Программа внеурочной деятельности "КОМПЬЮТЕРиЯ"
методическая разработка

Полещук Галина Владимировна

Цель курса: овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации и освоение основ проектно-творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx36.45 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления «КОМПЬЮТЕРиЯ»

Пояснительная записка

Актуальность

На сегодняшний день компьютерная грамотность нужна любому современному человеку, компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки работы на компьютере,  необходимы начальные, базовые знания. Без них любой пользователь персонального компьютера будет чувствовать себя неуверенно, пытаться выполнять действия наугад. Работа такого пользователя очень часто является непродуктивной и приводит к ошибкам.

Ребенок в современном информационном обществе должен уметь работать на компьютере, находить нужную информацию в различных информационных источниках (электронных энциклопедиях, Интернете), обрабатывать ее и использовать приобретенные знания и навыки в жизни.

Учащиеся младших классов проявляют большой интерес к работе на компьютере и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.

 В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игры к учебе. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Поэтому значительное место на занятиях занимают игры. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет сделать интересными и осмысленными любую учебную деятельность. Дети при восприятии материала обращают внимание на яркую подачу его, эмоциональную окраску, в связи с этим основной формой объяснения материала является демонстрация.

Характеристика программы

Программа внеурочной деятельности «КОМПЬЮТЕРиЯ» составлена для учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ в соответствии с  требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

         Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста и  рассчитана на работу в учебном  компьютерном классе, в котором 12 учебных мест и одно рабочее место – для учителя.

Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз  в неделю. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для глаз. Занятия проводятся в нетрадиционной форме с использованием  разнообразных дидактических игр. Непосредственно с компьютером дети работают не более 15 минут.

Срок освоения программы – 4 года.

  Объем курса – 135 часов. Первый год обучения рассчитан на 33 часа, каждый следующий год обучения рассчитан на 34 часа.

Цели и задачи курса

Цель курса «КОМПЬЮТЕРиЯ» – формирование основ информационно-коммуникационной компетентности (овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации и освоение основ проектно-творческой деятельности).

Задачи курса «КОМПЬЮТЕРиЯ»:

  • научить младших школьников работать с программами WORD, PAINT, POWER POINT;
  • формировать навыки применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности (создание элементарных проектов и презентаций);
  • развивать у младших школьников навыки работы с различными информационными источниками;
  • развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности обучающихся средствами ИКТ;
  • формировать навыки безопасного поведения при работе с компьютером;
  • воспитывать уважительное отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
  • формировать представления об информационной картине мира.

При решении задач обучения, воспитания и развития учащихся, акцент делается на формирование элементов информационной культуры и практических навыков работы на компьютере: создание и редактирование текста, презентации, поиск информации в различных информационных источниках (справочник, книга, компьютер) и представление информации различными способами (рисунок, текст, диаграмма, презентация).

            Принципы построения курса.

Данный курс позволяет реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные во ФГОС:

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности.

Курс «КОМПЬЮТЕРиЯ» основывается на общедидактических и специфических принципах обучения младших школьников.

  1. Принцип научности. В процессе знакомства с новыми понятиями или категориями происходит опора на науку, как источник системы понятий, закономерностей. Все вводимые термины направлены на осознание их, а не на заучивание.
  2. Обучение на высоком уровне трудности. Несмотря на доступный и интересный учащимся материал, овладение первоначальными навыками работы на компьютере является трудной задачей, для решения которой ребёнку необходимо прилагать некоторые усилия.
  3. Осознание процесса учения. Овладевая навыками работы на компьютере, учащиеся находят применение вновь приобретенных навыков для решения учебных задач на других учебных предметах.
  4. Принцип доступности. Материал ориентирован на учащихся начальных  классов с их психофизиологическими особенностями, уровнем знаний соответствующим данному возрасту и любой системе обучения.
  5. Принцип целостности. Содержание материала ориентированно на знакомство с некоторыми возможностями компьютера, которые являются фундаментом для осознанного изучения предмета в старших классах.

Данному курсу свойственны следующие функции:

  1. Образовательная функция заключается в овладении начальными умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
  2. Развивающая функция обеспечивает: психическое и личностное развитие школьника, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ.
  3. Воспитывающая функция включает решение задач воспитания трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Требования к результатам освоения курса «КОМПЬЮТЕРиЯ».

Цель изучения курса «КОМПЬЮТЕРиЯ» направлена на достижение учениками начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты

В сфере личностных универсальных учебных действий у ученика будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, учебе;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой информационной задачи;

• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, на анализ соответствия результатов требованиям задачи;

• ориентация на понимание места ИКТ в жизни человека, их практической значимости;

• развитие чувства ответственности за качество окружающей информационной среды;

• установка на здоровый образ жизни.

Ученик получит возможность для формирования: выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках.

Метапредметные результаты

В сфере регулятивных универсальных учебных действий ученик научится:

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • умение выполнять учебные действия в устной форме;
  • использовать речь для регуляции своего действия; 
  • сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество  уровня усвоения;

Ученик  получит возможность научиться: осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

В сфере познавательных универсальных учебных действий ученик научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и системы;
  • выделять существенную информацию из сообщений разных видов;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение и классификацию объектов.

Ученик получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить логическое рассуждение.

В сфере коммуникативных универсальных учебных умений ученик научится:

  •  работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Ученик  получит возможность научиться: с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Предметные результаты

Ученик научится:

• соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения информационных задач;

• использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;

• создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.

• читать и заполнять несложные готовые таблицы; читать несложные диаграммы;

Ученик получит возможность научиться: сравнивать и обобщать информацию, представлять в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм; составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации; распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме; планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию в разной форме; интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы); пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами её получения, хранения, переработки.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Формы организации внеурочной деятельности

   В процессе обучения используются следующие формы занятий:

  • вводное занятие;
  • комбинированное учебное занятие;
  • занятие-презентация;
  • экскурсия, виртуальная экскурсия;
  • демонстрация;
  • игры;
  • проектная деятельность.

Формы и виды контроля

Контроль и оценка обучающихся в кружке осуществляется при помощи текущего и итогового контроля в форме викторин, тестов, защиты проектной работы.

Возможно проведение мастер-класса в форме открытого занятия, кружка для посещения другими учащимися с целью повышения мотивации при изучении компьютера.

Содержание программы курса «КОМПЬЮТЕРиЯ»

1 класс     (1 час в неделю / 33 часа)

  1. Информация вокруг нас. (4 часа)

Что такое информация? Виды информации по способу восприятия. Источники и приёмники информации. Общение и канал связи.

  1. Информационные процессы.(5 часов)

Действия с информацией. Передача информации. Обработка информации. Хранение информации. Носители информации. Организация хранения информации в компьютере.

  1. Компьютер и информация. (5 часов)

Компьютер и человек. Знакомство с компьютером. Правила поведения в компьютерном классе. Начинаем работать на компьютере. Включение и выключение компьютера. Рабочий стол. Меню. Стандартные программы.

  1. Знакомство со стандартными программами. Графический редактор PAINT. (11часов)

Назначение, запуск/ закрытие, структура окна. Создание, хранение и считывание документа.  Выполнение рисунка с помощью графических примитивов. Цвет в графике. Изменение рисунка (перенос, растяжение / сжатие, удаление и т.д.). Изобретаем узоры. Работа на заданную или выбранную тему.  Выполнение рисунка на свободную тему.

  1. Знакомство со стандартными программами. «Калькулятор».(2часа)

Помощники человека при счёте. Калькулятор. Назначение программы. Структура окна. Виды калькулятора. Работа с простейшими арифметическими действиями. Решение задач.

  1. Знакомство со стандартными программами. «Блокнот».(5 часов)

Назначение программы. Структура окна. Работа с текстом. Набор текста и редактирование. Копирование, перемещение текста. Исправление ошибок.

  1. Итоговое занятие (1 час)

Рефлексия.

2 класс    (1 час в неделю / 34 часа)

  1. Информационные процессы. (2часа)

Что такое информация? Действия с информацией. Получение  информации. Обработка информации. Хранение информации. Носители информации. Способы передачи информации.

  1. Виды информации по форме представления. (5 часов)

Представление информации. Языки, алфавиты. Кодирование информации. Способы кодирования информации. Графический способ. Символьный способ. Числовой способ.

  1. Информация. Организация информации. (4 часа)

Схемы. Таблицы. Объекты и их свойства. Списки. Поиск информации.

  1. Компьютер и информация (повторение).(6 часов)

Правила поведения в компьютерном классе. Компьютер и человек. Начинаем работать на компьютере. Рабочий стол. Запуск стандартных программ из Главного меню. Графический редактор PAINT. Программы «Блокнот», «Калькулятор».

  1. Текстовый редактор WORD.(16 часов)

      Назначение, запуск/ закрытие, структура окна. Основные объекты   редактора (символ, слово, строка, предложение, абзац). Создание, хранение и считывание документа. Основные операции с текстом. Внесение исправлений в текст. Проверка орфографии. Форматирование текста (изменение шрифтов, оформление абзаца). Сохранение файла. Режим вставки (символов, рисунков).  Рисунок в WORD. Параметры страницы.  Оформление текстов с помощью WORDART. Таблицы. Составление кроссвордов.  Поиск и исправление ошибок. Копирование и перемещение текста.

Творческая работа. Забавное рисование из знаков препинания. Итоговая работа по WORD.

  1. Итоговое занятие (1 час)

Рефлексия.

3 класс    (1 час в неделю / 34 часа)

  1. Компьютер и человек.(3 часа)

Для чего нужен компьютер человеку? Устройство компьютера: процессор, дополнительные устройства ввода (клавиатура, мышь, сканер и др.) и вывода (монитор, принтер) информации.  Программы: графические и текстовые редакторы. Работа с программой. Операционные системы.

  1. Учимся работать с файлами (1 час).

Что такое файл, папка. Программы-оболочки.

  1. Учимся работать в Windows (5 часов).

Окно прикладной программы. Окно папки. Диалоговое окно. Активное и неактивное окно. Три вида размера окна (свёрнутый, стандартный, полноэкранный). Изменение размера окна. Перемещение окна. Иконки. Мышь (управление положением курсора на экране, одинарный и двойной щелчок левой кнопкой мыши, правая кнопка мыши). Запуск программ с помощью кнопки «Пуск». Создание, сохранение, закрытие и открытие файлов. Общие команды редактирования (скопировать, вырезать, вставить). Буфер промежуточного хранения. Команды меню. Стандартные программы. Программа «Проводник». Настройка Windows.

  1. Учимся работать с текстом (7 часов).

Текстовый редактор Word. Запуск программы. Окно программы. Создание, сохранение документа. Непечатаемые символы (пробел, табуляция, символ абзаца). Абзац. Форматирование текста. Проверка грамматики и орфографии. Ввод и редактирование текста. Изменение внешнего вида текста (шрифт, интерлиньяж, выравнивание). Использование анимации. Создание и модификация списка. Вывод текста на принтер.

  1. Учимся работать с графикой (4 часа).

Вставка рисунков (из коллекции Microsoft Office и при помощи сканера) и работа с ними. Масштабирование. Настройка изображения. Выравнивание текста и рисунков. Создание объекта WordArt. Масштабирование. Выравнивание объекта WordArt и текста. Создание и изменение фигур. Вывод объекта на принтер.

  1. Учимся работать с таблицами (5 часов)

Представление информации в виде таблицы. Создание таблиц. Форматирование таблицы. Работа со свойствами таблицы. Изменение стиля. Выполнение расчётов с помощью таблиц. Вывод документа на принтер.

  1. Объекты. Свойства и действия объектов.(4 часа)

Объект и его свойства. Размер. Действия объектов. Работа со звуком. Добавь звуки и музыку.

  1. Проект. (4 часа)
  2. Итоговое занятие (1 час)    

4 класс (1 час в неделю / 34 часа)

  1. Введение. Повторение изученного в 3 классе.(5 часов)

Правила поведения в компьютерном классе. Правила работы за компьютером. Компьютер: устройство и программы. Как выглядит современный компьютер? Устройства компьютера. Компьютерные программы. Организация хранения информации в компьютере. Файлы. Папки. Способы представления информации: текст, таблица. Справка: Microsoft Office Word. Помощник.

  1. Информационная деятельность человека. Компьютерные сети.(5 часов)

Информационная деятельность человека. Компьютерные сети. Общение и Интернет. Компьютерные вирусы. Антивирусные программы. Информационная безопасность личности.

  1. Технология работы с  текстовой информацией.(3 часа)

Работа с текстовой информацией на компьютере. Текстовый редактор. Ввод данных. Работа с документом. Форматирование. Добавление изображений в текстовый документ. Проект.

  1. Учимся работать в графическом редакторе Paint (4часа).

Графические редакторы. Создание изображений. Добавление текста к рисунку. Настройка инструментов. Создание компьютерного рисунка. Редактирование компьютерного рисунка. Фрагмент рисунка. Сборка рисунка из деталей. Сохранение созданного рисунка.

  1. Учимся работать PowerPoint (16 часов).

Прикладная программа PowerPoint. Запуск программы. Окно программы. Создание, сохранение документа. Вставка слайдов. Разметка и оформление слайдов. Эффекты анимации. Смена слайдов. Настройка анимации. Управляющие кнопки. Настройка презентации. Демонстрация презентации. Вывод на принтер.

  1. Итоговое занятие (1 час)

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...