ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.«Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе.»
опыты и эксперименты
Спивакова Алла Николаевна,
учитель начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_proekt_spivakova.docx | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Скороднянская СОШ»
Большесолдатского района
ИННОВАЦИОННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ,
направленный на реализацию ФГОС
«Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе.»
Спивакова Алла Николаевна,
учитель начальных классов
Добрый день уважаемые коллеги, члены жюри. Наверное, каждый из участников конкурса, готовясь к сегодняшнему этапу, задавал себе множество вопросов: чем поделиться с коллегами, о чем и как рассказывать, с чего начать, какую тему выбрать? И я - не исключение. Я хочу представить результаты своего исследования по теме: Формирование универсальных учебных действий обучающихся как средство развития личности младших школьников на уроках в начальной школе (Слайд) ЦЕЛЬ МОЕГО ПРОЕКТА: Формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться. (Слайд) В 2011 году мы перешли на обучение по новым стандартам. У меня был первый класс. Хотя стаж моей педагогической работы более 25 лет передо мной встала задача – понять сущность ФГОС, отличительные особенности по сравнению с прежним стандартом. Изучила документы и дополнительную литературу, разработала рабочие программы по предметам. Я определила, что один из важных моментов реализации ФГОС – это формирование универсальных учебных действий. Уже при разработке первых уроков поняла, что моделирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. Проблема(Слайд)Учитывая новые требования возникли затруднения по проектированию уроков отвечающих новым требованиям: ) как правильно спроектировать урок, на котором бы вырабатывались не только предметные результаты, но и формировались универсально учебные действия. Данная проблема натолкнула меня на идею формирования универсальных учебных действий В исследовании были поставлены основные задачи: СЛАЙД . ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Формировать систему ценностных ориентаций младшего школьника -Формировать умение работать с информацией, представленной в виде текстов, схем , таблиц ,моделей , диаграмм развивать способность справляться с новыми проблемами; -Формировать навыки взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки - формировать умение работать в парах, группах; - развивать практические навыки, умение создавать что-либо своё. - формировать умение возглавлять команду и организовывать проведение встреч; - приобретать навыки сотрудничества; - получать чувство удовлетворения от проделанной работы; - давать реальную оценку своим возможностям, рефлексировать. Актуальность проекта Работая учителем начальных классов на протяжении более 25 лет, свою педагогическую деятельность направила не только на формирование умений и навыков ученика, но и на воспитание в нем человека, который может затем самостоятельно учиться всю жизнь. Сегодняшнее информационное общество запрашивает человека, способного учиться и готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Чтобы подготовить ученика к жизни в современном мире, необходимо сформировать УУД. Этого требует и модернизация образования, и ФГОС начального общего образования. В программе национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» говорится: «Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21 –го века». В этом заключается актуальность проекта. Герберт Спенсер сказал: Великая цель образования – это не знания, а действия». (Слайд)
Предметом исследования – практическое применение универсальных учебных действий младших школьников в системе начального образования. Основные гипотезы проекта звучат так: - формирование УУД, как цель образовательного процесса, определяет его содержание и организацию. -формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Работая над данной темой хочу достичь следуюших результатов: Сформировать у школьников универсальные учебные действия (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), позволяющих учащимися самостоятельно организовать собственную деятельность по решению задач и проблем, готовность к самосовершенствованию и саморазвитию. Повышение уровня профессионализма учителя Повышение качества преподавания предметов. Источники самообразования: Для выполнения целей и задач я использовала: СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая), Интернет; медиа - информация на различных носителях, семинары, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, дистанционные, сетевые формы обучения.(Слайд) СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА |
Изучив материалы ФГОС, опыт коллег, методические материалы, я решила работу над данной темой разделить на этапы:
Подготовительный, теоритический, практический (слайд)
1.Подготовительный.
На подготовительном этапе в 1 классе я провела диагностику уровня сформированности УУД по методики модифицированный материал Нежновой, Эльконина, Венгера «Беседа о школе» (Слайд)
Моя цель была выяснить отношение ребенка к поступлению в школу ; готов ли ребенок учиться, общаться.
По результатам диагностики мною была составлена диаграмма. (Диаграмма) (СЛАЙД)
В результате оказалось, что у детей средний уровень учебной мотивации и низкий уровень общения
Учитывая результаты диагностики при составлении рабочих программ по предметам я внесла изменения, которые предполагают формирование УУД.
Готовясь к урокам я планирую, прописывая методы и пути формирования УУД на всех этапах работы.
УУД делятся на 4 группы: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
(Слайд)Формирование личностных УУД. Чтобы каждый стал хорошим человеком в жизни, готовым прийти на помощь, был настоящим гражданином и патриотом своей Родины необходимо формировать Л УУД.
Любая деятельность начинается с осознания человеком потребности в этой деятельности или в мотивации. Как же построить работу на уроке, чтобы доставить ребенку эту радость, чтобы ему было интересно учиться, как повысить мотивацию к учению? В своей работе я использую различные приёмы мотивации учебной деятельности. Это могут быть добрые пожелания детям, высказывания, короткие стишки. (Слайд)
Важным в мотивации является прием «Яркое пятно». В качестве “яркого пятна” могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры и повседневной жизни, словом любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание, но при этом связанный с темой урока.
В 4 классе при изучении темы «Всемирное наследие» я использовала прием яркого пятна это фрагмент фильма « Горный Алтай»(Видео)
Эффективным методов формирования личностных УУД является проектное обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативность учащихся, формирует развитие их социальных навыков в процессе групповых взаимодействий. Так во 2 классе с детьми по окружающему миру были выполнены проекты «Моя родословная», «Города России», «Все профессии важны». Дети провели много исследований, сделали выводы .Дети активно сотрудничают со мной, с одноклассниками . с родителями.( слайд с фото) В ходе выполнения проектов ребенок осознает себя гражданином России, испытывает чувство гордости за свой народ, свою Родину.
(Слайд) Понимая важность развития способности младших школьников к саморегуляции и принятие ответственности за свои поступки большое внимание уделяю формированию регулятивных УУД .
Таких как: прогнозирование, целеполагание, планирование, контроль, оценка, саморегуляция, коррекция. В моей работе контроль является способом активной деятельности, а также средством коммуникации.
Контроль усвоения знаний выявляет степень усвоения материала, высвечивает проблемы и затруднения, для этого использую диффериенцированный подход, использую разноуровневные задания, тесты, задания с кодированными ответами.
На уроке математике в 1 классе после изучения темы «Сложение и вычитание чисел в пределах 10» детям я дала задание «Проверь себя».
Затем используя компьютер на экран вывожу ключ, по которому дети проводят самоконтроль и самооценку соответствующим СМАЙЛИКОМ.( Слайд)
При изучении нового материала я использую приемы , способствующие активизации мысли учеников. здесь устанавливается связь между деятельностью учителя и ученика. На этом этапе просматривается , как учащиеся включились в работу, можно ли приступить к изучению нового. При этом задаю несколько вопросов, организую живой диалог,создаю проблемную ситуацию перед изучением нового материала.
При изучении темы «Берегись автомобиля» по окружающему миру во 2 классе я задаю вопросы, ответы на которые являются планом дальнейшей работы( слайд).
1.Предположите, о чем мы сегодня будем говорить?
2.Что бы вы сегодня хотели узнать на уроке?
Далее я корректирую ответы и мы составлем план изучения материала.
План
1.Что означают сигналы светофора?
2.Знаем ли мы дорожные знаки?
3.Составление правил пешехода.
Здесь учу детей ставить цель, планировать дальнейшую работу
Младший школьный возраст является благоприятным для формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
(Слайд) Успешно формировать коммуникативные универсальные учебные действия возможно в процессе сюжетно-ролевой игры. В такой форме коммуникативная задача решается участниками путём импровизированного разыгрывания определённой ситуации. Такие игры позволяют ребятам занимать новые привлекательные позиции и этим облегчать себе выполнение реальной действительности, в которую они вводятся. А проигрывание одной и той же ситуации несколько раз, позволяет участникам поменяться ролями, предложить свои варианты поведения, обсудить наиболее удачные, провести рефлексию своей деятельности.
Сюжетно-ролевые игры, можно использовать на любом этапе урока, вовлекая учеников в активную творческую деятельность.
Так в 3 классе при изучении темы «Дорожные знаки» на этапе актуализации была проведена сюжетно – ролевая игра «Автомобиль Москвичок».Дети были в роли милиционера, автомобиля, дорожных знаков. В ходе игры дети познакомились с дорожными знаками, для чего они нужны, что о них можно рассказать.( СЛАЙД)
К сожалению в школу приходят дети которые испытывают трудности общения в коллективе. В связи с этим в своей работе я использую работу в группе . в паре. Здесь ребята распределяют роли ,функции, планируют свою деятельность.
В 3 классе на уроке русского языка изучая тему «Части речи». Дети работали в паре
(Предлагаю вашему вниманию видеоролик)
Здесь мы видим сотрудничество, умение слушать и слышать собеседника, достигать взаимопонимания, осознавать какие правила общения позволяют людям понять друг друга. Здесь я у школьников формирую умение доказывать свою точку зрения, подтверждать ее выводами, полученными в процессе обсуждения в команде.
Для успешности обучения детей в школе актуальным остается вопрос формирования познавательных УУД .К познавательным ууд относятся умения осознавать познавательную задачу; читать и слушать извлекая нужную информацию; понимать информацию представленную в виде схем, моделей; использовать знака-символические средства, а также постановка и решение проблемы. Наиболее наглядно можно увидеть на уроках математики..
В 1 классе при изучении темы « Число и цифра». У детей формирую представление о предметной и символической модели цифры. Использую схемы-опоры для решения различных видов задач. Такие схемы хорошо использовать при составлении краткой записи. В зависимости от условия задачи она видоизменяется самим учеником. Использование данных схем приносит результаты. 9Слайд)
На уроках русского языка широко использую различные символы, схемы, таблицы, алгоритмы. Они хорошо помогают при постановке учебной задачи, зафиксировать разрыв между знанием и незнанием и проведя исследовательскую работу изменить или уточнить данную сфему.
( Слайд)
При изучении окружающего мира развиваю умение извлекать информацию в разной форме( иллюстративной, схематической, табличной, условно- знаковой).Развиваю навыки работать с информацией, учу обобщать, систематизировать.
В своей работе использую информационные коммуникативные технологии. Использую в трех направлениях:
демонстрация слайдов (использование презентаций);
создание тестов (используя тестовую оболочку);
работа над проектами
Создаю для конкретных уроков конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагмент. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных
Доказать результативность реализации педагогического проекта помог мне мониторинг.
Результаты видим в таблице.
Результаты мониторинга, проведенного в 2011 -2012 учебном году
Таблица 1.
№ | ФИ учащегося | Регуля- тивные | Познава- тельные | Коммуни кативные |
1 | Косяшников Д. | низкий | низкий | средний |
2 | Сергеева Ан. | низкий | низкий | высокий |
3 | Лукин Д. | средний | высокий | средний |
4 | Косяшнико А. | высокий | средний | высокий |
% в среднем по классу | В – 33% С – 45% Н – 22% | В – 33% С – 45% Н – 22% | В – 67% С – 33% Н – - |
У детей на начальном этапе, УУД сформированы на среднем уровне. Таким образом, я сделала вывод, что у большинства учеников класса УУД находятся еще в стадии формирования. Данные мониторинга позволили выделить индивидуальные проблемные зоны для каждого учащегося и стали основой для внесения коррективов в построение учебного процесса.
В 4 классе я снова провела мониторинг, чтобы посмотреть результаты своей работы по формированию УУД.
Результаты мониторинга, проведенного в 2014 -2015учебном году
Таблица 2.
№ | ФИ учащегося | Регуля- тивные | Познава- тельные | Коммуни кативные |
1 | Косяшников Д. | средний | средний | средний |
2 | Сергеева Ан. | низкий | средний | высокий |
3 | Лукин Д. | средний | высокий | высокий |
4 | Косяшников А. | высокий | средний | высокий |
% в среднем по классу | В – 44,5% С – 44,5% Н - 11% | В – 44% С – 56% Н – - | В – 78% С – 22% Н - - |
В таблицы видна положительная динамика сформированности всех УУД.
У большинства детей развиты свобода общения, желание творить, не останавливаться на достигнутом. Следовательно формирование УУД способствует развитию личности обучающихся.
В конце каждого года с детьми выполняем комплексные контрольные работы. В которых прослеживается уровень сформированности УУД.
Задания оцениваютя базовым и повышенным уровнем.(Слайд)Диаграммы.
Здесь мы видим, что в 1 классе дети овладели Б уровнем. К концу 4 класса все обучающие овладели Б и П уровнями.
Результатом работы над данной темой: является
1. Учащиеся могут самостоятельно анализировать и контролировать свою работу на уроке, составлять план работы, исходя из целей и задач урока.
2. Обучающиеся самостоятельно определяют цели и задачи урока, в случае затруднения я прихожу им на помощь, но только для того, чтобы направить их действия.
3.Развивается умение работать в парах и группах:
- учащиеся учатся учитывать позицию собеседника;
- стараются организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и членами группы.
4. Дети умеют использовать знаково-символические средства.
5. Большинство учащихся умеет выражать свою внутреннюю позицию, отношение к поступкам и действиям.
6. Создана методическая копилка материалов с теоретическим и практическим материалом, которая будет пополняться в ходе дальнейшей работы.
7. Для формирования УУД на уроках максимально используются возможности УМК «Школа России»
Заключение
Я представила вам небольшую часть приёмов и методов работы над УУД. Если описанный вид работы относится, например, к группе регулятивных, это не значит, что другие виды УУД здесь не формируются. Ещё раз подчеркиваю, что они тесно взаимосвязаны и формирование их происходит на протяжении всего урока.
Я считаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Даю им возможность, самостоятельно добывать знания, учить других.. Главным на моих уроках является сотрудничество между мной и учениками, между учениками и учениками. Только так можно достичь поставленной цели.
Адресная направленность:
Данное выступление может быть полезно учителям начальных классов, учителям-предметникам.
Библиография:
1. А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». М.: Просвещение, 2008г
2. Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.) М.: Просвещение, 2010
3. Программы по учебным предметам 1-4 класс. Сост. Р.Г. Чуракова М.: Академкнига / Учебник, 2012.
4. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Рига: Эксперимент, 2000
5. Рыбьякова О. В. Информационные технологии на уроках в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2008
Для того, чтобы сформировать у ученика такие УУД, нужно создать прежде всего условия.
СЛАЙД 2 /1
Первое условие для успешного формирования УУД – это педагогическая компетентность учителя.
Мне не приходится себя убеждать в том, что учитель должен постоянно учиться, всегда быть готовым к восприятию инновационного опыта, понимать необходимость самообразования. У каждого учителя, который заинтересован в своей деятельности идёт неустанный творческий поиск. Мне очень повезло, что мои коллеги – настоящие мастера своего дела, и я многому учусь у них. Моделируя урок, я стараюсь учитывать всё до мелочей, чтобы и задания, и мои вопросы, и то, как я организую учебную деятельность моих учеников, работало на формирование УУД.
СЛАЙД 2/2
Второе условие для успешного формирования УУД – это включение обучающихся в активную учебную деятельность.
Моя задача – так организовать учебный процесс, чтобы разбудить желание учиться у каждого. Как я это делаю.
Во-первых, всегда заранее планирую свою деятельность (ставлю цель, отбираю средства).
Во-вторых, стараюсь не преподносить ученикам новые знания в готовом виде, а организую процесс обучения так, чтобы дети добывали знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
В-третьих, учитываю возрастные и психологические особенности своих учеников.
В-четвёртых, создаю доброжелательную атмосферу при организации учебного взаимодействия.
В-пятых, стараюсь формировать у детей способность к аналитическому выбору и адекватному принятию решения в ситуации выбора.
СЛАЙД 2/3
Третье условие для успешного формирования УУД – это диагностика.
Каждый учитель обязательно должен знать какого уровня сформированности компонентов учебной деятельности достиг каждый его ученик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий на уроке в начальной школе
В данной презентации подобраны задания по УМК "Начальна школа 21 век" для формировнаия УУД....
Использование ИКТ - технологий и ЦОР для системного подхода к формированию универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Данная статья посвящена использованию ИКТ-технологий и ЦОР в урочной и внеурочной деятельности в начальных классах....
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Тема по самообразованию...
Выпускной проект «Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира младших школьников»
В проекте показаны пути формирования познавательных УУД...
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе. (Логическое действие сравнение)
Особенностью содержания современного начального образования является не только то, что ученик должен знать, запомнить и воспроизвести, но и формирование универсальных учебных действий. Именно они созд...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»
Выступление на методическом объединении учителей начальных классовпо теме«Формирование универсальных учебныхдействий на уроках в начальной школе»Чердонова Е.Ж.Учитель начальных классовСист...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ОБЪЕДИНЕНИИ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ ПЕДАГОГОВ ОС «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе...