Диагностика
материал
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к Обследованию речи детей 1 – 4 классов
Повышение эффективности и качества обучения учащихся начальной общеобразовательной школы предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение недостатков устной и письменной речи.
Цель: выявить и скорректировать особенности устной и письменной речи, характер речевых нарушений, разработать коррекционную программу, дать рекомендации и прогноз развития.
Диагностика проводилась по разделам:
- состояние словарного запаса
- состояние грамматического строя
- состояние связной речи
- сформированность фонематических процессов
- сформированность письменной речи
Дети при поступлении в 1 класс допускают ошибки:
- специфические фонетические замены (недостаточность различия звуков, принадлежащих к одной и к разным группам, различающимся тонкими акустико-артикуляционными признаками);
- нарушение слоговой структуры (пропуск целых слогов, перестановка слогов, раздельное написание частей одного слова и слитное написание слов);
- грамматические ошибки (пропуск или неверное употребление предлогов; служебных, падежных окончаний; неверное согласование слов);
- замена букв по графическому составу.
Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи. Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом, дисграфию.
1.Трудности в овладении письмом
Сложности при переводе звука в букву и наоборот, трудности звуко - буквенного анализа и синтеза
2.Нарушение формирования процесса письма.
Трудности в удержании и воспроизведении смыслового буквенного ряда, написание слов без гласных.
3.Дисграфия. Стойкие ошибки.
4. Дизография. Неумение применять в письме орфографические правила (диагностируется на третьем году обучения).
Состояние словарного запаса
Состояние связной речи
Сформированность письменной речи
Состояние грамматического строя
Сформированность фонематических процессов
Сенсорное развитие
Наиболее благоприятные условия для формирования фонематического восприятия - это дошкольный возраст. Но сейчас у детей практически не сформирована слуховая память. Поэтому в начальной школе обозначается задача - научить различать и дифференцировать звуки. Научить различать согласные по твердости и мягкости, звонкости и глухости, делать звуко-буквенный анализ.
Связная речь у детей практически не сформирована. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ, построить монолог. Дети в начальной школе затрудняются составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста.
Для развития связной речи я применяю мнемотехнику, схему составления рассказа, вопросы, план, используя ключевые слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная программа диагностики письма учащихся 2-3- классов.
Педагог-психолог Костарева В.Р.Программа «Диагностика письма учащихся 2-3 классов» входит, как составная часть, в программу психологического сопровождения младших школьников и является инструментом ...
Диагностика общеучебных умений и навыков младших школьников.
Текстовой материал по осуществлению педагогического мониторинга формирования ОУУН в начальной школе: 1. Алгоритм изучения умения понимать учебную задачу. 2. Измерение уровня подготовки по чтению пос...
Педагогическая диагностика учащихся 1 класса
Педагогическая диагностика в начале учебного года поможет определить готовность к обучению учащихся 1 класса и в дальнейшем скоординировать работу с учащимися...
Диагностика математических представлений по всем возрастам
Дана методика диагностики математических представлений по всем возрастам в ДОУ, работающих по Программе воспитания и обучения в детском саду под ред. Васильевой....
Диагностика готовности детей к обучению
Для определения готовности детей к обучению в школе учеными разработана педагогическая диагностика. ...
Педагогическая диагностика успешности обучения учащихся
Специальная педагогическая диагностика, построенная на содержании учебных предметов и выявляющая не уровень знаний школьника, а уровень его языкового и математического развития....
Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы
Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...