Из опыта работы «Использование приемов смыслового чтения во внеурочной деятельности»
методическая разработка

Осипова Любовь Васильевна

Обучение смысловому  чтению учащихся начальных классов  через образовательный курс внеурочной деятельности  «В мире информации.  Работаем с информационными источниками».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Мугунская средняя общеобразовательная школа»

Из опыта работы:

Обучение смысловому  чтению учащихся начальных классов

через образовательный курс внеурочной деятельности

 «В мире информации.  Работаем с информационными источниками».

Подготовила: учитель

начальных классов

Осипова Любовь Васильевна

2020 г

Читать - это ещё ничего не значит,

что читать и как понимать прочитанное –

вот в чём главное дело.

К.Д. Ушинский

        Здравствуйте, уважаемые коллеги! Свое выступление я хочу начать словами А.С. Пушкина «Чтение – есть самое главное в жизни обучение».

        Тема моего выступления: «Использование приемов смыслового чтения во внеурочной деятельности», как я на практике применяю современный подход к формированию навыка смыслового чтения, его виды, методы и приемы, целью которого является - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. 

Примеры иллюстраций и заданий взяты из программы курса внеурочной деятельности «В мире информации.  Работаем с информационными источниками» и пособий издательства «Планета».

        Мы живем в XXI веке – веке информационных технологий. Наша жизнь все более пронизывается информационными потоками, знаками, символами. Сегодня невозможно представить себе наше существование без инфографики в виде таблиц, схем, диаграмм, инструкций, указателей, графиков. Этот перечень визуально-информационных сопровождений повседневности можно продолжать и продолжать…

        Вот почему выпускник школы сегодня должен быть умелым пользователем информационно-коммуникационных технологий и современных технических средств; обладать хорошо развитым умением искать, анализировать и перерабатывать информацию, получая новые знания.

         Для начальной школы наиболее актуальным  является рассматривание информационной грамотности как умения формулировать информационную потребность, искать, запрашивать, оценивать, отбирать и перерабатывать информацию, в каком бы виде она ни была.

            В материалах PISA (Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся) дана классификация текстов по структуре (сплошные и несплошные) и по ситуации (контексту) использования (для личных целей, для общественных целей, для рабочих целей, для получения образования).

        Поэтому от современного учителя требуется найти и применить формы, методы и приёмы учебной деятельности, максимально способствующие формированию информационной грамотности обучающихся.  Немаловажным  является: формирование у младших школьников навыков смыслового чтения.

       Смысловое чтение - это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

       Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

        Когда ребенок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

В процессе обучения смысловому чтению у младших школьников формируются умения:

- понимать текст;

- анализировать;

- сравнивать;

- видоизменять;

- генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи).

Виды смыслового чтения.

Выделяют следующие виды чтения:

1. Просмотровое;

2. Ознакомительное;

3. Изучающее;

4. Рефлексивное.

1. Просмотровое чтение — вид смыслового чтения, при котором  происходит поиск конкретной информации или факта.

Просмотровое чтение: пример задания

2. Ознакомительное  чтение — вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация.

Ознакомительное чтение: пример задания

3. Изучающее чтение — вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.

Изучающее чтение: пример задания

4. Рефлексивное  чтение — самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.

Методы и приемы обучения смысловому чтению.

Для обучения смысловому чтению используются следующие методы и приемы:

1. Развитие умения анализировать задание.

Рефлексивное чтение: пример задания

2. Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию.

Поиск ключевых слов в задании: пример

3. Ответы на поставленные вопросы (как письменные, так и устные).

Ответы на поставленные вопросы: пример

4. Определение последовательности событий в прочитанном тексте.

Определение последовательности событий в прочитанном тексте: пример

5. Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.

Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста: пример

6. Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения.

Умение, опираясь на прочитанный текст: пример

7. Нахождение нужной информации в различных информационных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.

Нахождение нужной информации в различных информационных источниках: пример

Этапы формированию умений и навыков смыслового чтения.

Работу по формированию умений и навыков смыслового чтения необходимо проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу. 

Какие основные этапы нельзя пропускать?

  • Работа с незнакомыми словами (объяснение незнакомых слов).

Учитель обязательно должен определить, понятен ли детям смысл отдельных слов. Ему необходимо уточнить это во время прочтения, чтобы у учеников сформировался навык самостоятельного выделения незнакомых слов, значение которых необходимо расшифровать. Такие слова можно подчеркивать и искать их трактовку в словаре после прочтения, либо значение объясняется учителем.

Существующая в школе практика разбора слов, недостаточно эффективна, так как дети иногда не понимают очень простые на первый взгляд слова. Поэтому, не исключая словарную работу перед чтением, у детей важно создать установку на самостоятельное выделение при чтении непонятных слов и выяснение их значений. В методике обучения пониманию текста делается акцент на том, чтобы каждое непонятное ребенку слово было для него словно красный сигнал светофора, препятствующий дальнейшему движению.

  • Работа с ключевыми словами.

В любом написанном материале непременно присутствуют ключевые слова, без которых теряется смысл произведения. Учитель должен помочь школьникам найти их и объяснить необходимость применения и смысл, который они несут. Интересна будет работа с ключевыми словами в таком виде: Учитель или ученик читают рассказ, повесть или что-либо другое. Далее педагог спрашивает детей, какие главные слова они могли бы выделить, и записывает их на доске, а дети — в тетради. После этого предлагается воспроизвести прочитанный текст, используя данные ключевые слова. Записывать такие слова можно и по ходу чтения.

  • Работа со словами-образами.

Получить удовольствие от чтения художественного текста невозможно без чуткого отношения к словам-образам или художественным средствам, найденным автором произведения. Знакомство со словами-образами, в которых скрываются секреты красоты текста, начинается с понятия о сравнении. Сравнение позволяет сделать образ, возникающий у читателя, более ярким, полным, объемным, но с начинающим читателем нет необходимости обсуждать литературоведческие понятия, так как не это является главным в понимании, основное внимание нужно уделить обогащению образного ряда с помощью использованных автором художественных средств.

Нужно обращать внимание не только на слова-образы, но и на звуки, части слов, на формы или порядок слов.

  • Работа с многозначными словами.

- Найди хорошо знакомые слова в другом, непривычном, употреблении.

С вилкой или ножом нужно обращаться очень осторожно, потому что они острые.

Горчица была такой острой, что у Вани выступили на глазах слезы.

Алеша простыл и поэтому не пошел гулять с ребятами.

Когда Анна Ивановна вышла в переулок, хулиганов и след простыл.

  • Работа с фразеологизмами.

1. Замените в предложении выделенные слова фразеологизмами.

Пример

- Ученые беспокоятся и предупреждают (бьют тревогу): земле угрожает экологическая катастрофа.

- Юля долго спорила с подругой, что подарить Вере на день рождения. Наконец, они договорились (нашли общий язык).

2. Определите, какой фразеологизм подойдет к этому тексту.

Пример

Дача располагалась в живописной роще, в очень удобном месте: рядом (в двух шагах) протекала речка, и до станции было совсем недалеко (рукой подать).

3. Составьте диалог, используя фразеологизмы:

Пример

- Ты вчера долго решал задачу по физике?

- Да, очень долго. А ты сразу решил?

- Я долго … (ломал голову), но без помощи старшей сестры ничего не смог сделать.

  • Рассказ по предложению.

Прочитай предложение, подумай и составь по нему небольшой рассказ. Принцип составления рассказа – разворачивание текстовой информации.

  • Применение метода «диалог с автором текста».

Диалог с автором текста происходит в результате активного вычитывания текстовой информации с целью понять «загадки» текста, разглядеть позицию автора, осознать свое отношение к этой позиции. Диалог часто начинается уже при знакомстве с названием произведения, а заканчивается самостоятельным поиском ответов на вопросы, которые остались нераскрытыми в тексте. Если говорить о целенаправленном использовании этого метода в учебных целях, его можно разделить на несколько этапов:

- ищем то, что не очень понятно в тексте и формулируем вопросы;

- прогнозируем ответы на возникшие вопросы и прогнозируем дальнейшее содержание текста;

- самопроверка (проверяем свои предположения, сверяя их с текстом).

Метод «диалог с автором текста» наиболее эфективен на этапе до чтения (работа с заголовком) и по ходу чтения текста, так как он активизирует процессы, участвующие в понимании. Прогнозирование содержания текста по заголовку настраивает читателя на восприятие текстовой информации.

Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение.

         

        В заключении хочется отметить, что использование этих и других приёмов смыслового чтения помогает нам:

-научить детей ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;

-находить в тексте требуемую информацию;

-выделять не только главную, но и второстепенную информацию;

-читать внимательно и вдумчиво.

       Огромный плюс в моей работе  дает применение рабочих тетрадей «В мире информации. Работаем с информационными источниками» в которых содержатся практические задания для обучающихся 1, 2, 3 и 4 классов по разделу «Формирование информационной компетенции учащихся» в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

В тетрадях подобраны замечательные тексты и задания к ним,  которые позволяют глубже изучить данный учебный материал, оперативно делать выводы, быстро ориентироваться в поставленной задаче, понимая « что дано » и «что нужно найти» или «доказать».

       Слова К. Ушинского как никогда актуальны в наши дни, в период, когда необходимо сформировать метапредметные умения учеников. Чтение является основным умением, необходимым для дальнейшего успешного обучения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование приёмов смыслового чтения во внеурочной деятельности. Осипова Л . В . учитель начальных классов МОУ « Мугунская СОШ»

Слайд 2

Смысловое чтение В процессе обучения смысловому чтению младшие школьники должны научиться тексты: • понимать ; • анализировать ; • сравнивать ; • видоизменять ; • генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи) Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная .

Слайд 3

Типы чтения текстов Просмотровое чтение предполагает нахождение конкретной информации – единицы информации и (или) конкретного факта .

Слайд 4

Типы чтения текстов Ознакомительное чтение направлено на извлечение ключевой информации или выделение главного компонента содержания текста.

Слайд 5

Типы чтения текстов Изучающее чтение ориентировано на извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста в целом или отдельных его компонентов.

Слайд 6

Типы чтения текстов Рефлексивное - самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события , прочитав заголовок или по ходу чтения.

Слайд 7

Смысловое чтение Просмотровое чтение — вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта.

Слайд 8

Смысловое чтение Ознакомительное чтение — вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация.

Слайд 9

Смысловое чтение Изучающее — вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.

Слайд 10

Смысловое чтение Рефлексивное — самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.

Слайд 11

Смысловое чтение Для обучения смысловому чтению используются следующие методы и приемы : Развитие умения анализировать задание. Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию. Ответы на поставленные вопросы (и письменные, и устные). Определение последовательности событий в тексте. Формулирование простых выводов после прочтения. Преобразование прочитанного текста в таблицу . Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией. Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста. Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения. Нахождение нужной информации в различных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.

Слайд 12

Смысловое чтение Развитие умения анализировать задание.

Слайд 13

Смысловое чтение Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию.

Слайд 14

Смысловое чтение Ответы на поставленные вопросы (устно и письменно).

Слайд 15

Смысловое чтение Определение последовательности событий в тексте.

Слайд 16

Смысловое чтение Формулирование простых выводов после прочтения текста.

Слайд 17

Смысловое чтение Преобразование прочитанного текста в таблицу.

Слайд 18

Смысловое чтение Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного.

Слайд 19

Смысловое чтение Умение, опираясь на прочитанный текст , доказывать свою точку зрения

Слайд 20

Смысловое чтение Нахождение нужной информации в различных информационных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.

Слайд 21

Смысловое чтение Осознанность чтения

Слайд 22

Смысловое чтение Рефлексия Формирующее самооценивание

Слайд 23

Смысловое чтение Работу по формированию умений и навыков смыслового чтения необходимо проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу. Какие основные этапы нельзя пропускать? Работа с незнакомыми словами Работа с ключевыми словами Работа со словами-образами Работа с многозначными словами Работа с фразеологизмами Рассказ по предложению Развитие читательского воображения Диалог с автором текста Техника чтения

Слайд 24

Смысловое чтение

Слайд 25

Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное дело. К.Д . Ушинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков смыслового чтения посредством внеурочной деятельности

Формирование навыков смыслового чтения посредством внеурочной деятельности ...

Использование приемов смыслового чтения на уроках математики и окружающего мира в начальной школе .

Использование приемов смыслового чтения на уроках математики и окружающего мира в начальной школе ....

Использование приемов смыслового чтения в начальной школе

Фундаментом всего последующего обучения в школе является образование, которое дети получают в начальной школе. В первую очередь это отражается в сформированности универсальных учебных действий, обеспе...

Создание мультфильмов как приём формирования смыслового чтения во внеурочной деятельности

Для успешного формирования основ смыслового чтения во внеурочной деятельности используются инновационные средства работы: компьютерные и мультимедийные технологии, которые значительно повышают эффекти...

Использование приемов смыслового чтения на уроках английского языка

  В данной статье раскрывается понятие смыслового чтения, рассматриваются вопросы актуальности обучения смысловому  чтению и описываются приемы,  используемые на различных этапах...

Приемы смыслового чтения во внеурочной деятельности

В современном обществе навык чтения у школьников не может быть ограничен просто овладением техникой чтения. Чтение представляет собой непрерывно развивающийся комплекс знаний, навыков и умений, являющ...