Доклад на тему: "Современный урок в начальной школе в условиях ФГОС"
статья
Доклад на тему: "Современный урок в начальной школе в условиях ФГОС". Этот материал поможет разобраться с новыми условиями и правильно организовать современный урок .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 20.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и методы обучения по ФГОС
ФГОС несколько изменил вектор обучения, так как приоритетная роль теперь отводится деятельности учащихся. Какие же формы и методы предлагают методисты для построения уроков в контексте ФГОС?
Многие путают термины "методы" и "приемы", употребляя их как синонимы. Между тем, метод — это способ совместной деятельности учителя и ученика. Прием — лишь составная часть метода, разовое действие, шаг реализации метода.
Форма урока — это формат, в котором построен весь урок. В структуре ФГОС предложена новая классификация типов уроков, а формы проведения выбираются свободно.
Типы уроков по ФГОС
- Тип "урок усвоения новых знаний".
- Тип "урок комплексного применения ЗУН (урок-закрепление)".
- Тип "урок актуализации знания и умений (урок-повторение).
- Тип "урок обобщения и систематизации".
- Тип "урок контрольного учета и оценки ЗУН".
- Тип "урок коррекции ЗУН".
- Тип "комбинированный урок" — может сочетать в себе несколько типов уроков, соответственно — и форм проведения.
Классификация форм уроков
- Уроки в форме соревнований и игр: КВН, викторина, турнир, дуэль.
- Уроки на основе нетрадиционной подачи материала: урок-откровение, урок-дублер, урок мудрости, творческий отчет.
- Уроки, напоминающие по форме публичные выступления: конференция, семинар, брифинг, аукцион, дискуссия, репортаж, интервью, панорама, телемост, диспут.
- Уроки, имитирующие деятельность: деловые игры, урок-следствие, ученый совет, суд.
- Уроки в форме мероприятий: экскурсии, путешествия, прогулки, ролевые игры.
- Уроки-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз.
- Интегрированные уроки.
Каждую форму урока можно интерпретировать для любого типа урока по ФГОС. Четких правил нет, и все зависит от фантазии учителя и от поставленных целей для конкретного урока.
Классификация методов
В методике приводится следующая классификация методов обучения:
- Пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся — пассивны. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый распространенный прием пассивных методов — лекция.
- Активные (АМО). Здесь учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.
- Интерактивные (ИМО) — наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель = ученик = ученик.
В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных.
- Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.
- Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.
- Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).
- Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.
- Эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.
- Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.
- Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором.
Выбор метода зависит от многих условий:
- цели обучения;
- уровня подготовленности учащихся;
- возраста учащихся;
- времени, отведенного на изучение материала;
- оснащенности школы;
- теоретической и практической подготовленности учителя.
Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практик
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оценочная деятельность учителя на уроках в начальной школе в условиях ФГОС.
В статье рассказано об оценочной деятельности учителя в начальных классах в условиях ФГОС....
Современный урок в начальной школе в условиях ФГОС.
Требования к современному уроку в условиях внедрения ФГОС....
Дифференцированное обучение на уроках в начальной школе в условиях ФГОС НОО
Организация дифференцированного обучения на уроках в начальной школе. Цель: обеспечить усвоение материала всеми учащимися в зоне их ближайшего развития....
статья по теме "Компетентностный подход в обучении на уроках в начальной школе в условиях ФГОС НОО"
Главная задача современной школы- раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире....
Использование ИКТ на уроках в начальной школе в условиях ФГОС
Проведение уроков с применением ИКТ даёт школьникам возможность получить навыки работы, необходимые для жизни в современном информационном обществе. Использование интерактивного учебного оборудо...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ТЕМЕ: «Современные образовательные технологии в начальной школе в условиях ФГОС»
Среди главных задач современного образования – адаптация учащегося к жизни, привитие ему навыков самообразования, творческого использования полученных знаний. В условиях ФГОС, в которых описано ...
Доклад на окружном МО "Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях ФГОС"
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальны...