Развитие логического мышления на уроках математики.
презентация к уроку математики (3 класс) по теме
Известно, что младший школьный возраст - активный период для развития мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, классификация, абстрагирование и обобщение. В своей педагогической деятельности я использую задания, которые активизируют мыслительную деятельность учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_logich._myshleniya.docx | 21.76 КБ |
razvitie_logicheskogo_myshleniya_na_urokah_matematiki.pptx | 82.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Научно – методическая конференция учителей
«Применение устных форм работы и развитие логического мышления на уроках»
Секция: «Развитие логического мышления на уроках»
Развитие логического мышления на уроках математики.
Верёвкина Татьяна Николаевна
учитель начальных классов
МОУ «СОШ с. Орлов – Гай»
Орлов – Гай, 2012.
Введение. Одна из важных задач современной школы – создание в системе обучения таких условий, которые бы способствовали развитию ребёнка, раскрытию его творческого потенциала. Дорог каждый день жизни детей, начиная с самого рождения, а тем более нельзя упустить время в первые школьные годы. Усвоение знаний – большой и нелёгкий труд. Он требует от учащихся максимальной отдачи и интеллектуальных сил, длительных и напряжённых усилий, постоянной мобилизации воли и внимания. Учение требует особой мотивации, создание у учащихся побудительных сил и потребностей в приобретении знаний, то есть того, из чего складываются умения и желание учиться в школе, а затем самостоятельно овладевать знаниями. От нас, учителей, требуется определение условий, обеспечивающих высокую познавательную активность учащихся в процессе обучения. Важно не только разработать учебный материал, но и тщательно отобрать средства усвоения, обеспечив способ организации усвоения. Известно, что младший школьный возраст – активный период для развития мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, классификация, абстрагирование и обобщение.
Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков (свойств, отношений), присущих ряду однородных предметов. Для выделения существенных признаков требуется абстрагироваться (отвлечься) от несущественных признаков, которых в любом предмете очень много. Этому служит сравнение или сопоставление предметов. Для выделения ряда признаков требуется произвести анализ, т.е. мысленно разделить целый предмет на его составные части, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию – синтез (мысленное объединение) частей предмета, отдельных существенных признаков в единое целое.
Примером анализа является разбор слова по составу. Примером синтеза служит анаграмма – по данным буквам найти исходные слова.
л б к о - блок у м ы з а к - музыка
в ц т е к о – цветок л к б у и н а к - клубника
Классификация – это распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеет своё постоянное место. Очень важен выбор основания классификации. Классификация может производиться по существенным признакам (естественная, или основная) и по несущественным (вспомогательная). Пример: Раздели на 2 группы следующие числа: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
А) четные числа
Б) нечётные числа
Сравнение – мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.
Пример: чем похожи числа
А) 7 и 71 В) 20 и 10
Б) 24 и 624 Г) 333 и 444
Абстрагирование – мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечение от других. Часто задача состоит в выделении существенных признаков и отвлечении от несущественных, второстепенных.
Пример: предлагается ряд слов, в котором пять слов даются в скобках, а одно – перед ними. За определённое время следует исключить из скобок, т.е. выделить 2 слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками.
Сад (растение, садовник, собака, забор, земля)
Ответ: растение, земля.
Обобщение – объединение в одну общность предметов и явлений по основным свойствам.
Пример: даны два слова. Учащемуся нужно определить, что между ними общего.
Дождь – град сумма - произведение
Нос – глаз школа – учитель
В своей педагогической деятельности я использую задания , которые активизируют мыслительную деятельность учащихся. Для себя я поставила цель: создание условий для развития мыслительных операций путём использования нестандартных заданий.
Задачи:
- Способствовать развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, классификация, абстрагирование и обобщение.
- Познакомить учащихся с приёмами решения нестандартных заданий.
- Способствовать развитию интеллектуальных способностей.
- Повысить интерес учащихся к изучению математики
Изучая психологические источники по данной теме, выяснила, что большое значение в развитии мышления детей имеет развитие мыслительных операций, в частности таких, как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение. Мышление, как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включённых в неё действий и операций ориентировочно – исследовательского, преобразовательного и познавательного характера. Мышление совершается в соответствии с определённой логикой.
Описание опыта работы.
Взяв установку на развитие у учащихся мыслительных операций, обучая их приёмам решения нестандартных заданий, я придерживаюсь следующей системы работы:
Примеры заданий.
Работа с числами, числовыми рядами.
1.Чем похожи все ряды чисел?
А) 2, 4, 6, 8, 10…
Б) 32, 34, 36, 38,40,…
В) 132, 134,136, 138, 140,…
Запиши в каждый ряд ещё пять чисел по такому же правилу.
2. По какому признаку можно разбить числа 308, 570, 860, 407, 201, 990, 420, 708 на две группы? Запиши каждое число в виде суммы разрядных слагаемых.
3. Внимательно рассмотрите числа в каждом столбце. Догадайтесь, как они подобраны. Какое число должно стоять вместо знака «?».
42 75 54 21
37 25 45 63
79 100 99 ?
Ответ: 84 ( Каждое число нижней строки является суммой чисел верхней и средней строк.)
Работа с числовыми выражениями.
- Разгадай правила, по которым составлены выражения в каждом столбике. Запиши в каждый столбик ещё три выражения по этому же правилу. Найди значения всех выражений.
А) 97 – 70 б) 13 + 3 в) 90 – 9
86 – 60 24 + 4 80 – 8
75 – 50 35 + 5 70 – 7
64 – 40 46 + 6 60 – 6
- Найди «лишнее» выражение.
А) (8 + 6) ∙ 4
4 ∙ (8 + 6)
(8 + 6) + (8 + 6) + (8 +6) + (8 + 6)
4 ∙ 8 + 8
8 ∙ 4 + 6 ∙ 4
Ответ : 4 ∙ 8 + 8
Работа с задачами.
Решение задач в начальной школе имеет центральное значение для развития логического мышления, так как связано с переходами от символической формы мысли к словесной.
Основные этапы работы над задачей:
- Решить данную задачу разными способами.
- Составить и решить обратные задачи.
- Составить по аналогии новую задачу и решить её.
Ель выше берёзы в 2 раза, а берёза ниже ели на 14 м. Какова высота ели? Какова высота берёзы? Нарисуй схему, она поможет тебе ответить на вопросы задачи.
Решение:
Ель ___________
Берёза _____ 14 м
Не выполняя арифметического действия можем сразу ответить на вопрос «Какова высота берёзы?» По схеме высота берёзы 14 м. Значит высота ели будет 14 ∙ 2 = 28 (м)
Также широко используются нестандартные задачи такие, как «отгадывание чисел», «логические концовки» , «задачи – парадоксы с неожиданными ответами», «занимательные задачи на расстановку чисел». Например:
- Задумайте число, меньшее 10, но больше 0. Умножьте его на 10, прибавьте 6. Зачеркните первую цифру (число десятков зачеркнули) Получилось 6!
- Требуется уменьшить число 9 на 3. Как получить ответ, не используя никаких знаков? (Достаточно повернуть цифру 9 и ответ готов: получилась цифра 6)
На уроках по занимательной математике учимся строить истинные высказывания, делать выводы, учить оценивать истинность и ложность высказываний. Знакомимся с табличным способом решения логических задач. Пример задачи:
Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в соревнованиях по лыжам. На вопрос: «Кто какое место занял ?» - Коля ответил: «У меня не первое и не четвёртое место». Боря сказал: «Я был вторым», Вова сказал, что он не последний. Какое место занял каждый мальчик? Заполняется таблица.
Имена / место | 1 | 2 | 3 | 4 |
Боря | _ | + | _ | _ |
Вова | + | _ | _ | _ |
Коля | _ | _ | + | _ |
Юра | _ | _ | _ | + |
Заключение.
Использование нестандартных заданий способствует развитию мыслительных операций, таких как обобщение, анализ, синтез, сравнение, классификация, абстрагирование.
Используя на уроках такие виды заданий, я заметила, что учащиеся с интересом выполняют предложенные задания, лучше усваивают учебный материал, таким образом, процесс обучения математике не сводится только к вычислительным действиям, а становится основой развития личности ребёнка.
Литература:
1.Истомина Н.Б., Тихонова Н.Б. Учимся решать логические задачи. – Смоленск: Ассоциация 21 век.
2. Немов Р.С. Психология. – М.: Владос, 2000.
3. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей.-Ярославль: Академия развития, 1998.
4. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. – Ярославль: Академия развития, 1997.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мышление – это творческий познавательный процесс.
Цель: создание условий для развития мыслительных операций путём использования нестандартных заданий. Задачи: Способствовать развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, классификация, абстрагирование и обобщение. Познакомить учащихся с приёмами решения нестандартных заданий. Способствовать развитию интеллектуальных способностей. Повысить интерес учащихся к изучению математики
Описание опыта работы. Работа с числами, числовыми рядами. 1.Чем похожи все ряды чисел? А ) 2, 4, 6, 8, 10… Б ) 32, 34, 36, 38,40,… В ) 132, 134,136, 138, 140,… Запиши в каждый ряд ещё пять чисел по такому же правилу. 2 . По какому признаку можно разбить числа 308, 570, 860, 407, 201, 990, 420, 708 на две группы? Запиши каждое число в виде суммы разрядных слагаемых.
Работа с числовыми выражениями. 1. Разгадай правила, по которым составлены выражения в каждом столбике. Запиши в каждый столбик ещё три выражения по этому же правилу. Найди значения всех выражений. А) 97 – 70 б) 13 + 3 в) 90 – 9 86 – 60 24 + 4 80 – 8 75 – 50 35 + 5 70 – 7 64 – 40 46 + 6 60 – 6 2. Найди «лишнее» выражение. (8 + 6) ∙ 4 4 ∙ (8 + 6) (8 + 6) + (8 + 6) + (8 +6) + (8 + 6) 4 ∙ 8 + 8 8 ∙ 4 + 6 ∙ 4 Ответ : 4 ∙ 8 + 8
Работа с задачами. Основные этапы работы над задачей: Решить данную задачу разными способами. Составить и решить обратные задачи. Составить по аналогии новую задачу и решить её. Ель выше берёзы в 2 раза, а берёза ниже ели на 14 м. Какова высота ели? Какова высота берёзы? Нарисуй схему, она поможет тебе ответить на вопросы задачи. Решение: Ель ___________ Берёза _____ 14 м Не выполняя арифметического действия можем сразу ответить на вопрос «Какова высота берёзы?» По схеме высота берёзы 14 м. Значит высота ели будет 14 ∙ 2 = 28 (м)
Нестандартные задачи «отгадывание чисел», «логические концовки» , «задачи – парадоксы с неожиданными ответами», «занимательные задачи на расстановку чисел». - Задумайте число, меньшее 10, но больше 0. Умножьте его на 10, прибавьте 6. Зачеркните первую цифру (число десятков зачеркнули) Получилось 6! - Требуется уменьшить число 9 на 3. Как получить ответ, не используя никаких знаков? (Достаточно повернуть цифру 9 и ответ готов: получилась цифра 6)
Табличный способ решения логических задач. Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в соревнованиях по лыжам. На вопрос: «Кто какое место занял ?» - Коля ответил: «У меня не первое и не четвёртое место». Боря сказал: «Я был вторым», Вова сказал, что он не последний. Какое место занял каждый мальчик? Заполняется таблица.
Место Имена 1 2 3 4 Боря - + - - Вова + - - - Коля - - + - Юра - - - +
Заключение. Использование нестандартных заданий способствует развитию мыслительных операций, таких как обобщение, анализ, синтез, сравнение, классификация, абстрагирование. Используя на уроках такие виды заданий, я заметила, что учащиеся с интересом выполняют предложенные задания, лучше усваивают учебный материал, таким образом, процесс обучения математике не сводится только к вычислительным действиям, а становится основой развития личности ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления на уроках математики
В любой творческой деятельности, в учёбе, в труде, в игре, да и просто в жизни – везде внимание, смышлёность, умение логически мыслить – необходимы человеку, ибо помогают решать проблемы, находить вых...
Развитие логического мышления на уроках математики у младших школьников
Статья с приложением, включающим в себя упражнения, задания, задачи по развитию логического мышления на уроках математики для младших школьников....
Виды заданий для развития логического мышления на уроках математики в начальной школе
Этот материал можно использовать на уроках математики для развития логического мышления во 2-4-ых классах....
Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе
Материалы для выступления на методическом объединении, педагогическом совете...
Развитие логического мышления на уроках математики. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ №23 И.А.Бурдюг
Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных записках к учебным программам. Однак...
Опыт работы по теме: «Развитие логического мышления на уроках математики в условиях системно-деятельностного подхода»
Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания математики - проблеме развития логического мышления младших школьников. В условиях современного общ...
Статья: Развитие логического мышления на уроках математике и внеурочных занятиях кружка "Занимательная математика"
В последние годы вопрос о необходимости специальной работы учителя начальных классов над развитием логической составляющей мышления ребёнка приобретает особую остроту по нескольким причинам:во-первых,...