Разработка занятия по театральному творчеству урока по технологии развития критического мышления
методическая разработка (4 класс)
Занятие по театральному творчеству. Тема: Сценическая речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_teatralnomu_tvorchestvu.docx | 28.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка занятия по театральному творчеству урока по технологии развития критического мышления
Занятие в 4 классе по теме «Сценическая речь»
Предмет: Театральное творчество
Тема урока: «Сценическая речь»
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока:
- формирование у учащихся знаний о том, как образуется человеческая речь на основе приёмов критического мышления и навыков групповой работы
Задачи:
- познакомить детей с технологией формирования речи;
- обучить способам подготовки речевого аппарата к его использованию в действии;
- привитие навыков выразительного чтения;
- содействовать созданию положительной мотивации к обучению театральному творчеству, формированию коммуникативных навыков, умению работать в коллективе.
Планируемые результаты:
- метапредметные: умение работать с зеркалом, наблюдать, распознавать, визуально определять правильность положения органов артикуляции при выполнении упражнений.
- личностные: развитие любознательности, формирование интереса к достижению выразительности сценической речи.
Оборудование и материалы: мультимедийный компьютер, раздаточный материал: зеркало, карточки с изображением предметов, карточки с названиями упражнений и положением органов артикуляции при произношении определенных звуков, тесты для проверки знаний
Основные понятия, изучаемые на занятии:
«артикуляция»,
«голосовые связки», «артикуляционный аппарат»,
«сценическая речь»,
«виды дыхания», «выразительность речи»
Организационная структура урока
План урока:
1. Организационный этап урока.
2. Проверка знаний по теме: «Диалог, монолог, рифма»
(фронтальная беседа, работа по карточкам, парная проверка ответов).
3.Изучение новой темы:
А) Актуализация.
Б) Мотивация.
В) Восприятие и осмысление учащимися нового материала (визуализация результатов деятельности).
4.Закрепление.
5.Домашнее задание.
6. Анализ.
7. Рефлексия.
Ход урока:
1.Организационный этап урока:
В этот день и в этот час
Снова рада видеть вас!
Пожелаю вам, друзья,
Быть достойными себя!
Не стесняться, не краснеть,
И за соседа поболеть!
Помоги себе, ему
если он попал в беду
2. Проверка знаний по теме «Диалог, монолог, рифма».
Фронтальный опрос:
А) Что такое монолог?
Б) Что такое диалог? Приведите пример диалогической речи.
В)Что мы называем рифмой?
Задание:
А).Послушайте текст (отрывок из книги л. Давыдычева «Жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника») и определите к какому типу речи он относится
..Эх, придумать бы такую специальную ручку, чтобы сама уроки делала!
Колпачок бы с нее снял, положил бы ее на тетрадь – и поехали! Вжик-вжик, чик-чирик – готово домашнее задание.
Или бы специальную машину изобрели: сунул бы в нее тетрадь – тр-тр-тр-тр-тр! – готово домашнее задание.
Или бы еще такой прибор сделали: трахнул бы им по голове, и она что угодно запомнила бы. Трах – правило запомнил, трах – стихотворение запомнил, трах, трах, трах – вот это учеба!
Иван ойкнул, потому что, размечтавшись, стукнул себя кулаком по голове.
– Гвардии рядовой Иван Семёнов! – скомандовал он. – На упражнение по русскому языку вперед – марш!
Дайте определение монологу.
Молодцы!
Б) Что такое диалог?
Посмотрите, при помощи чего оформляется диалог (Слайд №1)
1.У меня зазвонил телефон
- Кто говорит?
-Слон.
-Откуда?
-От верблюда.
- Что вам надо?
-Шоколада
-Для кого?
-Для сына моего.
2.Где используется диалог? (Слайд 2)
Найдите отличия в двух предложенных диалогах
В разговоре:
Я спросил Дениса
- Ты пойдешь се годня в школу?
-Нет. Я заболел.
- Не повезло тебе, мы ведь сегодня классом идем на просмотр фильма в Дом культуры.
- Да-а. Я знаю. Жаль, что так получается.
- Не горюй. Выздоравливай!
В театре
Козел
Давным-давно жил был козёл
Петух
Клевал зерно
Коза
Капусту ел
Свинья
И рыл навоз
Курица
И как-то раз, яичко снёс
- Каждой паре раздается листок с текстом, в котором пропущены слова. Нужно записать необходимые слова и получатся правила ведения диалога).
- .В разговоре старайся затронуть такую тему,
которая ………………………. и тебе, и собеседнику. - Поменьше говори о……………… .
- Учись внимательно ……….………… собеседника. Даже, если с чем-то не
согласен не ……………………. его, пока он не закончил свой рассказ. - Не старайся говорить ………………, чем собеседник. Это не выгодно
тебе же: кто говорит, не повышая голоса, к тому прислушиваются внимательнее. - Если в разговоре тебя перебьют, не пытайся заглушить
перебившего, а …………………. . Ведь, если вы оба будете говорить одновременно, всё равно ни он тебя, ни ты его не ……………….
Хорошо справились с задачей.
В) А теперь приготовились быть поэтами! Подбираем рифмы к словам:
Раскладываю перед детьми картинки. Дети четко называют их. Затем предлагаю найти пары слов, которые рифмуются друг с другом. Договорившись об очередности, дети самостоятельно подбирают пары картинок, названия которых рифмуются между собой. Если игрок ответил правильно, он забирает пару картинок себе. Выигрывает тот, кто соберет больше пар картинок.
3. Изучение новой темы:
А) Актуализация знаний:
1.Учитель: Скажите , как образуется человеческая речь? Какие органы принимают участие в формировании звука? (ответы детей. Лёгкие)
-Что же происходит потом? Куда поступает воздух после выдоха? (Ответ: горло, где находятся голосовые связки)
Голосовые связки- это такие струны, которые, при выдохе вибрируют и преобразуют воздух в звук.
-Куда же дальше движется воздух? И какие препятствия будут на его пути? (Ответ: воздух попадает в рот, а препятствиями служат губы и язык, которые помогают в образовании других звуков.)
Давайте проверим! Скажите «А-А-А» Здесь звук образуется при помощи голосовых связок. Теперь скажите «Р-р-р». На пути воздуха встал язык, и он вибрирует. А если мы скажем звук «Б», то на пути воздуха встанут губы. Так?
Работа языка и губ при создании звука, называется «артикуляция» Губы, язык, зубы- «артикуляционный аппарат»
Б) Мотивация:
Учитель: Ребята! Отгадайте загадки.
Я расскажу, что вчера заболел,
Что дома лекарство я горькое ел,
Еще расскажу, что болеть очень грустно.
Когда говорю я, то речь моя... (устная)
Вид речи, когда на бумаге пишу.
Я все что угодно листу расскажу.
Но речь уж не устная, речь иная.
Скажите, ребята, названье. Какая? (Письменная)
Голос четкий, звонкий, чистый
Речь звучит, летит, струится,
Выразительна, прекрасна!
Ах, артист! Он - мастер -ясно!
О какой речи говорится в этой загадке?
(Правильный ответ: сценическая)
Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить на уроке? (Ребята формулируют тему урока сами).
Учитель: Правильно, ребята- это сценическая речь Сценическая речь отличается от обычной, разговорной. Чем отличается? Как вы думаете? (Ответы детей). Сегодня мы с вами будем учиться выполнять специальные упражнения, для того, чтобы наша речь стала чёткой, гибкой, правильной, выразительной.
Скажите, ребята, а вот сейчас с вами разговариваю, объясняю материал - моя речь является выразительной? Что вы понимаете под выражением : «выразительная речь»? (Ответы детей) Выразительная речь – это качество, способное поддерживать внимание и интерес слушателя или читателя, влиять не только на разум, но и на чувства, воображение.
Для достижения выразительности речи необходимо иметь хорошо развитые губы, язык. Нужно их тренировать , как спортсмен тренирует своё тело.
А сейчас ,обратите внимание на картинку? Что нарисовано? Правильно- трубочка!
Упражнение, которое мы сейчас с вами будем выполнять, это упражнение для губ, оно так и называется- «трубочка». Необходимо губы сжать и вытянуть в трубочку. Удерживать в этом состоянии до счёта 5. Возьмите зеркало и внимательно наблюдайте за правильным выполнением упражнения.
Выполняются упражнения для языка и губ : «заборчик», «лягушка», «качели», «часики» и т.д.
Учитель
Для тренировки нашей речи необходимо правильное дыхание. Оно необходимо для того, чтобы во время чтения стихов правильно добирать воздух носом и не разрывать строчки. Дышать полной грудью, так, чтобы она вздымалась вверх-неправильно. Правильное дыхание – это дыхание свободное (лишённое всякого напряжения), глубокое, незаметное, автоматически подчинённое воле чтеца. Хорошее дыхание обеспечивается при соблюдении следующих требований:
1) вдыхать глубоко носом и ртом;
2) вдыхать бесшумно;
3)пополнять запас воздуха при малейшей возможности (и незаметно!);
4) не задерживать дыхания в паузах;
5) не расходовать весь запас воздуха.
Давайте , сейчас представим, что мы «космонавты.»
Упражнение «Космонавты»(из упражнений Ю.В. Колчеева)
Пять человек лягут на ковер и положат ладошку на живот. Теперь спокойно сделайте вдох и выдох. Чувствуете, как ладонь поднимается и опускается? Глядеть на ладонь не надо, не напрягайтесь. Теперь другая пятерка будут «космонавтами». А вы, попробуйте, уже стоя, сделать вдох, чтобы ладошка отталкивалась от живота при вдохе.
Учитель Такое дыхание называется диафрагматическое. Оно совершается при помощи опускания диафрагмы во время вдоха, отчего стенки живота несколько выпячиваются вперед. Но не надо все время дышать «животом», так же можно запускать воздух в легкие, такой тип дыхания называется смешанно-диафрагматический.
А сейчас следующее упражнение, которое называется «Погреем руки» (из упражнений Е. Ласкавой). Участники ставят перед ртом ладонь и широко раскрытым ртом медленно выпускают воздух на ладошку.
«Снайпер». То же, что и «свечка», но воздух выдыхается одномоментно и за максимально короткое время.
«Упрямая свечка». То же, что и «снайпер», но воздух выдыхается в несколько приёмов без дополнительного добора дыхания.
4. Визуализация результатов деятельности
Учитель: Итак, мы выяснили, что, для того, чтобы речь была правильной, четкой, красивой необходимо правильно дышать и тренировать артикуляционный аппарат.
Теперь давайте проверим, как вы запомнили.
Я буду показывать вам карточку , на которой изображена картинка, необходимая для тренировки губ и языка.
Если это упражнение относится для тренировки губ- вы встаете и хлопаете, если для тренировки языка, вы топаете
- «Трубочка» ( встают и хлопают)
- «Ступенька» ( садятся топают)
- «Лягушка» ( встают и хлопают)
- «Заборчик» (продолжают стоять и хлопать)
- «Часики» ( сидят и топают)
- «Чашечка» ( сидят и топают)
Молодцы! Отлично!
5. Домашнее задание:
Каждое утро и вечер, готовиться к полету в космос , т.е становиться
« космонавтами» лежа проделывать несколько раз упражнение, выдыхая воздух при произношении звука «Ф», «С», «З»
6. Анализ.
Итак, сегодня, мы узнали, что такое речь. Органами, участвующими в её образовании являются: легкие, горло, голосовые связки. Для выразительности речи необходима работа над правильным дыханием и «артикуляционным аппаратом», в который входят: губы, зубы, язык, щеки.
7. Рефлексия: Наш урок подошёл к концу.
- Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Какое новое знание вы получили на уроке?
- Какая часть урока вам понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по противопожарной тематике. Тема: ,, История развития пожарной охраны в России’’ (Конспект и презентация.).
Методическая разработка занятия по противопожарной тематике. Тема: ,, История развития пожарной охраны в России’’(Конспект и презентация.) Подготовила: Карандина Галина Ивановна. Возрастная группа: 4-...
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Организация уроков коллективного творчества как средство развития художественно-творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»
НМР состоит из 2 основных глав:ГЛАВА 1 ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХГЛАВА 2 ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ П...
Статья "Театральное творчество как средство развития личности ребенка"
Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка, способствуют проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развивают ассоциатив...
«Формирование познавательной учебной деятельности на учебных занятиях с применением метода кластер технологии развития критического мышления»
Применение метода Кластер технологии РКМПЧ на учебных занятиях...
Методическая разработка занятия по чтению в ГПД. Технология психодрамы. К.Г.Паустовский "Кот-ворюга"
Ты- бездомный, вечноголодный, всеми гонимый кот с порванным в драке за выживание ухом. Психодрама- технология для развития эмпатии у учащихся через переживание литературного произведения....
Технологическая карта по внеурочному занятию по театральному мастерству на тему «Развитие творческого воображения» (1 класс)
Предмет: внеурочная деятельность (театральное мастерство).Класс: 1.Тема занятия: «Развитие творческого воображения».Тип занятия: «открытие» нового знания.Цель занятия: первично...
Методическая разработка на тему : "Методические приемы использования технологии развития критического мышления при обучении детей с ЗПР"
Технология развития критического мышления позволяет активизировать деятельность учащихся, задействовать их в процессе обучения, учит самостоятельности, умению формировать и обосновывать собственную то...