбор наглядно-развивающего материала.
- Содержание коррекционной работы.
- Социальное развитие.
- Формирование у ребенка представлений о себе и окружающих;
- Формирование самостоятельности в быту (навыки самообслуживания);
- Формирование у ребенка интереса к взрослому и совместной деятельности с ним, средств коммуникации со взрослым;
- Формирование у ребенка интереса к сверстнику и совместной деятельности с ним, средств коммуникации со сверстником;
- Наблюдение, заключение специалистов.
- Физическое развитие.
- Совершенствование имеющихся двигательных функций;
- Развитие и коррекция основных движений и двигательных навыков;
- Развитие мелкой моторики пальцев рук;
- Развитие зрительно-двигательной координации.
- Познавательное развитие.
- Формирование интереса к окружающему миру и умения ориентироваться в нем: формирование сенсорного восприятия (умение различать свойства и качества предметов по
форме, величине, цвету), зрительного, слухового, тактильно-двигательного, вкусового восприятия, ориентировочно-исследовательских реакций;
- Формирование наглядно-действенного мышления и умений использовать вспомогательные средства или орудия для разрешения проблемных ситуаций;
- Формирование количественных представлений и умений выполнять элементарные арифметические действия.
- Ознакомление с окружающим миром (развитие целостного восприятия и представлений о живой и неживой природе), развитие чувственного опыта ребенка;
- Развитие речи, ее культуры и языковых способностей.
- Формирование у детей ведущей (игровой) деятельности.
- Формирование предметных действий;
- Формирование сюжетной игры;
- Формирование элементов сюжетно-ролевой игры.
- Формирование интереса к продуктивным видам деятельности.
- Формирование интереса к изобразительной деятельности, элементарных операционнотехнических умений;
- Формирование интереса к конструктивной деятельности, разнообразных способов моделирования;
- Формирование ручной умелости и хозяйственно-бытовых навыков
- Работа с родителями.
Рекомендации по сбору информации о ребенке. Общие сведения о ребенке.
- Фамилия, имя ребенка
- Возраст
- Статус
- Дата обследования
- Общий анамнез:
беременность по счету протекала
роды: срочные, преждевременные, запоздалые, стремительные, другое
родовспоможение оценка по Апгар при рождении баллов,
масса при рождении г., рост см,
в каком возрасте диагностированы основные заболевания (какие)
Вывод: анамнез отягощен, не отягощен.
- Раннее психомоторное развитие:
держит головку с , сидит с , стоит с , ходит с
Ранее речевое развитие: гуление с , лепет с ,
понимание речи с , первые слова с ,
фраза с , другие особенности
Речевая среда: дефицит речевого общения, наследственная речевая патология, билингвизм, норма.
Вывод: развитие протекало с задержкой, с выраженной задержкой, нормально.
- Данные медицинского обследования
Врач
Заключение о состоянии здоровья
Рекомендации
Обследования познавательной деятельности учащегося
- Исследование восприятия:
Слуховой гнозис
Стереогнозис: узнавание на ощупь фактуры предметов
Дерево Металл Стекло Пластмасса
Узнавание на ощупь формы предметов:
Катушка Ложка Карандаш Чашка
Узнавание на ощупь геометрических фигур:
Шар Куб Цилиндр Пирамида
Различение на ощупь предметов по величине:
Большой Средний Маленький
Вывод:
Восприятие цвета (идентификация/называние):
Красный Синий Желтый Зеленый Коричневый
Черный Белый Розовый Голубой
Восприятие формы (идентификация/называние):
Круг Квадрат Треугольник Прямоугольник
Овал Ромб Шестиугольник
Восприятие величины: параметры величины (идентификация/называние)
Большой/маленький Длинный/короткий Высокий/низкий
Толстый/тонкий Широкий/узкий
Восприятие пространства:
Ориентировка в схеме собственного тела
Ориентировка в окружающем пространстве
Ориентировка в пространстве листа бумаги | ||||
Восприятие времени: День | вечер | ночь | ||
Утро | зима | весна | ||
Лето | осень | вчера | ||
Сегодня | завтра | |||
Минута | час | день | сутки | |
Вывод: |
- Исследование мышления:
Понимание инструкции
Самостоятельность выполнения
Способ действия
Использование помощи
Обучаемость
Разрезная картинка
Классификация предметов
Четвертый лишний
Нелепицы
Последовательность событий
Вывод:
3. Исследование памяти: Зрительная Запоминание | Сохранение | Воспроизведение |
Кратковременная | Долговременная | Объем |
Слуховая Запоминание | Сохранение | Воспроизведение |
Кратковременная | Долговременная | Объем |
Двигательная Запоминание | Сохранение | Воспроизведение |
Кратковременная | Долговременная | Объем |
Вывод: |
4. Исследование внимания:
Устойчивость Переключение Распределение
Концентрация Объем
Вывод:
- Общая и мелкая моторика:
Особенности ходьбы
координация движений
точность движений
ритмическое чувство
качество выполнения движений
темп
Вывод:
- Характеристика деятельности:
самообслуживание | |
игровая | |
продуктивная (рисование, лепка, аппликация, ручной труд) | |
Учебная | |
Трудовая | |
Коммуникативная |
7. Состояние общего развития (по результатам беседы с ребенком)
Общее развитие находится на низком уровне, несколько снижено, соответствует возрасту
- Состояние коммуникативных функция:
в контакт не вступает, контакт формальный, контакт избирательный, быстро устанавливает, другое
- Состояние эмоционально-волевой сферы:
Активен-пассивен; пресыщаем
работает с удовольствием по принуждению
пассивно подчиняясь
неадекватное поведение избалованность
конфликтность колебания настроения
саморегуляция волевая регуляция
настойчивость склонность к завершению заданий
точность скорость выполнения задания
другие
- Работоспособность и темп деятельности: достаточная, снижена
Снижение работоспособности и темпа обусловлено: истощаемостью, динамическими колебаниями; ситуационной обусловленностью; инертностью; соматическим состоянием.
- Исследование речи:
Состояние органов артикуляции:
Г убы зубы
прикус язык
подъязычная уздечка небо
Вывод:
Моторика артикуляционного аппарата:
Подвижность губ языка мягкого неба
Вывод:
Состояние просодики:
Голос темп
мелодико-интонационная сторона речи
дыхание
Вывод:
Произношение и различение звуков речи
Фонематическое восприятие:
Слоговая структура слова
опознание гласных и согласных фонем В начале середине конце слова
различение фонем, близких по способу и месту образования
акустическим признакам
подсчет количества звуков букв слогов
выделение ударного звука
составление слов из заданных звуков
повторение слогового ряда
Вывод:
Импрессивная речь:
Показ называемых предметов
узнавание предметов по описанию
понимание действий, изображенных на картинке
понимание и выполнение инструкций
узнавание предметов по назначению
понимание слов, обозначающих признаки предметов
понимание пространственных наречий
понимание предложно-падежных конструкций с предлогами
понимание форм ед. и мн. числа
понимание обобщающих слов
Вывод:
Экспрессивная речь:
Предметный словарь глагольный словарь
словарь признаков и качеств
употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
словообразование
использование антонимов синонимов
многозначных слов обобщающих понятий
Вывод:
Грамматической строй речи:
Употребление имен существительных в именительном падеже ед. и мн.числе употребление имен существительных и прилагательных в падежных формах употребление предметно-падежных конструкций с предлогами согласование существительных с числительными
прилагательными Вывод:
Связная речь:
Описание предмета
Составление рассказа по сюжетной картинке
Составление рассказа по серии сюжетных картин
Пересказ небольшого текста
Чтение текстов и стихотворений
Вывод:
- Состояние успеваемости:
Избирательность отношения к учебным предметам
Возрастная динамика успеваемости
Второгодничество
Неуспеваемость:
Год обучение
Учебные дисциплины
Русский язык Чтение Математика
- Поведение:
Поведенческие реакции в условиях контроля
Произвольность поведения
Дисциплинированность
Морально-этические нормы
Основные направления коррекционно-воспитательной работы на учебный год:
Алгоритм действий учителя при инклюзивном обучении.
- Изучение документации: личное дело, медицинская карта.
- Знакомство с семьей с целью выяснения особых потребностей ребенка с ОВЗ и установления доверительных отношений.
- Установление связей со специалистами школы (врач, логопед, психолог, учителя- предметники) для выработки плана работы с ребенком с ОВЗ.
- Изучение программ и методик, другой литературы, необходимой для обучения ребенка с ОВЗ.
- Педагогическая диагностика.
- Корректировка учебных планов с учетом обучения ребенка с ОВЗ.
- Установление взаимодействия с педагогическим сообществом Республики с целью получения консультации, советов, прохождения курсов повышения квалификации и т.д.
- Установление связей с общественными, родительскими и педагогическими сообществами через интернет.
- Создание условий для обучения ребенка с ОВЗ совместно с администрацией школы (на основании всех полученных сведений).
- Совместно с психологом проводится работа с детским и родительским коллективом класса по созданию комфортных условий.
- Мониторинг и корректировка плана работы ( малый и педсовет или консилиум).
- Постоянная связь с родителями.
Карта комплексной коррекции.
Ф.И. ученика
Класс
№ | Вид коррекционного воздействия, режим, исполнитель | Содержание коррекционного воздействия | |||
Педагогическое | Логопедическое | Психологическое | Социальное | ||
Приложение 4.
Карта динамического наблюдения за состоянием коррекционной работы за период
Ф.И. ученика Класс
№ | Вид воздействия | Рекомендуемый коррекционный режим |
педагогическое логопедическое психологическое социальное | ||
положительные моменты коррекционного воздействия | ||
отрицательные моменты коррекционного воздействия |
Упражнения на развитие восприятия.
- Сравнение: больше/меньше, ближе/дальше, длиннее/короче и др.
- Выкладывание из палочек фигур;
- Дорисуй вторую половинку;
- Соедини части в целое. Может быть несколько вариантов: соединить части картинки в целое; подобрать пару (варежки).
- Недостающие/лишние детали. Картинки, на которых не хватает деталей (ножки стула, пуговиц на рубашке и т.д.) Или наоборот картинки, на которых лишние детали (6 пальцев на перчатке, лишнее колесо и т.д.)
- Зашумленные картинки. Наложенные друг на друга изображения. Задача - найти все, что изображено на картинке.
- Фигура/фон. Может быть в нескольких вариантах: найти вырезанную заплатку (по цвету, рисунку), найти вырезанную фигуру (по форме), и совмещение 1 и 2 вариантов.
- Сколько фигур на рисунке. Предъявляется рисунок из геометрических фигур. Задача - сосчитать все геометрические фигуры.
- Волшебный мешочек (закрытыми глазами определить, какие предметы находятся в мешочке);
- Определение на слух источник звука (пение птиц, звуки природы, бытовые звуки и т.д.); и др.
Работая над развитием восприятия, используем все сохранные анализаторы: слуховой, зрительный, тактильный обонятельный и т.д. При таком комплексном воздействии расширяется чувственный репертуар ребенка, и развитие идет гораздо быстрее.
Упражнения на развитие внимания
- Лабиринты;
- Графические диктанты (можно выполнять в двух вариантах: предлагается образец геометрического рисунка, необходимо повторить его в тетради в клетку; педагог диктует последовательность действий с указанием числа клеток и их направлений);
- Что изменилось (две одинаковые картинки с некоторыми различиями);
- Запутанные линии;
- Найди ошибки (в тексте, в картинке, в арифметических действиях);
- Корректурные пробы. Может быть два варианта:
Графический - бланк с различными фигурами, просматривая каждую строчку слева направо, нужно вычеркивать заданную фигуру;
Буквенный - проводится в нескольких вариантах:
-Вычеркивать заданную букву;
-Одну букву вычеркивать, другую подчеркивать;
-В каждой строчке вычеркивать ту букву, которая стоит первой;
- Таблицы Шульте - таблица 5*5, в которой в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25, необходимо как можно быстрее найти все числа в порядке возрастания, и, наоборот, - в порядке убывания;
- Кодировки (графический, числовой буквенный варианты). Каждой фигуре (цифре, букве) соответствует свой символ, необходимо «закодировать» в соответствии с образцом.
Упражнения на развитие памяти.
- 10 слов. Педагог в начале урока зачитывает 10 слов, ученики записывают то, что запомнили, можно повторить в середине урока и в конце, не зачитывая слова.
- Пары слов. Педагог зачитывает пары связанных между собой слов (курица-яйцо, столстул и т.д.), далее называет только первое, ученикам необходимо вспомнить второе слово. Далее можно использовать не связанные между собой слова.
- Снежный ком. Необходимо называть по очереди слова по определенной тематике (профессии, игры и т.д.), задача - назвать как можно больше.
- Пуговицы. Необходим квадрат (3*3, 4*4, 5*5, в зависимости от уровня развития), в котором будут выкладываться пуговицы. Далее педагог убирает пуговицы, задача ребенка - вспомнить и воспроизвести расположение пуговиц в квадрате. Начинать следует с небольшого количества пуговиц 2-3, постепенно увеличивая их количество.
- Не собьюсь. Задача учеников - по очереди считать вслух от 1 до 31, не называя числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел необходимо хлопнуть в ладоши
- Что изменилось. Ребенку предлагаются две одинаковые картинки, с некоторыми отличиями, задача - найти все отличия. Далее можно сначала дать первую картинку, потом вторую.
- Запомни и нарисуй. Ребенку предъявляется рисунок, состоящий из геометрических фигур, далее убирается. Задача - воспроизвести рисунок.
• Пиктограммы. В начале урока педагог зачитывает слова (или словосочетания), задача - к каждому слову нарисовать картинку. В конце урока ученики должны вспомнить слова к каждому рисунку.
Упражнения на развитие мышления.
- Назови одним словом. Предъявляются картинки, которые можно объединить в группы: фрукты, овощи, одежда, посуда, мебель, транспорт, животные и т.д.; для тех, кто умеет читать, используем текстовый вариант;
- Четвертый лишний. Четыре картинки, три из которых можно объединить в группу, и одна, которая не входит в эту группу; для тех, кто читает, используем текстовый вариант;
- Каким бывает? (транспорт, одежда, профессии и т.д.)
- Продолжи ряд. Предъявляется ряд фигур, которые чередуются в определенном порядке, необходимо продолжить ряд, не нарушая заданную закономерность, далее используем числовой ряд, в котором числа изменяются в соответствии с определенной закономерностью (четные в порядке возрастания; числа, делящиеся на два в порядке возрастания, к каждому последующему числу прибавляется 3 (вычитается 2) и т.д.)
- Пропущенное звено: разновидность предыдущего задания, предъявляется ряд, с определенной закономерностью, в котором пропущен один элемент, необходимо его найти. Так же может использоваться в графическом или цифровом варианте.
- Составь предложение - предъявляется 2 (3, 4, 5) слова, не связанных между собой, необходимо составить предложение, используя все заданные слова.
- Аналогии. Задается пример в виде пары слов (пр: учитель-учить), необходимо составить вторую пару по аналогии, выбрав подходящее слово (пр: врач - больной, градусник, лечить, больница);
- Анаграммы и ребусы;
- Загадки;
- Зашифрованное слово.
- Формирование предметных действий.
Дидактические игры на развитие захватывания, развитие соотносящих действий, подражание движениям рук, развитие движений пальцев, развитие зрительного восприятия (форма, величина цвет), тактильно-двигательного восприятия: возьми мяч, кубик, игрушку, фигурку; переложи игрушки; прокати шарики; собери пирамидку; игры - вкладыши; открой, закрой коробочки; найди колечки, бусинки; нанизывание; выкладывание мозаики; найди на ощупь.
- Формирование элементов сюжетно-ролевой игры.
Игровые действия с предметами, игрушками: покатай машинку, расставь посуду, налей чай, помешай кашу, покачай куклу (одень, раздень, причеши), покатай куклу в коляске, нагрузи машину, полечи куклу, помой посуду, убери посуду, угости куклу и т.д.
- Формирование сюжетной игры.
Обыгрывание сюжетных ситуаций: «Дом», «Семья», «Парикмахерская», «Автобус», «Больница», «Магазин» и т.д.
Театрализованные игры: «Покажем сказку, концерт», «День рождения» и т.д.
Упражнения на развитие фонематического слуха.
- Поймай звук. Дети должны подпрыгнув хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится заданный звук (например [c] - “сова”, “зонт”, “лиса”, “лес”, “коза”, “слон”, “жук”, “коса”, “ёжик”, “нос”, “стакан”).
- Алфавит. Играет группа детей, каждому присваивается какая - либо буква алфавита. Ведущий перечисляет вперемешку буквы. Услышав свою букву алфавита, ребенок должен встать. Игру можно провести выделяя первый или последний звук в слове.
- Игры со звуками.
- Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А (Е,О,Л,В и т.д). Назови слова, которые заканчиваются на звук А (К,Н,Г). Назови слова, в которых звук А(Д,В,И) в середине слова.
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол. Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...) Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - ш. (Карандаш, камыш.. ,)Какое получится слово, если к "но" - прибавить один звук? (Нож, нос.. .)Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука "м". (Мама моет Машу мочалкой.) Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук "у". (Бумага, дудочка, Буратино.)
- Волшебники. "Сейчас мы будем превращать одно слово в другое. Я назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: кит - кот.
Слова для изменения: дом, сон, сок, пил, мел.
Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.
Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.
Определи на слух самое короткое слово.
Упражнения на развитие интонационной выразительности речи.
- Предлагается интонационно завершенный ряд гласных, при этом один из гласных особо выделяется при помощи ударения, например: «А-о-у-и». Выделение ударных элементов
гласного ряда должно сочетаться с интонационным модулированием голоса. Могут быть интонации вопроса, ответа. Например: А о у и ? А о_у и !
Аоуи - аоуи ? аоуи - аоуи !
- Педагог произносит фразу разным тоном. Дети должны определить характер тона, то есть, с каким чувством была произнесена фраза Завтра обещают дождь: - радостно,
- грустно,
- равнодушно,
- удивленно,
- с досадой и огорчением.
- Произнесите маленькое слово «О» с разной интонацией:
- Удивленно.
- Радостно.
- Недовольно.
- Испуганно.
- Отработка повествовательной конструкции с интонационным центром в конце предложения:
Это мой стол. Я спешу домой. Его зовут Саша. Мне понравилась сказка.
- Отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова. Твой? - твой сок? Стол? - там стол? Нос? - это нос?
- Отработка интонации восклицательного предложения.
Саша! Смотри! Спутник летит! Как хорошо здесь! Какая красивая кукла! Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо!
Игры и упражнения на расширение звуковысотного диапазона.
- Произнеси звук (У), имитируя океанский лайнер (низкое звучание) и маленький пароходик (высокое).
- Произнеси звук (Ж), с разной степенью высоты, подражая жужжанию большого шмеля (низко) и маленькой пчелки (высоко).
- Начался пожар, вызвали пожарную машину. Она едет по улицам и издает пронзительные звуки сирены: «У-у-у-у». изобрази эти звуки голосом.
Упражнения на развитие силы голоса.
- Изобразим голосом гудок паровоза: «Ту-ту-ту-ту». Сначала произносим очень тихо, как будто паровоз еще очень далеко, потом громче, еще громче, очень громко, а затем голос слабеет, как будто паровоз удаляется.
- Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: «Ау - ау!». Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче, затем еще громче.
- Представьте, что вы находитесь на передаче «Поле чудес», и ее ведущий Леонид Аркадьевич Якубович предложил вам сказать фразу «Рекламная пауза!» произнесите ее громко, звонко, выразительно.
- Как часто мы слышим: «Не кричи, говори потише!» А иногда так хочется покричать,
например: Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи, Выйду на Крылечко, Дам огуречка!
- Изобразим зимнюю вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу «Вьюга начинается» ребенок тихо произносит: «У—у—у». По сигналу «Сильная вьюга» - говорит громко «У-у-у». По сигналу «Вьюга кончается» произносит тише и смолкает по сигналу «Вьюга кончилась».
- Усиление голоса (беззвучная артикуляция - шепот - тихо - громко):
О О О О А А А А
АУИ АУИ АУИ АУИ
- Ослабление голоса (громко - тихо - шепот - беззвучная артикуляция):
У У У у ЖЖЖж
ABA ABA ABA ава
Игра на развитие полетности голоса «Эхо».
Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одни громко произносят: «А!» другие тихо отзываются: «А-а-а!»
Игры на совершенствование чувства ритма
- Барабанщик. Ты - барабанщик. Отбей палочкой походный марш в следующем ритме: Пам-пара-па-памм-памм-памм-памм!
Пам-пара-па-памм-памм-памм-памм!
Памм! Памм! Памм!
- Дирижер. Педагог исполняет роль дирижера, и показывает детям, в каком ритме исполнять
стихотворение Сидит киска на заборе,
У нее большое горе:
Злые люди бедной киске Не дают украсть сосиски!
Упражнения на постановку логического ударения и выделение пауз
- Последовательно меняя логическое ударение в вопросительном предложении, предлагаем детям ответить. Проследим, изменится ответ?
-Ты завтра встречаешь сестру? - Да, я.
-Ты завтра встречаешь сестру? - Да, завтра.
-Ты завтра встречаешь сестру? - Да, я встречаю.
-Ты завтра встречаешь сестру? - Да, сестру.
- Сколько ответов можно дать на вопрос: Мы летом поедем в деревню?
- Расскажи стихотворение, соблюдая паузы: Мама! Мама! Посмотри!
Я пускаю пузыри.
Желтый, красный, голубой - В каждом я и ты со мной!
- Учить детей делать небольшие паузы перед именем. Например, «Меня зовут (мини-пауза) Оля. Маму зовут (мини-пауза) Мария Ивановна.
Профилактика дисграфии и дислексии.
- Назвать предметы по их контурам.
- Назвать недорисованные предметы.
- Назвать перечёркнутые изображения.
- Распределить предметы по величине (учитывая реальные размеры/ Например, предлагаются изображения зайца, цыплёнка и курицы.
- Распределить изображения предметов по их реальной величине. Предлагаются одинаковые по величине изображения предметов, реально различающихся по величине (например: чашка, ведро, кастрюля).
- Подбор картинок к определённому цветовому фону. Детям предлагаются фоны «лужайки» разного цвета, а также картинки с изображением предметов разного цвета: арбуза, огурца, листа, цыплёнка, репы, дыни, мака, помидора, клубники. Даётся задание: положить картинку на свою «лужайку».
- Игра «Геометрическое лото». У детей большие карты. На каждой из карт — геометрическая фигура: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Учитель показывает детям картинки с изображением различных предметов, а они определяют, на что похож по форме соответствующий предмет. Затем изображение предмета кладётся на карту с похожей геометрической фигурой.
- Нахождение заданной фигуры среди двух изображений, одно из которых тождественно предъявленному, второе представляет собой его зеркальное изображение.
- Дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников.
- Дорисовывание симметричных изображений.
- Составление разрезанных на части картинок.
- Конструирование фигур из спичек, палочек.
- Анализ нелепых картинок.
- Нахождение определённой фигуры среди других.
- Найти определённую букву среди ряда других букв.
- Сравнить одни и те же буквы, написанные разным шрифтом.
- Назвать или написать буквы, перечёркнутые дополнительными линиями.
- Определить букву в неправильном положении.
- Дописать букву.
- Выделить буквы, наложенные друг на друга.
- Обвести контурные изображения букв.
- На фоне контурных изображений предметов найти «спрятавшиеся» буквы.
- Конструирование печатных и рукописных букв из элементов.
- Реконструирование букв:
- добавляя элементы (сделать из буквы Р букву В);
- уменьшая количество элементов (сделать из буквы Ж букву К);
- изменяя пространственное расположение элементов (сделать из буквы Р букву Ь).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для адресной работы с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, детьми с девиантным поведением
Большое внимание Оксана Павловна уделяет профилактике правонарушений, формированию нравственности и культуры среди учащихся, проблемам в сфере жизнедеятельности и правовой защиты детей, находящихся в ...
Презентация "Эффективные технологии в работе с детьми разного интеллектуального уровня.Работа с трудными детьми "Группы риска"
В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми данного уровня развития....
Презентация "Эффективные технологии в работе с детьми разного интеллектуального уровня.Работа с трудными детьми "Группы риска"
В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми данного уровня развития....
Примерная программа по работе с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов
Рабочая программа по работе с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов Изменения социально-экономической ситуации в стр...
Алгоритм работы социального педагога с детьми и семьями находящимся в социально опасном положении
Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Он прово...
Использование алгоритмов в работе с детьми с особыми образовательными потребностями
В статье представлен опыт работы учителя-дефектолога по импользованию нестандартных методов обучения. Алгоритмы призваны нормализовать восприятие и мыслительные функции, а так же сократить риски отста...
Алгоритм работы классного руководителя с детьми "Группы риска"
В данном выступлении представлен алгоритм работы классного руководителя с обучающимися и семьями "группы риска", состоящими на всех видах учёта, а так же с опекаемыми , попавшими в трудную ж...