Развитие логического мышления на уроках математики(теория)
статья
Некоторые факты о правильном развитии логического мышления на уроках математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo.docx | 18.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические особенности развития логического мышления учащихся на уроках математики.
В настоящее время, когда поток информации многократно увеличивается, реальной возможностью успеть за всеми изменениями становится творческая адаптация человека.
Современному обществу требуются не просто, а творчески работающие люди. Во главу обучения ставится развитие ребенка. Важно не просто передать ему определенные знания, но также развить его умственные способности, не дать угаснуть тому малому, что заложено в нем изначально. Традиционное школьное обучение, как передача школьникам знаний, умений и навыков стало недостаточно эффективным. Приоритетные позиции связаны сейчас с направленностью на развитие умственных способностей школьника, творческое развитие личности.
Решение логических заданий направлено на развитие логического мышления младших школьников. Логические задания должны формировать логическую грамотность детей и, на ряду с этим, обеспечить развитие познавательного интереса и способностей, свойственных практически всем детям в раннем возрасте. Каждое логическое математическое задание содержит некоторые "секреты". Для этого нужно найти закономерность (правило), по которому составлено условие задания, и применяя аналогии, решить задачу.
Поэтому одной из важнейших задач является всестороннее развитие учащихся. Необходимо развивать их логическое мышление, способность обобщать, устанавливать связи между отдельными явлениями.
Проблема обучения и умственного развития – одно из старейших психолого – педагогических проблем. Нет, пожалуй, ни одного сколько – нибудь значительного теоретика, дидактика или детского психолога, который не пытался ответить на вопрос, в каком соответствии находятся эти два процесса.
Прогрессивные педагоги прошлого, прежде всего К. Д. Ушинский, ставили и по – своему решали этот вопрос. К. Д. Ушинский особенно ратовал за то, что бы обучение было развивающим. Разрабатывал новую для своего времени методику обучения первоначальной грамоте, он писал: «Я не потому предпочитаю звуковую методику, что дети по ней выучиваются скорее читать и писать, не потому что достигал успешно своей специальной цели, метода – это в то же время дает самостоятельность ребенку, беспрестанно упражняет внимание, память и рассудок, и, когда перед ним раскрывается книга, оно уже значительно подготовлено к пониманию того, что читает, и, главное, в нем не подавлен, а возбужден интерес к изучению».
Умственное развитие включает в себя ряд психических процессов. Это наблюдательность, восприятие, память, мышление, воображение и другие.
Любая деятельность в зависимости от возраста имеет свои особенности. Имеет особенности и творческая деятельность младших школьников. Авторы, занимающиеся конкретно младшими школьниками(Н. А. Менчинская, Д. Н. Богоявленский, В. В. Давыдов, Д.Б.Эльконин и другие), выделяют особенности мыслительных процессов, таких как анализ, синтез, обобщение, сравнение, конкретизация, абстрагирование и другие. Не зря А. В. Брушлинский говорил, что любое мышление является творческим.
Таким образом, психолого-педагогические особенности детей влияют на развитие логического мышления.
Использование логических упражнений должно начинаться с первого дня поступления ребёнка в школу, быть организовано в определённой системе, и продолжаться в течение всего времени обучения. При распределении заданий в курсе математики должны выполнятся требования: постепенность в нарастании трудности упражнений, которая касается не только математического содержания, но и требований к ним; упражнения должны быть построена разработанном, близком и интересном для учащихся материале и тесно связаны с требованиями программы.
В результате многократных изменяющихся и усложняющихся упражнений ум ребенка становится острее, а сам он находчивее и сообразительнее. У детей меняется подход к решению заданий, он становится более гибким, особенно развивается навык по решению заданий, он становятся последовательными, доказательными, логичными, а речь - чёткой, убедительной, аргументированной. Формируется неординарность мышления, умение анализировать, применять знания в нестандартных ситуациях, повышается интерес к предмету. Немаловажно и развитие упорства в достижении поставленных целей и навыков самоконтроля и самооценки.
В первом классе следует давать упражнения на простейший анализ сначала с практическим, а затем мыслительным расчленением объекта их сходства и различия по заданным признакам; простейшее обобщение, при котором после сравнения требуется абстрагировать от несущественных признаков и выделить существенные с последующим распространением используемого свойства на более широкий класс объектов. Задание на формулировку умозаключения из двух условий, связывающих определённым отношением три объекта; на проведение классификации предметов, чисел, числовых выражений, величин, текстовых задач, геометрических фигур по заданному или найденному принципу классификации.
Во втором классе проведение анализа и выделение главных, существенных свойств и признаков проводится на математических понятиях, отношениях, построений, высказываний. Задание на классификацию математических элементов, понятий, геометрических фигур, текстовых задач, на установление связи и отношение между родовым и видовым понятиями. Даются логические задачи, требующие построение цепочки рассуждений, обоснование результата, а также комбинаторные задачи на составление фигур и заданных частей.
Учащимся третьего класса предлагаются упражнения на более сложном математическом материале. Выявление закономерности на основе наблюдения, анализа, сравнение с последующим использованием подмеченной закономерности. Младшему школьнику легче устанавливать связь от причины к следствию, чем наоборот.
Ученики четвертого класса при сравнении объектов, больше опираться на знания представления, сложившегося в процессе обучения.
Таким образом, к моменту перехода в среднее звено школьники должны научиться самостоятельно, рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. У учащихся должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления на уроках математики
В любой творческой деятельности, в учёбе, в труде, в игре, да и просто в жизни – везде внимание, смышлёность, умение логически мыслить – необходимы человеку, ибо помогают решать проблемы, находить вых...
Развитие логического мышления на уроках математики у младших школьников
Статья с приложением, включающим в себя упражнения, задания, задачи по развитию логического мышления на уроках математики для младших школьников....
Виды заданий для развития логического мышления на уроках математики в начальной школе
Этот материал можно использовать на уроках математики для развития логического мышления во 2-4-ых классах....
Развитие логического мышления на уроках математики.
Известно, что младший школьный возраст - активный период для развития мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, классификация, абстрагирование и обобщение. В своей педагогической деятельности ...
Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе
Материалы для выступления на методическом объединении, педагогическом совете...
Развитие логического мышления на уроках математики. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ №23 И.А.Бурдюг
Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных записках к учебным программам. Однак...
Опыт работы по теме: «Развитие логического мышления на уроках математики в условиях системно-деятельностного подхода»
Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания математики - проблеме развития логического мышления младших школьников. В условиях современного общ...