Мастер-класс «Квиллинг – искусство бумагокручения »
материал

Курачева Юлия Валериевна

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребёнок».

Сухомлинский В. А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_po_kvillingu.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Квиллинг – искусство бумагокручения »

Цель: расширение представления об искусстве квиллинга.

Задачи: 

1) Познакомить коллег с историей возникновения квиллинга, с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.

2) Формировать умение следовать устным инструкциям; развивать художественный вкус, творческие способности.

3) Прививать интерес к искусству квиллинга.

Ход мастер-класса

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребёнок».

Сухомлинский В. А.

  1. Организационный момент. Рефлексия (Слайд 2)

Притча «Капли таланта»

Однажды Бог создал небо и землю. Поместил Всевышний на нашей прекрасной планете реки, моря и океаны, леса и горы, удивительные растения, разнообразных животных, птиц и рыб и, конечно, сотворил первых людей. Посмотрел Создатель на дело рук своих и решил, что чего-то недостаёт для полной гармонии жизни на Земле. Всё вроде есть, и зверям среда обитания и пропитания, и людям природа даёт пищу, одежду, и место для ночлега.

В руках у Творца была чаша сотворения мира. Взглянул в неё Отец Небесный, а на самом дне чаши блестит несколько волшебных капель. Блестящие капли источали тонкий, приятный аромат, но этих капель было очень мало. Бог сказал: «Подарю я этот чудесный нектар людям!»

Однако человечество в ту пору уже разрослось. Удивительного нектара не хватило бы на всех. Тогда, вершитель судеб человеческих, как художник, обмакнув кисть в чашу, одарил людей благодатным дождём. Дождь этот состоял не из воды. Это были капли таланта. Достался этот нектар не всем людям, но кому посчастливилось быть одарёнными, имеют различные способности в искусстве. Остальным людям Всевышний дал умение слушать и воспринимать прекрасное.

  1. Постановка целей и задач мастер-класса. (Слайды 3)

- Сегодня я предлагаю вам также «раствориться» в искусстве, познакомиться с техникой «квиллинг», с историей возникновения квиллинга, основными базовыми формами квиллинга; поупражняться в изготовлении героев сказки «Теремок» в технике квиллинг.

  1. Теоретический материал.
  1. История квиллинга(Слайд 4,5)

Квиллинг (бумажная филигрань, бумагокручение) - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Квиллинг - в переводе с английского - это рукоделие называется «quilling» — от слова «quill» или «птичье перо». Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями.При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок.Бумагокручение быстро распространилось в Европе, ноиз-за дороговизны бумаги, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоёв общества. Ценительницами этого искусства считаются такие коронованные особы, как дочь Георга III Элизабет, которая, говорят, подарила своему врачу ширму, выполненную в технике квиллинга, королева Мария и царица Александра, которые коллекционировали образцы квиллинга. Из Англии квиллинг перекочевал в Северную Америку, где изготавливали коробочки и шкатулки совставленными стенками, декорированными в технике бумажной филиграни. Эту необычную обработку называют мозаикой. Начиная с конца XIX века популярность квиллинга постепенно пошла на убыль, почти до полного забвения, чтобы снова возродиться в наши дни в более современной форме, но с очарованием и изысканностью, не уступающими тем, что были в прошлые века. У этой техники много поклонников во всем мире.

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда «переехало» на Восток. В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества. Квиллинг там входит в школьную программу.

Квиллинг. Что это такое и зачем он нужен?

  • Квиллинг предполагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Всё это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребёнок готовится стать созидателем доброго мира.
  • Искусство работы с бумагой в детском творчестве очень актуально. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
  • Техника "квиллинг" очень удивительная и интересная. Здорово, когда умеешь создавать своими руками необыкновенную красоту.

2. Инструменты и материалы. (Слайд 6,7,8)

  • Инструменты для квиллинга. 

Инструмент для скручивания

Он нужен, чтобы ровно и удобно скручивать полоски.  

Есть несколько способов его добыть:

Первый способ: взять обычную зубочистку. С одного конца отрезать узкую часть:

На оставшейся тупой части сделать надрез около 5 мм, например, канцелярским ножом.

Инструмент готов.

Второй способ:  взять стержень от шариковой ручки (лучше использованный) и проделать  с ним те же манипуляции, что и с предполагаемой зубочисткой.

Третий способ: купить в магазине.

Клей.

Лучше всего для квиллинговых целей подходит ПВА из книжного магазина. В некоторых случаях нужен клей-карандаш.  

Бумага для основы. Та самая, на которую приклеивается наша скрученная красота. Подходит как обычная бумага, так и картон. Все зависит от изделия, которое делаем. 

Ножницы. Удобнее всего использовать небольшие ножницы с тонкими острыми кончиками.

Пинцет. Необязательный инструмент. Нужен для того, чтобы держать завитки, удобно приклеивать или наносить клей. Найти можно в аптеке или магазине. 

Линейка с шаблонами окружностей разного диаметра

Берем инструмент и полоску, вставляем кончик полоски в прорезь инструмента и начинаем накручивать ее, создавая равномерное натяжение:

Теперь аккуратно снимаем накрученную полоску с инструмента. То, что получилось, называется роллом или спиралью.

Если на данном этапе приклеить кончик, то мы получим одну из  фигур - тугой ролл (тугую спираль).

Но самым основным элементом в квиллинге является свободный ролл (свободная спираль).

Он получается, когда у тугой спирали кончик приклеиваем не сразу, а даем бумаге раскрутиться до нужной степени, а уже после этого фиксируем конец.

Именно из этой фигуры получается большой спектр других форм. Такие формы называются закрытыми.

  • Бумага для квиллинга

Полоски

Где их взять?

Первый способ: нарезать из цветной двусторонней бумаги (офисной или для оригами).

ВАЖНО: бумага не должна быть очень тонкой (иметь небольшую плотность), т.к. в скрученном состоянии может не очень хорошо держать форму. Ширина полосок варьируется от 1 мм до нескольких сантиметров. Обычная ширина - 3-5 мм.  

Второй способ: купить в специализированных магазинах. Полоски продаются уже в нарезанном виде и имеют подходящую плотность.

 *Бумага для квиллинга хорошего качества не должна быть ни слишком лёгкой, ни слишком  тяжёлой, должна хорошо накручиваться и потом равномерно приоткрываться и сохранять заданную форму.
*  Можно покрывать бумагу для квиллинга лаками, золотистыми или серебряными аэрозолями.

* Важно обращаться с полосками бумаги аккуратно, так, чтобы не создать складок, которые могут испортить работу.

* Предпочтительнее обрывать край полосок пальцами, а не обрезать ножницами, так как клей схватывается более равномерно на легких неровностях оборванного края, чем на ровном крае, обрезанном ножницами.

* Вытаскивая полоску бумаги из пачки, следует ее брать за оба конца. Хранить их лучше всего в коробках соответствующих размеров. Желательно чтобы емкость была снабжена перегородкой, которые позволят разделить цвета.

  • Гофрокартон 

Для работы с гофрокартоном применяется техника бумагокручения. В результате того, что полоска гофрокартона более толстая и упругая, поделки получаются крупные, объемные, времени на их изготовление тратится меньше. Очень нравится работать с гофрокартоном детям: полчаса - и в руках готовая поделка. Самые красивые работы получаются из цветного гофрокартона, окрашенного не только с двух сторон, но и внутри, т.е. в массе. Новые возможности привычного материала доставят огромное удовольствие.

3. Элементы квиллинга. (Слайды 9 – 13)

Ролл

Основным элементом в квиллинге является ролл. Для его выполнения берем бумажную ленту для квиллинга и инструмент для квиллинга с расщепленным концом. Вставляем конец ленты в инструмент и начинаем накручивать. Потом аккуратно снимаем ролл с инструмента, а свободный конец ленты фиксируем клеем.

Капля

Скрутите ленту в ролл. Поместите ролл в отверстие линейки с определенным диаметром и слегка распустите его. Сместите центр ролла и зафиксируйте клеем. Затем возьмите его большим и указательным пальцами и сожмите.

Глаз

Скрутите ленту в ролл. Поместите ролл в отверстие линейки с определенным диаметром и слегка распустите его. Зажмите его между большим и указательным пальцами, сожмите его сначала с одной стороны, а затем аналогичным образом со второй. Можно немного придать фигуре некую ассиметрию.

Квадрат

Скрутите ленту в ролл. Зажмите его между большим и указательным пальцами и сожмите. Затем поставьте фигуру на ребро и снова сожмите.

Рожки

Перегните ленту пополам. Скрутите часть ленты от центра сгиба с одной стороны, а затем проделайте то же с другой стороны.

Лист

Проделайте шаги, как для фигуры «Глаз», а затем загните немного края.

Сердце

Скрутите ленту в ролл, а затем сделайте небольшую вмятину.

Цепочка

Для иллюстрации этого элемента я взяла ленты двух цветов. Скрутите часть первой ленты в ролл. Затем скручивайте следующую ленту вместе с концом предыдущей и т.д.

Треугольник

Скрутите ленту в ролл, сформируйте большим и указательным пальцем треугольник.

Стрела

Скрутите ленту в ролл, один конец зажмите, а на другом сделайте вмятину.

 4. Рекомендации для педагогов. (Слайд 14)

5. Волшебство из бумажных лент. (Слайд 15- 19)

  1. Практическая часть. (Слайд 20)

Японская пословица гласит:

«Расскажи мне – я услышу, покажи мне – я запомню, дай мне сделать самому – я пойму».

- Сегодня я вам предлагаю сделать театр из квиллинга «Теремок».

Этапы работы:

1) накручиваем полоску плотным кольцом на зубочистку (палочку);

2) аккуратно снимаем накрученное колечко с зубочистки (палочки) и расправляем его до нужного размера;

3) край полученного колечка приклеиваем;

4) придаем колечку желаемую форму (капля, глазик, круг, ромб и т. д.);

7) когда наберётся нужное количество готовых форм для создания композиции - приклеиваем их на заранее приготовленную заготовку (лист бумаги или картона);

 Подведение итогов

«Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего её, - неразлучна с человеком, и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете».

Ф. М. Достоевский

Современная притча «Цель искусства»

На вершине высокой горы построила Богиня Искусства свой дворец. Раз в год двери дворца распахивались, и в долину спускалась золотая лестница. По ней Богиня Искусства сходила к людям. В долине её ждали те, кто хотел посвятить свою жизнь искусству: музыке или пению, скульптуре или живописи. Они знали, что только одному из них Богиня вручит великий талант, и каждый старался показать Богине, что он достоин её дара.

— Мои стихи усладят слух людей изящными строфами, — восклицал поэт.

— Я буду нежными звуками музыки радовать сердца, — говорил музыкант.

— Я нарисую картины, воспевающие красоту, — обещал художник.

Один за другим говорили люди о своих мечтах стать служителями искусства. Только один юноша молчал. Богиня сама подошла к нему и спросила:

— Почему ты не рассказал о своей мечте?

Юноша молча достал из сумки статуэтку смеющейся девушки. Она была так изящна и прекрасна, что многие сердца учащённо забились.

— Ты станешь непревзойдённым скульптором, юноша! Ты уже постиг самую высокую цель искусства — заставлять биться быстрее человеческое сердце, — произнесла Богиня и вложила в руки юноши великий талант.

- Надеюсь, что наша сегодняшняя встреча тоже заставила биться ваши сердца быстрее, а искусство квиллинга не оставило вас равнодушными.

  1. Рефлексия. 

- А для определения результативности сегодняшней встречи я предлагаю вам дать характеристику слову «квиллинг».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Волшебный квиллинг"

Мастер – класс Создание  цветочной  композиции методом  «Квиллинг»...

мастер-класс по изобразительному искусству

Мастер-класс по теме: "Я рисую море..."Цель: развитие творческих способностей, художественного вкуса детей младшего школьного возраста в процессе знакомства с произведениями искусства и и создания соб...

Мастер-класс на тему "Искусство и экология"

Произведения искусства, словно в зеркало, отражают прелесть и, в тоже время, уязвимость красоты окружающего нас мира. Художники, музыканты, поэты в разные времена, изображая красоту родной природы, вы...

Мастер -класс по квиллингу

Познакомить детей и родителей с техникой квиллинга...

Разработка урока мастер-класса по изобразительному искусству на тему: Техника "набрызг" с элементами "вытынанки".

           Разработка  урока  мастер-класс по изобразительному искусству  на тему: «Техника  «набрызг»  с элементами  вытынанки»...

Мастер - класс по изобразительному искусству "Маньеризм"

Данный мастер-класс познакомит коллег с таким малоизвестным направлением в изобразительном искусстве, как маньеризм. Работы ребят получатся необычные, а работа над их созданием очень интересная....

Квиллинг - искусство бумагокручения

     Квиллинг - вид  творчества, появившийся в Европе в конце XIV – столетия. Квилл – «птичье перо», искусство, при котором скручивают длинные и узки...