Работа с одарёнными детьми
учебно-методический материал
Материал содержит рекомендации по работе с одарёнными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odaryonnye.docx | 16.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с одарёнными детьми.
Одним из направлений Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования является обеспечение специальных условий для индивидуального развития одарённых детей. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащения форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребёнка, не растерять не затормозить рост его способностей-это особо важная задача обучения одарённых детей.
Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задачи педагогов состоит в раскрытии интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающаяся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, одарённый ученик- это высокий уровень каких-либо способностей человека. Одарённость бывает художественной, психо-моторной, академической, интеллектуальной, творческой.
Работу с одарёнными детьми надо начинать в начальной школе. Все дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие невостребованности. Процент одарённых ( с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70 %, то 14 годам 30-40%, к 17-15-20%.
Вот почему задача начальной школы – создать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребёнка.
Работу с одарёнными учащимися надо начинать с диагностики одарённости. Наблюдения за школьниками проводятся во врем урочной и неурочной деятельности. Это позволяет выявить наклонности, способности и интересы учащихся.
Также педагог опирается на исследования школьного психолога, использующего методики для определения уровня интеллектуального развития, творческих наклонностей учащихся.
Кроме того нужно использовать педагогическую диагностику- методику для родителей и педагогов, например, «Карту одарённости» Савенкова, методику для детей и родителей «Карту интересов младших школьников».
В учебной деятельности работу с одарёнными детьми учитель строит на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Использует образовательные технологии развивающего обучения и воспитания, ориентированные на творческое развитие личности.
Педагог пользуется приёмами создания проблемных ситуаций: подводит школьников к противоречию и предлагает самим найти способ его разрешения, излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос, выводы из ситуации, составлять факты, формулирует проблемные задачи, например, с недостаточными или избыточными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками.
Учитель применяет дидактические игры, проводит КВН, викторины. Дидактическая игра предоставляет возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память, смекалку, находчивость, сообразительность. Многие игры требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение.
Использование информационно-коммуникативных технологий в практике учителя направленно на развитие способностей ориентироваться в информации разного рода, элементов алгоритмической деятельности, образного и логического мышления учащихся.
Педагог практикует уроки, на которых использует научно-исследовательский, поисковый методы работы, наблюдения, опыты. Активно развивает у детей умение видеть проблему, задавать вопросы, классифицировать объекты, явления, давать определения понятий, делать выводы, защищать и доказывать свои идеи.
Внеурочную работу с одарёнными учащимися педагог выстраивает на основе выявления способностей по видам деятельности.
В практической деятельности выделяют одарённость в ремёслах, спортивную и организационную. Данная категория детей - это постоянные участники конкурсов прикладного творчества, спортивных соревнований школьного и муниципального уровня. Они посещают кружки и секции по интересам.
В познавательной деятельности выделяется интеллектуальная одарённость. Эти ребята участвуют в интеллектуальных играх, конкурсах, научно-практических конференциях, предметных олимпиадах, фестивалях исследовательских работ.
В художественно-эстетической деятельности выделяется хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одарённость. Эта категория детей - самые активные участники всех внеклассных мероприятий, выступающие в роли артистов и ведущих. Так же многие из них являются участниками муниципальных конкурсов рисунков, чтецов, сочинений. Некоторые посещают музыкальную школу, вокальную студию.
Театрализованные праздники - особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству.
В коммуникативной деятельности можно выделить лидерскую одарённость. Эти дети помогают учителю в работе малых групп, в организации самоуправления в классе.
Положительным фактом в работе учителя можно считать использование системы портфолио учащихся, которая помогает отслеживать развитие и успехи детей.
Изложенная система работы с одарёнными учащимися даёт положительные результаты на практике. Ученики класса являются не только активными участниками, но и победителями, призёрами школьных, муниципальных, региональных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми
Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...
Работа с одарёнными детьми. Из опыта работы.
Работа с одарёнными детьи. Из опыта работы....
Из опыта работы. Три направления, по которым я работаю с одарёнными детьми.
Обобщение моего опыта по данной теме....
Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.
Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...
Выступление на ШМО по теме:"Работа с одарёнными детьми. Выявление одарённых детей."
Одним из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» стало развитие системы поддержки одаренных и талантливых детей....
План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению
План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению разработан для повышения эффективности данного вида работы и направлен на выявление и поддержку детей....