Работа с одарёнными детьми
учебно-методический материал

Зайченко Наталья Витальевна

Материал содержит рекомендации по работе с одарёнными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odaryonnye.docx16.33 КБ

Предварительный просмотр:

                              Работа с одарёнными детьми.

  Одним из направлений Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования является обеспечение специальных условий для индивидуального развития одарённых детей. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащения форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

  Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребёнка, не растерять не затормозить рост его способностей-это особо важная задача обучения одарённых детей.

  Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задачи педагогов состоит в раскрытии интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающаяся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Способный, одарённый ученик- это высокий уровень каких-либо способностей человека. Одарённость бывает художественной, психо-моторной, академической, интеллектуальной, творческой.

Работу с одарёнными детьми надо начинать в начальной школе. Все дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие невостребованности. Процент одарённых ( с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70 %, то 14 годам 30-40%,  к 17-15-20%.

Вот почему задача начальной школы – создать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребёнка.

Работу с одарёнными учащимися надо начинать с диагностики одарённости. Наблюдения за школьниками проводятся во врем урочной и неурочной деятельности. Это позволяет выявить наклонности, способности и интересы учащихся.

Также педагог опирается на исследования школьного психолога, использующего методики для определения уровня интеллектуального развития, творческих наклонностей учащихся.

Кроме того нужно использовать педагогическую диагностику- методику для родителей и педагогов, например, «Карту одарённости» Савенкова, методику для детей и родителей «Карту интересов младших школьников».

В учебной деятельности работу с одарёнными детьми учитель строит на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Использует образовательные технологии развивающего обучения и воспитания, ориентированные на творческое развитие личности.

Педагог пользуется приёмами создания проблемных ситуаций: подводит школьников к противоречию и предлагает самим найти способ его разрешения, излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос, выводы из ситуации, составлять факты, формулирует проблемные задачи, например, с недостаточными или избыточными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками.

Учитель применяет дидактические игры, проводит КВН, викторины. Дидактическая игра предоставляет возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память, смекалку, находчивость, сообразительность. Многие игры требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение.

Использование информационно-коммуникативных технологий в практике учителя направленно на развитие способностей ориентироваться в информации разного рода, элементов алгоритмической деятельности, образного и логического мышления учащихся.

Педагог практикует уроки, на которых использует научно-исследовательский, поисковый методы работы, наблюдения, опыты. Активно развивает у детей умение видеть проблему, задавать вопросы, классифицировать объекты, явления, давать определения понятий, делать выводы, защищать и доказывать свои идеи.

Внеурочную работу с одарёнными учащимися педагог выстраивает на основе выявления способностей по видам деятельности.

В практической деятельности выделяют одарённость в ремёслах, спортивную и организационную. Данная категория детей - это постоянные участники конкурсов прикладного творчества, спортивных соревнований школьного и муниципального уровня. Они посещают кружки и секции по интересам.

В познавательной деятельности выделяется интеллектуальная одарённость. Эти ребята участвуют в интеллектуальных играх, конкурсах, научно-практических конференциях, предметных олимпиадах, фестивалях исследовательских работ.

В художественно-эстетической деятельности выделяется хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одарённость. Эта категория детей - самые активные участники всех внеклассных мероприятий, выступающие в роли артистов и ведущих. Так же многие из них являются участниками муниципальных конкурсов рисунков, чтецов, сочинений. Некоторые посещают музыкальную школу, вокальную студию.

Театрализованные праздники - особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству.

В коммуникативной деятельности можно выделить лидерскую одарённость. Эти дети помогают учителю в работе малых групп, в организации самоуправления в классе.

Положительным фактом в работе учителя можно считать использование системы портфолио учащихся, которая помогает отслеживать развитие и успехи детей.

Изложенная система работы с одарёнными учащимися даёт положительные результаты на практике. Ученики класса являются не только активными участниками, но и победителями, призёрами школьных, муниципальных, региональных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...

Работа с одарёнными детьми. Из опыта работы.

Работа с одарёнными детьи. Из опыта работы....

Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.

Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Выступление на ШМО по теме:"Работа с одарёнными детьми. Выявление одарённых детей."

Одним из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» стало развитие системы поддержки одаренных и талантливых детей....

План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению

План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению разработан для повышения эффективности данного вида работы и направлен на выявление и поддержку детей....

Использование платформы Дневник. Ru в работе с одарёнными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению.

В презентации описан один из способов организовать дистанционную подготовку к олимпиадам и конференциям....