Письменное представление системы работы по теме: «Формирование навыков финансовой грамотности у младших школьников» учителя начальных классов Гладыш Ольги Юрьевны
материал
Письменное представление системы работы по теме:
«Формирование навыков финансовой грамотности у младших школьников»
учителя начальных классов Гладыш Ольги Юрьевны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt.docx | 205.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ялымская средняя общеобразовательная школа»
Письменное представление системы работы по теме:
«Формирование навыков финансовой грамотности у младших школьников»
учителя начальных классов Гладыш Ольги Юрьевны
2021 год
«Нажить много денег - храбрость;
сохранить их - мудрость,
а умело расходовать – искусство».
Бертольд Авербах
- Актуальность опыта
Развитие современного общества происходит настолько быстро и интенсивно, что сложно порой перестраиваться и «выживать» в условиях неблагополучной экономической и финансовой ситуации во всем мире. Умение управлять финансовыми потоками – это не врожденная способность человека, это приобретенная система представлений, ценностей и сформированных привычек.
Современные дети являются активными потребителями и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг.
В 2013 году эксперты Кембриджского университета провели исследование, которое подтвердило, что все основные понятия о том, что такое деньги и откуда они берутся, у детей закладываются в дошкольном и младшем школьном возрасте, а полученная информация сказывается на будущем поведении детей. В связи с этим возникает необходимость вовлекать учащихся начальной школы в такую деятельность, которая учит размышлять, прогнозировать, планировать и создает условия для самостоятельной финансовой активности.
Обращаясь к опыту зарубежных стран, можно увидеть, что проблема внедрения концепции финансового образования в существующие учебные программы актуальна для всех стран. В Великобритании, Голландии, Франции, Канаде, Италии и других странах активно вводят в школьную программу по математике модуль заданий с финансовой составляющей.
Начиная с 1 сентября 2016 года начинается реализация программ по формированию финансовой грамотности в России.
В Концепции национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации определено, что одним из приоритетных направлений работы в рамках Национальной программы должно стать финансовое образование молодежи. Необходимо начинать образование граждан в области экономики и финансов как можно раньше – еще со школы. Приобретение молодыми людьми знаний в области экономики и финансов еще в начальной и средней школе является важным фактором повышения финансовой грамотности населения. Основы финансовой грамотности наряду с родным языком и математикой – это те знания, которые каждый учащийся будет использовать в своей повседневной жизни вне зависимости от своей дальнейшей профессиональной ориентации.
Большинство экспертов считает, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Учащиеся в возрасте 6-10 лет вполне способны воспринять финансовые понятия, изложенные простым языком и на доступных примерах.
- Цели и задачи опыта
Цель курса - создание условий для привлечения младших школьников к вопросам грамотного распоряжения финансами и повышения уровня их финансовой грамотности, способствующих развитию критического, позитивного мышления младших школьников, их социализации.
Задачи курса:
1.Использовать возможность интегрирования тем по финансовой грамотности в образовательные программы по математике и окружающего мира;
2.Актуализировать знания обучающихся начальной школы в области финансовой грамотности, формируя актуальные метапредметные и личностные компетенции младших школьников, закладывая тем самым основы рационального финансового поведения младших школьников;
3.Активно использовать в образовательном процессе активные и интерактивные формы групповой работы, проектной, исследовательской, игровой деятельности и др.;
4.Включить в образовательный процесс родителей, укрепив семейные отношения, а также взаимоотношения родителей со школой.
В примерной основной образовательной программе начального общего образования говорится
«… Начальная школа — особый этап в жизни ребенка, связанный:
- с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
- с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
- с принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
- с формированием у школьника основ умения учиться
и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности; - с изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
- с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.»
Все эти изменения затрагивают не только учебную деятельность
младшего школьника, но и вносят свои коррективы в его социальную адаптацию, в том числе готовят его к разумному финансовому поведению, что подразумеваетумение принимать решения в финансовой сфере, способность обеспечить личную финансовую безопасность и собственное благосостояние. Это также подразумевает способность и готовность выпускника впоследствии внести вклад в развитие экономики, что выступает актуальной задачей образования и ресурсом развития государства.
Финансовая грамотность — это совокупность базовых знаний в области финансов, банковского дела, страхования, а также бюджетирования личных финансов, которые позволяют человеку правильно подбирать необходимый финансовый продукт или услугу, трезво оценивать, брать на себя риски, которые могут возникнуть в ходе их использования, грамотно накапливать сбережения и определять сомнительные (мошеннические) схемы вложения денег.
- Длительность опыта
Основные этапы работа над курсом
I этап – организационный (2018-2019 гг.) - изучение авторской программы Корлюговой Ю.Н., внесение дополнений ООП НОО (раздел «Предметные результаты), разработка интегрированного курса «Формирование навыков финансовой грамотности у младших школьников»
II этап – реализация программы (2019-2024 гг.) – реализация программы курса, мониторинг формирования навыков в соответствии с требованиями к предметным результатам, корректировка программы курса, формирование дидактический базы.
III этап – заключительный (2024-2025 гг.) - анализ эффективности реализации курса, обобщение опыта, принятие решения о целесообразности дальнейшей работы над курсом.
В 2018 году в разговоре со своей подругой из Нового Уренгоя я услышала об уроках финансовой грамотности в начальной школе. До этого времени я связывала финансовую грамотность с основной и средней школой, считала, что для учеников начальной школы все это будет непонятно, а значит неинтересно. Мое заблуждение развеяла внучка. Ей было всего 3 года, а она уже ориентировалась в распознавании купюр и их достоинстве, копила деньги на дорогую игрушку, обменивала ненужную ей игрушку на что-то нужное. И до меня дошло, что современные дети с самого раннего возраста вовлечены в товарно-денежные отношения и наша задача научить их безопасному правильному с этической точки зрения поведению в этой области жизни.
В течение последующего года я постепенно подходила к тому, чтобы в 2019 году начать реализацию курса «Формирование навыков финансовой грамотности у младших школьников».
Первым этапом моей работы было изучение федерального государственного стандарта начального общего образования. Просмотрев раздел «Планируемые результаты», я пришла к выводу, что разумнее всего для реализации задуманного курса использовать уроки математики и окружающего мира.
После этого я приступила к изучению программы финансовой грамотности Ю.Н. Корлюговой и включению ее элементов в основную образовательную программу начального общего образования. В результате этой работы раздел «Планируемые результаты» был дополнен следующими элементами (выделено красным) (Приложение 1)
Изменения в ООП НОО привели к разработке изменений в рабочие программы по математике и окружающему миру, т.е. включению в эти уроки элементов финансовой грамотности (Приложение 2). Всего задумывалось по 10 уроков в год по каждому из этих учебных предметов. Летом 2019 года программа курса была готова и вместе со своими первоклассниками мы начали ее реализацию.
4. Ведущая идея опыта
Ведущей идеей разработки и реализации курса я обозначила создание условий для привлечения младших школьников к вопросам формирования навыков грамотного распоряжения финансами и повышения уровня их финансовой грамотности, способствующих развитию критического, позитивного мышления, их социализации.
Основные задачи:
1.Использовать возможность интегрирования тем по финансовой грамотности в рабочие программы по математике, окружающему миру.
2.Актуализировать знания обучающихся начальной школы в области финансовой грамотности, формируя актуальные метапредметные и личностные компетенции младших школьников, закладывая тем самым основы рационального финансового поведения младших школьников.
3. Активно использовать в образовательном процессе активные и интерактивные формы групповой работы, проектной, исследовательской, игровой деятельности и др.
4. Включить в образовательный процесс родителей, укрепив семейные отношения, а также взаимоотношения родителей со школой.
Главной особенностью содержания образования занятий по финансовой грамотности является его практическая направленность, поэтому предметное содержание отобрано так, чтобы его освоение позволяло успешно и эффективно решать практические жизненные задачи в сфере финансов.
В начале сентября 2019 года я предложила родителям первоклассников анкету «Мой ребенок и финансовая грамотность» (Приложение 3). Целью анкетирования являлось определение заинтересованности родителей в изучении их детьми курса финансовой грамотности. Анкеты были восприняты адекватно, и все родители приняли участие в анкетировании.
На основании анкеты для учащихся (Приложение 4) с детьми была проведена беседа о том, как они тратят деньги, и что они знают о них.
Результаты
1.Дети хотят иметь карманные деньги, но их запросы не ограничены. – 10 человек
2.Берут деньги на покупку
- сладостей – 10 человек,
- игрушек – 7,
- на развлечения – 10 человек.
3.Откладывают в копилку – 5 человек.
4.Купят подарок родителям – 3 человека.
5. Из трёх пожеланий: 1. здоровье, 2. карманные деньги, 3. хорошо учиться выбрали второе пожелание. Так как, в этом возрасте дети свою деятельность соотносят с игрой и развлечениями.
Результаты беседы с детьми подтвердили мои предположения о том, что дети уже довольно свободно общаются в сфере товарно-денежных отношений и необходимо срочная работа по формированию навыков финансовой грамотности.
Организуя работу над курсом, мне пришлось учитывать специфику работы с учащимися, которые только начинают свою учебную деятельность, поэтому основными принципами реализации курса являются:
- от простого к сложному, который предусматривает переход от простых занятий к сложным;
- принцип наглядностизаключающийся в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
- принцип индивидуализации, который обеспечивает вовлечение каждого ребенка в образовательный процесс.
Методологическими подходами к формированию финансовой грамотности выступают
- компетентностный,
- личностно-деятельностный,
- контекстный,
- практико-ориентированный,
- интегративный,
- субъектный.
Лично я пользуюсь компетентностным подходом. Компетентностный подход выступает в качестве основы для определения сущности финансовой грамотности, ее структуры и содержания, а также места в системе компетенций выпускника общеобразовательной школы.
- Описание практического опыты
При реализации курса математики учащиеся решают много практических задач, которые включают в себя величины цены, количества, стоимости. При решении этих задач они учатся теоретически решать финансовые проблемы. Уроки окружающего мира дают большие возможности включать элементы финансовой грамотности и социальной компетентности учащихся.
Деятельность, направленная на воспитание финансовой грамотности школьников, может быть проведена в разных формах. Эти мероприятия способствуют формированию у учащихся общих, и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом, ресурсами и их разумным потреблением, формированию успешной личности каждого ученика.
Кроме обычных (стандартных) задач на занятиях используются различные формы и виды упражнений, которые должны формировать и развивать познавательный интерес у учащихся и иметь воспитательное воздействие (Приложение 5).
В 1 классе учащиеся знакомятся с числами, цифрами для записи этих чисел; одновременно они знакомятся с единицами измерения стоимости — копейкой, рублем, монетами достоинством в 1, 5, 10 копеек, 1, 5, 10 рублей. В этом возрасте дети должны научиться пересчитывать и отбирать монеты для оплаты какого-либо продукта в пределах 20 рублей.
Для организации работы с учащимися 1 класса используются в основном игровые и наглядные формы упражнений:
- дидактические игры,
- ролевые игры,
- решение проблемных ситуаций,
- сказочные викторины,
- использование мультфильмов.
Во 2 классе вводится понятие денег, их функции: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления. Учащиеся дальше продолжают расширять свои знания о денежных знаках: появляются монеты и купюры в пределах 100 р., так как счет во втором классе идет в пределах 100. Учатся переводить рубли в копейки и обратно. Появляется понятие цена товара, количество, качество, стоимость покупки. Учащиеся решают задачи на стоимость товара, оплату товара, получение сдачи. Во 2 классе ведется уже разговор о карманных деньгах, накоплениях и местах накопления денег, банках, вводятся понятия доходов и расходов, начинается разговор о безопасности товарно-денежных отношений.
Набор упражнений становится более серьезным
- деловая игра «Микрорынок», «Бюджет семьи»,
- ролевая игра «Делаем покупки», «Источник доходов», «Кто кем работает?»,
- решение практических задач,
- решение проблемных ситуаций,
- ситуационные игры,
- блиц-опросы,
- мини-исследования,
- мини-сценки,
- проект «Дай 5», «Рекламный постер»
- познавательный маршрут «Банкомат»,
- графический диктант,
- дискуссия «Хорошо и плохо»,
- решение кроссвордов».
Процесс обучения сопровождается текущим и тематическим контролем. Для этого также используются различные формы и приемы:
- Самостоятельная работа по теме «История появления денег»,
- блиц-опросы,
- диктанты,
- творческие работы – проекты.
Весь процесс обучения сопровождается большим количеством раздаточного и иллюстрационного материала.
Параллельно с детьми велась работа с родителями. После анкетирования и обсуждения его результатов было проведено родительское собрание «Дети и деньги. Навыки обращения с деньгами» (Приложение 6). На последующих родительских собраниях эта тема не оставалась в стороне – 10-15 минут посвящались обсуждению этой темы. Обсуждались вопросы
- изменилось ли отношение детей к деньгам;
- насколько обдуманнее стали их запросы и покупки;
- привлекаются ли дети к обсуждению крупных покупок в семье и прислушиваются ли родители к мнению детей;
- обмениваются ли дети с родителями знаниями полученными на занятиях и пользуются ли они ими на практике.
Проведенный в декабре 2020 года опрос-анкетирование показал (Приложение 7), что
-100% детей проявляют живой интерес к курсу, но 20% детей испытывают затруднения при его восприятии;
- 100% родителей обсуждают со своим ребенком темы, изученные на занятиях по финансовой грамотности.
- 100% родителей утвердительно ответили, что ребенку нужны карманные деньги и они выдаются;
- 60 % родителей ответили, что детей посвящают в обсуждение простейших вопросов семейного бюджета;
- 100 % родителей интересуются, на что потрачены выданные карманные деньги, обсуждают целесообразность покупок.
Ну и, конечно, больше всего меня интересовали ответы моих детей после полутора лет работа над курсом.
Итак, на что потратили бы мои дети карманные деньги?
Результаты опроса учащихся в 1 классе (сентябрь) | Результаты опроса учащихся во 2 классе (декабрь) |
1.Дети хотят иметь карманные деньги, но их запросы не ограничены. – 10 человек 2.Берут деньги на покупку - сладостей – 10 человек, - игрушек – 7, - на развлечения – 10 человек. 3.Откладывают в копилку – 5 человек. 4. На свои карманные деньги купят подарок родителям – 5 человека. 5. Из трёх пожеланий: 1. здоровье, 2. карманные деньги, 3. хорошо учиться выбрали второе пожелание. Так как, в этом возрасте дети свою деятельность соотносят с игрой и развлечениями. | 1.Дети хотят иметь карманные деньги, запросы - не ограничены – 3 человека - в пределах разумного. – 7 человек 2.Берут деньги на покупку - сладостей – 2 человека, - электронных игрушек – 2 человека, - брелки, набор ручек, фломастеры, блокноты, раскраски – 8 человек - на развлечения – 10 человек. 3.Откладывают в копилку – 8 человек. 4.На свои карманные деньги купят подарок родителям – 7 человек. 5. Из трёх пожеланий: 1. здоровье, 2. карманные деньги, 3. хорошо учиться выбрали первое и третье пожелания. Так как, получив образование, можно хорошо зарабатывать. А здоровье они выбрали потому, что будет здоровье - будет учёба и работа - будут деньги. |
Может быть, эти результаты не совсем объективно показывают эффективность курса. Частично они могут зависеть от того, что дети взрослеют, приобретают жизненный опыт, учатся на примере своих родителей. Но я уверена, что и занятия
по формированию навыков финансовой грамотности сыграли в их развитии и становлении определенную роль.
Я постоянно ищу что-то, что помогло бы организовать и вести работу по реализации курса. В интернете мне попались критерии оценивания деятельности по формированию навыков финансовой грамотности (Приложение 8), переработав их, я получила основные направления деятельности. Вот мои первые результаты:
№ п/п | Показатели | Единицы измерения | Результаты |
1. | Изменение качества знаний обучающихся (результаты стартовой диагностики, итоговой диагностики по методике оценки результатов, предоставленной разработчиками УМК «Финансовая грамотность» | В процентах | По окончании 2, 4 класса |
2. | Формирование метапредметных компетенций обучающихся и универсальных учебных действий | Абсолютные величины | |
3. | Мониторинг развития творческих способностей учащихся, творческой самореализации и социальной активности младших школьников | Кол-во творческих проектов | 2020-2021 годы 1.Международный экзамен по математике по теме: «Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого и слагаемого» (1 человек) 2. Счет на лету (1 человек) 3. Международная онлайн – олимпиада по математике для учеников 1-11 классов (2 человек) 4. Марафон финансовой грамотности (3 человека) 5. Всероссийская онлайн – олимпиада «Олимпийские игры на Учи.ру по окружающему миру» для 1- 9классов (2 человека) |
4. | Разработка и внедрение новых программ в учебно-воспитательный процесс | Абсолютные величины | 2 программы |
5. | Мониторинг участия обучающихся начальной школы в исследовательских и проектных работах. | Абсолютные величины и проценты | За 2020-2021 гг. 2 проекта 1.Дай 5 2. Рекламный постер |
6. | Статистические данные о количестве обучающихся, охваченных деятельностью по формированию основ финансовой грамотности | Абсолютные величины и проценты | В классе 10 человек, участвуют все |
7. | Ведение портфолио обучающихся. | Абсолютные величины | 10 портфолио |
8. | Распространение и обобщение опыта учителей через участие в научно- методических и научно – практических семинарах, конференциях, публикации, в том числе в формате записей в блогах, семинаров, консультаций; | Абсолютные величины | 1. Международная профессиональная олимпиада для работников образовательных организаций и студентов педагогических специальностей «Особенности создания диаграмм различных форм и видов (традиционные и современные способы) 2. Международная профессиональная олимпиада для работников образовательных организаций и студентов педагогических специальностей «Правильное оформление информации в табличной форме: стандартные требования и творческие подходы» 3. Международная олимпиада «Семья и школа: пути взаимодействия» 4. Всероссийский кибердиктант по финансовой грамотности 5. Участие в мероприятии по финансовой грамотности «Грамотный инвестор - руководство к действию в рамках Международной недели инвесторов-2020» 6. Онлайн -урок «С деньгами на Ты или зачем быть финансово грамотным» |
9. | Удовлетворённость родителей (законных представителей) в предоставлении образовательной услуги | Абсолютные величины и проценты по результатам анкетирования | Анкетирование в начале курса, в конце каждого года обучения 2019 год – 100% 2020 год – 100% 2021 год (декабрь) – 100% |
Позади 1,5 года работы над курсом. Я понимаю, что это самые простые годы. Впереди – новые идеи, проекты, задумки. Направления, формы и виды деятельности поменяются, станут более серьезными и научными. Но я уверена, что с моими детьми и родителями, которые оказывают мне серьезную поддержку, я справлюсь.
Литература:
1.Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы общеобра - зоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 16 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
2.Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2-4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.- (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»)
3.Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.- (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»)
4.Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: Материалы для родителей. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 64 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
5.Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2-3 классы общеобразовательных орг. В 2-х частях. Ч 1. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014 .- (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»)
6. Федин С.Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся. 2-3 классы общеобразовательных организаций. В 2-х частях. Ч 2. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио учителя начальных классов Асташевой Ольги Юрьевны
Портфолио учителя начальных классов Асташевой Ольги Юрьевны...
Приложения к курсу «Формирование навыков финансовой грамотности у младших школьников»
laquo;Формирование навыков финансовой грамотности у младших школьников»...
Интернет - ресурсы для курса "Формирование навыков финансовой грамотности у младших школьников"
Интернет - ресурсы для курса "Формирование навыков финансовой грамотности у младших школьников"...
Буклет на тему: "Формирование навыка звукового анализа у младших школьников"
Буклет создан в помощь родителям, для того чтобы формировать навык звукового анализа не только в школе, но и дома...
Отчёт по самообразованию на тему: «Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников в процессе работы над лирическими произведениями»
Данная тема актуальна как в рамках начальной школы, так и за её пределами, так как выразительность является одним из компонентов навыка чтения, а также помогает учащимся лучше понять смысл произведени...
Формирование основ финансовой грамотности у младших школьников через игровую деятельность
Понятие «игра» можно определить следующим образом:Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором с...