Классный час: Зачем нужно учиться?
классный час (3 класс)
Классный час «Зачем нужно учиться?»
Цели и задачи:
- развитие у третьеклассников осознанного отношения к учебе, воспитание уважения к себе, уверенности, что знания всегда пригодятся в жизни, способствовать развитию мышления и творческой активности учащихся.
Задачи :
- Формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;
- Формировать личностную мотивацию учебной деятельности.
листы для выполнения теста;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zachem_nuzhno_uchitsya.docx | 35.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Зачем нужно учиться?»
Цели и задачи:
- развитие у третьеклассников осознанного отношения к учебе, воспитание уважения к себе, уверенности, что знания всегда пригодятся в жизни, способствовать развитию мышления и творческой активности учащихся.
Задачи :
- Формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;
- Формировать личностную мотивацию учебной деятельности.
листы для выполнения теста;
Ход классного часа
- Видеоклип «Зачем мы ходим в школу»
Ребята, а теперь мне бы хотелось послушать вас, выскажите свое мнение, ответьте мне на один вопрос: “Для чего человек учится?”
Дети говорят искренне, ответы разные (чтобы быть грамотным, чтобы быть богатым, мама заставляет, чтобы получить престижную профессию, чтобы радовать родителей и др.).
Актуализация темы. Одним из продолжительных этапов в жизни человека является учёба. И я думаю, что вы согласитесь со мной, что это один из важнейших этапов.
=?= Как бы вы сформулировали тему нашего классного часа?
«ЗАЧЕМ НУЖНО УЧИТЬСЯ?»
- Я считаю, что эта тема актуальна, т.к. в нашем классе после проведения анкетирования «Доминирующие мотивы учения», был сделан вывод о высокой мотивации (желания) учиться, а результаты отчетной недели и оценки за семестр не оправдали полученных ответов и вызывают много вопросов.
=?= Как вы думаете, что это за вопросы?
- В классе 26 человек, а закончили на 4 и 5 всего 9 человек.
- Практически всем учащимся пришлось ежедневно напоминать о необходимости обратить внимание на то, что есть не выполненные домашние задания, не исправленные неудовлетворительные оценки, а некоторых и водить, буквально за руку к учителям. Почему?
- Можно ли сделать вывод о нежелании учиться, о безответственном отношении к учебе, о лени, о неуважении к себе и к учителям, которым приходиться работать не только на уроке, но и оставаться в свое личное время заниматься с вами дополнительно?
- Я позволю себе сделать вывод, что основной причиной этих проблем является ЛЕНЬ!
Ленивые люди всегда ищут и находят для себя оправдание. Часто они отговариваются тем, что у них не хватает времени. Но на его недостаточность часто жалуются те, кто впустую растрачивает время.
А ещё ленивые люди утверждают: «Не стоит заниматься работой, когда не расположен к ней». Или, как мы любим говорить, – «У меня нет к этому предмету способностей». Те, кто прибегает к этому аргументу, ждут, когда к ним придет вдохновение. Глубокое заблуждение! Чтобы втянуться в работу, нужно вначале приложить определенные волевые усилия, а потом придет и настроение. Но этих волевых усилий и боится малодушный ленивец. А ведь успех приходит лишь к трудолюбивым людям. Не зря в народе говорят: «Терпение и труд все перетрут».
А какие пословицы об учении вы знаете?
- Посмотрите на СХЕМУ на доске «Внутренние и внешние побудительные причины»
Человек учится прежде всего потому, что его мучит любознательность, инстинктивная тяга к знанию. Это – внутренние побудительные причины. От природы они есть у всех, но в иных людях они развиваются, в других – заглушаются обстоятельствами.
Человек может учиться и потому, что его принуждает к учению житейское здравомыслие: не выучившись, он не сможет занять в жизни то положение, которое хотел бы занять. Все это создает внешние побудительные причины. Они также сильны, как и внутренние. Когда внешние побуждения развивают природную любознательность, эти два двигателя творят чудеса, делают человека невероятно способным.
Учитель: А теперь я предлагаю вам заполнить тест и определить, насколько у вас развита воля. Постарайтесь честно ответить самому себе на следующие вопросы.
(Конечно, данные анкеты несут в себе определенные погрешности, но всё же давайте посмотрим на свои результаты)
- Ученики отвечают на вопросы теста, записывая ответы на листках «да» или «нет».
Учитель: Будьте внимательны.
- Способен ли ты, если надо, рано утром встать с постели, как бы рано это ни было?
- Каждое утро ли ты делаешь зарядку?
- Стремишься ли ты соблюдать режим дня?
- Как бы тебе ни мешали, можешь ли ты на уроках не отвлекаться и делать то, что требуется?
- Осуждаешь ли ты, хотя бы про себя, тех, кто опаздывает или пропускает уроки, мешает на них другим?
- Всегда ли ты выполняешь домашние задания, пусть даже не самостоятельно?
- Читаешь ли ты дополнительную рекомендованную литературу?
- Выполняешь ли ты поручение, которое тебе не совсем приятно?
- В конфликтной ситуации, находясь на грани того, чтобы с кем-то поссориться, можешь ли ты этого не делать?
- Всегда ли ты выполняешь домашние задания без напоминания?
- Есть ли такие дни и часы, в которые ты любишь заниматься одним и тем же делом?
- Если ты начал что-то делать, но потом понял, что это неинтересно, доведёшь ли начатое до конца?
- Можешь ли отказаться от самой интересной телепередачи или кинофильма, если у тебя срочное и важное дело?
- Всегда ли ты выполняешь свои обещания?
- Задумываешься ли ты о своём поведении, поступках, делаешь ли ты из этого выводы?
Интерпретация теста. За каждый ответ «да» - поставить себе 2 балла, за ответ «нет» - 0. Подсчитайте свои баллы. Их сумма будет свидетельствовать о том, насколько развита у вас воля.
Если набралось от 22 до 33 баллов — вас можно поздравить — с силой воли всё в порядке. На вас можно положиться, вы не подведёте. Но иногда ваша твёрдая позиция неприятна окружающим. Научитесь считаться с ними.
Если набралось от 13 до 21 балла, сила воли развита средне. Если вам поручают что-то, вы выполняете, а по своей инициативе лишние обязанности на себя не берёте. Вы не всегда тверды и упорны в достижении цели. И чётких целей пока нет.
Если набралось 12 и менее баллов, то с силой воли у вас неблагополучно. К своим обязанностям вы относитесь «спустя рукава», делаете лишь то, что легче и интереснее.
У вас наверняка много неприятностей и дома и в школе. Постарайтесь посмотреть на себя как бы со стороны, проанализируйте своё поведение, поступки, постарайтесь хоть что-то изменить. Вы скоро убедитесь, что это вовсе не трудно, и станете более волевым человеком.
(По книге Е.И. Рогова «Эмоции и воля»)
Учитель: А какие бы ещё советы вы бы дали тем, кто хочет укрепить волю?
- Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Любые свои способности можно развивать Постарайтесь выработать для себя режим дня и неукоснительно его соблюдайте. Чаще анализируйте свои поступки, смотрите на себя как бы со стороны. Задумайтесь о том, каким вас видят близкие люди, друзья. Подумайте о том, что вам пригодится в будущем, какие качества вам необходимы.
Помните!
Добивается успеха не тот, кто считает, что он сделал лучше из того, что мог, а тот, кто каждой мыслью и каждым действием стремится к чему-то большему.
Классный руководитель:
Чтобы ответить на вопрос «Зачем я учусь», давайте построим с вами (каждый для себя) лесенку. На доске написаны предложения, их надо расставить в виде лесенки. На самой верхней ступени будет стоять САМОЕ ВАЖНОЕ, для чего ты учишься. На ступеньке ниже – менее важное, на следующей ступени – еще менее важное и так, пока не заполните все восемь ступенек.
На доске записаны мотивы (познавательные и социальные):
Я учусь для того, чтобы все знать.
Я учусь, потому что мне нравится процесс учения.
Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.
Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.
Я учусь для того, чтобы быть полезным людям.
Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами.
Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей.
Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.
Проверьте, правильно ли вы все расставили.
(Листочки с ответами учитель может собрать и обсудить результаты с родителями.)
(Результаты, свидетельствуют о соотношении социальных и познавательных мотивов учения школьника, которые определяются по тому, какие мотивы занимают первые четыре места в иерархии. В случае если эти места занимают два социальных и два познавательных мотива, делается вывод об их гармоничном состоянии у школьника. Если эти места занимают три или четыре мотива одного типа, делается вывод о доминировании данного типа мотивов учения (например, социальных).
А зачем нужно учиться в школе ХОРОШО? Что может ПОМЕШАТЬ учиться хорошо? Как ДОСТИЧЬ успехов в учебе?
Учащимся приготовлена карточка, для составления плана по улучшению успеваемости, в ходе обсуждения вы ее будете заполнять.
1) Мне надо учиться хорошо, чтобы…
2) Мне может помешать учиться хорошо…
3) Я смогу достичь успехов в учебе, если…
Работа в группах пять минут: участники обсуждают вопросы.
- Я предлагаю обсудить полученные результаты.
- Начнем с первого вопроса: Зачем нужно учиться хорошо в школе?
Слушаем группу, может выступить один представитель или все по очереди. (Высказывания детей: Чтобы быть богатым, мама заставляет, чтобы быть грамотным, получить профессию в школе, чтобы радовать родителей, пойти учиться дальше, найти хорошую работу, хочу быть лучшим учеником в классе).
- Ребята! Выберете один или несколько мотивов, подходящих именно вам и продолжите предложение в карточке: Мне надо учиться хорошо, чтобы ….
(Ребята в своей карточке записывают мотив).
- Второй вопрос был» «Что может помешать учиться хорошо?» Слушаем следующую группу.
(Предполагаемые высказывания детей).
- Выберите одну или несколько причин, мешающих именно вам, и заполните свою карточку.
- Продолжите предложение: Мне может помешать учиться хорошо …
- Успех твоей учебы зависит только от твоего желания. Если ты чего-то захочешь, то так это и будет. Если ты до сих пор плохо учишься, значит, это тебя устраивает.
- Прислушайтесь к словам выдающегося человека современности академика Дмитрия Лихачёва, который предлагает своеобразную программу для успешной учёбы.
∙ “Учиться нужно всегда”.
∙ “Самое благоприятное время для учения – юность. Именно в юности ум человека наиболее восприимчив к изучению языков, к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому…”.
∙ “Умейте не терять время, не заполняйте разум мутными потоками глупой и бесцельной “информации”. Берегите себя для учения, для приобретения новых знаний и навыков”.
∙ “Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить…”.
∙ “Попробуйте любить все предметы…» Если вам что-то не нравится в каком–либо предмете – напрягитесь и постарайтесь найти в нём источник радости – радости приобретения нового”.
∙ “Читайте стоящие книги, а не просто чтиво”.
∙ “Изучайте историю и литературу...Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость”.
∙ “Учитесь любить учиться”
- Перейдем к третьему вопросу: Как достичь успехов в учебе?
(Предполагаемые советы:
Не пропускать уроки без уважительной причины, больше читать, слушать педагога, выполняйте домашнее задание, не ленитесь и т. п.).
- Самовоспитание – это сознательная и целенаправленная работа по формированию положительных качеств и устранению отрицательных. Самовоспитание – обязательный контроль над собой, своими поступками и поведением.
- Теперь выберите один или несколько способов, которые помогут именно вам учиться хорошо и заполните свою карточку. Продолжите предложение: я смогу достичь успехов в учёбе, если …
(Ребята заполняют карточку).
- Прежде чем завершить наш разговор, давайте постараемся обобщить всё, о чём мы говорили сегодня, и составим несколько правил, которые помогут вам в дальнейшем лучше учиться.
- Я начинаю, а вы заканчивайте предложение.
1) Готовь все необходимое для урока до звонка
2) На уроках и занятиях внимательно слушай педагога
3) Больше читай
4) На уроках и занятиях выключай мобильный телефон
5) Правильно отдыхай
6) Соблюдай правила поведения в школе
7) Как можно быстрее займись самовоспитанием
- Эти правила я даю каждому, чтобы вы ими пользовались.
- Вернемся к карточкам, которые вы заполняли в ходе классного часа, у вас получился план для улучшения успеваемости. Прочитайте его.
(Желающие читают вслух).
С целью выяснить личностное отношение к проведённому классному часу всем присутствующим предлагается оставить комментарии в виде рисунка, значка или личной подписи в одной из колонок таблицы. Это даст возможность педагогу оценить проведённое мероприятие и сделать выводы на будущее. Таблица выполнена на плакате, её вывешивают на доску.
Остался равнодушен | Понравилось | Было не интересно |
Классный руководитель:
(эффект неожиданности для детей - словесная игра)
читает:
- Что для жизни нужно? Солнце!
Дети (повторяют за ним). Солнце!
- Что для дружбы нужно? Сердце!
Дети. Сердце!
- Что для сердца нужно? Счастье!
Дети. Счастье!
- Что для счастья нужно? Мир!
Дети. Мир!
-Что для мира нужно? Знания!
Дети. Знания!
Можно провести с детьми следующую анкету:
ВОПРОСЫ АНКЕТЫ
- Всегда ли ты с желанием ходишь в школу?
- Легко ли тебе учиться в классе?
- Какие учебные предметы даются тебе легко?
- Какие учебные предметы даются тебе с трудом?
- Сколько времени ты тратишь на выполнение домашнего задания?
- Домашние задания выполняешь самостоятельно или прибегаешь к помощи родителей, друзей?
- Кем ты видишь себя в будущем?
- Что нужно тебе для того, чтобы в будущем стать тем, кем хочешь?
- Твоя заветная мечта.
- Пожелай себе сам.
Классный руководитель:
В завершение нашего разговора, я раздам вам карточки с удивительными рожицами (рисунок 1). Ваша задача: определить, какая из них отражает ваше отношение к учебе.
- Вот и подошла к концу наша беседа о пользе учения, знаний. Мы обсудили многие вопросы, теперь дело за вами. Удачи.
- Напишите пожелание друг другу на сердечках и обменяйтесь. Успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Зачем нужно заниматься физкультурой?"
"Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье и полноценную радостную жизнь”/Гиппократ/.Зачем ну...
Классный час. Разговор с учащимися. Зачем нужно беречь природу?
Разговор на данную тему позволит учащимся понять, для чего каждый из нас должен бережно относиться к природе....
Классный час «Зачем нужно соблюдать правила поведения на дорогах?»
Классный час «Зачем нужно соблюдать правила поведения на дорогах?»Цель: познакомить учащихся с правилами дорожного движения, Задачи:- учить понимать сигналы светофора, дорожные знаки, формировать навы...
Классный час: «Зачем нужно заниматься физической культурой?»
Цель: -формирование представления о спорте как одном из главных условий здорового образа жизни;Задачи:-содействовать сохранению здоровья каждого школьника;-вовлекать детей в систематическое занят...
классный час"зачем нужна дисциплина"
использую для бесед с детьми...
Классный час «Зачем нужны прививки»
Цель: познакомить учащихся с термином «вакцинация», со способами и причинами вакцинации. Воспитывать здоровый образ жизни....
Технологическая карта урока окружающего мира «Зачем нужны автомобили. Зачем нужны поезда»(УМК «Школа России», 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление с назначением, устройством, разнообразием автомобилей, автомобилями разных времен. познакомить с назначением и устройством ...