Экологическое воспитание детей
статья
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание детей.
«Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность».
(В.А. Сухомлинский)
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.
Важнейшими факторами решения экологических проблем являются психологическая готовность людей внедрять уже существующие экологически безопасные технологии, сознательное соблюдение экологических ограничений, а также стремление принимать личное участие в природоохранной деятельности и т.п. Гуманитарное направление как раз и предполагает смену системы ценностей, коррекцию мировоззрения, перестройку сознания людей, т.е. формирование новой экологической культуры человека.
Жить в согласии с природой – необходимое условие сохранения цивилизации. Человечество вынуждено отбросить вековой императив покорение природы, который привел к загрязнению окружающей среды, истощению природных ресурсов и ясно обозначил угрозу глобального экологического кризиса. Природу надо не безумно любить, а сознательно уважать и ценить. Не враждовать с ней и не бороться, а научиться жить с ней в ладу.
В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание детей и подростков.
Основной задачей экологического воспитания является не столько усвоение экологических знаний, сколько обучение решению экологических проблем, которое должно быть направлено на достижение конкретных положительных изменений в состоянии окружающей среды.
В условиях нашего Социально-реабилитационного центра возможно положительно воздействовать на личность ребенка путем различных доступных приемов и методик.
Наиболее целесообразны методы, которые анализируют и конкретизируют сложившиеся у детей экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя опыт наблюдений и природоохранной деятельности, воспитатель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции воспитанников, стремиться сформировать у них личное отношение к проблеме. Этому способствуют тематические беседы «Знай и береги природу», «Планета в опасности», диспуты «Планета у нас одна», конкурсы рисунков, плакатов, фотографий, выпуски стенгазет.
Одним из распространенных видов деятельности, который мы используем в различных мероприятиях является работа с загадкой. Текстовой материал загадок способствует систематическому и целенаправленному экологическому развитию детей. Они обогащают представления детей об окружающем мире, расширяют их кругозор, развивают наблюдательность. У детей формируется собственное отношение к описываемым явлениям, формируются природоохранительные отношения.
Чтение художественной литературы способствует экологическому воспитанию детей. Сюда можно отнести любую детскую книгу, где в занимательной форме описана жизнь животных Много экологических сказок написаны писателями Н. Сладковым, Б. Заходером, В. Бианки, М. Пришвиным. Сказочная форма позволяет ввести необычные сказочные ситуации. Встречаясь с героями сказок, дети не остаются равнодушными. У них возникает желание помочь попавшему в беду герою.
Заслуженной популярностью у детей пользуются конкурсы, викторины познавательные и ролевые игры.
Викторины носят интегрированный характер. Вопросы составляются на основе сведений о природных объектах и явлениях в различных областях науки и искусства. Для достижения успеха необходимы знания по экологии, в области эрудиции и конечно, общая эрудиция. Особенно интересны детям викторины в виде игр «Счастливый случай», «Звездный час», «Птицы нашего края» и др.
Познавательные игры стимулируют переход от любопытства к любознательности, являясь средством развития интеллекта и творческих способностей. Такие игры можно проводить как на природе, так и в помещении. В ходе игр «Маленькие тайны природы», «Бюро погоды», «Зеленый друг» дети расширяют знания о лекарственных растениях нашей местности, о погоде.
Ролевые игры направлены на развитие наблюдательности, памяти, умение ориентироваться в пространстве, соблюдать правила поведения в природе. Они выступают средством подготовки детей к реальным экологическим ситуациям.
Немаловажны прогулки на природе, которые способствуют общению детей с природой. Во время проведения прогулки воспитатель старается дать детям экологические знания и привить нормы экологического поведения. На прогулках рассматриваются следующие вопросы: защита воздуха и воды от загрязнения, охрана редких растений и животных, отработка на местности правил поведения в природе, ответственность каждого человека за поведение в природе.
Общение с природой – это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными. Общение с природой – не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому.
При правильно организованной работе ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживает доброе и злое; учится чувствовать красивое и некрасивое, учится «говорить» с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их.
Список литературы:
1. Базарнов В.Ф. Экскурсия как форма экологического образования. - Томск, 2007.
2. Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников. // Начальная школа. - 2010. - № 5.
3.. Данилова М. З. Занимательная экология // Воспитание школьников. - 2010. - № 5.
4.. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2009.
5. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие / С.Н. Николаева. - М.: «Академия», 2012.
6. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты / И.В. Цветкова. - Ярославль: Академия развития, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы формирования экологического воспитания детей младшего школьного возраста
•Расширять и углублять знания детей об отдельных явлениях и объектах окружающей среды, формировать умение воспринимать окружающий мир как гармоничное целое•Учить классифицировать объ...
Выпускная квалификационная работа Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста в малокомплектной школе
Дипломная работа...
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
Презентация авторской программы "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста" в условиях Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних....
На прогулке в парке. Советы родителям по экологическому воспитанию детей.
Стать для родителей о том, чем занять ребёнка на прогулке в парке. Данная статья расширит знания родителей об экологическом воспитании детей....
Обобщение опыта по теме «Экологическое воспитание детей с использованием проектной деятельности».
Поставленные задачи:1. В течение года провести цикл занятий по природоохранной деятельности.2. Провести сезонные экскурсии в лес.3.Подготовить и распространить листовки «Как вести себя в лесу».4. Пров...
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
журнал для родителей...
Консультация для родителей. Экологическое воспитание детей летом
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувс...