Сообщение Создание ситуации успеха
материал
Сообщение "Создание ситуации успеха"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_sozdanie_situatsii_uspeha.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Дячкинская СОШ
ШМО учителей начальных классов
Сообщение на тему:
СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ
УСПЕХА
НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Подготовила: Телицына Инесса Зиновьевна
учитель начальных классов
Учителю необходимо направить основное внимание на максимальное развитие способностей учащихся, чему способствует личностно-ориентированная система обучения, учитывающая и развивающая индивидуальные способности учеников.
Мы считаем, что реализация личностно-ориентированного подхода является одним из методических приёмов повышения качества обучения. Ведь желание учиться возникает тогда, когда всё или почти всё получается. Появляется личная заинтересованность ученика в получении знаний. В.А.Сухомлинский писал: «Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться».
Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформировать интерес у учащихся необходимо создавать ситуации успеха! Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения.
В своей педагогической деятельности для каждого учащегося, особенно это касается «слабых» учеников, я стараюсь создать «ситуацию успеха».
- Успех – положительный результат, удачное завершение чего-нибудь.
- Успех – это общественное признание, одобрение.
- Успех – хорошие результаты в работе, занятиях.
(Малый толковый словарь)
Ситуация успеха – это совокупность педагогических действий, обеспечивающих самореализацию ребенка в каком-либо виде социальной деятельности (общественной активности, учебе, труде, художественном творчестве, спорте и т.д.) и способствующих формированию положительной и вместе с тем адекватной самооценки.
Это сочетание многообразных педагогических средств и приемов, методов реализующих установку учителя на гуманизацию педагогического процесса в школе.
Необходимо выполнять ряд следующих педагогических действий для создания ситуации успеха:
1. Изучение личности младшего школьника; составление на этой основе его диагностической характеристики.
Клиническое, психологическое и педагогическое направления диагностической работы помогает учителю начальных классов и родителям получить информацию о состоянии здоровью ученика, возможных причинах неуспеваемости, потенциальных возможностях интеллекта, причине личностной дезадаптации, а также уровне эмоционально - волевой сферы. Такая диагностика позволяет учителю осуществлять дифференцированный подход при разноуровневом обучении. Ведь от правильной диагностики зависит не только дельнейшее обучение ребенка, но часто и его судьба.
2.Формирование социально-психологиеческой атмосферы, обеспечивающей ребенку положение приветствуемого члена коллектива.
Дети, особенно те, к которым необходимо осуществлять индивидуальный разноуровневый подход, чрезвычайно чувствительны. Любое изменение настроения и поведения учителя неизбежно сказывается на их настроении. От того, как сложатся отношения «учитель- ученик», зависит очень многое. Отношения «учитель – ученик» должны строиться на доверии, приятии, эмпатии, поддержке.
3. Создание условий для эффективного участия в деятельности(учении, игре и т.д.)
К ним относятся: создание материально - технологического обеспечения пространства; подбор соответствующих возрастным особенностям методов и приемов обучения; учет индивидуально - личностных качеств учеников. Состояние комфорта несет с собой удовлетворения собственной деятельностью, рождает положительные мотивы к её продолжению, ведет к индивидуальному личностному росту каждого ученика. Вывод ясен: комфортность обучения – условие её успешности.
4. Достижение интеллектуального комфорта на уроке требует смены видов деятельности, обеспечение каждому ученику возможности работать в доступном ему темпе, получения или собственного, личностно значительного результата учебной работы, укрепляющего веру ребенка в его познавательные возможности.
Следует отметить важную роль для возникновения у учащихся психологического комфорта. Наиболее продуктивное время занятий 10-25 минут от начала урока, поэтому наиболее сложные виды работ я планирую именно на это время.
При конструировании ситуации успеха необходимо:
- определить виды деятельности и сферы общения, в которых реален успех ученика;
- найти у ученика положительные стороны индивидуальности и на этой основе проектировать личностное развитие;
- ставить перед учениками трудные, но достижимые цели;
- способствовать успеху в деятельности индивидуализацией требований, одобрением и разумной помощью;
- «обезболить» неудачи содержательным оцениванием, оттеняющим некоторые успешные действия;
- оценивая деятельность детей, не сравнивать достижения разных учеников, т.к. их возможности, уровень развития разный;
- при оценке деятельности детей хвалить исполнителя, а критиковать исполнение;
- познакомить родителей с алгоритмом создания ситуации успеха в семье;
- использовать возможности семьи для повышения результативности учебно-воспитательного процесса;
- влиять на групповое мнение с помощью демонстрации положительных сторон личности;
- помогать освоить роль не только ведомого, но и ведущего в межличностном общении детей;
- побуждать ученика к самопознанию и самовоспитанию адекватной самооценки;
- стимулировать мотивацию успеха в общем деле;
- поощрять стремление к самовыражению и самореализации в творческих делах;
- способствовать формированию увлечения самим процессом деятельности, а не только результатом.
Предлагаю использовать следующие приемы создания ситуации успеха:
1. Похвала
Страшна ли она? Мы с вами знаем, каков преобладающий тон школьных отношений. Ребенок часто слышит из уст учителя «тупица», «разгильдяй» и тому подобные определения. Они ложатся на сознание и душу ребенка чугунной гирей, унижая его человеческое достоинство. Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, — в этом залог успешного воспитания.
2. Анонсирование
Речь идет о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о самостоятельной или контрольной работе, о предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе этот прием можно было бы обозначить как упреждающий контроль.
Смысл анонсирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план сочинения, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе с учителем подобрать литературу к выступлению и т.п. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия. Сомневающимся в себе такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.
3. «Холодный душ»
На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды подъема, взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим обязанностям иногда «пробуксовывает». Такие ученики очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Как правило, семьи у них хорошие, заботливые. Отношение коллектива благожелательное. Они пользуются симпатиями одноклассников, учителей. Ахиллесова пята этих школьников – быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для таких учеников педагогический прием «Холодный душ» может быть полезен.
4. «Эврика»
Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.
Так же стоит отметить, что выполнение разноуровневых заданий: по форме, по сложности, по объему, предполагает разную умственную деятельность и помогает учесть индивидуальные особенности детей, учит детей рассчитывать свои силы и возможности, достигать определенной планки, напрягая все силы. Только так знания будут расти. А там, где будет успех, там будет и интерес.
Приведем несколько примеров:
Сегодня я приготовила для вас домашнее задание разных уровней сложности и хочу, чтобы каждый сам выбрал то, что считает важным для себя и интересным после сегодняшнего урока литературного чтения:
- Нарисовать рисунок по теме «А ты поступи по другому…»
- Написать сочинение – рассуждение по теме «Дорогою добра».
- Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ.
- Дополнить список правил доброго человека, оказать помощь.
- Найти пословицы, высказывания о доброте и объяснить их смысл.
… после урока русского языка:
1) Упр. 314. Дописать два предложения, придумать их концовку.
Упр. 315. Составить поздравление с Новым годом.
Упр. 317. Составить рассказ «Готовлюсь к Новому году».
2) Упр. 292 т-з – рыба, новые родственные слова найти- 1 уровень.
Упр. 295 – выпиши родственные слова, исключая лишние – 2 уровень.
Упр. 294 – собери семью – мыло, «окошки» - 3 уровень
… после урока математики:
- Найди верное утверждение.
- Заполни пропуск, чтобы высказывание было верным.
- Вставь цифры в окошки, чтобы получилось верное неравенство.
- Запиши число, соответствующее характеристике
Ситуация выбора при закрепление изученного:
Посмотрите внимательно на задания: подумайте - кто бы, мог справиться с 1?,2? 3?
3 человека индивидуально (доска) «Найдите лишнее слово»
№ 1. Желток, железо, желтый
Носильщик, нос, носатый – 3 уровень.
№ 2. Седой, сидение, седина
Холод, морозный, холодный – 2 уровень
№ 3. Веселый, радость, веселье
Столбик, пень, пенек – 1 уровень
Проверка, вывод: родственные слова = общая часть + общее значение
… при актуализация знаний:
1) Индивидуальная работа – 4 чел. / на доске.
- Я предлагаю вам 4 задания, они разные по сложности, посмотри внимательно и подумайте, кто бы мог справиться с ними:
а) * найди «лишнее» слово, * объяснить смысл « лишнего» и родственных, *подобрать еще родственные, * выделить корень;
белка, беленький, белить→ белый
лист, лиса, лисенок → лисица
водяной, вода, водить → водичка
лось, лоскут, лосиха → лосенок
б) * выпиши только родственные слова к слову; * выдели корень;
- горе => горевал, горюет, пригорюнился, горемыка, горе;
- гора => пригорок, горцы, горный, гористая, гора;
- горит => загорел, горит, погорельцы, выгорит, горит, подгорел.
Горевал, загорел, пригорок, горцы, горит, горюет, горит, горный, пригорюнился, гористая, погорельцы, выгорит, горемыка, горе, гора, горит.
- С помощью какого слова можно объяснить смысл родственных слов?
- Как пишите корень в родственных словах? – одинаково
2) Все остальные дети:
а) Найдите орфограммы в пословицах и объясните написание букв;
б) Закончите предложение, выбрав верный вариант ответа (полным ответом)
Таким образом, ситуация успеха в учебной деятельности – комплекс оптимальных приемов, который способствует включению каждого ученика в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развивает эти возможности, воздействуя на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферу личности школьника.
Литература:
- Рафальская Е.С. Психолого-педагогические механизмы и этапы организации ситуации успеха у учащихся гимназии. // Психология и школа - №2, 2004. – с. 86-91.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. – 1996. - № 4. – С. 29-36.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1999. – 536 с.
- Осмоловская И. Начать с изучения личностных качеств / И. Осмоловская // Нар. образование. – 1996. – №
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
- Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996. – 96с. – // Директор школы. – Библиогр.: С.95
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стремление к созданию ситуации успеха для каждого школьника.
Для учителя очень важно выбрать наиболее эффективные методы и приёмы обучения, чтобы помочь и сильным, и слабым учащимся овладеть необходимыми знаниями. умениями и навыками, чтобы каждый из детей пове...
Использование игровых пособий из «комнаты психомоторного» развития для создания ситуации успеха в деятельности младших школьников
Использование игровых пособий из «комнаты психомоторного» развития для создания ситуации успеха в деятельности младших школьников...
Необходимость создания ситуации успеха на уроке - неотъемлемая часть формирования ключевых компетентностей.
В данной статье изложены материалы из опыта работы по развивающей программе "Школа 2100". Представлены приёмы, методы, пути создания проблемной ситуации на уроке.Проблемная ситуация создаё...
"Создание ситуации успеха."
Выступление в городской творческой группе учителей города Салават "Здоровье через образование"...
Создание ситуации успеха на уроке
Методический материал для учителя, раскрывающий проблему создания ситуации успеха на уроке....
Создание ситуации успеха на занятиях в дополнительном образовании - как условие успешной адаптации к школьному обучению
В моей педагогической деятельности главной целью является подготовка к успешной адаптации ребёнка к школьному обучению. В своей работе я использую много различных методов для реализации данной ц...
Сообщение "Создание ситуации успеха на уроке"
Создание ситуации успеха в школе — один из ключевых моментов мотивации к учебе, воспитание интереса к познанию, воспитание сильных черт характера. Другими словами: успех в учебе сегодня — ...