Рабочая программа (забайкаловедение)
рабочая программа (3 класс)
Пояснительная записка.
Рабочая программа по «Забайкаловедению» для 3-4 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в целях реализации курса в 3 классе рекомендовано использовать учебное пособие – книгу для чтения в начальной школе «Родное Забайкалье», разработанную сотрудниками лаборатории экологического образования Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского Е.А. Игумновой, О.В. Корсуном (Корсун, О.В. Родное Забайкалье : книга для чтения в начальной школе / О.В. Корсун, Е.А. Игумнова. – Чита : Экспресс-изд-во, 2007. – 152 с.).
В 4 классе рекомендуется учебное пособие по краеведению известного забайкальского писателя Г.Р. Граубина «Наша малая Родина» (Граубин, Г.Р. Наша малая Родина : учебное пособие по краеведению для младшего школьного возраста. – Чита : Экспресс-изд-во, 2008.)
Цель курса: содействие воспитанию патриотизма и экологической культуры юных забайкальцев, идентификации учащегося как гражданина России и Забайкальского края, сохраняющего красоту забайкальской природы и культуру региона, уважающего людей, живущих рядом, имеющего начальные сведения о природе и истории края, владеющего первоначальными умениями безопасности жизнедеятельности в условиях Забайкалья.
Задачи курса:
- формирование у учащихся начальных представлений о природе, истории и культуре родного края;
- воспитание у младших школьников любви и ответственного отношения к родной природе и людям, живущим на забайкальской земле, чувства гордости за свою малую Родину как часть великой России;
- развитие у младших школьников эмоционально-чувственной сферы в процессе изучения природы, истории и культуры края;
- расширение личного опыта взаимодействия младших школьников с природой и людьми и развитие у них наблюдательности и познавательного интереса к социоприродному окружению школы;
- приобретение учащимися первоначальной компетентности в вопросах сохранения окружающей среды и собственного здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, правильного поведения в природной и социальной среде;
- формирование коммуникативной компетенции младших школьников при организации работы с книгами для чтения «Родное Забайкалье», «Моя малая Родина»;
- создание творческого содружества семьи и школы, включение семьи в единое воспитательное пространство школы.
Общая характеристика курса.
Курс носит интегрированный характер, в центре изучения – проблема взаимодействия человека и природы в условиях Забайкалья с древности до наших дней. В рамках курса «Забайкаловедение» источником знаний выступают книги для чтения в начальной школе регионального характера, личный опыт учащихся по взаимодействию с природой и людьми, живущими рядом.
В рамках курса «Забайкаловедение» наряду с овладением знаниями и умениями краеведческого характера, воспитанием патриотических чувств ставится задача формирования у учащихся общеучебных умений и навыков как основы успешности обучения в последующие годы. Приоритет формирования среди общеучебных умений в третьем классе отдаётся коммуникативной компетенции, т.к. учащимися уже пройден период адаптации к школе как макрофаза развития и они становятся субъектами не только учебной деятельности, но и активного межличностного развития, то есть готовятся переходить в подростковый возраст.
Коммуникативные умения представляют собой сформированные умения, навыки и способы деятельности в таких видах речевой деятельности, как аудирование, чтение, говорение, продуктивное письмо, обеспечивающие устное/письменное, диалогическое/монологическое общение в разных сферах. Коммуникативные умения рассматриваются как показатель не только умственного и языкового развития человека, его грамотности, но и культуры мышления, говорения, общения. Коммуникативные умения рассматриваются как рефлексивный показатель сформированности других общеучебных умений - организационных, информационных, интеллектуальных.
При реализации программы курса «Забайкаловедение» уроки по курсу актуально сочетать с системой внеклассной работы, включающей разнообразные формы работы: классные часы, фестивали, тематические праздники, коллективно-творческие дела, выставки художественного творчества учащихся, экскурсии и походы по родному краю, устные журналы, беседы, встречи с ветеранами, просмотры и обсуждения кинофильмов, читательские конференции, сбор и оформление материалов для школьного музея, выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы, социально-ориентированные, творческие и исследовательские проекты учащихся.
В 3 и 4 классе можно использовать метод интервьюирования местных жителей с целью получения «живого» знания о природе, культуре и истории края.
Особенностью реализации данной программы в 4 классе является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zabaykalovedenie_3_klass.docx | 82.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по «Забайкаловедению» для 3-4 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в целях реализации курса в 3 классе рекомендовано использовать учебное пособие – книгу для чтения в начальной школе «Родное Забайкалье», разработанную сотрудниками лаборатории экологического образования Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского Е.А. Игумновой, О.В. Корсуном (Корсун, О.В. Родное Забайкалье : книга для чтения в начальной школе / О.В. Корсун, Е.А. Игумнова. – Чита : Экспресс-изд-во, 2007. – 152 с.).
В 4 классе рекомендуется учебное пособие по краеведению известного забайкальского писателя Г.Р. Граубина «Наша малая Родина» (Граубин, Г.Р. Наша малая Родина : учебное пособие по краеведению для младшего школьного возраста. – Чита : Экспресс-изд-во, 2008.)
Цель курса: содействие воспитанию патриотизма и экологической культуры юных забайкальцев, идентификации учащегося как гражданина России и Забайкальского края, сохраняющего красоту забайкальской природы и культуру региона, уважающего людей, живущих рядом, имеющего начальные сведения о природе и истории края, владеющего первоначальными умениями безопасности жизнедеятельности в условиях Забайкалья.
Задачи курса:
- формирование у учащихся начальных представлений о природе, истории и культуре родного края;
- воспитание у младших школьников любви и ответственного отношения к родной природе и людям, живущим на забайкальской земле, чувства гордости за свою малую Родину как часть великой России;
- развитие у младших школьников эмоционально-чувственной сферы в процессе изучения природы, истории и культуры края;
- расширение личного опыта взаимодействия младших школьников с природой и людьми и развитие у них наблюдательности и познавательного интереса к социоприродному окружению школы;
- приобретение учащимися первоначальной компетентности в вопросах сохранения окружающей среды и собственного здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, правильного поведения в природной и социальной среде;
- формирование коммуникативной компетенции младших школьников при организации работы с книгами для чтения «Родное Забайкалье», «Моя малая Родина»;
- создание творческого содружества семьи и школы, включение семьи в единое воспитательное пространство школы.
Общая характеристика курса.
Курс носит интегрированный характер, в центре изучения – проблема взаимодействия человека и природы в условиях Забайкалья с древности до наших дней. В рамках курса «Забайкаловедение» источником знаний выступают книги для чтения в начальной школе регионального характера, личный опыт учащихся по взаимодействию с природой и людьми, живущими рядом.
В рамках курса «Забайкаловедение» наряду с овладением знаниями и умениями краеведческого характера, воспитанием патриотических чувств ставится задача формирования у учащихся общеучебных умений и навыков как основы успешности обучения в последующие годы. Приоритет формирования среди общеучебных умений в третьем классе отдаётся коммуникативной компетенции, т.к. учащимися уже пройден период адаптации к школе как макрофаза развития и они становятся субъектами не только учебной деятельности, но и активного межличностного развития, то есть готовятся переходить в подростковый возраст.
Коммуникативные умения представляют собой сформированные умения, навыки и способы деятельности в таких видах речевой деятельности, как аудирование, чтение, говорение, продуктивное письмо, обеспечивающие устное/письменное, диалогическое/монологическое общение в разных сферах. Коммуникативные умения рассматриваются как показатель не только умственного и языкового развития человека, его грамотности, но и культуры мышления, говорения, общения. Коммуникативные умения рассматриваются как рефлексивный показатель сформированности других общеучебных умений - организационных, информационных, интеллектуальных.
При реализации программы курса «Забайкаловедение» уроки по курсу актуально сочетать с системой внеклассной работы, включающей разнообразные формы работы: классные часы, фестивали, тематические праздники, коллективно-творческие дела, выставки художественного творчества учащихся, экскурсии и походы по родному краю, устные журналы, беседы, встречи с ветеранами, просмотры и обсуждения кинофильмов, читательские конференции, сбор и оформление материалов для школьного музея, выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы, социально-ориентированные, творческие и исследовательские проекты учащихся.
В 3 и 4 классе можно использовать метод интервьюирования местных жителей с целью получения «живого» знания о природе, культуре и истории края.
Особенностью реализации данной программы в 4 классе является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов.
Содержание учебного предмета, курса.
Содержание тем учебного курса «Забайкаловедение»
«ИСТОРИЧЕСКОЕ И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ЗАБАЙКАЛЬЯ» (34часов)
Сибирь. Забайкалье. Город Чита (5 ч.)
Историко-географическое изучение Забайкальского края. Географическое положение.
Соседи Забайкальского края: регионы России (Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Иркутская и Амурская области), соседние страны (Китай, Монголия).
Символика Забайкальского края и города Читы.
Столица Забайкальского края. Происхождение названия города. Памятные места и достопримечательности города. Музеи, театры, памятники культуры. Предприятия, культурные и образовательные учреждения города.
Общественный транспорт, правила поведения в транспорте и на дорогах.
Города Забайкальского края (5 ч.)
Города – исторические центры культуры Забайкалья (Нерчинск, Сретенск, Петровский-Завод).
Градообразующие предприятия, история возникновения городов Краснокаменск, Балей, Борзя.
Достопримечательности городов, связанные с разными периодами истории страны.
Моя семья (4 ч.)
Семья как традиционная ячейка общества. Роль семьи в общественной жизни. Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя, отчество. Занятия членов семьи. Взаимоотношения между членами семьи, соседями, сверстниками. Культура общения с людьми.
Народы, населяющие Забайкальский край (7 ч.)
Связь поколений и времён в истории родного города (села). Коренные народности, населяющие Забайкальский край. Традиции, обычаи, культура. Многонациональный характер культуры забайкальцев. Фольклор. Уважение культуры разных народов.
Забайкальские деятели культуры, науки, промышленности и сельского хозяйства.
История края (11 ч.)
История освоения забайкальской земли. Первый ссыльный в Забайкалье – протопоп Аввакум. Декабристы и их вклад в развитие Забайкалья.
Выдающиеся люди, оставившие свой след в истории Забайкалья (П.А. Кропоткин, Н.Г. Чернышевский).
Неразрывная связь истории края с историей страны. Гражданская война и образование Дальневосточной республики. Годы Великой Отечественной войны и вклад наших земляков в победу над врагом.
Байкало-Амурская магистраль – яркая страница нашей истории.
Мой край – моя Россия (3 ч.)
Полезные ископаемые, добываемые в нашем крае. Роль Забайкальского края в экономической и культурной жизни России и современном мире.
3 класс
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;
- способность к самооценке;
- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- устойчивого учебно-познавательного интереса;
- эмпатии.
Метапредметные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и выполнять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
Обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников;
- осуществлять запись выборочной информации;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- основам смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков на примере явлений, живых и неживых тел природы Забайкальского края;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- преобразовывать, интерпретировать и оценивать текстовую информацию;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- задавать вопросы разных видов (вопросы-описания, вопросы-сравнения, вопросы-классификации, вопросы-ассоциации, вопросы-причины, вопросы-объяснения, вопросы-доказательства, вопросы-обобщения, вопросы-прогнозы, вопросы-оценки, вопросы-действия);
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
По освоению 3 модуля «Историческое и культурное наследие Забайкалья» (3класс)
Ученик научится:
- находить на карте России свой регион и его главный город;
- описывать основные достопримечательности столицы своего региона и своего населённого пункта;
- готовить небольшие сообщения о достопримечательностях г. Читы и своего населённого пункта;
- узнавать символику Забайкальского края;
- анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;
- описывать (пересказывать), реконструировать исторические события из истории родного края;
- рассказывать об исторических деятелях Забайкалья;
- приводить примеры фактов и событий культуры, истории родного края, оценивая их значимость в жизни людей и государства;
- находить факты, характеризующие образ жизни, обычаи и традиции народов, населяющих Забайкальский край;
- характеризовать распространённые в Забайкалье современные профессии и ремёсла;
- понимать роль семьи в общественной жизни;
- соблюдать правила поведения в транспорте, на дороге.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важных для страны и родного края событиях и фактах прошлого и настоящего;
- наблюдать и описывать деятельность человека на благо семьи, школы, своего населённого пункта, родного края, страны;
- проявлять уважение и готовность выполнять правила общения со взрослыми и сверстниками, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
- показывать на глобусе и карте мира географическое положение Забайкальского края и его столицу;
- понимать роль Забайкальского края в экономической и культурной жизни России и современного мира.
Тематическое планирование 3- класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока |
1 | Сибирь. Забайкалье. Город Чита( 5ч) Историко-географическое изучение Забайкальского края. Географическое положение. | 1 | онз |
2 | Соседи Забайкальского края: регионы России (Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Иркутская и амурская области), соседние страны (Китай, Монголия). | 1 | онз |
3 | Символика Забайкальского края и города Чита. | 1 | зун |
4 | Столица Забайкальского края. Происхождение и название города. Памятные места. | 1 | зун |
5 | Общественный транспорт , правила поведения в транспорте и дорогах. | 1 | зун |
6 | Города Забайкальского края (5ч) Города – исторические центры культуры Забайкалья (Нерчинск, Сретенск, Петровский -Завод). | 1 | онз |
7 | Градообразующие предприятия, история возникновения городов Краснокаменск, Балей, Борзя. | 1 | онз |
8 | Достопримечательности городов, связанные с разными периодами истории страны. | 1 | онз |
9 | Достопримечательности городов, связанные с разными периодами истории страны. | 1 | зун |
10 | Урок обобщение. | 1 | рк |
11 | Моя семья (4ч) Семья как традиционная ячейка общества. Роль семьи в общественной жизни. | 1 | сон |
12 | Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя, отчество. | 1 | сон |
13 | Занятия членов семьи. Взаимоотношения между членами семьи, соседями, сверстниками. | 1 | сон |
14 | Культура общения с людьми. | 1 | зун |
15 | Народы населяющие Забайкальский край (7ч) Связь поколений и времён в истории родного города (села). | 1 | онз |
16 | Коренные народности, населяющие Забайкальский край. | 1 | сон |
17 | Традиции, обычаи, культура. | 1 | зун |
18 | Многонациональный характер культуры забайкальцев. | 1 | онз |
19 | Фольклор. | 1 | сон |
20 | Уважение культуры разных народов. | 1 | сон |
21 | Забайкальские деятели культуры, науки, промышленности и сельского хозяйства. | 1 | онз |
22 | История края (11ч) Истории освоения забайкальской земли. | 1 | онз |
23 | Первый ссыльный в Забайкалье – протопоп Аввакум. | 1 | онз |
24 | Декабристы и их вклад в развитие Забайкалья. | 1 | онз |
25 | Декабристы и их вклад в развитие Забайкалья. | 1 | зун |
26 | Выдающиеся люди, оставившие свой след в истории Забайкалья (П.А. Кропоткин) | 1 | онз |
27 | Выдающиеся люди, оставившие свой след в истории Забайкалья (Н.Г. Чернышевский) | 1 | онз |
28 | Неразрывная связь истории края с историей страны. | 1 | онз |
29 | Гражданская война и образование Дальневосточной республики. | 1 | онз |
30 | Годы ВОВ и вклад наших земляков в победу над врагом. | 1 | онз |
31 | Годы ВОВ и вклад наших земляков в победу над врагом. | 1 | зун |
32 | БАМ – яркая страница нашей истории. | 1 | онз |
33 | Мой край – моя Россия (2ч) Полезные ископаемые добываемые в нашем крае. | 1 | сон |
34 | Роль Забайкальского края в экономической и культурной жизни России и современном мире | 1 | сон |
Тематическое планирование-4 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока |
1 | Страницы истории – 10 часов Когда гремели вулканы. О чем рассказал карбон. Чудовища вымерли и поделом. Дохнуло холодом неспроста. Зеленый поход. Не жалей, что не стало тропиков. | 1 | онз |
2 | 1 Спросим у археологов.Спросим у археологов. Как проходной двор.Чингизов камень. Чаша Чингисхана. У страха глаза велики. | 1 | сон |
3 | Сибирь. Забайкалье. Чита Сибирь. Забайкалье. Чита. Прямая всегда короче, но…Проверим арифметикой письмо. Острог построить не удалось. Строганные крепости? Значит остроги. | 1 | зун |
4 | Русских не запугаешь Меняем рухлядь на серебро. Воевода Ванюша Николаев. Наказ на все времена. | 1 | сон |
5 | Русских не запугаешь Сидельцы и гости. Серебряный звон.Галеры вовсе ни причем. Память. | 1 | сон |
6 | Во глубину сибирских руд. Пушкин в Забайкалье. Опасное знакомство. Неистовый протопоп. И цари липовыми бывают. Из Смоленки? Значит смоленский.След в истории. | 1 | онз |
7 | «Веселый день не для меня…».Амур наш! Имя на карте. Стержень | 1 | сон |
8 | Заглянем в телефонную книгу. Заглянем в телефонную книгу. Республика с самым коротким именем. | 1 | сон |
9 | ..Граница на замке .1941-1945 | 1 | зун |
10 | Забайкальский край. Богатыри снова расправили плечи БАМ. Забайкальский край | 1 | сон |
11 | Прошлое и настоящее – 3 часа Чита не сразу строилась.Чита не сразу строилась.Хитрый остров.Прифронтовой город. Даже ваше солнце любит литературу. Миг победы | 1 | зун |
12 | От Гантимура до Гантимуровых. Мэндэ. Яблок на хребте нет. Хорошо бы поставить знак | 1 | сон |
13 | Язык один, да не все понятно. Хлеб да соль. Язык один, да не все понятно..Пионеры были, а юкки нет. | 1 | сон |
14 | Давай пойдем с тобою в лес, в стану загадок и чудес– 4 часа. О чем поведал лубоед. Приглашение. Сколько леса у нас? О чем поведал лубоед. | 1 | сон |
15 | Заглянем в подвалы леса. Деревья держат оборону. Самая скорая помощь. Заглянем в подвалы леса. Зачем тайге якоря? Когда деревья спят, когда растут? | 1 | сон |
16 | Сахар, крахмал и масло. Без леса грибы не вырастут, и лесу с грибами лучше. А вот и еще кормильцы | 1 | сон |
17 | Даурские хитрости. Белая звезда.Будем беречь природу | 1 | сон |
18 | Кто в тереме живет? – 3 часа Большая семья. Боюсь, что не все поверили. И вам приятного аппетита.. Медведь задает загадки. | 1 | зун |
19 | И тля удивляет тоже. Чтоб не отстать от мамы. Таёжный телеграф. Тайная доска объявлений. Компас у всех один. | 1 | сон |
20 | Возвращение. Куда улетают птицы. Рыба плавает по дну. Чей хвост короче. Заяц белый, куда бегал? Спячка лучше, чем сон. | 1 | зун |
21 | Неужто планета перевернулась? – 4 часа Чего не знали земляки. Неужто планета перевернулась? Отчего ртуть замерзла. Злые духи подземелья | 1 | сон |
22 | Зимний холод бьет как молот. Ледяной кипяток. Водяной ворвался в дом. Друг или враг?. Керосиновая выручка. Озеро- хорошо, а болото – лучше. Дед-Мороз всегда поможет. | 1 | зун |
23 | Куда убегает дождь? После зимы – весна. Да не всегда красна. Да не все так плохо. | 1 | зун |
24 | Климат людей закаляет. Удивил Америку дичок. Если есть умение – выживет растение. Меха красивы от морозов. Климат людей закаляет. Да здравствует новый овечий наряд! | 1 | сон |
25 | Эко+логия=Экология – 4 часа Без леса нам никак нельзя. Без леса нам никак нельзя.Не только кислородная машина..Не печаль, а большое горе. Волки не курят, медведи не пьют, но кто поджигает лес? | 1 | зун |
26 | Заповедывать – значит предписывать.Красный светофор природы. А нельзя ли зажечь зеленый? Живи спокойно, тарбаган. Отчий дом и гостиница. И мы в ответе за Байкал. | 1 | сон |
27 | Друзья или враги? Лекари-невидимки. Будь здоров, теленомус. Друзья или враги? И муравьишки помогают лесу. Нужны природе волки?.И комары нужны. | 1 | сон |
28 | Не все хорошее хорошо. Этот таинственный ПДК. Если поможет космос. Не взрывать же наши сопки Выжить Кенону помогут моллюски и комары. Взять бы пример с японцев. | 1 | сон |
29 | Белый город – 4 часа Подземное царство города Караси не обиделись. Телефонные хитрости. Невидимки не унимаются. Хорошо, что нет трамваев. | 1 | сон |
30 | Белый город. Пора заглянуть в театр.Пойдем на сцену и удивимся. Обязательно будет сказка. | 1 | сонн |
31 | Волокита четверть века. Сорок секунд на выезд. Не красна изба углами. Белый город. | 1 | сон |
32 | Расшифруем наш герб.. | 1 | зун |
33 | Хлеб да соль – 3 часа .Может лучше сберечь мерзлоту? Жидкий лед и вода-взрывчатка. Может лучше сберечь мерзлоту? Холодильник для Мавзолея. | 1 | сон |
34 | Самое, самое, самое. Флюорит – спасатель леса. Капорский чай, Курильский. Чагирский. И чага. Германий из читинских сопок. Чита и звестна с давних времен. Пожелание | 1 | сон |
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Выпускник научится:
- Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
- Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
- Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
- Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
- Совместно с учителем составлять план решения задачи.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
- Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
- Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Выпускник получит возможность:
понимать :
- природные сообщества Забайкальского края: лес, степь, луг, река, озеро;
- значение прогнозирования погоды для деятельности человека в условиях Забайкалья;
- причины возникновения оврагов;
- причины редкости некоторых растений и животных;
- причины создания охраняемых территорий Забайкальского края;
- правила поведения в природной среде;
- меры профилактики клещевого энцефалита.
характеризовать:
- особенности погоды в разное время года, типичные для Забайкальского края;
- среду обитания растений и животных Забайкальского края;
- значение растений и животных в природе и жизни человека применительно к условиям Забайкальского края;
- значение окружающей среды для жизни человека в условиях Забайкалья;
- факторы экологического риска в окружающей среде;
- последствия воздействия человека на природу (вырубка лесов, распашка земель и др.);
- основные меры охраны забайкальской природы.
применять знания на практике:
- показывать на глобусе, картах мира и Российской Федерации географическое положение Забайкальского края;
- проводить наблюдения за погодой в различные сезоны года;
- наблюдать сезонные изменения в жизни растений и животных в Забайкалье;
- устанавливать простейшие взаимосвязи между природными объектами;
- ухаживать за растениями в классной комнате, растениями и животными уголка природы;
- соблюдать правила гигиены и здорового образа жизни, поведения в природной среде;
- оказывать первую помощь при травмах, обморожениях, ожогах, укусах таёжных клещей и ядовитых змей, отравлении ядовитыми растениями;
- соблюдать правила поведения во время снегопада, низких температур, замерзания водоёмов, наводнений, землетрясений.
- Литература, рекомендуемая для учащихся:
1. Для 3 класса: Корсун, О.В. Родное Забайкалье : книга для чтения в начальной школе / О.В. Корсун, Е.А. Игумнова. - Чита : Экспресс-изд-во.
2. Для 4 класса: Граубин, Г.Р. Наша малая Родина : учебное пособие по краеведению для младшего школьного возраста / Г.Р. Граубин. – Чита : Экспресс-изд-во.
Литература, рекомендуемая учителю для реализации регионального компонента:
1. Горлачёв, В.П. Школьный атлас водной флоры и фауны Забайкалья / В.П. Горлачев, Л.Н. Золотарёва, М.Ц. Итигилова, О.В. Корсун, И.Ф. Кривенкова. - Чита, 1997. – 221 с.
2. Красная книга Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (животные). – Чита : Поиск, 2000. - 214 с.
Интегрированный курс «Забайкаловедение»
Пояснительная записка.
Программа курса «Забайкаловедение» и её методическое сопровождение разработаны в соответствии со следующими документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2009 г.) [7];
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009 г.) [2];
- Стратегия организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории Забайкальского края на период до 2020 года (2009 г.) [6];
- Концепция Регионального (национально-регионального) компонента Государственного образовательного стандарта общего образования для общеобразовательных учреждений Читинской области (2007 г.) [4];
- Региональный образовательный стандарт по экологии для общеобразовательных школ Читинской области (2002 г.) [1];
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ в рамках ФГОС МОУ СОШ №43 г. Борзи.
Курс рекомендован для 2-4 классов общеобразовательной школы.
Продолжительность курса: всего – 102 часа: в течение трех лет обучения – 2, 3 и 4 классы.
Структура учебного курса представлена тремя логически взаимосвязанными модулями:
- 1 модуль «Фольклор народов Забайкалья. Основы безопасной жизнедеятельности»( II класс, 34 ч.) направлен на изучение устного народного творчества народов населяющих Забайкальский край и правила поведения для обеспечения безопасности;
- 2 модуль «Природное наследие Забайкалья» (III класс, 34 ч.) направлен на изучение проблемы взаимодействия человека и природы в условиях Забайкалья;
- 3 модуль «Историческое и культурное наследие Забайкалья» (IV класс, 34 ч.) предполагает изучение первоначальных основ истории и культуры родного края.
Интегрированный курс «Забайкаловедение» в соответствии с приказом Министерства образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края № 711 от 29 августа 2011 г введён в учебный план образовательной организации в части формируемой участниками образовательного процесса по 1 часу в неделю со второго по четвертый класс.
2 класс
Планируемые результаты освоения интегрированного курса «Забайкаловедение»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.
Метапредметные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и выполнять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников;
- осуществлять запись выборочной информации;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- основам смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.
Предметные результаты освоения курса
По освоению 1 модуля «Фольклор народов Забайкалья.
Основы безопасной жизнедеятельности» (2 класс)
Обучающийся научится:
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;
- использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков;
- установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьётся принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации и Забайкальского края, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Обучающийся получит возможность научиться:
- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание интегрированного курса «Забайкаловедение»
Краткое содержание 1 модуля «Фольклор народов Забайкалья. Основы безопасной жизнедеятельности» (34 часа)
Введение. Цели и
Раздел I. Фольклор народов задачи курса «Забайкаловедение». Направления работы во 2 классе: «Фольклор народов Забайкалья», «Основы безопасности жизнедеятельности».Забайкалья (23 ч.)
Тема: Потешки. Значение слова «потешка». При помощи жестов, движения, понимать человеческую речь и выполнять команды «слова».
Тема: Считалки. Происхождение слова "считалка". Сбор и первичное фиксирование (в любом виде) считалок. Создание культурного продукта: книжки-самоделки.
Тема: Сговорки. Распределение коллектива играющих детей на две партии при помощи сговорок. Значение слов рифма и декламация.
Тема: Игры. Фольклорный праздник с использованием подвижных игр с элементами театрализации.
Тема: Пословицы. Работа над пониманием смысла пословиц. Классификация пословиц по тематическим группам. Подбор пословиц к тематической группе. Анализ пословиц-заглавий. Единство нравственных ценностей разных народов.
Тема: Поговорки. Тематика поговорок. Классификация поговорок по заданным и самостоятельно найденным основаниям. Составление тематических альбомов, презентация своей работы одноклассникам.
Тема: Итоговое занятие. Сравнение малых фольклорных жанров. Презентация работ.
Тема: Загадки. Эвенкийские загадки. Формулирование вопросительных предложений. Бурятские загадки. Русские загадки. Умение доказывать свое мнение. Соотнесение иллюстраций с соответствующим фрагментом текста.
Сказки. Диалектные слова. Составление диафильма по предложенному плану. Выявление единства нравственных ценностей разных народов. Определение характера героев.
Тема: Легенды и предания. Особенности произведений данного жанра. Диалектные и устаревшие слова. Акростих.
Тема: Работа над проектом.
Раздел II. Основы безопасности жизнедеятельности (10ч.)
Тема: Безопасность. Понятие – безопасность. Чрезвычайные ситуации. Службы, оказывающие помощь.
Тема: Безопасное поведение в школе. Правила поведения в школе( на уроках, на перемене и т.д.).
Тема: Режим дня. Необходимость соблюдения режима дня. Составление расписания на день с учетом всех требований.
Тема: Безопасное поведение дома. Опасности, подстерегающие современного человека дома. Осторожное обращение с огнем. Первая медицинская помощь.
Тема: Электричество – друг или враг? Электричество – первый помощник дома. Правила поведения работы с электрооборудованием.
Тема: Безопасное поведение с незнакомыми людьми. Опасность общения с незнакомыми людьми. Разговор по телефону с незнакомым человеком.
Тема: Виды транспорта. Виды транспорта. Правила поведения в общественном транспорте. Аварийная ситуация.
Тема: Правила дорожного движения. Сигналы светофора. Правила перехода проезжей части. Дорожные знаки.
3 класс
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;
- способность к самооценке;
- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- устойчивого учебно-познавательного интереса;
- эмпатии.
Метапредметные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и выполнять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
Обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников;
- осуществлять запись выборочной информации;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- основам смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков на примере явлений, живых и неживых тел природы Забайкальского края;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- преобразовывать, интерпретировать и оценивать текстовую информацию;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- задавать вопросы разных видов (вопросы-описания, вопросы-сравнения, вопросы-классификации, вопросы-ассоциации, вопросы-причины, вопросы-объяснения, вопросы-доказательства, вопросы-обобщения, вопросы-прогнозы, вопросы-оценки, вопросы-действия);
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
По освоению 2 модуля «Природное наследие Забайкалья» (3 класс)
Обучающийся научится:
- находить на карте России Забайкальский край;
- приводить примеры народов, населяющих Забайкальский край;
- различать по существенным признакам живые и неживые тела природы;
- различать по существенным признакам характерные природные явления Забайкалья;
- характеризовать среду обитания растений и животных Забайкалья;
- объяснять роль растений и животных в природе и жизни человека;
- объяснять взаимосвязь растений и животных на примере местных видов;
- узнавать природные сообщества Забайкальского края: лес, степь, луг, река, озеро;
- приводить примеры типичных для Забайкальского края растений и животных, встречающихся в различных природных сообществах;
- приводить примеры съедобных, несъедобных и ядовитых грибов, культурных растений и домашних животных Забайкальского края;
- различать по существенным признакам деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения Забайкалья;
- наблюдать сезонные изменения в жизни растений и животных Забайкалья;
- проводить наблюдения за погодой в различные сезоны года;
- характеризовать особенности погоды в разное время года, типичные для Забайкалья;
- понимать значение прогнозирования погоды для деятельности человека в условиях Забайкалья;
- характеризовать факторы экологического риска в окружающей среде;
- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природу (вырубка лесов, распашка земель и др.), здоровье и безопасность человека;
- находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения;
- объяснять причины возникновения оврагов;
- доказывать необходимость бережного отношения к природе в каждом уголке своей Родины;
- характеризовать основные меры охраны забайкальской природы;
- приводить примеры редких и нуждающихся в охране видов животных Забайкалья;
- объяснять причины редкости некоторых растений и животных;
- объяснять причины создания охраняемых территорий Забайкальского края;
- приводить примеры заповедников и национальных парков, созданных в Забайкальском крае;
- приводить примеры ценных природных территорий своего населённого пункта;
- ухаживать за растениями в классной комнате, растениями и животными уголка природы;
- понимать необходимость соблюдения правил поведения в природной среде;
- понимать необходимость соблюдения мер профилактики клещевого энцефалита;
- оказывать первую помощь при травмах, обморожениях, ожогах, укусах таёжных клещей и ядовитых змей, отравлении ядовитыми растениями;
- соблюдать правила поведения во время снегопада, низких температур, замерзания водоёмов, во время наводнений и землетрясений.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение;
- узнавать о природе Забайкалья в процессе общения со сверстниками и взрослыми, анализа своего личного опыта взаимодействия с природой и людьми;
- самостоятельно формулировать правила экологически безопасного поведения как руководство к действию;
- соблюдать правила экологически безопасного поведения в школе, быту и природе;
- предвидеть опасности, которые необходимо учитывать при планировании отдыха.
Краткое содержание 2 модуля «Природное наследие Забайкалья»
(34 часа)
Введение. Цели и задачи курса «Забайкаловедение». Забайкалье – удивительный край.
Раздел I. Прощание с забайкальским летом (3 ч.)
Тема: Сенокос на лугу. Значение разнотравья забайкальских лугов и степей для выпаса животных. Пора сенокоса.
Тема: Ягоды. Ягоды Забайкалья. Правила сбора ягод. Пожар – главный враг лесных ягод. Ядовитые и несъедобные ягоды.
Тема: Грибы. Отличие грибов от растений. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Раздел II. Осенняя пора в Забайкалье (6 ч.)
Тема: Дары полей и огородов. Условия выращивания и хранения овощей. Сбор урожая на полях и дачах Забайкалья.
Тема: Первые заморозки. Начало заморозков. Влияние заморозков на растения и животных. Опасности первого льда.
Тема: Золотой наряд. Красота забайкальской осени. Почему листья меняют свой цвет. Хвойные и лиственные деревья осенью.
Тема: Кедровые орешки. Значение кедровой сосны для людей и животных. Распространение кедра в Забайкалье. Защита кедра – дело серьезное.
Тема: Кто где живёт? Разнообразие растений и животных Забайкалья. Взаимосвязь растений, животных и среды обитания.
Тема: Журавли на полях. Оседлые, кочующие, перелетные птицы Забайкалья. Торейские озера – журавлиные места.
Раздел III. Забайкальская суровая зима (12 ч.)
Тема: Природа готовится к зиме. Значение листопада в жизни растений. Зимние квартиры животных.
Тема: Зимние запасы животных. Запасливые звери.
Тема: Вышел соболь на охоту. Жизнь соболя. Природное сообщество леса.
Тема: Белый ковёр. Особенности зимы в Забайкалье. Зима на реке.
Тема: Охотники и браконьеры. Правила охоты. Помощники охотника – лайки. Браконьеры.
Тема: Зимняя погода. Особенности погоды зимой в Забайкалье. Охрана здоровья в зимний период.
Тема: Что такое дым? Источники дыма. Влияние дыма на здоровье человека.
Тема: Зимующие птицы. Испытание для птиц – зимние морозы. Питание птиц в зимний период.
Тема: Идём по следу. Страницы «белой книги природы». Следы разных животных.
Тема: Пришли дзерены. Жизнь забайкальской антилопы. Охрана дзеренов от браконьеров.
Тема: Красная книга. Охрана редких и исчезающих животных Забайкалья. Красная книга – сигнал бедствия.
Тема: Белый месяц. Признаки приближающейся весны. Народные праздники прощания с зимой и встречи весны у русского и бурятского народа.
Раздел IV. Долгожданная весна (9 ч.)
Тема: Жизнь подо льдом. Особенности жизни растений и животных подо льдом. Характеристика природных явлений: замор, нерест, ледоход.
Тема: Береги воду. Использование воды человеком. Загрязнение воды. Подземная вода. Минеральные воды. Способы экономии воды.
Тема: Весеннее пробуждение. Жизнь растений весной. Цветение деревьев и кустарников. Опасности для человека в лесу весной. Меры профилактики от укусов таёжными клещами.
Тема: История консервной банки. Борьба с мусором. Вторичная переработка. Забайкалье – наш дом, мы должны соблюдать чистоту в нём.
Тема: Летят птицы. Перелётные птицы Забайкалья. Изучение птиц.
Тема: Первоцветы. Виды цветущих растений ранней весной. Сохранение первоцветов.
Тема: Пожар в лесу. Причины возникновения лесных пожаров. Вред и последствия пожаров.
Тема: Время сажать деревья. Значение озеленения городов и посёлков для жизни человека. Породы деревьев, используемых в озеленении в Забайкалье.
Тема: Раны земли. Причины возникновения оврагов. Борьба с оврагами.
Раздел V. Лето пришло (4 ч.)
Тема: Птицы на гнёздах. Жизнь птиц летом. Забота о потомстве. Правила поведения у обнаруженного гнезда.
Тема: Жизнь муравейника. Как живут муравьи. Наблюдения за деятельностью муравьёв. Охрана муравейников.
Тема: Твой летний отдых. Правила летнего отдыха на природе. Забота о здоровье летом. Места отдыха в Забайкалье. Виды активного отдыха.
Тема: Забайкалье – моя Родина. Любовь к Родине начинается с охраны природы.
4 класс
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;
- способность к самооценке;
- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- установка на здоровый образ жизни, готовность соблюдать правила гигиены и здорового образа жизни, правила безопасного поведения в природе и общественных местах;
- основы экологической культуры.
Выпускник получит возможность для формирования:
- устойчивого учебно-познавательного интереса;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия в реальных жизненных ситуациях.
Метапредметные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- принимать и выполнять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения, планировать ход работы, фиксировать результаты в предложенной форме (таблица, схема, рисунок, словесный вывод).
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников;
- осуществлять запись выборочной информации;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- основам смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков на примере явлений, живых и неживых тел природы Забайкальского края;
- причинно-следственные связи между деятельностью человека и его проводить сравнение и классификацию явлений, живых и неживых тел природы Забайкальского края по заданным критериям;
- устанавливать воздействием на природу Забайкалья;
- обобщать и систематизировать полученные знания о природе и истории родного края;
- устанавливать аналогии, ассоциации.
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- преобразовывать, интерпретировать и оценивать текстовую информацию;
- осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятий;
- составлять небольшие письменные рекомендации о правилах поведения в природе, дома и общественных местах (т.е. составлять руководство к действию).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- строить понятные для партнёра высказывания;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- задавать вопросы разных видов (вопросы-описания, вопросы-сравнения, вопросы-классификации, вопросы-ассоциации, вопросы-причины, вопросы-объяснения, вопросы-доказательства, вопросы-обобщения, вопросы-прогнозы, вопросы-оценки, вопросы-действия);
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
По освоению 3 модуля «Историческое и культурное наследие Забайкалья» (3класс)
Ученик научится:
- находить на карте России свой регион и его главный город;
- описывать основные достопримечательности столицы своего региона и своего населённого пункта;
- готовить небольшие сообщения о достопримечательностях г. Читы и своего населённого пункта;
- узнавать символику Забайкальского края;
- анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;
- описывать (пересказывать), реконструировать исторические события из истории родного края;
- рассказывать об исторических деятелях Забайкалья;
- приводить примеры фактов и событий культуры, истории родного края, оценивая их значимость в жизни людей и государства;
- находить факты, характеризующие образ жизни, обычаи и традиции народов, населяющих Забайкальский край;
- характеризовать распространённые в Забайкалье современные профессии и ремёсла;
- понимать роль семьи в общественной жизни;
- соблюдать правила поведения в транспорте, на дороге.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важных для страны и родного края событиях и фактах прошлого и настоящего;
- наблюдать и описывать деятельность человека на благо семьи, школы, своего населённого пункта, родного края, страны;
- проявлять уважение и готовность выполнять правила общения со взрослыми и сверстниками, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
- показывать на глобусе и карте мира географическое положение Забайкальского края и его столицу;
- понимать роль Забайкальского края в экономической и культурной жизни России и современного мира.
Краткое содержание 3 модуля
«Историческое и культурное наследия Забайкалья»
(34 часа)
Тема: Сибирь. Забайкалье. Город Чита (5 ч.)
Историко-географическое изучение Забайкальского края. Географическое положение. Соседи Забайкальского края: регионы России (Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Иркутская и Амурская области), соседние страны (Китай, Монголия).
Символика Забайкальского края и города Читы.
Столица Забайкальского края. Происхождение названия города. Памятные места и достопримечательности города. Музеи, театры, памятники культуры. Предприятия, культурные и образовательные учреждения города.
Общественный транспорт, правила поведения в транспорте и на дорогах.
Тема: Города Забайкальского края (5 ч.)
Города – исторические центры культуры Забайкалья (Нерчинск, Сретенск, Петровский-Завод). Градообразующие предприятия, история возникновения городов Краснокаменск, Балей, Борзя. Достопримечательности городов, связанные с разными периодами истории страны.
Тема: Моя семья (4 ч.)
Семья как традиционная ячейка общества. Роль семьи в общественной жизни. Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя, отчество. Занятия членов семьи. Взаимоотношения между членами семьи, соседями, сверстниками. Культура общения с людьми.
Тема: Народы, населяющие Забайкальский край (7 ч.)
Связь поколений и времён в истории родного города (села). Коренные народности, населяющие Забайкальский край. Традиции, обычаи, культура. Многонациональный характер культуры забайкальцев. Фольклор. Уважение культуры разных народов.
Забайкальские деятели культуры, науки, промышленности и сельского хозяйства.
Тема: История края (10 ч.)
История освоения забайкальской земли. Первый ссыльный в Забайкалье – протопоп Аввакум. Декабристы и их вклад в развитие Забайкалья.
Выдающиеся люди, оставившие свой след в истории Забайкалья (П.А. Кропоткин, Н.Г. Чернышевский).
Неразрывная связь истории края с историей страны. Гражданская война и образование Дальневосточной республики. Годы Великой Отечественной войны и вклад наших земляков в победу над врагом.
Байкало-Амурская магистраль – яркая страница нашей истории.
Тема: Мой край – моя Россия (3 ч.)
Полезные ископаемые, добываемые в нашем крае. Роль Забайкальского края в экономической и культурной жизни России и современном мире.
УМК интегрированного курса «Забайкаловедение»
Для общеобразовательных учреждений Краевым научно-экспертным советом Министерства образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края рекомендованы следующие издания, входящие в УМК «Забайкаловедение»:
2 класс:
- Программа интегрированного курса «Забайкаловедение». Авторы: Игумнова Е.А., Корсун О.В., Добрынина Е.В., Храмцова Н.В., Казанова О.И., Барахоева И.Б.
- Забайкаловедение: рабочая тетрадь. 2 класс /сост. Е.В. Добрынина, О.И. Казанова, Н.В. Храмцова; ……. 40 с.
3 класс:
- Программа интегрированного курса «Забайкаловедение». Авторы: Игумнова Е.А., Корсун О.В., Добрынина Е.В., Храмцова Н.В., Казанова О.И., Барахоева И.Б.
- Корсун О.В., Игумнова Е.А., Родное Забайкалье: Книга для чтения в начальной школе. Чита: Экспресс-издательство, 2007. 152 с.
- Игумнова Е.А., Барахоева И.Б. Родное Забайкалье: учусь задавать вопросы: рабочая тетрадь для 3 класса. Чита: Экспресс-изд-во., 2009. 104 с.
4 класс
- Программа интегрированного курса «Забайкаловедение». Авторы: Игумнова Е.А., Корсун О.В., Добрынина Е.В., Храмцова Н.В., Казанова О.И., Барахоеав И.Б.
- Забайкаловедение: рабочая тетрадь. 4 класс /сост. Е.В. Добрынина, О.И. Казанова, Н.В. Храмцова; научный консультант Г.П. Пясецкая. Чита. Экспресс-изд-во, 2009. 40 с.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом для 2 – 4 классов
2 класс
- - Программа интегрированного курса «Забайкаловедение». Авторы: Игумнова Е.А., Корсун О.В., Добрынина Е.В., Храмцова Н.В., Казанова О.И., Барахоева И.Б.
- Забайкаловедение: рабочая тетрадь. 2 класс /сост. Е.В. Добрынина, О.И. Казанова, Н.В. Храмцова; ……. 40 с.
- Дополнительный материал к занятиям - книга для чтения «Забайкалье, мое Забайкалье…» (Забайкалье, мое Забайкалье…: книга для чтения в начальных классах /сост. Э.А.Максименя, Л.А.Павлова. – Чита: : Экспресс-изд-во, 2007. – 160 с.)
3 класс
- Программа интегрированного курса «Забайкаловедение». Авторы: Игумнова Е.А., Корсун О.В., Добрынина Е.В., Храмцова Н.В., Казанова О.И., Барахоева И.Б.
- Корсун О.В., Игумнова Е.А., Родное Забайкалье: Книга для чтения в начальной школе. Чита: Экспресс-издательство, 2007. 152 с.
- Игумнова Е.А., Барахоева И.Б. Родное Забайкалье: учусь задавать вопросы: рабочая тетрадь для 3 класса. Чита: Экспресс-изд-во., 2009. 104с.
4 класс
- Программа интегрированного курса «Забайкаловедение». Авторы: Игумнова Е.А., Корсун О.В., Добрынина Е.В., Храмцова Н.В., Казанова О.И., Барахоева И.Б.
- Забайкаловедение: рабочая тетрадь. 4 класс /сост. Е.В. Добрынина, О.И. Казанова, Н.В. Храмцова; научный консультант Г.П. Пясецкая. Чита. Экспресс-изд-во, 2009. 40 с.
- Дополнительный материал к занятиям - Граубин Г.Р. Наша малая Родина: книга для чтения в начальной школе. в 2 ч. Чита: Экспресс-изд-во, 2008. 344 с.
Литература, рекомендуемая учителю
для реализации интегрированного курса
- Горлачёв В.П., Золотарёва Л.Н., Итигилова М.Ц., Корсун О.В., Кривенкова И.Ф. Школьный атлас водной флоры и фауны Забайкалья. Чита, 1997. 221 с.
- Граубин Г.Р. Четырёхэтажная тайга. Чита, Экспресс-изд-во, 2009. 472 с.
- Красная книга Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (животные). Чита: Поиск, 2000. 214 с.
- Красная книга Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (растения). Чита: Стиль, 2002. 280 с.
- Малая энциклопедия Забайкалья: Природное наследие / гл. ред. Р.Ф, Гениатулин. Новосибирск. Наука, 2009. 698 с.
- Энциклопедия Забайкалья. Читинская область. Том I-IV. Новосибирск: Наука, 2000; 2003; 2006.
- Энциклопедия Забайкалья. Агинский Бурятский округ. Том IV. Новосибирск: Наука, 2009. 352 с.
- Корсун О.В. Образовательный Интернет-ресурс «Забайкалье великолепно» // http://www. nature.chita.ru
Оборудование для экскурсий в природу: фотографии, открытки растений, животных, минералов и др., лупы, компасы, рулетки, садовые совки, пакеты для сбора природного материала, резиновые перчатки, пакеты для мусора и приспособления для его сбора, фотоаппарат и видеокамера (по возможности);
ТСО и компьютерная техника:
- Интерактивный типовой комплекс (интерактивная доска и мультимедиапроектор);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по забайкаловедению для 2 класса "Литературное наследие Забайкалья"
Рабочая программа Забайкаловедения факультативного курса для 2 класса "Литературное наследие Забайкалья"...
Рабочая программа по Забайкаловедению. 4 класс.
Рабочая программа по Забайкаловедению для 4 класса....
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа "Забайкаловедение" 2-4 класс
Краеведение играет важную роль в формировании у учащихся начальной школы знаний об окружающем мире, воспитании патриотических чувств, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого ...
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...